Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Картина вторая



 

У Кречета. Степа, Валя и Оля.

 

Степа (несет цветы). Валя, эти цветы на меня так действуют, так действуют, что я больше не могу…

Валя. Я вижу. Принеси воды.

Степа. Сейчас. Оля, тебя просит Терентий Осипович, он там в саду.

Оля. Позови его сюда.

Степа. Он не может прийти. Ступай, Оля, на одну минуточку.

 

Оля уходит.

 

Валя. А чего ты стоишь? Мне нужна вода.

Степа. Валя, наша эпоха — эпоха величайшего напряжения, когда мы не только переделываем мир, но и в себе уничтожаем…

Валя (перебивает). Степа, чего ты хочешь — говори прямо.

Степа. Мы уйдем отсюда не раньше, чем в два часа.

Валя. Ну и что?

Степа. В нашу эпоху трамваи в нашем городе ходят до двенадцати ночи, а позже их не будет… Живу я на окраине… Там темно, ну и, понимаешь, небезопасно…

Валя. Оставайся здесь.

Степа. Неудобно, Валя. Я чувствую, что по известному закону диалектики придется мне пойти к тебе…

Валя. Можно, можно. Я дам тебе ключ от комнаты, и ты пойдешь ко мне. А я, согласно этому же закону, останусь здесь.

Степа. Тебе, Валя, здесь оставаться неудобно. Наша эпоха…

Валя. Степа, ступай принеси воды. Этот букет я поставлю в вазу, а тебя прошу: выпей там три стакана и успокойся.

Степа. Валя! (Обнимает ее. ) Неужели ты не чувствуешь нашу бурную эпоху?

Валя. Чувствую, чувствую… Ступай…

 

Входят Терентий Осипович и Оля.

 

Терентий Осипович. Смотри, Оля, теперь ты понимаешь, зачем я тебя звал?

Оля. Степа, это нечестно!

Валя. Терентий Осипович, скоро Платон придет. Пора идти.

Терентий Осипович. Сейчас пойдем. Степа, собирайся.

 

Входят Мария Тарасовна и Христина Архиповна.

 

Мария Тарасовна. Вы уж здесь сами хозяйничайте, а я пойду в больницу.

Степа. Еще рано. Сейчас пять, а Платон Иванович выйдет в семь.

Мария Тарасовна. Не могу я больше ждать. Христина Архиповна, если что нужно будет — Валя поможет.

Христина Архиповна. Идите спокойно. Сама управлюсь. На целую сотню готовить приходилось — и то справлялась. А здесь что…

Валя. Мария Тарасовна, прошу вас, Платону ни слова о встрече.

Мария Тарасовна. Да не скажу я ни слова. Кончайте, дети, и идите отдохните.

Валя. Успеем.

Степа. Смотрите же, Мария Тарасовна, Платону — ни слова.

Мария Тарасовна. Ладно, ладно… (Ушла. )

Терентий Осипович. Христина Архиповна, тащите сюда две корзины. Пора за пивом идти.

 

Христина Архиповна ушла, тут же вернулась, внесла корзины и вышла.

 

Степа, бери одну и идем.

Степа. Оля, может, ты пойдешь, а я тут Вале помогу?

Терентий Осипович. Верно, идем, Оля, пройдемся.

Валя. Степа, бери корзину и иди.

Степа. Терентий Осипович, может, вы один пойдете?

Терентий Осипович. Что ты, не смогу.

Степа. Оля, может, ты все-таки пойдешь?

Валя. Степа, никуда Оля не пойдет, ты же мне будешь только мешать. Ступай, сейчас же ступай.

Степа (прижал корзину к сердцу, поет). «Валя, ты меня не любишь, Валя, ты меня погубишь, Валя, сюда я больше не вернусь… Прощай, прощай, прощай!.. »

Терентий Осипович. Видишь, Оля, дело серьезное.

Валя (в ответ поет на мотив «Дывлюсъ я на нэбо»). «Гляжу на тебя я и не понимаю… Скажите, друзья, мне, за что я люблю, за что я люблю… дурня такого…»

Терентий Осипович. Вот тебе, Степа. Оставайся здесь, так как с дураком я принципиально идти не могу. Оля, прошу.

Валя. Терентий Осипович, смотрите, а то я и вам кое-что сказать могу.

Терентий Осипович. Нет-нет, не надо. Степа (поет на мотив «Цветок душистых прерий»), «пойдем, дружок, отсюда — нас здесь не понимают». Идем, идем!

Степа. Идем!

Терентий Осипович и Степа (подняв вверх корзины). Идем!

Терентий Осипович. Пошли.

 

Уходят.

 

Валя. Наконец избавились. Кончай, Оля, скорее.

Оля. Через пять минут закончим. Кажется, все в порядке.

Валя. Вот здесь еще немного. (Поправляет цветы. ) Так, Христина Архиповна, мы пошли.

Голос Христины Архиповны. Идите, идите.

 

Уходят.

 

Христина Архиповна (входит). Как убрали! И в раю, верно, не лучше… Настоящая жизнь пошла. А я в девятнадцатом году…

 

Звонок. Христина Архиповна уходит, возвращается вместе с Лидой.

 

Лида (в дорожном костюме). Платон Иванович дома?

Христина Архиповна. Нет, ждем. Сегодня выходит из больницы. Вы подождете?

Лида. К сожалению, не могу. У меня поезд в семь десять.

Христина Архиповна. Далеко едете?

Лида. Далеко.

Христина Архиповна. В командировку?

Лида. Нет, навсегда.

Христина Архиповна. Навсегда?

Лида. Разрешите, я напишу письмо Платону Ивановичу. Как только придет, сейчас же передайте.

Христина Архиповна. Хорошо, пишите… Вот чернила… Пишите. (Ушла. )

Лида (села за стол, пишет, перечитывает, разрывает написанное, встает, в волнении ходит по комнате и снова подходит к столу. Быстро написала, взяла из вазы немного цветов и тихо говорит). Прощай. (Идет с цветами. )

 

Навстречу входит Аркадий. Большая пауза. Смотрят друг на друга.

 

Аркадий. Я все время ищу тебя. Мне нужно с тобой серьезно поговорить!

Лида. Я тебя слушаю.

Аркадий. Может быть, мы выйдем отсюда на несколько минут?..

Лида. Нет. Говори здесь.

Аркадий. Ты, наверное, знаешь, что меня собираются снимать с работы. Почему ты молчишь, Лида?

Лида. Не надо, Аркадий. Пойми, Аркадий, ты должен начать жизнь сначала; если ты этого не сделаешь, ты погибнешь.

Аркадий. И это все?

Лида. Все.

Аркадий. Нет, не все! Ты глубоко заблуждаешься. Я этого так не оставлю: я своего добьюсь. Погибну не я, а ты с этим человеком. До скорой встречи. (Уходит. )

Лида. Боже мой! (Медленно идет из комнаты. )

 

Входит Платон.

 

Платон. Лида! Как я рад… Ты пришла ко мне… (Оглядел комнату. ) Я никогда не сумею отблагодарить тебя…

Лида. Нет… Нет, Платон… Это неправда.

Платон. Как — неправда?

Лида. Я пришла к вам… в последний раз. Еду на Урал… навсегда.

Платон. Лида…

Лида. Да, я решила.

Платон. Лида… вы не поедете…

Лида. Платон, прошу вас, не перебивайте… У меня очень мало времени, и никак не могу сказать вам все, что хотела. Прошу вас, простите мне обиду тогда… Отец умер не по вашей вине… Теперь я знаю… Но тогда, вы понимаете… Ну, вот и все. Мне уже пора… Вот тут у меня билет. Ну, вот и все. Что же вы молчите? Прощайте, Платон.

Платон. Лида, вы останетесь, вы должны остаться!

Лида. Платон, я так решила.

Платон. Хорошо… Но прошу вас, останьтесь на пять минут.

Лида. Согласна. Но напомните мне первую встречу. (Подходит к стене, снимает скрипку, протягивает ее Платону. ) Я прошу вас… Станьте, как тогда. Возьмите скрипку.

 

Платон взял скрипку, подошел к окну.

 

Смотрите в сад, как тогда, в ту ночь…

 

Платон повернулся. И тихо полилась музыка, и, кажется, не одна, а десять скрипок играют песню Лиды: музыка то нарастает, то снова падает и где-то далеко пропадает в саду. Лида медленно уходит. Играет Платон, остановился, обернулся.

 

Платон. Лида!.. Лида!..

 

Входит Мария Тарасовна.

 

Мария Тарасовна. Платоша, сын мой! Я разминулась с тобой, бежала… сын… (Обняла его. )

 

Входят Валя, Степа, Терентий Осипович, Оля, врачи больницы.

 

Степа. Музыка!..

 

Играет оркестр.

 

Терентий Осипович. Привет, Платоша!

Все. Привет, привет, привет!..

Платон (хочет вырваться, но все тесно окружили его). Спасибо вам, остановите оркестр, не надо музыки, простите, товарищи.

 

Входит Берест, ведет за руку Лиду.

 

Берест. Товарищи, Платон Иванович, помогите, а то один не удержу.

Лида. Я опоздаю на поезд!

Берест. Я сам отвезу тебя на вокзал.

Платон. Лида, вы обещали пять минут и слова не сдержали.

Берест. Платон Иванович, я тороплюсь, надо отвезти Лиду, но несколько слов я хочу вам сказать. Вчера вернулся из столицы, вот вам приветствие Наркомата здравоохранения (подает письмо), а также подарок. Разрешите зачитать? (Читает. ) «Постановили: премировать хирурга Кречета Платона Ивановича командировкой на Всемирный конгресс хирургов в Москву и Ленинград на два месяца вместе с женой…» Здесь я должен сделать пояснение. Меня спросили, кто ваша жена. Я знаю, что вы не женаты, но должны быть женаты. Я назвал одно женское имя, хотя имя это в случае протеста можно сразу же вычеркнуть. Итак, слушайте далее: «Постановили: премировать хирурга Кречета Платона Ивановича командировкой в Москву и Ленинград на два месяца вместе с женой, Лидией Николаевной Коваль…»

Лида. Что?!

Берест. Ты, Лида, не обижайся. Я же предупредил, что можно сразу вычеркнуть… так что… Как, Лида? Вычеркивать или… или, может, читать дальше? Ну?

 

Большая пауза.

 

Платон. Читайте дальше… дальше.

Берест. Что вы так скажете — у меня сомнений не было, а вот как Лида… Что ж, Лида, вычеркивать или читать дальше? Как, а?..

 

Лида отошла в сторону.

 

Ну, Лида?..

Лида. Мне ехать нужно… у меня билет…

Платон (подошел к ней, тихо). Лида, на поезд ты уже опоздала…

Берест. Так что же, вычеркивать твое имя или читать дальше?

Лида. Вы… вы… вы… товарищ Берест…

Берест. Ну?.. Ну?..

Лида. Вы… читайте дальше.

Берест. Читайте же теперь вместе, друзья мои, страницы солнечной книги вашей молодой жизни… Читайте и боритесь за нее.

Терентий Осипович. Товарищи, я выслушал сто двадцать шесть тысяч пульсов, сто двадцать шесть тысяч сердец, но того, что у меня сейчас здесь (показывает на сердце), ни у кого не встречал. Сердце само поет… Я прошу вас в сад, в наш прекрасный сад, поднять бокалы за великого мастера жизни — товарища Береста…

Степа. Музыка!..

 

Все идут в сад. Последними выходят Христина Архиповна и Терентий Осипович. Христина Архиповна в новом платье, со звездочкой.

 

Христина Архиповна. Вот радость-то какая. А вот в девятнадцатом году тоже был один незабываемый случай…

Терентий Осипович. Это когда вся медицина сбежала?

Христина Архиповна. А разве вы знаете?

Терентий Осипович. Знаю, знаю.

 

Уходят в сад.

 

Занавес

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.