|
|||
Светлановская площадьСтр 1 из 2Следующая ⇒
Вот они, «мои Пенаты». К ним, в широком смысле, я отношу кусок земли, ограниченный Черной речкой на западе, пр. Энгельса на востоке, ж. д. дорогой на Сестрорецк, что идет вдоль ул. Матроса Железняка на севере и Торжковской улицей на юге. Конечно, «малая Родина» - это Омская улица и пр. Смирнова с «цитаделью»: моим двором, что образован угловыми домами 13 – по улице Омской и 20 – по пр. Смирнова. Но в сферу же наших «геополитических интересов» входили довольно обширные земли, о которых и пойдет дальнейшее повествование. Начнем с «холодной» стороны, так сказать, со стороны «крайнего севера».
ОЗЕРКИ Территория, что с северной стороны прилегает к пр. Энгельса, разумеется, вместе с Поклонной горой и Суздальскими озерами, представляла для нас в те годы особый интерес. О том, что озера называются Суздальскими, большая часть горожан, включая и местных обитателей, даже не подозревали. В народе бытовало другое устойчивое название этих водоемов, вкупе с прилегающим районом, а именно - Озерки. Так звучали и остановки общественного транспорта, так именовалась и ж/д станция, так была названа и станция метро, построенная уже в эпоху «загнивающего», а точнее, уже «сгнившего социализма». Летом, с превиликим удовольствием, мы ездили на эти озера купаться. Попасть туда было не сложно: или на 21 трамвае, или автобусами, под номерами 33, 261 и 262. Когда подросли лет, эдак, до 12, то в ход пошли велосипеды. В ту мифическую, как мне теперь кажется, эпоху пр. Энгельса заканчивался на Поклонке. А сразу за Поклонкой, вдоль Выборгского шоссе, еще сохранилась деревянная частная застройка. Деревня – деревней. Трамвай шел по ее главной, поросшей зеленью частных садов, улице. Кричали петухи, бегали куры, лаяли собаки, все как полагается в настоящей деревне. Так и подмывает сказать: посреди больших мутных луж лежали довольные свиньи… Но нет, врать не буду. Возможно, они и водились у местных аборигенов, но я их ни разу не видел. За Поклонкой, трамвайная линия становилась одноколейной. И пока трамвай шел от Поклонки до кольца, которое было в районе церкви на горе, можно было быть уверенным, что обратного не будет не менее 15-20 минут. Так что, для нашего брата, привыкшего плавки не менять, за это время, можно было успеть занырнуть в озеро и успеть на обратный трамвай. Купались мы, как и большинство народа, на первом озере. Реже – на втором. Третье, самое большое, было не в почете. Заросшее и мрачное. А, еще, оно прилегало к кладбищу, и ходили среди нас всякие истории-страшилки про плавающих «жмуриков». Да и ехать до него было дальше. Сегодня я уж и не помню, что сыграло большую роль в нашей нелюбви к этому озеру: страх «жмуриков» или лень. В голове, почему-то, запечатлелся, как фотография, маленький кирпичный домик, что стоял у подножия холма, на котором высилась церковь. По своему виду, он явно был построен до, так называемой, революции. И был в этом домике крохотный обувной магазинчик. Поскольку, стоял он на «отшибе», там «где география кончалась», то и посещаемость его была невелика. И если там, вдруг, появлялась дефицитная обувь, о чем сообщало «сарафанное радио», то был шанс приобрести ее даже на следующий день. Как-то давно там не бывал и не знаю, сохранился он, или нет. А еще, в Озерках был, и есть, кажись по сию пору, бабтистский молельный дом. Помню, что существовало в то время, какое-то глухое неприятие, я б сказал, отторжение баптистов в обществе. В нашей школе, годами двумя-тремя старше, училась барышня, довольно симпатичная, но мама у нее была баптисткой, и парни относились к ней с подозрением. Я помню ее и ее маму хорошо, т. к. они жили в соседнем с моим доме, в доме номер пятнадцать. Толком никто не знал, что такое баптизм и чем он отличается, например, от баптистерия. Кое-кто, считал, что правильно пишется БАБтизм, и по аналогии с коммунизмом это значит, что последователи этого непонятного явления либо выступают за главенство женщин в обществе, либо чрезмерно любят женщин и выступают за многоженство. Видимо, в связи с этим, некоторые взрослые нам говорили: «Вы там поосторожнее, с баптисткой-то, а то заманят вас в секту, и того…» Прошло уже много, много лет, а я так и не понял, что они имели ввиду под «и того». Светлановская площадь Двинувшись южнее, в сторону центра, по пр. Энгельса, мы попадаем на Светлановскую площадь. Во времена моего раннего детства, она была «полуплощадью», т. к. восточная ее часть уже была сформирована и оформлена соответствующим образом: газонами, паребриками, зданиями и транспортной развязкой. А западная – нет. Там, на куске земли, от полотна ж/д, за которой был Удельный парк, до пр. Энегельса находился Светлановский рынок. Деревянный, «всамделешьний», как в фильме «Операция Ы»! От него так и тянуло какой-то патриархальностью, что ли, или провинциальностью, если хотите. Невзирая на это (на его почтенный возраст) мы, пацаны, бегали туда пробовать, а точнее таскать семечки. Сие действо даже и воровством-то не назовешь. Это был некий вид пацанского самоутверждения с соревновательным элементом. Это тебе не в школе набедокурить! В школе за озорство влепят « неуд» по поведению, или родителей в школу вызовут. Неприятно, слов нет, но все это уже неоднократно было. А тут… В наших детских головенках сидело совершенно неистребимое мнение, видимо внушенное в школе, что если тебя поймают на улице с тем, что именуется «хулиганство», то всенепременно отведут в детскую комнату милиции, а потом сдадут в интернат! Конечно же, нам хотелось жареных семечек, на которые не всегда были деньги, но осознание того, что завтра придешь в школу и самозабвенно начнешь рассказывать про то, как вчера с Колькой спер целую горсть семечек у той самой толстой бабы в грязном переднике, что давеча Сашке уши надрала! Это стоило того! А дело-то нехитрое, на первый взгляд. Идешь вдоль длинного ряда с умным видом и всячески показываешь «всему торговому миру», что не просто идешь, а выбираешь, у кого вкуснее. Останавливаешься у каждого лотка, протягиваешь руку, большим и указательным пальцем берешь семечку для пробы, а мизинцем в ладонь загребаешь еще пяток - десяток. По-разному бывало… И была там еще одна достопримечательность, за рынком, прямо рядом с ж/д. Это медвытрезвитель. Когда мы шли на рынок, мы обязательно проходили мимо него. Около него была протоптана «народная тропа» через «железку». Самый короткий путь с пр. Смирнова, Омской улицы и улицы матроса Железняка к рынку. По ней же утром брел на завод «Светлана», а вечером обратно работный люд, в том числе и моя мама. Когда нам родители и учителя рассказывали о вреде алкоголя и недопустимости распития портвейнов и вермутов «по подворотням», то обязательно говорили: «Вот попадете в наш медвытрезвитель и все об этом узнают! » До какого-то возраста этот «жупел» работал. Но потом, как-то эти страшилки сошли «на нет». Может, в силу того, что домик выглядел довольно миролюбиво: маленький такой, аккуратненький, приятно желто-белой расцветки, как Смольный институт. У обоих зданий даже функции похожи были: и там и там воспитывали. Да и стоял медвытрезвитель в очень романтичной, зеленой и тихой зоне, вдалеке от городской суеты. Чего его бояться-то?!
|
|||
|