|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 3 Психические и физические последствия моббинга 7 страница41. Иногда он недостаточно серьезно относится к своим обязанностям. 42. Иногда на некоторое время или несколько дней, а то и недель он уходит в себя. 43. Его поведение определяется в первую очередь морально-политическими нормами общества. 44. Он склонен к паникерству. 45. Он доверчив в общении с друзьями. 46. Он исполнителен, имеет развитое чувство долга. 47. Его кредо — «Куда подует ветер, туда и я». 48. Он человек малообщительный, общается преимущественно по необходимости. 49. Без особого труда он может изменить свое настроение. 50. Он не делает первым шаг к примирению в случае конфликта. 51. Нередко он переносит исполнение дела на более поздний срок или на другой день недели. 52. Он предпочитает жить реальной жизнью, а не строить планы на будущее. 53. Он может быть душой общества. 54. Иногда он сам не знает, что ему нужно. 55. Он избегает шумного общества. 56. Он обладает художественным вкусом. 57. Он весьма тонко чувствует, кто и как к нему относится. 58. Его легко обидеть. 59. Для достижения цели он предпочитает использовать апробированные способы, приемы, шаблоны, наборы действий. 60. Он склонен раздумывать, как сделать лучше, быстрее, с меньшими затратами труда и сил. 61. Можно сказать, что он человек демонстративный. 62. Он человек злопамятный. 63. Можно сказать, что он человек педантичный. 64. Он импульсивен. 65. Можно сказать, что он оптимист. 66. Он то оптимистичен, то вдруг пессимистичен. 67. Можно сказать, что он выраженный пессимист. 68. Он, скорее, человек пылкий, эмоциональный. 69. Можно сказать, что он достаточно тревожный человек. 70. Он слишком миролюбивый. 71. Он человек непосредственный, спонтанный. 72. Можно сказать, что он человек обособленный. Ключ При обработке результатов опроса учитываются лишь утверждения, на которые вы ответили утвердительно («Да» соответствует вашему поведению). Ниже в таблице приведены цифры акцентуаций и номера утверждений, которые соответствуют этим акцентуациям. Так, например, педантичность (шифр — 03) будет наблюдаться у человека, который считает, что утверждения 3, 15, 27, 39, 41, 53, 65 соответствуют его поведению.
То или иное утверждение в разной степени отражает выраженность акцентуации, поэтому следует присваивать им разные баллы. Например, утверждения с 49 по 60 в наименьшей степени характерны для соответствующих акцентуаций, поэтому за них присваивается 1 балл; утверждения 61 — 72 характерны в наибольшей степени, поэтому за них присваивается 6 баллов. Все остальные утверждения имеют промежуточные значения баллов. Руководствуясь описанной шкалой можно подсчитать общую сумму баллов, набранных испытуемым, и определить типы акцентуаций темперамента (05 — 10), характера (01 — 04) и стиля мышления (11 — 12). Типы акцентуаций личности Демонстративный тип характеризуют развитая способность к вытеснению из памяти неприятных сведений и фактов, вследствие чего корректируются все сферы деятельности, эмоциональность, раскованность, способность увлечь, наличие актерских способностей, яркость выражения чувств, эгоизм в маске участия, фантазерство, неискренность, способность уходить от решения важных вопросов, уходить в болезнь. Для злопамятного типа характерно преобладание стойкости эмоциональных состояний гнева или страха, которые держатся очень долго, хотя никакие новые переживания их не активизируют. Иногда этот тип называют застревающим, неуравновешенным. Люди данного типа отличаются неустойчивым поведением, определяемым то одним, то другим «застреванием». Если складывается система застреваний, то человек становится «борцом за идею, за правду». Злопамятный тип характеризуют, с одной стороны, принципиальность, несгибаемость, сдержанность, хозяйственность, чувство долга, самопожертвование, а с другой — подозрительность, мстительность, самонадеянность, непомерные требования к окружающим, желание, чтобы другие следовали его примеру. Педантичный тип отличается негибкостью, инертностью психических процессов, чрезмерной упорядоченностью внутреннего и внешнего, аккуратностью и добросовестностью, пунктуальным выполнением заданий, допускающим, однако, манкирование, если в срок и качественно они объективно невыполнимы, обязательностью, надежностью, порядочностью. Также для него характерны занудство, буквоедство, формализм, ненужная и дотошная проверка других, нерешительность в неопределенных ситуациях. Личности педантичного типа долго хранят в памяти неприятности, травмирующие переживания. В основе поведения возбудимого типа лежат влечения, инстинкты и неконтролируемые побуждения, приводящие к разрядке в большей мере физической, нежели духовной. Поведение таких людей иногда непредсказуемо. В гневе они могут совершать поступки, о которых впоследствии сожалеют. Контроль за своим поведением вообще ослаблен вследствие увлеченности какой- либо идеей, мыслью. Возбудимые личности характеризуются энергичностью, деловитостью, инициативностью, домовитостью, хозяйственностью, добросовестностью, любовью к детям и животным, но также раздражительностью, склонностью к гневу, нетерпимостью к противоречию и самостоятельности других, способностью «поднять на кого-нибудь руку», безудержностью, склонностью работать в одиночестве. Оптимиста отличают приподнятость настроения, жажда деятельности, словоохотливость, живость мышления и возникновение идей по ходу беседы. Оптимисты общительные, энергичные, предприимчивые, увлекающиеся люди, хорошие собеседники, часто меняющие свое окружение, место работы. Для них характерны общительность, энергичность, оптимизм, инициативность, несерьезное отношение к жизненным проблемам, эрудированность, импульсивность, необдуманность поведения, высказываний, необязательность, ленность, легкомыслие, раздражительность, склонность к позе и фразе. Циклический, или циклотимный, тип характеризуется сменой состояний энергичности и подавленности. Пессимиста отличают низкий основной уровень настроения, сосредоточенность больше на негативных сторонах жизни, чем на положительных (иногда они просто лелеют отрицательные переживания), серьезность, ответственность, добросовестность, пунктуальность, чувство справедливости. Экзальтированный тип характеризуется резкими переходами от восторга по поводу радостных событий к тревоге и отчаянию по поводу негативных. Тревожный тип отличается тревожностью, повышенной робостью и пугливостью. Даже незначительные события, нарушающие сложившийся порядок вещей, вызывают у них переживания. Самооценка таких людей снижена, а оценка других людей завышена. Эти люди обязательны, впечатлительны, самокритичны, эмоциональны, заинтересованы, дружелюбны, надежны и отличаются постоянством привязанностей. Тенденция «прилипать» к обстоятельствам и людям, неумение давать отпор, растерянность перед новым, безынициативность, несамостоятельность, молчаливое согласие на несправедливое, но зато привычное течение событий. Мягкосердечный тип характеризуют повышенная чувствительность и глубина переживаний в области тонких эмоций, связанных с проявлениями душевности, гуманности и отзывчивости, впечатлительность, отсутствие полутонов в эмоциях и чувствах, быстрый переход от «мирной скорби» к «безоблачному счастью», причем совершенно искренне переживаются все полярные отношения, независимо от их порядка и мнений окружающих людей. Со стороны такое поведение воспринимается как поза, но, например, глубокая религиозность или страсть к искусству таких людей исключает притворство. Экстраверт больше обращен в сторону восприятий, чем представлений, может легко поддаваться влиянию окружения, стимулам извне. Интраверт «обращен внутрь», погружен в свой внутренний мир. Для него характерны субъективность оценок, индивидуальный темп труда, отшельнический образ жизни, высокий уровень тревожности и ригидности, нестандартное отношение к миру, сочетание серьезности и романтичности. Он малоконтактен, молчалив, с трудом заводит новые знакомства, не любит рисковать, сильно переживает разрыв старых связей, живет не столько восприятиями и ощущениями, сколько своими представлениями. Внешние события на него влияют мало. Склонен к раздумьям, но имеет невысокую готовность к деятельности. Примечание. Названия вышеперечисленных акцентуаций представлены в общеупотребительных (бытовых) терминах. Тест «Уровень субъективного контроля (УСК)» Этот тест позволяет оценить уровень субъективного контроля человека над разнообразными жизненными ситуациями. Тест построен в соответствии с разработанной В. А. Ядовым иерархической моделью регуляции социального поведения личности и подготовлен в НИИ им. В. М. Бехтерева. Люди различаются между собой по тому, как они относятся к значимым событиям своей жизни. Человек экстернального типа полагает, что происходящие с ним события от него не зависят, а являются результатом действия внешних сил — случая, других людей и т. д. Человек интернального типа считает происходящие с ним события результатом своей деятельности и винит за происходящее самого себя. Уровень субъективного контроля любого человека постоянен и определяет его поведение в любых ситуациях — как в случае успеха, так и в случае неудачи. Инструкция. Вам предлагается 44утверждения. Прочитайте их и ответьте, пожалуйста, «Да» или «Нет» в соответствии с вашим согласием или несогласием с ними. 1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от особенностей и усилий человека. 2. Большинство разводов происходит оттого, что люди не захотели приспосабливаться друг к другу. 3. Болезнь — дело случая: уж если суждено заболеть, то ничего не поделаешь. 4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим. 5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения. 6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей. 7. Внешние обстоятельства — родители и благосостояние — влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов. 8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной. 9. Как правило, руководитель оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность. 10. Мои отметки в школе часто больше зависели от случайных обстоятельств, например настроения учителя, чем от моих собственных усилий. 11. Когда я строю планы, я верю, что смогу осуществить их. 12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий. 13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства. 14. Если люди не подходят друг другу, то как бы они ни старались наладить семейную жизнь, все равно не смогут. 15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими. 16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители. 17. Думаю, что случай и судьба не играют большой роли в моей жизни. 18. Я стараюсь не строить планов на будущее, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства. 19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий, степени подготовленности. 20. В семейных конфликтах я чаще чувствую себя виноватым. 21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств. 22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать. 23. Думаю, что мой образ жизни ни в коем случае не является причиной моих болезней. 24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха. 25. В конце концов за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают. 26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье. 27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого. 28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными. 29. То, что со мной случается, — это дело моих собственных рук. 30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе. 31. Человек, который не смог добиться успеха в своей деятельности, скорее всего, не проявил достаточно усилий. 32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, чего я хочу. 33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам. 34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать. 35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой. 36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения. 37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи. 38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим. 39. Я всегда предпочитаю принимать решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других или на судьбу. 40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания. 41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании. 42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только себя. 43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей. 44. Большинство неудач в моей жизни произошли от неумения, незнания или лени и мало зависели от везения или невезения. Ключ ______ Баллы по шкале субъективного контроля начисляются: если дан ответ «Да» на следующие вопросы: 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44; и если дан ответ «Нет» на следующие вопросы: 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43. Максимальный балл — 44. Высокий показатель по шкале интернальность — экстер- нальность соответствует высокому уровню интернальности, контролю над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни являются результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и, следовательно, чувствуют ответственность за свою жизнь и судьбу. Низкий показатель по шкале интернальность—экстер- нальность соответствует низкому УСК (интернальности). Люди с таким уровнем УКС не видят связи между своими поступками и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать развитие этих событий и полагают, что большинство из них — результат случая или действий других людей. Тест «Мотивация к успеху» (по Т. Элерсу) С помощью данного теста определяется сила мотивации к достижению цели, к успеху. Инструкция. Ответьте на предложенные вопросы в зависимости от вашего согласия («Да») или несогласия («Нет»), Рядом с каждым номером вопроса, который соответствует ответу «Да», поставьте знак «+». Не раздумывайте долго. Отвечайте искренно. Опросник 1. Когда есть выбор между двумя вариантами, лучше сделать его быстрее, не откладывая. 2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание. 3. Я работаю так, будто на карту жизнь поставлена. 4. Если возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних. 5. Если мне два дня подряд нечем заняться, я теряю покой. 6. В некоторые дни мои успехи ниже средних. 7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим. 8. Я более доброжелателен, чем другие. 9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом осуждаю себя, так как знаю, что я добился бы успеха. 10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах отдыха. 11. Усердие — не основная моя черта. 12. Мои достижения в учебе не всегда равномерны. 13. Меня больше привлекает другое занятие, а не то, чем я занимаюсь сейчас. 14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала. 15. Я знаю, что мои однокурсники считают меня дельным человеком. 16. Препятствия укрепляют мои решения. 17. Я честолюбив. 18. Если я выполняю задание без вдохновения, это обычно заметно. 19. Выполняя задание, я не рассчитываю на помощь других. 20. Бывает, что я откладываю то, что должен был сделать сейчас. 21. Нужно полагаться только на самого себя. 22. В жизни мало вещей более важных, чем деньги. 23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю. 24. Я менее честолюбив, чем многие другие. 25. В конце каникул я обычно радуюсь, что скоро снова пойду в колледж (школу, университет). 26. Когда я расположен к учебе, я делаю все лучше, чем другие. 27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые умеют упорно работать. 28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне как-то не по себе. 29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим. 30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь взвесить все «за» и «против». 31. Мои друзья иногда считают меня ленивым. 32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих товарищей. 33. Бессмысленно противодействовать воле учителя. 34. Иногда не знаешь, что придется делать. 35. Когда что-то не ладится, я нетерпим. 36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения. 37. По сравнению с другими я учусь более результативно. 38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца. 39. Я завидую людям, которые не загружены работой. 40. Я не завидую тем, кто стремится достичь власти и положения. 41. Когда я уверен в своей правоте, то готов отстаивать ее до конца, вплоть до крайних мер. Ключ За ответ «Да» на вопросы 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41 начисляется 1 балл. Также начисляется по 1 баллу за ответ «Нет» на вопросы 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39. Ответы на вопросы 1, 11, 12, 19, 23, 33, 34, 35, 40 не учитываются. Подсчитайте сумму набранных баллов. Отработка результатов От 1 до 10 баллов — низкая мотивация к успеху. От 11 до 16 баллов — средний уровень мотивации. От 17 до 20 баллов — умеренно высокий уровень мотивации. Свыше 21 балла — слишком высокий уровень мотивации к успеху. Результат теста «Мотивация к успеху» анализируется вместе с результатами тестов «Мотивация к избеганию неудач» и «Готовность к риску». Люди, умеренно или сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска, а тот кто боится неудач, предпочитает малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху — достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех. При сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно меньше, чем при слабой мотивации к успеху. К тому же людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска. Тот, кто сильно мотивирован на успех и имеет в большой степени готовность к риску, реже попадает в несчастные случаи, чем тот, кто имеет высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защите). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху (достижению цели). Тест «Мотивация к избеганию неудач» (по Т. Элерсу) Инструкция. Перед вами таблица — список слов. В каждой строке выберите только одно слово, наиболее точно характеризующее вас, и пометьте его.
Кл юч 1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2. Обработка результатов За каждое совпадение вы получаете по 1 баллу. Первая цифра перед косой чертой означает номер строки, вторая цифра (за косой чертой) — номер столбца, в котором находится нужное слово. Например, 1/2 означает, что слово находится в первой строке во втором столбце («бдительный»). Если вы отметили именно его, то получаете 1 балл. За другие выборы баллы не засчитываются. Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, к защите. 2—10 баллов — низкая мотивация. 11 — 16 баллов — средний уровень мотивации. 17 — 20 баллов — высокий уровень мотивации. Свыше 20 баллов — слишком высокий уровень мотивации. Результаты данного теста анализируются вместе с тестами «Мотивация к успеху» и «Готовность к риску». Люди с высоким уровнем защиты, т. е. со страхом перед несчастными случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые имеют высокую мотивацию достижений. Люди, избегающие неудач (высокий уровень защиты), предпочитают малый или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. Немецкий ученый Ф. Буркард утверждает, что установка на защитное поведение в работе зависит от трех факторов: степени предполагаемого риска, преобладающей мотивации и опыта неудач на работе. Установка на защитное поведение усиливается: - когда без риска не удается получить желаемый результат; - когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю. Достижение же результата без негативных последствий при рискованном поведении ослабляет установку на защиту, т. е. мотивацию к избеганию неудач. Тест «Готовность к риску» (по А. Шуберту) Инструкция. При ответе на каждый из 25 вопросов поставьте соответствующий балл по следующей схеме: 2 балла — полностью согласен, полное «Да»; 1 балл — больше «Да», чем «Нет»; О баллов — ни «Да», ни «Нет», нечто среднее; -1 балл — больше «Нет», чем «Да»; -2 балла — полное «Нет». Опросник 1. Превысили бы вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать необходимую медицинскую помощь тяжелобольному человеку? 2. Согласились бы вы ради хорошего заработка участвовать в опасной и длительной экспедиции? 3. Встали бы вы на пути убегающего опасного преступника? 4. Могли бы вы ехать на подножке товарного вагона при скорости более 100 км/ч? 5. Можете ли вы на следующий день после бессонной ночи нормально работать? 6. Стали бы вы первым переходить очень холодную реку? 7. Одолжили бы вы другу большую сумму денег, будучи не совсем уверенным, что он сможет вам их вернуть? 8. Вошли бы вы вместе с укротителем в клетку со львами при его заверении, что это безопасно? 9. Могли бы вы под чьим-либо руководством залезть на высокую фабричную трубу? 10. Могли бы вы без тренировки управлять парусной лодкой? 11. Рискнули бы вы схватить за уздечку бегущую лошадь? 12. Могли бы вы после нескольких стаканов пива ехать на велосипеде? 13. Могли бы вы совершить прыжок с парашютом? 14. Могли бы вы при необходимости проехать без билета от Санкт- Петербурга до Москвы? 15. Могли бы вы совершить автотурне, если бы за рулем сидел ваш знакомый, который совсем недавно пережил серьезное дорожное происшествие? 16. Могли бы вы прыгнуть с 10-метровой высоты на тент пожарной команды? 17. Могли бы вы пойти на опасную для жизни операцию, чтобы избавиться от тяжелой болезни? 18. Могли бы вы спрыгнуть с подножки товарного вагона, движущегося со скоростью 50 км/ч? 19. Могли бы вы в виде исключения вместе с семью другими людьми подняться в лифте, рассчитанном только на шесть человек? 20. Могли бы вы за большое денежное вознаграждение перейти с завязанными глазами оживленный уличный перекресток? 21. Взялись бы вы за опасную работу, если бы за нее хорошо платили? 22. Смогли бы вы после 10 рюмок водки вычислить проценты? 23. Могли бы вы по указанию начальника взяться за высоковольтный провод, если бы он заверил вас, что провод обесточен? 24. Могли бы вы после некоторых предварительных объяснений управлять вертолетом? 25. Могли бы вы, имея билеты, но не имея денег и продуктов, доехать из Москвы до Хабаровска? Обработка результатов Подсчитайте сумму набранных вами баллов в соответствии с инструкцией.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|