___ _по___ГЕОГРАФИИ___. Формы контроля
Донецкая Народная Республика
управление образования администрации города Донецка
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« ЛИЦЕЙ № 12 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
| г. Донецк, ул. Калужская, д. 32 а, тел. (062) 312-96-71, e-mail don12licey@mail. ru_
|
РАССМОТРЕНО
На заседании методического объединения учителей
__________________________
Протокол
от «__» __________ № ______
| СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
_____________С. Н. Кошевицкая
(подпись)
«05» сентября 2020 г.
| УТВЕРЖДАЮ
Директор
______________Т. А. Бизбиз (подпись)
«____» ____________ 2020 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
___ _по___ГЕОГРАФИИ___________
(название учебного предмета)
Базовый уровень
6-9 классы
на 2020-2021 учебный год
Составитель рабочей программы:
учитель Хижняк О. Л.
Донецк
2020 год
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА........................................................................ 3
II. УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «География».......................................................... ………………………………5
III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«ГЕОГРАФИЯ»............. ……………………………………………………….. 7
6 класс..................................................................................................................... 7
7 класс..................................................................................................................... 29
8 класс..................................................................................................................... 31
9 класс..................................................................................................................... 37
VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ........................................................................ 48
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Согласно Государственному образовательному стандарту основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07. 08. 2020 г. № 120 –НП) и Примерной основной образовательной программы основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26. 08. 2020 г. № 1182) учебный предмет «География» является составляющей образовательной области «Общественные науки».
Рабочая программа по географии для 6-9 классов (уровень основного общего образования) составлена согласно Примерной основной образовательной программе по учебному предмету «География. 6-9 кл. » / сост. Панкина В. Е., Харченкова О. Н., Гавенко Н. В., Николенко В. А., Степанова Н. Н. – 4-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020.
Предметные результаты освоения учебного предмета «География» направлены на овладение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества, понимание целостности географического образа Земли; овладение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов.
В 6 классе курс «Общая география» открывает 6-летний цикл изучения географии в школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» и «Природоведение» начальной и основной ступени обучения. «Общая география» является первым систематическим курсом нового школьного предмета. В процессе изучения общей географии у школьников формируются представление о Земле как естественном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязи. Кроме того, начальный курс географии включает сведения о географических путешествиях и исследовании Земли, особенностях изображения земного шара на глобусе и карте, о Земле как естественном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязи. Таким образом, в 6-м классе начинается формирование общей географической культуры школьника и постепенное обучение картографическому языку. Учащиеся овладевают основными географическими представлениями и понятиями, приобретают определенные умения и навыки в работе с различными источниками географической информации.
Курс «География материков и океанов» является логическим продолжением курса общей географии и в значительной мере опирается на материал, изученный в 6 классе. Курс географии 7 класса даёт возможность сформировать знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях. Содержание курса создает необходимую основу для понимания учащимися роли географической оболочки в жизни людей и воздействия общества на природные условия.
Для изучения географии в 8-9 классе предлагается интегрированный курс «География», как единый страноведческий курс. В 8 классе – «Физическая география», в 9 классе – «Социальная и экономическая география». Данные курсы являются составной частью региональной географии и обеспечивают необходимую связь глобальных и региональных аспектов в изучении природы и экономики Донецкого края и России.
Курс «Физическая география» в 8 классе даст возможность понять особенности природных условий и природных ресурсов, общие географические закономерности Донецкого края и России, а также важность и необходимость их изучения и учета в деятельности человека, формировать основу для дальнейшего географического образования.
Курс «Социально-экономическая география» в 9 классе завершает базовое географическое образование, является основой понимания многих социально-экономических понятий. Его содержание связано с ключевыми экономическими, экологическими, социальными вопросами.
Количество часов на изучение географии в 6-9 классах представлено в таблице:
Приоритетным направлением в учебном процессе является формирование устойчивых предметных навыков: ориентирование по карте, понимание географических закономерностей, решение географических задач, умение работать с различными источниками информации (окружающая действительность, учебник, географическая карта контурная карта, статистико-экономические данные, ресурсы Интернет, средства массовой информации).
Формированию умений и навыков способствует практическая часть школьной географии. Для организации практической деятельности школьников предусмотрены практические работы.
Количество обязательных практических работ по классам:
Класс
|
|
|
|
| Количество практических работ
|
|
|
|
| Контрольные работы в 6-9 классах проводятся два раза в год (по одной в полугодие).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ темы
|
Тема
| Кол-во
|
Формы контроля
| |
часов
| |
|
|
| |
|
6 класс
|
| |
|
|
|
| | Раздел 1
| Развитие географических знаний о Земле
|
| Текущий контроль
| |
|
|
| Практических работ – 2
| | Раздел 2
| Земля во Вселенной.
Движения Земли и их следствия
| 2
| Текущий контроль
| Практических работ – 1
|
| | Раздел 3
| Изображение земной поверхности
|
| Текущий контроль
Практических работ – 3
Контрольная робота – 1
| |
|
|
| Текущий контроль
| | Раздел 4
| Природа Земли
|
| Практических работ – 4
Контрольная робота – 1
| |
|
|
| Текущий контроль
| | Раздел 3
| Человечество на Земле
|
| Практических работ – 1
| |
| Итого
|
| Практических работ – 10
| |
|
|
| Контрольных работ – 2
| |
|
7 класс
|
| |
|
|
|
| | Раздел 1
| Освоение Земли человеком
|
| Текущий контроль
| | Раздел 2
| Главные закономерности природы Земли
|
| Текущий контроль
Практических работ – 5
Контрольная робота - 1
| | Раздел 3
| Характеристика материков Земли
|
| Текущий контроль
Практических работ – 7
Контрольная робота - 1
| |
|
|
|
| | Раздел 4
| Взаимодействие природы и общества
|
| Текущий контроль
| |
| Итого
|
| Практических работ – 12
Контрольных работ - 2
| |
|
|
|
| |
| 8 класс
|
|
| | Раздел 1
| Территория Донецкого края и России на карте мира
|
| Текущий контроль
Практических работ – 2
Контрольная робота - 1
| | Раздел 2
| Общая характеристика природы Донецкого края и России
|
| Текущий контроль
Практических работ – 6
| |
|
|
| Контрольная робота - 1
| | Раздел 3
| Природно-территориальные комплексы Донецкого края и России
|
| Текущий контроль
Практических работ – 4
| |
| ИТОГО
|
| Практических работ – 12
Контрольных работ – 2
| |
| 9 класс
|
|
| |
|
|
|
| | РАЗДЕЛ І.
| Экономико-географическое положение на карте мира
|
| Текущий контроль
Практических работ – 2
| | РАЗДЕЛ 2
| Население Донецкого края и России
|
| Текущий контроль
Практических работ – 3
| Контрольная робота - 1
|
| | РАЗДЕЛ 3
| Хозяйство Донецкого края и России
|
| Текущий контроль
Практических работ – 6
Контрольная робота - 1
| | РАЗДЕЛ 4
| Районирование
|
| Текущий контроль
Практических работ – 1
| |
| ИТОГО
| | Практических работ – 12
| |
| | | | |
|
|
| Контрольных работ – 2
| |
| | | | |
|
|
| | |
|
Календарно-тематическое планирование 6 А, Б класс. «ОБЩАЯ ГЕОГРАФИЯ»
|
| | | №
п/п
| №
урока
в
теме
| Наименование раздела, тем уроков
| К-во часов на изучение темы
| Дата
проведения
| Пе
| по плану
| по факту
|
|
|
| РАЗДЕЛ I. Развитие географических знаний о Земле
|
|
|
|
|
|
| Введение
|
|
|
|
|
|
| Что изучает география. Значение географических знаний и умений. Основные печатные и электронные источники географической информации, их значение. Географические исследования.
Особенности организации собственных географических наблюдений.
|
| 07. 09
|
|
|
|
| Тема 2. Представление о Земле в древности
|
|
|
|
|
|
| Представления о мире в древности (Древний Китай, Египет) Появление первых географических карт. География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев.
Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.
|
| 14. 09
|
|
|
|
| Тема 3.
Эпоха Великих географических открытий
|
|
|
|
|
|
| Открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия. Значение Великих географических открытий.
Практическая работа № 1
«Работа с картой «Имена на карте».
|
| 21. 09
|
|
|
|
| Тема 4. Географические открытия XVII–XIX вв.
Тема 5. Географические исследования в ХХ веке
|
|
|
|
|
|
| Исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский). Практическая работа № 2 «Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников».
Открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для географической науки. Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли
|
| 28. 09
|
|
|
аб
|
| РАЗДЕЛ II. Земля во Вселенной.
Движения Земли и их следствия
|
|
|
|
|
|
| Тема 1. Земля – часть Солнечной системы
|
|
|
|
|
|
| Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности.
|
| 05. 10
|
|
|
|
| Практическая работа № 3 «Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года». Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года.
|
| 12. 10
|
|
|
|
| Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.
|
| 19. 10
|
|
|
|
| РАЗДЕЛ III. Изображение земной поверхности
|
|
|
|
|
|
| Тема 1. Изображение земной поверхности
|
|
|
|
|
|
| Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут.
|
| 02. 11
|
|
|
|
| Тема 2. Ориентирование на местности
|
|
|
|
|
|
| Определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе.
Практическая работа № 4 «Определение положения объектов относительно друг друга».
|
| 09. 11
|
|
|
|
| План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты.
|
| 16. 11
|
|
|
|
| Тема 3. Географическая карта – особый источник информации
|
|
|
|
|
|
| Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Практическая работа № 5 «Определение направлений и расстояний по глобусу и карте»
|
| 23. 11
|
|
|
|
| Тема 4. Градусная сеть: параллели и меридианы
|
|
|
|
|
|
| Географические координаты: географическ широта.
|
| 30. 11
|
|
|
|
| Географические координаты: географическая долгота. Практическая работа № 6«Определение координат географических объектов по карте».
|
| 07. 12
|
|
|
|
| Контрольная работа №1
|
| 14. 12
|
|
|
|
| Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.
|
| 21. 12
|
|
|
|
| РАЗДЕЛ IV. Природа Земли
|
|
|
|
|
|
| Тема 1. Литосфера
|
|
|
|
|
|
| Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества.
|
| 11. 01
|
|
|
|
| Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры.
|
| 18. 01
|
|
|
|
| Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор.
|
| 25. 01
|
|
|
|
| Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана.
Исследователи подводных глубин и их открытия. Практическая работа №7 «Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа»
|
| 01. 02
|
|
|
|
| Тема 2. Атмосфера
|
|
|
|
|
|
| Строение воздушной оболочки Земли. Температура воздуха. Нагревание воздуха. Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость температуры от географической широты. Тепловые пояса.
Практическая работа № 8 «Определение средних температур, амплитуды и построение графиков».
|
| 08. 02
|
|
|
|
| Атмосферное давление. Ветер. Постоянные и переменные ветра. Графическое отображение направления ветра. Роза ветров. Циркуляция атмосферы.
Вода в атмосфере. Влажность воздуха. Облака и атмосферные осадки.
Практическая работа № 9 «Решение задач на определение высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха в зависимости от высоты местности».
|
| 15. 02
|
|
|
|
| Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды. Метеостанция/метеоприборы (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов наблюдений, обработка результатов наблюдений).
|
| 22. 02
|
|
|
|
| Понятие климата. Погода и климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности. Климаты Земли..
|
| 01. 03
|
|
|
|
| Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера
|
| 15. 03
|
|
|
|
| Тема Гидросфера
|
|
|
|
|
|
| Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой океан и его части: океаны, моря, заливы, проливы. Шкала глубин, определение глубин океанов и морей.
Острова в океане.
|
| 29. 03
|
|
|
|
| Свойства вод Мирового океана: температура и соленость. Движения воды в океане. – волны, течения. Жизнь в океанах и морях. Богатства вод Мирового океана. Океан и человек.
|
| 05. 04
|
|
|
|
| Воды суши. Реки на географической карте и в природе: строение речной системы, характер, питание и режим рек. Пороги и водопады. Работа рек. Реки мира. Озера, их разнообразие по площади, происхождению. Озера Земли.
Практическая работа №10 «Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии»
Болота, особенности их образования и распространние. Искусственные водоемы: ставки, водохранилища, каналы. Ледники. Особенности образования и распространения ледников. Многолетняя мерзлота и подземное оледенение. Образование и распространение многолетней мерзлоты. Подземные воды, условия их образования и залегание в земной коре. Термальные и минеральные воды. Значение вод суши для природы и человека. Охрана вод Мирового океана и суши.
|
| 12. 04
|
|
|
|
| Тема 4. Биосфера. Тема 5. Географическая оболочка как среда жизни.
|
|
|
|
|
|
| Биосфера – живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане. Жизнь на поверхности суши: особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах. Воздействие организмов на земные оболочки. Воздействие человека на природу. Охрана природы.
Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли. Строение географической оболочки. Понятие о природном комплексе. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности.
Закономерности географической оболочки: географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли.
|
| 19. 04
|
|
|
|
| Контрольная работа №2
|
| 26. 04
|
|
|
|
| РАЗДЕЛ V. Человечество на Земле
|
|
|
|
|
|
| Тема 1. Население Земли
Тема 2. Государства мира
|
|
|
|
|
|
| Численность населения Земли. Расовый состав. Нации и народы планеты. Страны на карте мира. Расселение населения на Земле. Наиболее заселенные территории земного шара. Самые большие по площади и численности населения государства мира. Россия, Китай, Индия, США
|
| 17. 05
|
|
|
|
| Повторение
|
| 24. 05
|
|
|
|