Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.



Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Триоди, глас 8‑ й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 4‑ й: «Языка, егоже не ведяше…».

Окончание утрени – по великопостному чину.

Часы совершаются по великопостному чину (подробное изложение общего порядка богослужения см. 2 марта; особенности его см. 3 марта).

Примечание. Устав умалчивает об особенностях часов и изобразительных в предпразднство Благовещения в седмичный день св. Четыредесятницы, говоря только, что 1‑ й час совершается «с поклоны, по обычаю». По этой причине допустимо совершение часов в данный день в полном соответствии с великопостным чинопоследованием.

Возможен также вариант, при котором на часах по Трисвятом (вместо текстов Часослова) глаголется кондак предпразднства, глас 8‑ й: «Всем земным начало спасения…» (ср. с уставным богослужением среды и пятка 4‑ й седмицы поста, а также со службой четверга 5‑ й седмицы).

На 1‑ м часе – кафизма 13‑ я. На 3‑ м часе – кафизма 14‑ я. На 6‑ м часе – кафизма 15‑ я; тропарь пророчества (из Триоди), 1‑ й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2‑ й прокимен Триоди. На 9‑ м часе – кафизма 16‑ я.

Изобразительны совершаются по великопостному чину.

Примечание. Поскольку Устав не приводит указаний, касающихся особенностей изобразительных в предпразднство Благовещения в седмичный день св. Четыредесятницы, возможно совершение изобразительных в полном соответствии с обычным великопостным чинопоследованием. В этом случае кондаки на изобразительных глаголются следующим образом[183]: в храме Господском – кондак храма, кондак дня, «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак предпразднства, глас 8‑ й; в храме Богородицы – кондак дня, «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак предпразднства, глас 8‑ й; в храме святого – кондак дня, кондак храма, «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак предпразднства, глас 8‑ й.

Существует также мнение[184], что в предпразднство Благовещения дневной кондак и кондак «Со святыми упокой…» не произносятся: в храме Господском и святого – кондак храма, «Слава, и ныне» – кондак предпразднства, глас 8‑ й; в храме Богородицы – кондак предпразднства, глас 8‑ й.

Возможен также вариант, согласно которому на изобразительных глаголется только кондак предпразднства, глас 8‑ й (ср. с уставным богослужением среды и пятка 4‑ й седмицы поста, а также со службой четверга 5‑ й седмицы).

Окончание изобразительных (после кондаков) следующее: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей (перед царскими вратами): «Боже, ущедри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами. Читается конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитва: «Всесвятая Троице…». «Буди имя Господне…» (трижды), «Слава, и ныне», «Благословлю Господа…» (псалом 33‑ й)[185]. Иерей на солее при закрытых царских вратах совершает отпуст следующим образом. Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст.

Примечание. Исходя из указаний Типикона (см. 25 марта, 1‑ е «зри»), вечерня, относящаяся к празднику Благовещения, должна совершаться самостоятельно, отдельно от изобразительных, завершающихся отпустом (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 527–529, 598)[186]. Впрочем, возможно также совершение вечерни, по аналогии с будними днями св. Четыредесятницы, в составе изобразительных (см.: Там же). «Богослужебные указания» в основном тексте следуют первому варианту, предлагая особенности совершения богослужения для второго варианта в примечаниях.

Вечерня начинается возгласом «Благословен Бог наш…», за которым следует обычное начало (с «Царю Небесный…»)[187], далее – «Приидите, поклонимся…» (трижды) и 103‑ й псалом. (Иерей читает перед царскими вратами светильничные молитвы. )

Примечание. Если вечерня совершается в составе изобразительных (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 597–598), то она начинается сразу после 16 поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина (без возгласа «Благословен Бог наш…») – чтец: «Аминь»[188], «Приидите, поклонимся…» (трижды) и 103‑ й псалом. (Иерей читает перед царскими вратами светильничные молитвы. )

Великая ектения. Кафизмы нет.

Примечание. Вечерня совершается «без кафизмы и без поклонов»[189] (Типикон, 25 марта).

На « Господи, воззвах » стихиры на 8: Триоди – 3: подобны, глас 6‑ й: «Посреде земли…», «Мертв был еси…», и глас 1‑ й: «Егоже древле Моисей…» (см. во вторник 4‑ й седмицы поста вечером)[190]; и стихиры Благовещения, глас 6‑ й – 5 (см. в Минее 25 марта на великой вечерне: «Совет превечный…» (дважды), «Являешися Мне, яко человек…» (дважды), «Бог идеже хощет…»). «Слава, и ныне» – Благовещения, глас тот же: «Послан бысть с Небесе…».

Вход с кадилом. « Свете Тихий ». Чтение двух паримий Триоди (прокимен 1‑ й паримии, глас 6‑ й: «Воспойте Господеви…», со стихом; прокимен 2‑ й паримии, глас тот же: «Спасение Твое, Боже…», со стихом). Затем читаются паримии Благовещения (с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем») – 3 (1‑ я – Бытия чтение: «Изыде Иаков…»; 2‑ я – Пророчества Иезекиилева чтение: «Тако глаголет Господь: будет от дне осмаго…»; 3‑ я – Притчей чтение: «Премудрость созда Себе дом…»).

Ектения «Рцем вси…» здесь не произносится. После паримий читается: « Сподоби, Господи …». Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Триоди, глас 3‑ й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – праздника Благовещения, глас 4‑ й: «Днесь радость…» (см. на стиховне великой вечерни)[191].

« Ныне отпущаеши …». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». По возгласе певцы поют – тропарь праздника Благовещения, глас 4‑ й: «Днесь спасения нашего главизна…» (единожды). Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь».

Примечание. После возгласа ектении: «Яко Милостив…» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благословен…». Молитва: «Небесный Царю…» [или: «Утверди, Боже…»][192], после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 170–172, 230–234, 326).

Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами, без малых). После третьего поклона иерей – «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: « Слава, и ныне», «Господи, помилуй » (трижды), «Благослови». Отпуст и, по обычаю, многолетны.

Примечание. Если вечерня совершается в составе изобразительных (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 597–598), то после трех поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина читается молитва: «Всесвятая Троице…». «Буди имя Господне…» (трижды), «Слава, и ныне», «Благословлю Господа…» (псалом 33‑ й). Иерей (или диакон): «Премудрость». Хор: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст и, по обычаю, многолетны.

Примечание. Существует предположение, согласно которому вечерня праздника Благовещения при совпадении его предпразднства с седмичными днями св. Четыредесятницы должна совершаться с Литургией Преждеосвященных Даров вне зависимости от дня седмицы. Данное мнение основывается, в первую очередь, на аналогии с богослужением Рождества Христова и Богоявления (вечерня которых соединяется с Литургией при выпадении сочельников на седмичные дни), а во-вторых, на указаниях старопечатных Уставов, в которых при описании богослужения вечерни Благовещения отсутствует рубрика: Аще же несть Преждеосвященных[193].

В этой связи следует отметить, что традиция совершения Литургии Преждеосвященных Даров в канун праздника Благовещения, совпавший с понедельником, вторником и четвергом первых шести седмиц Великого поста (кроме вторника и четверга 5‑ й седмицы)[194], не закрепилась в современной богослужебной практике. Авторитетные руководства по Богослужебному Уставу также не рассматривают предпразднство Благовещения в качестве дня, в который совершение Преждеосвященной Литургии обязательно[195].

Примечание. «На трапезе же разрешаем на вино и елей, в кийлибо день случится, во славу Пресвятыя Богородицы» (Типикон, 25 марта).


177 Прп. Захария и свт. Артемий, еп. Солунский, упоминаются Типиконом, но в Минее службы им нет.

178 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 586–596, 644.

179 Там же. С. 644.

180 Современная редакция Типикона умалчивает об особенностях пения канона предпразднства Благовещения в песнях без трипеснцев. Согласно указаниям старопечатных Уставов, в этих песнях канон предпразднства пелся на 4 (без учета ирмоса). См.: Устав. М., 1610. Л. 624 об.; Устав. М., 1641. Л. 542 об.

181 В каждой песни второго трипеснца после Богородична приводится еще дополнительный (5‑ й) тропарь, который не входит в счет.

182 Пение «Достойно есть» по 9‑ й песни канона возможно, поскольку в предпразднство Благовещения назначается аллилуйное великопостное богослужение с сохранением в составе утрени песнопений Октоиха (при этом катавасия по каждой песни канона отсутствует).

183 Служба предпразднства Благовещения не требует отмены кондака дня и кондака «Со святыми упокой…» на изобразительных, поскольку в своем последовании содержит дневные тексты Октоиха.

184 Ср.: Богослужебные указания на 2000 год для священно-церковнослужителей. М., 1999. С. 184–185; Богослужебные указания на 2001 год для священно-церковнослужителей. М., 2000. С. 200.

185 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 527–529, 626–629.

186 Существует мнение, что вечерня праздника Благовещения при совпадении предпразднства с седмичными днями св. Четыредесятницы должна совершаться с Литургией Преждеосвященных Даров (см. об этом ниже).

187 Вечерня начинается обычным началом, поскольку 9‑ й час был совершен перед изобразительными.

188 На заключительное чтение молитвы прп. Ефрема Сирина.

189 По мысли Устава, отмена поклонов на постовом богослужении не касается поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина. Например, в день Благовещения вечером «повечерие поем малое в притворе поскору, без поклонов и канона, точию на Слава в вышних… 3 поклоны, и по Трисвятом 3 поклоны, и по Честнейшую… 3 великия поклоны с молитвою: Господи и Владыко… и прочия 12-ть, и на последнем Трисвятом 3 поклоны, и отпуст» (Типикон, 26 марта, 3‑ е «зри»). Похожее указание имеется о полунощнице в 1‑ й день св. Четыредесятницы: «поем полунощницу без поклонов; точию по Честнейшую Херувим… 3 поклоны великия, с молитвою Господи и Владыко живота моего… Сие же бывает в 1‑ й день точию. В прочия же дни святаго и великаго поста поем полунощницу всю с поклоны» (Типикон, гл. 49).

190 Стихиры Креста (из Триоди), глас 4‑ й: «Приидите, поклонимся…», «Держава необоримая…», «Слезами очистивше…», а также славник Триоди (Креста), глас 8‑ й: «Днесь Владыка твари…», переносятся в составе триодной службы Креста на 23 марта, понедельник 4‑ й седмицы поста (ср.: Типикон, 26 марта, 4‑ я Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 607–608).

191 Славник Триоди (Креста), глас 5‑ й: «Зрящи Тя тварь…» (см. в Триоди во вторник 4‑ й седмицы поста вечером на стиховне вечерни), переносится в составе триодной службы Креста на 23 марта, понедельник 4‑ й седмицы поста (ср.: Типикон, 26 марта, 4‑ я Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 607–608).

192 Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю…» поется: «Утверди, Боже…», является допустимой.

193 Если придерживаться данного мнения, богослужение в предпразднство Благовещения следует совершать со следующими особенностями. Изобразительны после 9‑ го часа завершаются точно так же, как указано в основном тексте «Богослужебных указаний», за исключением молитвословий: «Буди имя Господне…» (трижды), «Слава, и ныне», «Благословлю Господа…» (псалом 33‑ й), которые переносятся на Литургию Преждеосвященных Даров. На вечерне в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров во время 103-го псалма иерей читает все светильничные молитвы (начиная с первой). Кафизмы нет (перенос Святых Даров с престола на жертвенник, который обычно бывает во время кафизмы, совершается с началом пения «Господи, воззвах»). На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди – 5: самогласен стихир на стиховне, глас 3‑ й: «Побеждая мытаря…» (дважды; см. во вторник 4‑ й седмицы поста вечером), и подобны с «Господи, воззвах», глас 6‑ й и глас 1‑ й (мученичен стиховных стихир Триоди: «Пророцы и апостоли…», опускается); и стихиры Благовещения, глас 6‑ й – 5 (первые две стихиры – дважды). «Слава, и ныне» – Благовещения, глас тот же: «Послан бысть с Небесе…». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение двух паримий Триоди (прокимен 1‑ й паримии, глас 6‑ й: «Воспойте Господеви…», со стихом; прокимен 2‑ й паримии, глас тот же: «Спасение Твое, Боже…», со стихом). Затем читаются паримии Благовещения (с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем») – 3 (1‑ я – Бытия чтение: «Изыде Иаков…»; 2‑ я – Пророчества Иезекиилева чтение: «Тако глаголет Господь: будет от дне осмаго…»; 3‑ я – Притчей чтение: «Премудрость созда Себе дом…»). По «Да исправится молитва моя…» и молитве прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) – сугубая ектения: «Рцем вси…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров. (Агнец для данной Литургии Преждеосвященных Даров заготовляется на Литургии свт. Василия Великого в Неделю 3‑ ю Великого поста. )

194 Если Благовещение Пресвятой Богородицы случится в среду или пятницу 5‑ й седмицы поста, служба предпразднства Благовещения переносится с 24 марта на 23 марта, а накануне праздника на утрене поется Великий канон прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской») и на вечерне совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

195 См., например: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 597–598; Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 458.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.