|
|||
Список используемой литературы ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Введение Реки и озёра Российской Империи бороздили самые разные суда и лодки больших и малых размеров и всюду их называли на свой лад: кочи, кочмары, шняки, косоушки, кладнушки, тихвинки, гусянки, подчалки, полулодки, дощаники, насады и так далее. Но самые огромные суда водоизмещением 2000 тонн ходили в XIX веке по Волге и её притокам. Их габариты были соизмеримы с современными океанскими континентальными лайнерами – в длину они достигали до 150 метров, в высоту – до 10 метров, а грузоподъёмность составляла до 13 000 тонн. При этом сплавлялись они только в один конец – вниз по реке… Фото начала ХХ века В Сети можно найти публикации, где ставится под сомнение существование таких судов, и в качестве главного аргумента указывается их нерентабельность. Многочисленные старинные фотографии деревянных конструкций на воде, опубликованные в Сети, авторы считают подделкой. Но примечательно, что свидетельства о них встречаются не только в краеведческих музеях Поволжья, где даже можно увидеть их макеты, но и на Западе, в частности в статье «Russian 1916 Wooden Aircraft Carrier? », опубликованной на одном из американских сайтов. Там же были размещены и их фотографии. Фото начала ХХ века Речь идёт о так называемых «белянах», которые действительно в XIX и начале XX веков считались самыми гигантскими судами на воде. Они представляли собой огромные плоскодонные барки, предназначенные для сплава древесины по рекам. Их загружали исключительно «белым», то есть обработанным, тёсанным лесом. Корпус никогда не смолили - он оставался светлым, от этого они и получили своё название – «беляны». Фото начала ХХ века От других судов они отличались не только исполинскими размерами, но и крайне коротким сроком службы – они были рассчитаны всего на один единственный рейс. Строились и грузились такие «одноразовые» суда в верховьях рек - там, где добывали лес. Оттуда они сплавлялись вниз по течению до крупного порта - на Волге это были города Царицын (нынешний Волгоград) и Астрахань. Здесь древесный полуфабрикат разгружался и отправлялся либо на лесопильные заводы, либо на стройматериалы, либо на дрова. Корпус также разбирался на дрова или уходил на обработку. От конструкции ничего не оставалось, распродавалось абсолютно всё – крепёж, пенька, рогожи и канаты. Всё это приносило купцам, владеющим белянами, немалую прибыль. Фото начала ХХ века На строительство одного такого судна средних размеров уходило около 200 еловых и 240 сосновых брёвен. Ель шла на брусья для сооружения плоского днища, а из сосновых досок изготавливали борта. В начале XIX века беляны рубили без единого гвоздя, а позднее для креплений стали использовать железные скобы и скрепы. Иллюстрация https: //www. biosferaklub. info Лес в беляне укладывали на днище ровными рядами, оставляя широкие проёмы для свободного прохода к месту возможной течи. К тому же брёвна, сложенные штабелями по всем правилам, скорее сохли. Максимальная вместительность беляны достигалась следующим способом: над бортами лес клали в разносы (или роспуски) таким образом, что он выступал за борта на три, пять и более метров. При этом строители строго рассчитывали, чтобы не нарушить равновесие судна. Фото начала ХIХ века В итоге в верхней части беляна оказывалась значительно шире, чем снизу, и за счёт этого площадь её «палубы», образованной из уложенного леса, достигала огромных размеров. На ней настилали всё тот же тёс или доски и устанавливали две или четыре конструкции для подъёма увесистых якорей весом от 20 до 100 пудов (до 1600 кг) на пеньковых и мочальных канатах. Ближе к корме ставили как минимум две избы, где жила команда сплавщиков. Домики назывались «казенками», и по прибытии в пункт назначения они продавались, как готовые избы. Иногда между их крышами монтировался высокий мосток с будкой для лоцмана посередине. Управлялась беляна с помощью гигантского дощатого руля – лота, который поворачивался с палубы при помощи длинного бревна. Таким образом судно плыло кормой вперёд. Беляны стали постепенно исчезать с тех пор, как пароходный флот перешёл на горючее из нефти, и спрос на дрова стал падать.
Список используемой литературы
1. Сергей Петрович Беляев 1847 - 1911 - русский лесопромышленник, член III Государственной Думы 2. Беляев Вадим Станиславович Беляев род. 28 мая 1966 - российский финансист и предприниматель 3. Иван Дмитриевич Беляев 1810 - 1873 - ординарный профессор Императорского Московского университета по кафедре русского законодательства историк 4. Райхин, Д. Я. Белинский в школе / Д. Я. Райхин. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1998. - 165 c. 5. 14. Загладин, Н. В. Всеобщая история. Конец XIX - начало XXI в. Учебник для 11 класса: Для общеобразовательных учреждений / Н. В. Загладин. - М.: Рус. слово-РС, 2015. - 416 c. 6. 15. Капица, Ф. С. Всеобщая история / Ф. С. Капица. - М.: АСТ, Фил. общ-во Слово, 2010. - 544 c. Красняк О. А. Всемирная история. – М.: Либроком, 2018. – 280 с.
|
|||
|