Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Стилевые особенности и общие черты творчества композиторов



Стилевые особенности и общие черты творчества композиторов

конца XIX - начала XX столетия.

Чайковский, Прокофьев, Барток, Шостакович

П. И. Чайковский. (1840 -1893)

60-70 годы XIX период формирования П. И. Чайковского как художника. Это был период подъема общественной и художественной мысли, расцвета русской литературы, изобретательного искусства, музыки.

Чайковский - это явление уникальное, целая эпоха в искусстве. «Я желал бы всеми силами души, - писал композитор в письме к фон Мекк, - чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличилось число людей, находящих в ней утешение подпору».

Разве не сбылись пожелания композитора? Обладая даром психолога, Чайковский писал: «Мне кажется, что я действительно одарен свойством правдиво, искренно и просто выражать музыкой те чувства, настроения, образы, на которые наводит текст. В этом смысле я реалист и коренной русский человек».

Он обладал умением выделять главное в жизненном явлении и показать его в непрерывном развитии, способностью создать правдивые характеры на основе глубокого сопереживания, близком себе как человеку и художнику.

Как и великие русские писатели, Пушкин, Некрасов, Кольцов, Чайковский понимал психологию жизни народа. На понимание композитором проблем народности повлияли принципы М. И. Глинки, органически связанного с глубинами национальных характеров.

В письме к фон Мекк композитор пишет: «Что касается вообще русского элемента в моей музыке, т. е. родственных с народной песнью приемов в мелодии и гармонии, то это происходит вследствие того, что я вырос в глуши, с детства самого раннего проникая неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки, что я до страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях, что, одним словом, я русский в полнейшем смысле этого слова».

Вместе с тем И. П. Чайковский никогда не выделял свое творчество, как и всю современную русскую музыку, из процесса общего развития европейского искусства в целом. Он считал, что «... европейская музыка - есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит что-нибудь свое на пользу общую... »

«В Глинке национальность сказалась ровнехонько настолько же, насколько и в Бетховене, и в Верди, и в Гуно... ».

По мнению Чайковского, всякая национальная культура тем более ценна, чем органичнее она входит в общее художественное движение эпохи. Как раз отсутствие национальной ограниченности и является характерной чертой Чайковского. Эта ценная особенность немного способствовала широкой известности его сочинений в Европе и Америке еще при жизни композитора.

Чайковский всегда стремился к наиболее точному донесению до слушателей своих концепций, поэтому работу над стилем он понимал, как «способ убеждать и увлекать».

Индивидуальный творческий стиль композитора формировался на достижениях мирового музыкального искусства. Так масштабность философских концепций Бетховена легла в основу создания крупных симфонических форм.

Но особенно творчески близок Чайковскому романтизм. Изучив и осмыслив эстетику романтизма, композитор наполнил ее жизненным содержанием, связанным со своим временем и своей страной. Такова лирическая, и «исповедимая» природа его творчества, тяготение к программности. У Чайковского лирико-драматическое содержание всегда связано с личным эмоциональным отношением, поэтому его музыка удивительно искренняя и лирически насыщенная.

Считая себя преемником многих музыкальных течений, он писал Танееву: «Я осознаю, что не будь Вагнера, я бы писал иначе; допускаю, что даже и кучкизм сказывается в моих оперных писаниях; вероятно и итальянская музыка, которую я страстно любил в детстве, и Глинка, которого я обожал в юности, сильно действовали на меня, не говоря уже про Моцарта».

В интонационном строе современного ему музыкального быта сплавлялось воедино прошлое и настоящее, и Чайковский смело обращался к нему. Он считал, что все лучшее и жизнеспособное в национальной культуре сохранилось в песенном творчестве народа, и композитор опирался на интонационную базу городской и крестьянской песни бытового романса.

Опираясь на традицию, Чайковский, тем не менее, в своем искусстве стал великим новатором. Используя традиционные формы и жанры, композитор находил в них нераскрытые возможности. Он стал создателем лирической драмы в опере и симфонии, основоположником нового симфонического балета, концерта-симфонии. Его квартеты, три явились началом развития классической русской камерной музыки, романсы и фортепианные произведения открыли новый этап в развитии этого жанра.

Учился композитор в Петербургской консерватории. Здесь наибольшее воздействие на Чайковского имел А. Рубинштейн.

Особенно разносторонней была деятельность Чайковского в московский период. К этому времени относятся его ранние оперы «Воевода», «Кузнец Вакула». В период расцвета творчества созданы гениальные Увертюра - фантазия «Ромео и Джульетта», «Лебединое озеро», концерты, квартеты. В небольшом реферате невозможно охватить все творчество Чайковского, да это и не нужно. Мне бы хотелось остановиться вкратце на фортепианном наследии композитора.

Здесь преобладают пьесы малых форм, объединенные в циклы, в этом влияние законов драматургии крупных форм.

Первые фортепианные циклы включали 2-3 пьесы, последний ор. 72 состоит из 18 пьес.

Очень интересны принципы объединения в цикле «Времена года». Популярны Романс ор. 5, Ноктюрн ор. 19. Композитор пишет и в танцевальных жанрах, особенно в жанре вальса: Вальс fis-moll, «Ната-вальс», «Сентиментальный вальс».

В последних двух композитор близок к традициям Р. Шумана.

Чайковский пишет и в форме жанровых картинок русской жизни: «Русское скерцо», «В деревне», «Думка».

Венцом фортепианного творчества Чайковского явился цикл «Времена года», написанный в камерном стиле. В цикле мастерски развиты методы фортепианного изложения, применяемые композитором в более раннем периоде: диалогическая форма изложения, полифоническая фактура, строгость, лаконичность.

Асафьев назвал цикл «Времена года» образцом поэтической звукописи впечатлений от русской природы и быта». Изобразительность так тесно сливается с лирическим, что они неотделимы. «Времена года» не только серия картинок природы и быта, не только чередование музыкальных пейзажей, сколько цикл «картинок настроений».

Последний цикл для фортепиано ор. 72 сочинен между Эскизами и началом инструментовки VI симфонии. Как обычно, сочиняя пьесы для фортепиано, композитор пишет в своих любимых жанрах: лирическая и кантиленная пьесы, в танцевальном ритме и скерцо. Почти все пьесы ор. 72 относятся к произведениям средней трудности, но такие как «скерцо-фантазия», «Размышление», «Элегическая песня», «Концертный полонез» отличаются виртуозностью. Ведь они все посвящены крупным пианистам: Зилоти, Сафонову, Пабсту, Сапельникову. Конечно же, композитор имел в виду их виртуозную технику. Среди пьес ор. 72 выделяется группа танцевальных пьес, поэтизирующие бытовые танцы, написанных в духе Ф. Шопена. Несколько особняком стоит пьеса «Шалунья» - скерцо в ритме гавота, посвященное дочери Юргенсона Александре, любимице Чайковского. Можно предположить, что задорная, изящная музыка создает портрет молодой женщины. 3 пьесы «Сельский отзвук», «Характерный танец» и «Приглашение к трепаку», - основаны на ритмах русской плясовой.

Вторая большая группа пьес ор. 72-лирические «песни без слов». Наиболее известное «Размышление» напоминает лирические образы симфоний Чайковского. «Элегическая песня» - образец возвышенного строя чувств, столь любимый Чайковским жанр скерцо в последнем фортепианном сборнике представлен «скерцо-фантазией». Крупная циклическая форма фортепианной музыке представлена «Большой сонатой» (4-х частей) G-dur это величественное многообразное произведение входит в репертуар многих пианистов.

Фортепианные произведения Чайковского явились подготовкой расцвета и подъема этого жанра в начале XX века в творчестве Рахманинова, Скрябина, Прокофьева, Метнера.

Попробуем проследить теперь, как в творчестве другого композитор развивалось традиционное и новаторское направление.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.