|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 3 Психические и физические последствия моббинга 9 страница⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15
Суммарные показатели: (Баллы по шкале 1 + баллы по шкале 2 + баллы по шкале 3): : 3 = ИА (индекс агрессивности). (Баллы по шкале 6 + баллы по шкале 7): 2 = ИВ (индекс враждебности). 1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица. 2. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (угроза, проклятия, ругань). 3. Косвенная агрессия — использование окольным путем направленных против других лиц сплетен, шуток и проявление ненаправленных, неупорядоченных взрывов ярости (крик, топание ногами и т. п. ). 4. Негативизм — оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета и руководства, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов. 5. Раздражение — склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости. 6. Подозрительность — склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, проистекающим из убеждения, что окружающие намерены причинить вред. 7. Обида — проявления зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-либо или всем миром за действительные или мнимые страдания. 8. Аутоагрессия, или чувство вины — отношение и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения самого обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает неправильно. Данный тест не свободен от мотивационных искажений (например, в связи с социальной желательностью), его результаты требуют дополнительной проверки. Применение данного метода в работе с учащимися школы (начиная с VI класса) и с учителями (предметниками и проходящими подготовку по специальности «Практический психолог») показало достаточную диагностич- ность. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ Авторитет — принятое широкими слоями населения и узаконенное право руководить поведением и действиями других людей. Авторитет выражает особого рода общественные отношения между людьми и их общностями, которые основаны на доверии к качествам и достоинствам его субъекта. Администратор — профессионал, который способствует выполнению решения, принятого в ходе конфликта. Агрессия — 1) враждебная внутренняя установка, враждебный тип действий индивида, социальной группы или страны по отношению к другому индивиду, группе, стране, выражающиеся в нанесении вреда, ущерба, поражения сопернику в конфликтных взаимодействиях; 2) применение вооруженной силы одним государством против суверенитета, территориальной или политической независимости другого государства или народа (нации), сопровождаемое различными видами конфликтов. Включает в качестве обязательных компонентов первенство или инициативу, умысел, агрессивное намерение по отношению к противнику. Акцентуация локус контроля — чрезмерно выраженное стремление человека переложить ответственность за результаты своей деятельности, в том числе и конфликтной, на внешние силы и обстоятельства либо связать их с особенностями своего поведения. Анализ социального конфликта прикладной — необходимое условие правильного понимания и разрешения конфликта; предполагает выяснение следующих факторов: 1) причин конфликта; 2) объекта конфликта; 3) сторон конфликта (его субъектов, конфликтогенов); 4) их интересов, в том числе противоположных и совпадающих; 5) целей субъектов конфликта; 6) соотношения сил, ресурсов субъектов конфликта; 7) поводов и предлогов конфликтного поведения; 8) возможных сценариев развития конфликта и его последствий. Итогом прикладного анализа конфликта выступают: 1) выбор стратегии конфликтного поведения; 2) определение тактики конфликтного взаимодействия; 3) построение оптимальной модели разрешения конфликта; 4) выбор адекватной социальной технологии (приемов, способов) реализации данной модели. Анализ социального конфликта теоретический — построение системы идей, концепций, принципов, ориентированных на изучение, осмысление и интерпретацию основных тенденций и закономерностей развертывания конфликтных взаимодействий. Различают несколько взаимосвязанных уровней такого анализа. Социально-философский уровень является методологической основой теоретического рассмотрения социального конфликта на всех последовательных уровнях его анализа и представляет собой синтез теоретических представлений о противоречиях как источнике любого развития. Социологический уровень представляет собой системное исследование причин, социодинамики развертывания конфликтных взаимодействий, их типов, видов, форм проявления и способов разрешения. Социально-психологический уровень — совокупность исследовательских процедур и методов изучения особенностей поведения и деятельности индивидов и малых групп (семья, трудовой коллектив и др. ), включенных в конфликтные процессы, с точки зрения социально-психологических особенностей внутриличностных, межличностных, межгрупповых конфликтов и конфликтов между личностью и группой. Политологический уровень — системные исследования самых интенсивных и напряженных социальных конфликтов в политической сфере общества, направленных на удержание государственной власти или ее ниспровержение, завоевание и т. п., на анализ разнообразия и противоборства политических общностей (социальных групп, классов, общественно-политических движений, партий и т. д. ), способов осуществления политических конфликтов, их разрешения и урегулирование. Юридически-правовой уровень — совокупность методов и процедур исследования конфликтов с точки зрения нормативно-правовой регуляции взаимодействий между индивидами, группами и социальными институтами, такими, в частности, как государство и право, и, следовательно, рассмотрение конфликтных ситуаций и процессов в их реальной связи с действующими правовыми структурами и институтами, с эффективной деятельностью последних. Арбитраж — способ урегулирования трудовых, имущественных, политических, международных конфликтов, при котором субъекты конфликта обращаются к независимым арбитрам (третейским судьям), избираемым самими сторонами или назначаемым по их соглашению из числа авторитарных лиц, организаций либо международных органов. Барьеры коммуникации — помехи, препятствующие налаживанию контакта между коммуникатором и реципиентом, способные привести к непониманию и возникновению конфликтных взаимодействий между ними. Существуют различные типы барьеров. Психологические барьеры связаны с отрицательными установками реципиента на коммуникатора, на канал и способ общения, форму или содержание сообщения. Социальные барьеры возникают вследствие принадлежности коммуникатора и реципиента к различным социальным группам, социального ограничения доступа к информации и возможностей ее использования. Культурные барьеры возникают главным образом в межнациональной коммуникации, где могут быть порождены различиями национальных традиций общения, систем и ценностей. Безработица — отсутствие работы для трудоспособных и желающих работать. Безработица массовая — состояние, когда большое число членов общества, способных к труду, остается без работы. Безработица скрытая (латентная) — избыточная занятость, обусловленная разными причинами: стремлениями сохранить кадры, уменьшить число безработных, оказать соответствующую материальную поддержку людям. Безработица структурная — безработица вызванная отсутствием спроса и предложения на рынке труда, изменениями в технологиях, структуре конечного потребления, географического размещения производительных сил, технической отсталостью ряда отраслей и производства. Безработица текущая (фрикционная незанятость) — незанятость в связи с переходом работников с одного предприятия на другое. Блокада — любое вмешательство враждебно настроенных лиц, социальных групп, стран, создающее преграду намечаемым или уже осуществляемым действиям другого человека, группы или государства. Взаимодействие конфликтное — процесс взаимных негативных воздействий индивидов, групп, партий, этносов, стран друг на друга, в результате которых сталкиваются интересы, цели, устремления, ценностные ориентации соперничающих субъектов конфликта. Взаимодействие социальное — процесс взаимного влияния людей или групп на сознание, ценностные ориентации, установки и поведение друг друга, характеризующийся согласованием действий, благодаря чему усиливается эффективность действий участвующих во взаимодействии индивидов и групп. Группа конфликтная — совокупность людей, объединяемая общими интересами, целями и задачами деятельности, осознающая их противоположность интересам, целям и задачам соперничающей группы и ведущая с последней активную борьбу. Группа социальная — совокупность людей, объединяемая наличием общих интересов, целей и задач деятельности и выполняющая общественно необходимую функцию в структуре разделения труда и деятельности, способная вступить в конфликтное взаимодействие с другими группами. Движение социальное — массовые действия представителей одной или нескольких больших социальных групп, одного или нескольких социальных слоев, направленные на поддержку социальных изменений или на сопротивление этим изменениям. Дезорганизация социальная — процесс разрушения социальной системы или отдельных ее частей, предполагающий нарастание дисфункций социальных норм, правил и институтов, ослабление или разрушение социального контроля, возрастание социальной напряженности и увеличение социальных конфликтов. Действие конфликтное — самый активный и напряженный этап развертывания конфликтного процесса, проявляющийся в активном действии одной или всех сторон, участвующих в конфликте, и направленный на блокирование, ослабление, нанесение ущерба, устранение и уничтожение соперника. Деятельность социальная — специфическая форма активного отношения индивида, социальной группы (общности) или слоя, выражающаяся в целесообразном изменении и преобразовании общества, его социальной структуры, функционирующих в нем стандартов, норм, правил и ценностей. Действия медиатора — специфический акт вмешательства, «техника влияния», направленная на субъектов конфликта, которая способствует выбору участникам конфликта положительных действий и тормозит выбор отрицательных действий. Дискриминация — несправедливое, принижающее личность или группу, нарушающее их права обращение с членами определенной общности (территориальной, политической, этнической, субкультурной, религиозной) со стороны господствующего социального слоя или властных структур, нередко приводящее к возникновению политических, этнонациональ- ных и иных конфликтов. Дистанция социальная — величина, характеризующая степень социальной близости или отчуждения в социальном пространстве отдельных индивидов и социальных групп. Дифференциация социальная — расслоение общества на различные, часто враждующие группы по национальному, имущественному, социокультурному, религиозному и иным признакам, приводящее к возникновению конфликтных ситуаций в соответствующей сфере общественной жизни. Изоляция социальная — социальный процесс, характеризующийся отстранением индивида или социальной группы от других индивидов или социальных групп в результате резкого сокращения или прекращения социальных контактов и взаимодействий. Иерархия социальная — иерархическая структура, характеризующаяся неравенством социальных статусов, доходов, престижа, отношений власти и подчинения, составляющая один из основных источников социальных конфликтов Институт социальный — организованная система социальных норм, предписаний, установлений и требований, посредством которых общество регулирует и контролирует деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни. Институционализация — процесс формирования устойчивых ценностно-нормативных образцов деятельности, социальных статусов и ролей, приведения их в систему, способную действовать в направлении интеграции и координации поведения индивидов, групп и общностей. Институционализация конфликта — процесс включения конфликтных взаимодействий в существующую в обществе систему ценностно-норма- тивных образцов действия, приведение их в соответствие с требованиями и установлениями Конституции и других правовых актов. Источники конфликта — явления, ситуации, которые предшествуют конфликту и вызывают его. Инициатор конфликта — сторона, которая первой начала конфликтные действия. Инцидент — действие, затрагивающее интересы одной или обеих враждующих сторон и используемое ими для развязывания конфликтных действий. Ингибиция — торможение, подавление активности индивида. Конкуренция — стремление к достижению успеха, получению вознаграждения, власти путем опережения, отстранения или устранения соперников, стремящихся к идентичным целям; вызывает конфликтные взаимодействия в обществе. Консенсус — социальное согласие и определенная степень согласованности в действиях, благодаря чему обеспечивается социальная интеграция и совместные коллективные действия, в том числе и групп, находившихся до этого в конфликтных противоречиях. Консультант — специалист, который обеспечивает информацией, советом одну или обе заинтересованные стороны, помогая им разрешить конфликт. Конфликтогены — слова, действия, ситуации, которые могут привести к конфликту, вызывают возмущение, гнев и другие отрицательные эмоциональные состояния. Конфликтная ситуация — противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие ситуацию для реального противоборства субъектов конфликта. Коммуникабельность — способность индивидов устанавливать социальные контакты, связи, отношения. Конфликтные отношения — связи между субъектами конфликта в процессе конфликта. Конфликтное поведение — поступки субъектов конфликта с целью реализации своих намерений. Конфликт бытовой — конфликтное столкновение индивидов и/или групп в бытовой сфере, возникающее из-за обладания жизненно важными ресурсами (пища, одежда, жилище, поддержание здоровья, проведение досуга и т. п. ); интересы, потребности и цели одних лиц и социальных групп сталкиваются с потребностями, интересами и целями других. Конфликт вертикальный — специфический тип конфликтного взаимодействия, направленного вдоль оси политической или организационно- управленческой иерархии (например, против органов власти или руководителя предприятия, любой другой организации), разрешение которого может привести либо к компромиссу, либо к изменению стиля руководства, либо к смене последнего, либо к устранению инициаторов конфликта и его участников. Конфликт внеинституциональный — вид конфликтного противоборства, содержание и направленность которого резко расходятся с существующими в данной стране системой социальных институтов и ценностно-нормативной структурой регулирования поведения граждан и их групп (например, государственный переворот и т. п. ). Конфликт внутригрупповой — тип конфликтного противоборства, возникающего внутри социальной группы вследствие борьбы отдельных индивидов и их общностей за групповое доминирование, за лучшие условия и более высокую степень вознаграждения деятельности в группе, за престиж, авторитет, а также ситуационной и психологической несовместимости двух или большего числа членов данной группы, их личной неприязни друг к другу. Конфликт внутриличностный — специфический тип конфликтного процесса, развертывающегося внутри личности (вследствие дисгармоничности, противоречивости стремлений, присущих различным подсистемам и структурам психологической системы индивида), между его сознательными и бессознательными влечениями, между требованиями совести и стремлением к получению удовольствия, между инстинктивными позывами и нормами культуры и нравственности. Конфликт внутрисистемный — тип конфликтного противостояния между различными социальными группами и общностями, функционирующими в одной социальной системе, вследствие противоположности и несовместимости их интересов, целей, стремлений, например конфликт между правящей и оппозиционной партиями. Конфликт горизонтальный — специфический тип конфликтного противоборства, развертывающегося вдоль горизонтальной оси взаимодействия равноправных партнеров: двух предприятий, спортивных команд, сослуживцев, находящихся на одной ступени служебной лестницы. Чаще всего завершается поисками компромисса, взаимными уступками, но иногда приходится прибегать и к вмешательству извне — со стороны суда, органов власти и т. д. Конфликт деструктивный — разновидность конфликтного противоборства, способного привести к снижению эффективности соответствующей системы, общности или организации либо к ее разрушению; возникает, как правило, вследствие неквалифицированных, непрофессиональных действий руководителей или их подчиненных. Конфликт конструктивный — тип конфликтного взаимодействия, в процессе и результате развертывания которого происходит устранение недостатков в функционировании социальной системы, группы или организации, повышается эффективность выполняемых ею функций, ее адаптация к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды, усиливаются сплоченность ее членов и их единство. Конфликт латентный (скрытый) — особый случай конфликтного процесса, который основывается на противоречиях более глубоких, чем те, которые служат предметом противоборства в своих внешних проявлениях. Конфликт дисфункциональный — конфликтное взаимодействие индивидов или общностей в пределах одной социальной группы или организации, приводящее к ослаблению устойчивости и стабильности данной группы или организации, к резкому снижению эффективности ее функций либо к их угасанию. Конфликт межгрупповой — распространенный тип конфликтного противоборства, субъектами которого выступают различные социальные группы (политические, демографические, профессиональные, спортивные и т. п. ), конкурирующие между собой по различным причинам, в различных условиях и формах, с различной степенью напряженности и интенсивности за обладание различными объектами. Такие конфликты обусловлены не только реально существующими социальными противоречиями и противостоянием интересов, целей, стремлений, но и особенностями индивидуальной и групповой идентификации, производящей разделение взаимодействующих социальных групп на «своих» и «чужих» и влекущей за собой их конфликтное противостояние. Конфликт между личностью и группой — своеобразная форма конфликтного взаимодействия. Предполагает столкновение интересов и притязаний отдельного индивида, с одной стороны, и целей группы, с другой, который чаше всего возникает вследствие того, что экспектации (ожидания) группы вступают в противоречие с ожиданиями и стремлениями отдельной личности. Конфликт межличностный — наиболее распространенный тип конфликтных взаимодействий. Его субъектами выступают две или более личности, враждующие между собой вследствие конкуренции за жизненно важные ресурсы (собственность, власть, должность, престиж и т. п. ), а также вследствие психологических особенностей участников конфликта и социально- психологической специфики их социального окружения — семьи, трудового коллектива, субкультурной группы и т. д. Конфликт социальный — тип социальных взаимодействий, характеризующихся противоборством социальных субъектов (индивидов, групп, общностей, движений), обусловленным противоречием их потребностей, интересов, целей, а также социальных статусов, ролей и функций и ориентированным на достижение вознаграждения путем навязывания своей воли, подчинения, ослабления, устранения и даже уничтожения соперника, стремящегося добиться того же вознаграждения. Конфликтная ситуация — специфическое состояние социальной системы, группы или взаимодействий между ними, в котором проявляются противоречия интересов, целей, мотивов поведения, жизненных установок, осознание этого противоречия, сопровождаемое негативными эмоциями, побуждающими субъектов потенциальных конфликтов искать повод для конфликтного действия, вырабатывать стратегию, тактику и технологию предстоящей конфликтной борьбы. Конфликтологическая стратегия — теоретическая концепция о целях конфликтной борьбы, о совокупности методов, приемов и способов разрешения социальных конфликтов, ориентированных на достижение стратегической цели конфликтного противоборства. Различают четыре основные стратегии конфликтного взаимодействия: 1) уклонение от конфликта; 2) компромисс; 3) одностороннее доминирование (подавление); 4) интегративную стратегию разрешения конфликта. Конфликтология — область научного знания, опирающегося на синтез философских, социологических, психологических, педагогических, политологических и юридических знаний. Объектами конфликтологии являются изучение причин, особенностей, тенденций и закономерностей возникновения, развития и функционирования конфликтов, методов и способов их разрешения и предотвращения, преодоление их отрицательных последствий и использования их конструктивных функций в целях совершенствования соответствующих социальных систем, общностей, организаций, институтов, повышения эффективности их деятельности. Критическая точка конфликта — момент или период наивысшей интенсивности конфликтного взаимодействия, после которого уровень конфликтного соперничества снижается. Личность — устойчивая совокупность социально значимых качеств, присущих человеку как социальному существу, представляющая собой продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений и деятельности. Личность маргинальная — индивид, занимающий промежуточное положение на границе между двумя или более культурами, частично ассимилированный в каждую, но полностью — ни в одну, занимающий в силу этого неустойчивый социальный статус, вследствие чего чаще других вовлекается в социальный конфликт. Медиация — вмешательство «третьей стороны», которая не имеет право принимать решения и лишь помогает конфликтующим сторонам договориться о приемлемом варианте решения проблемы. Переговоры — один из эффективных способов делового общения, в результате которого враждующие стороны обмениваются мнениями, сближают свои позиции и достигают соглашения о способах урегулирования конфликта путем взаимных уступок друг другу. Повод — событие или обстоятельство, которое активно ищется или придумывается кем-либо из потенциальных субъектов конфликта для использования в качестве толчка к развязыванию конфликтного взаимодействия. Разрешение конфликта — выбор альтернативы в конфликтном процессе, при которой основные усилия субъектов конфликта сосредоточены на обострении конфликтного взаимодействия и расширении масштабов и интенсивности конфликта, на использовании всех имеющихся возможностей, сил и средств для ослабления, устранения соперника, а если удастся, то и нанесения ему поражения, либо такой альтернативы, при которой противоборствующие стороны стремятся к урегулированию конфликта. Соперничество — разновидность межличностного и межгруппового конфликта, проявляющаяся в стремлении опередить, победить оппонента в движении к общей с ним цели. Субъект конфликта — личность, группа или организация, находящиеся в столкновении с кем-либо. Толерантность — терпимость по отношению к людям. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение.................................................................................. 3 РАЗДЕЛ I. ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА И ЕГО РАЗВИТИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ Глава 1. Возникновение конфликтологических идей, становление конфликтологии 9 Глава 2. Социальная природа конфликта, его особенности 15 2. 1. Значение социальной напряженности и конфликта в социальной работе 16 2. 2. Социальные коммуникация и конфликты...................... 25 2. 3. Личностные причины конфликтов................................. 30 2. 4. Культурные и возрастные факторы конфликта............. 36 РАЗДЕЛ II СТРУКТУРА И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА Глава 3. Структура конфликта......................................... 40 3. 1. Источники конфликта..................................................... 41 3. 2. Субъекты конфликта (конфликтующие стороны)......... 42 3. 3. Объект и предмет конфликта......................................... 45 3. 4. Процесс конфликта......................................................... 47 Глава 4. Развитие конфликта............................................ 50 4. 1. Динамика конфликта и модели его развития................. 50 4. 2. Объективное противоречие и его обострение............... 54 4. 3. Инцидент и конфликтная ситуация................................ 56 4. 4. Реакция субъектов на конфликт: деструктивный и конструктивный пути развития конфликтов..................... 58 РАЗДЕЛ III. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ Глава 5. Межличностные и межгрупповые процессы...................................................... 61 5. 1. Сотрудничество, компромисс и конкуренция............... 63 5. 2. Конструктивная дискуссия............................................. 66 5. 3. Проблема коммуникации в конфликтных ситуациях... 68 5. 4. Проблема принятия решения во время конфликта....... 72 5. 5. Саморегуляция социального работника в процессе разрешения конфликта 78 5. 6. Моббинг-конфликт.......................................................... 82 Глава 6. Модели управления развитием конфликтов в социальной работе 85 6. 1. Управление конфликтом................................................ 85 6. 2. Конструктивные и диструктивные последствия конфликта 87 6. 3. Урегулирование и разрешение конфликта.................... 89 6. 4. Подходы к управлению развитием конфликтов............ 91 6. 5. Медиация (посредничество): процесс и стадии............ 94 6. 6. Разновидности ролей посредника.................................. 99 6. 7. Особенности деятельности посредника и основы эффективного посредничества 101 6. 8. Первоначальный контакт с конфликтующими сторонами и выбор стратегии медиации.............................................. 105 6. 9. Отношения между посредником и субъектами конфликта и влияние их на принятие решения.................................... 107 6. 10. Методы сбора данных о конфликте: интервью, анализ конфликта и создание плана медиации 110 Глава 7. Методики разрешения конфликтов в процессе социальной работы 113 7. 1. Разрешение конфликтов в социальной работе: актуальные проблемы, дискуссии и тенденции 113 7. 2. Ведение переговоров.................................................... 117 7. 3. Сферы разрешения конфликтов социальными работниками 119 Практикум по конфликтологии.......................................... 134 Словарь терминов.......................... ................................... 187 Литература.......................................................................... 195 ' Дюркгейм Э. Социология. — М., 1994. — С. 31. 2 Сорокина [1] Энциклопедия социальной работы. — М., 2008. — С. 205. [2] Там же. [3] Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. — М., 1995. — С. 9. [4] Park R., Burgess Е. Introduction to the science of sociology. — Chicago, 1921. — P. 574-575. [5] Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М., 1989. — С. 335. [6] Юнг К. Г. Архетип и символ. - М., 1991. — С. 118. [7] См.: Kolodej С. Mediation bei Mobbing // Harald Агурд (Hrsg. ): Mediationin Organisationen.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|