Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Познавательное развитие



Задачи познавательного развития в раннем возрасте:

1. Формирование познавательной активности, мотивации к деятельности, развитие интересов детей, целенаправленности и настойчивости действий;

2. Стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, тактильно-кинестетического восприятия); расширение и обогащение сенсорного опыта детей. Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, части и целом, количестве);

3. Формирование предметной деятельности и предпосылок к игровой деятельности, способности произвольно включиться в деятельность;

4. Формирование первичных представлений о себе, о других людях, об объектах окружающего мира. Развитие интереса к окружающему миру, знаний о нем, понимание обращенной речи;

5. Формирование наглядно-действенного мышления.

 

Рассмотрим каждый период раннего возраста более подробно. Чему важно научить своего малыша.

 

От года до 1 года 6 месяцев:

1. Формировать операции сравнения: предметы различных цветов, но одинаковые по форме и величине; предметы двух разных форм, одинаковые по цвету и величине (мяч и кубик, например); предметы двух контрастных величин, одинаковые по цвету и форме (большой – маленький);

2. Формировать умение выполнять предметные действия с дидактическими игрушками: снятие и нанизывание на стержень пирамидки 2-3 кольца; разбирание и собирание игрушки из двух частей (матрешка, бочонок, яйцо);

3. Учить вкладывать вкладыши в соответствующие отверстия на доске форм;

4. Учить строить башню из 3-4 кубиков, домик из кубика и призмы;

5. Учить правильно использовать предметы в зависимости от ситуации. Формировать подражание действиям взрослого («стирать», как мама; «читать», как папа);

6. Учить рассматривать предметные картинки, показывать изображенные на ней предметы («Покажи, где…? », «Кто это…? », «Что это? »);

7. Учить убирать препятствия, мешающие достичь желанной игрушки;

8. Привлекать внимание детей к предметам, сделанным из разных материалов, издающим различное звучание (тихое и громкое), в том числе разнотембровым музыкальным игрушкам.

 

От 1 года 6 месяцев до 2 лет:

1. Формировать ориентировку на уровне сравнений: в 2-4 цветах (красный, желтый, зеленый, синий), в 2-3 контрастных формах (шар – куб, кубик – кирпич, шар – призма – кирпич); в 2-3 величинах (большой – маленький);

2. Развивать понимание простого сюжета на картинке. Отвечать на вопросы: «Где? », «Кто это? », «Что это? », «Что делает? »;

3. Продолжать знакомить с предметами, издающими различные звуки;

4. Учить подбирать однородные предметы к образцу;

5. Обучить функциональному назначению игровых и бытовых предметов. Учить подражать действиям близкого человека. Учить самостоятельно воспроизводить действия с предметами, разученные ранее; одинаковые действия с разными игрушками. Формировать выполнение действий с сюжетными игрушками (баюкать куклу, катать машину).

От 2 лет до 2 лет 6 месяцев:

1. Расширять дифференцировку цвета, формы, величины предметов. Сравнивать, выделять, называть цвет, форму, величину предметов; ориентироваться в 4-5 цветах; соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец;

2. Учить разбирать и собирать трехместную матрешку и кубики-вкладыши;

3. Конструировать по образцу из 3 элементов; учить воспроизводить несложные постройки после показа по образцу. Складывать разрезанную картинку из 3 частей;

4. Приучать класть или ставить игрушки в нужное место;

5. Раскладывать парные карточки по соответствующим картинкам (типа игры «Лото»);

6. Указывать на отдельные элементы рисунка в книжке, соотносить предметную картинку и ее изображение на сюжетной картинке.

 

От 2 лет 6 месяцев до 3 лет:

1. Учить выстраивать по росту однородные предметы;

2. Конструировать по образцу: строить несложные сооружения из 4-5 деталей конструктора, складывать разрезанную картинку из 3-4 частей;

3. Учить видеть сюжет картинки («Что девочка кушает? », «Что мальчик надевает? », «На чем девочка катается? »);

4. Учить объединять предметы в пары по функциональному признаку из 2 вариантов («Чем играют? », «Что едят? »);

5. Развивать предметно-игровые действия (элементы сюжета: причесывание, раздевание и одевание куклы, укладывание ее спать; строительство гаража для машины);

6. Учить распознавать вес, фактуру, температуру предмета (тяжелый – легкий, холодный – горячий);

7. Формировать у детей элементарные математические представления: познакомить с понятиями «один – много», учить различать количество предметов «много» и «один», «много» и «мало», формировать группы однородных предметов.

 

 

 

Обучение – это активный процесс, в котором участвует взрослый и ребенок. Взрослые должны предоставить ему возможность учиться и создать благоприятные условия, которые будут стимулировать развитие ребенка. Только родители могут терпеливо и кропотливо вести ежедневную нелегкую работу, развивая своего малыша. Многие родители оказываются прекрасными педагогами, творческими и изобретательными, способными развить потенциальные возможности своего ребенка.

 

Подготовил: психолог Щеблыкина Ксения Петровна

Статья написана на основе книги Приходько О. Г., Югова О. В. «Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям»



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.