Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Из бездны



Тест № 2

… Вдаль идут державным шагом…

- Кто ещё там? Выходи!

Это – ветер с красным флагом

Разыгрался впереди…

 

Впереди – сугроб холодный,

- Кто в сугробе - выходи!...

Только нищий пёс голодный

Ковыляет позади…

 

- Отвяжись ты, шелудивый,

Я штыком пощекочу!

Старый мир, как пёс паршивый,

Провались – поколочу!

 

… Скалит зубы – волк голодный –

Хвост поджал – не отстаёт –

Пёс холодный – пёс безродный…

- Эй, откликнись, кто идёт?

 

- Кто там машет красным флагом?

- Приглядись-ка, эка тьма!

- Кто там ходит беглым шагом,

Хоронясь за все дома?

 

- Всё равно, тебя добуду,

Лучше сдайся мне живьём!

- Эй, товарищ, будет худо,

Выходи, стрелять начнём!

 

Трах-тах-тах! – И только эхо

Откликается в домах…

Только вьюга долгим смехом

Заливается в снегах…

 

Трах-тах-тах!

Трах-тах-тах…

 

… Так идут державным шагом –

Позади – голодный пёс,

Впереди – с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз –

Впереди – Исус Христос.

(А. А. Блок «Двенадцать»)

 

1. Укажите модернистское течение начала ХХ века, представленное творчеством А. А. Блока, одним из характерных признаков которого были «тайнопись неизречённого», недосказанность, мистичность.

2. Какими эпитетами охарактеризован образ пса в третьей строфе отрывка?

3. Описывая вьюгу, Блок уподобляет её живому существу:

Только вьюга долгим смехом

Заливается в снегах…

Как называется использованный здесь вид тропа?

4. Во фрагменте поэт использует вид иносказания, наделяющий образы и явления множеством значений (ветер, безродный пёс и др. ). Как называются такие условные художественные образы, обладающие необыкновенной смысловой ёмкостью?

5. Какое изобразительно-выразительное средство, основанное на сопоставлении предмета, явления с другим предметом, явлением, использует поэт для придания описанию особой наглядности, изобразительности: «Старый мир, как пёс паршивый»?

6. Лирический герой обращается к одному из персонажей с вопросом, не требующим ответа, но имеющим лирико-эмоциональное значение:

- Кто там машет красным флагом?

- Приглядись-ка, эка тьма!

- Кто там ходит беглым шагом,

Хоронясь за все дома?

Назовите этот тип вопроса.

7. В четверостишии:

Впереди – сугроб холодный,

- Кто в сугробе – выходи!..

Только нищий пёс голодный

Ковыляет позади… -

наблюдается созвучное окончание двух пар стихотворных строк. Как называется это стиховое явление?

8. Как проявляется во фрагменте авторское отношение к революционной эпохе?

9. В чём изображение революционных событий в произведениях русских поэтов и писателей ХХ века сопоставимо с восприятием революции Блоком? (В ответе укажите автором и названия произведений. )

 

Максимилиан Волошин

Из бездны

(ОКТЯБРЬ 1917)

А. А. Новинскому

Полночные вздулись воды,
И ярость взметенных толп
Шатает имперский столп
И древние рушит своды.
Ни выхода, ни огня…
Времен исполнилась мера.
Отчего же такая вера
Переполняет меня?
Для разума нет исхода.
Но дух ему вопреки
И в бездне чует ростки
Неведомого всхода.
Пусть бесы земных разрух
Клубятся смерчем огромным —
Ах, в самом косном и темном
Пленен мировой дух!
Бичами страстей гонимы —
Распятые серафимы
Заточены в плоть:
Их жалит горящим жалом,
Торопит гореть Господь.
Я вижу в большом и в малом
Водовороты комет…
Из бездны — со дна паденья
Благословляю цветенье
Твое — всестрастной свет!

15 января 1918
Коктебель

 

Марина Цветаева

 

РЁВ ВОЛН…

Ночь. — Норд-Ост. — Рев солдат. — Рев волн.
Разгромили винный склад. — Вдоль стен
По канавам — драгоценный поток,
И кровавая в нем пляшет луна.

Ошалелые столбы тополей.
Ошалелое — в ночи — пенье птиц.
Царский памятник вчерашний — пуст,
И над памятником царским — ночь.

Гавань пьет, казармы пьют. Мир — наш!
Наше в княжеских подвалах вино!
Целый город, топоча как бык,
К мутной луже припадая — пьет.

В винном облаке — луна. — Кто здесь?
Будь товарищем, красотка: пей!
А по городу — веселый слух:
Где-то двое потонули в вине.
Феодосия, последние дни Октября
1917 г.

И. А. Бунин «Окаянные дни»

М. Горький «Несвоевременные мысли»

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.