Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





III. Философия эпохи Возрождения



III. Философия эпохи Возрождения

Гуманизм

 

1. Кто такие гуманисты? Чем предмет и содержание философии гуманизма отличается от схоластики, средневековой философии? Почему гуманисты были антиклерикалами?

 

ГУМАНИЗМ (от лат. «homo» - человек, «humanus» - человеческий, человечный, «humanitas» - человеческая природа):

1. движение образованных людей, объединенное «интересом к античности», изучением и комментированием памятников древнеклассической (прежде всего латинской) литературы;

2. особый тип философского мировоззрения, в центре которого находится человек с его земными делами и свершениями, с присущими его природе способностями и влечениями. В результате обращения к античности гуманизм положил начало совершенно новой (светской) культуре, во многом противоположной культуре Средневековья с ее господством религии и Церкви в духовных и мирских делах.

В отличие от античного космоцентризма и средневекового теоцентризма новоевропейский гуманизм отстаивает антропоцентрическую картину мира, в которой человек занимает самостоятельное («срединное») место между Богом и природой, небом и землей. Человек рассматривается как свободное существо, способное творить самого себя, придавать себе ту природу, которую он сам пожелает как субъект познания и деятельности, опирающийся в своих действиях на собственный разум и творческие потенции. В этом состояло главное открытие гуманизма, которое получило развитие в рационалистической мысли Нового времени, утверждавшей решающее значение человеческого разума как в познании мира, так и в создании общественно-политических форм человеческого общежития.

Характерные черты философии гуманизма:

· Важнейшая особенность Возрождения — это запрос на умственный труд. Возникновение светской интеллигенции, не находившейся на службе у католической церкви.

· Неприязнь к официальной учености того времени, к схоластике, авторитарности теологов. Антиклерикализм (учение и общественное движение, направленное против притязаний церкви на ее господствующее влияние в государственной, политической, экономической и культурной сферах жизни, но не обязательно против самой религии), проявляющийся, кроме прочего, в крайне отрицательном отношении к монашескому аскетизму. Открытие мира человеческой чувственности и человеческой свободы.

· Гуманисты не видели никакой ценности в практических науках. При этом именно они сделали много для становления гуманитарных наук, собственно и введя это словосочетание.

· Гуманисты возродили классический латинский язык (вместо т. н. варварской латыни) античных поэтов, писателей, философов, развернули поиски их книг и сочинений, способствовали популяризации античной культуры. Многие гуманисты были выдающимися филологами-латинистами.

 

 

2. Назовите ключевые идеи «философии Христа» Эразма Роттердамского. За что он критикует схоластику? Почему глупость правит миром? Каким должен быть подлинный мудрец?

Эразм Роттердамский (1469-1536). Выдающийся латинист, развил активную литературно-издательскую деятельность. Был лидером гуманистов.

Свою философию он называл «философией Христа». Стремился сочетать античные философские и христианские моральные идеалы. Что дает философия Христа? Мораль. Практическая интенция морали, направленная на конкретного человека. Все люди равны. Истинная знатность обретается в непрерывной борьбе за моральное совершенствование. Философ считает, что будущая жизненность христианства будет основываться на мирянах, а не на духовенстве. Духовенство рассматривается в качестве учителей, в чьи обязанности входит поднятие мирян до своего собственного уровня понимания. У Эразма нет места каким-либо суевериям, которые бы давали духовенству постоянное превосходство над мирянами. Сильный акцент делается на " внутреннюю религию", которая является делом сердца и ума каждого отдельного человека.

Философия должна решать задачи человеческой жизни, проблемы человека, а этого не замечала схоластическая философия. Философия должна присутствовать во всей жизни человека, вести его по жизни.

Но народ глуп, подобен многоголовому зверю, осужденному на приверженность Глупости. Так почему глупость оказывается могущественнее мудрости? «Человеческое счастье состоит вовсе не в том, чтобы ни в чем не заблуждаться, как полагают многие, а именно в том, чтобы заблуждаться, примешивая к крупицам мудрости значительную долю глупости». Потому в жизни человеческой все так неясно и так сложно, что здесь ничего нельзя знать наверное. Фортуна любит людей не слишком благоразумных, но зато отважных, таких, которые привыкли повторять: будь, что будет. А мудрость делает людей робкими. Потому мудрецы живут в бедноте и голоде, вызывают тем самым лишь презрение. К дуракам же плывут деньги. Они правят и процветают, потому что отважны и рискуют. Подлинный мудрец по Эразму живет чувством меры. Он разумно воспитывает свою волю. Он понимает, что позор легко переходит в славу, а богатство в бедность. Дружба может обернуться враждой, а польза - вредом, мудрый государь стать кровавый деспотом. Чувство меры позволяет чувствовать эту грань и не пересекать ее. Разум сводится к пониманию умеренности.

 

 

3. Как Л. Валла понимал соотношение добродетели и наслаждения? Как он определяет наслаждение? Способен ли человек жить без добродетели? А без наслаждения? К чему на самом деле сводится добродетель? В чем проявляется антисхоластический и антиклерикальный настрой эпикурейства Л. Валлы?

 

Валла стал основателем этического учения, источником которого явилась этика Эпикура. Основа всех размышлений Лоренцо Валлы на темы этики - это мысль о стремлении всего живого к самосохранению и исключению страданий. Валла понимает наслаждение не так, как понимал его Эпикур. Валла понимает эпикуреизм именно как предпочтение наслаждение всем остальным человеческим ценностям, и иногда даже сожалеет о том, что у человека всего пять органов чувств, а не 50 или 500, чтобы получать наслаждения в гораздо большем объеме.

«…Как удалены от земли звезды и огонь от моря, так полезное от справедливого. Полезное — то же самое, что вызывающее наслаждение, справедливое — то же, что и добродетельное.

«Наслаждение — это благо, к которому повсюду стремятся и которое заключается в

удовольствии души и тела» (т. е. наслаждение - удовлетворение материальных и моральных запросов человека).

«Жить без наслаждения невозможно, а без добродетели можно».

«Высшая добродетель есть благо, смысл которого заключается в добродетельных качествах и к которому следует стремиться ради него самого, а не ради чего-то другого». «…Добродетель пустое и бесполезное слово, ничего не выражающее и не оказывающее, и ради нее ничего не следует делать… (Герои) руководствовались не добродетелью, а одной лишь пользой, к которой все и следует свести».

Валла является подлинным представителем эпохи гуманизма. Своими критическими работами он внес существенный вклад в переосмысления средневекового мировоззрения и создания предпосылок Новоевропейского знания и самосознания, критикуя схоластику за искусственность, надуманность, неистинность, отвергал аскетизм и самоотрешение. В работах Валлы встречаются такие понятия, как «личное благо», «личный интерес». Именно на них строятся отношения людей в обществе. Валла воплотил идеал свободного мыслителя, для которого главным авторитетом является его собственный разум, а стимулом творчества - пытливость беспокойного ума.

 

 

4. Обобщите систему ценностей гуманизма. Чем она отличается от средневековых норм и представлений?

 

Гуманизм эпохи Возрождения антропоцентричен, его главной ценностью является человек, человеческая жизнь. При этом гуманисты формируют моральный облик идеального человека и задают ему достаточно высокую планку. Это высоко духовная, развивающая личность, творец, стремящийся к саморазвитию и преобразованию мира, отважный исследователь покоряющий природу и неизведанные земли, храбрый, смелый, великодушный, но главное деятельный, активный, живущий полной жизнью. Также учение гуманистов закладывает несколько принципиальных идей:

· представление о естественных правах человека на жизнь, свободу, собственность и т. д., как заложенных в его природу;

· представление о равенстве всех людей вне зависимости от их происхождения, разрушение сословной системы;

· представление о доброй, созидательной природе человека, в противовес христианскому пониманию природы человека как грешной и испорченной;

· представление об обществе как естественно возникшем единстве людей, необходимой среде существования человека.

Гуманизм развивается как идейное движение, захва­тывая купеческие круги, находя единомышленников при дворах тиранов, проникая в высшие религиозные сферы. Он становится мощным оружием политиков, утверждается в массах, оставляет глубокий след в различных областях культуры и искусства. Склады­вается новая светская интеллигенция, которая занимается просветительством.
Гуманисты привносят в духовную культуру свободу сужде­ний, независимость по отношению к авторитетам, смелый критиче­ский дух. Они полны веры в безграничные возможности человека. Гу­манисты форми­руют человека предприимчивого, активного, инициативного, который  сам  кует свою судьбу, и провидение господне тут ни при чем. Человек живет по своему собственному разумению, он «отпу­щен на свободу». Из всех проявлений божественной мудрос­ти человек — «величайшее чудо». Но полная гармония в социальном устройстве не была достигнута и безудержные страсти владели отдельными личностями, побуждая их действо­вать, не останавливаясь ни перед чем и не задумываясь о последствиях.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.