Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Скептицизм Монтеня



1. За что М. Монтень критикует схоластику?

 

М. Монтень не был профессиональным философом или богословом. Будучи мэром города Бордо, он обратился к проблеме человека, поставив в центр внимания анализ личности. Главное произведение М. Монтеня – книга «Опыты». В ней он выступает против «общепринятой» схоластической философии, которая доходит до уровня пустых словопрений, и потому является бессмысленной и бессодержательной. Причина этому – власть привычки, традиции, авторитета.

«[Главный порок схоластики] подавление свободы наших суждений... установившаяся по отношению к нашим взглядам тирания... Учение является у нас незыблемым законом, а между тем оно, быть может, столь же ошибочно, как и всякое другое…... Уверенность в несомненности есть вернейший показатель неразумия и крайней недостоверности... »

Всё это ведет к тому, что «…люди идут одной дорогой…, изучение наук ведется по распоряжению властей, все школы на одно лицо и придерживаются одинаковой системы воспитания и образования». Главный порок схоластики – власть философского авторитета, а «подлинная философия… требует свободного и непредвзятого отношения к учениям прошлого».

 

 

2. Как он относится к религии и к «чудесам»?

 

Монтень критикует теологический подход, согласно которому человек – венец божественного творения. Он отказывается видеть в человеке объект божественного промысла и призывает понять, что человек – часть природы, ее порождение. Не выступая явно против религии, т. к., по его мнению, это данность, с которой нужно считаться, Монтень решительно против того, что бог имеет какое-либо отношение к делам и поступкам людей. Для него «бесконечное могущество бога» есть «бесконечное могущество природы». Религия является лишь обычаем страны, общественной традицией.

«Если чудеса и существуют, то только потому, что мы недостаточно знаем природу, а вовсе не потому, что это ей свойственно. Привычка притупляет остроту наших суждений».

 

 

3. Как Вы поняли следующий афоризм «В начале всяческой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом — незнание»?

 

Все живое (в том числе и люди) находится в постоянном изменении / всегда можно найти что-то новое или посмотреть на то, что уже было изучено и объяснено с другой нетрадиционной стороны (удивиться) / начать это исследовать, изучать, не опираясь на знания прошлого и подвергая их сомнению / в наших повседневных знаниях много предрассудков и непроверенных положений, всегда есть, что познавать

Незнание есть итог познания мира, который нельзя воспринимать как данность и как совершенный конечный результат. Познание – это процесс, а процесс познания бесконечен. «Существует незнание, полное силы и благородства, в мужестве и чести ничем не уступающее знанию, незнание, для достижения которого надо ничуть не меньше знания, чем для права называться знающим»

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.