Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





[Слайд 5] Вторая парламентская реформа



Первый шаг был осуществлен либералами. До 1865 года парламент возглавлял консервативно настроенный Генри Пальмерстон, решительный противник избирательной реформы. Сразу после его смерти первыми билль о реформе в парламент внесли Джон Рассел (премьер-министр) и Уильям Гладстон (на то время канцлер казначейства).

Этот проект скорее соответствовал пожеланиям буржуазии, а не широким слоям населения. Проект реформы предусматривал понижение избирательного ценза до 7 фунтов в городах и до 14 в графствах. Эта сумма позволила бы рабочей аристократии получить избирательные права, но большинство все равно оказывалось не у дел. Однако даже такой умеренный проект для части вигов-консерваторов показался слишком либеральным, что вынудило Рассела на втором рассмотрении проекта отозвать его и уйти в отставку, уже навсегда.

Далее попытку совершили консерваторы. Министр финансов Бенджамин Дизраэли фактически сыграл решающую роль кабинете премьер-министра Эдварда Дерби. Настроение народа (усиление митингов и протестов) показывало, что дальнейшие попытки оттягивать реформу чреваты серьезными последствиями. К тому же консерваторы надеялись, что новые слои избирателей будут голосовать за них на ближайших выборах (спойлер – они ошиблись). Самым напряженным моментом в этот короткий период стала попытка восстания в Ирландии в марте 1867 (события с реформой 1832 года снова повторяются). Чтобы разрядить напряжение Дизраэли предлагает новый билль о реформе и убеждает членов правительства согласиться с ним. На деле она была сходна с биллем Рассела-Гладстона.

[Слайд 6] 15 августа 1867 г. билль стал законом с получением подписи королевы Виктории. Закон предполагал следующее:

1) Право голоса получали владельцы или съемщики (мужчины, конечно) отдельных домов (либо квартир, либо комнат), если арендная плата составляла не меньше 10 ф. ст. в год.

2) Сохранялся 12 месячный ценз оседлости в избирательном округе.

3) В графствах голос получили лица, имеющие годовой доход не менее 12 фунтов.

4) Уничтожение гнилых местечек.

5) 52 мандата были перераспределены от мелких городков с населением ниже 10 000 чел. в пользу растущих центров (Ливерпуль, Манчестер, Лидс, Бирмингем).

6) Отмена необходимости роспуска парламента в связи со смертью монарха.

Реформа 1867 года хоть и не дала всеобщего избирательного права, однако явилась важным шагом в этом направлении. результате реформы количество избирателей в городах возросло на 825 тыс. человек - мелких буржуа, ремесленников и квалифицированных фабричных рабочих. В графствах количество избирателей возросло всего на 270 тыс. человек. Сельская местность не была затронута в результате реформы. Всего же в 1868 г. в Англии было зарегистрировано 2, 5 млн. избирателей при населении в 30 млн. человек. Также стоит сказать о том, что важным дополнением к реформе стало введение тайного голосования в 1872 году (до этого оно было открытое, что облегчало давление на избирателей).

Важным результатом реформы стало то, что в связи с расширением состава избирателей, партии вынуждены обращать внимание на нужды народа, решать социальные проблемы населения, чтобы избиратели поддержали их на ближайшем голосовании (например, кабинет Гладстона провел реформу образования).

 В это время партии начинают оформляться подобно современным. Так, например, в  конце 60-х годов начинается организация либеральной партии в Бирмингеме. Произошло это с подачи Джозефа Чемберлена (отца будущего премьера Артура Невилла Чемберлена, который был консерватором). Он создал постоянные местные отделения партии во всех административных единицах города — приходах; во главе организации находился избираемый комитет. Партийная организация не исчезала после окончания избирательной кампании, а продолжала свою деятельность и в периоды между выборами. Такие организации Либеральной партии стали создавать в других городах. Консервативная партия оформлялась подобным образом.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.