Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Консультация для родителей:. Психологические проблемы детско-родительских отношений»



 Консультация для родителей:

«Психологические проблемы детско-родительских отношений»

 

Результаты статистики говорят о том, что практически большую часть российских семей сегодня по той или иной причине можно отнести к разряду неблагополучных. Затянувшийся экономический кризис привел к тому, что большинство  семей попали в разряд малообеспеченных. По последним данным, наблюдается увеличение младенческой смертности, высока заболеваемость матерей. Растет число детей, рожденных вне брака. Увеличивается количество разводов из-за алкоголизма, наркомании, противоправных действий.

Все это не может сказаться на взаимоотношениях между родителями и детьми. Современная семья включена в различные механизмы общественного взаимодействия, а потому социально-экономические катаклизмы, не могут не способствовать усугублению детско-родительских отношений. Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение в связи с этим свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои стрессовые состояния, негативные эмоции родители нередко выплескивают на тех, «кто под руку попадается», чаще всего – на детей, которые обычно не могут понять, почему взрослые сердятся.

 Согласно исследованиям, родительская жестокость имеет место приблизительно в 45% семей. А если учитывать все подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки и т.п., то почти каждый ребенок, хоть однажды сталкивался с проявлением жестокости, давления со стороны своих родителей.

Для правильного воспитания родителям полезно знать, какие формы наказаний существуют.

1. К самым неправильным, неблагоприятным формам следует отнести физическое воздействие. 85% родителей справедливо считают, что ударить ребенка – означает нарушить его права. Вместе с тем 74% из них допускают шлепок по мягкому месту и 11% использование ремня как вида наказания. Обычно эта форма воздействия применяется тогда, когда сами родители слабо контролируют собственное поведение. К физическим наказаниям не следует прибегать потому, что обычно после них ребенок ведет себя по-другому только в присутствии того, кто его наказал. Поэтому такое воздействие совершенно бесполезно, если родители хотят воспитать в ребенке желание поступать правильно под воздействием собственного внутреннего контроля, а не потому, что кто-то заставил.

2. Речевая агрессия (ругань, оскорбления), подобно физическим наказаниям, малоэффективна и ведет лишь к тому, что ребенок будет использовать эту модель поведения со сверстниками.

3. Весьма распространенной формой являются так называемые сепарационные наказания, лишающие ребенка части родительской любви (игнорирование его, отказ от общения с ним). Суть наказания сводится к изменению привычного для ребенка стиля отношений с родителями: его лишают тепла и внимания, хотя при этом продолжают о нем заботиться. Это чрезвычайно сильно действующая форма, и применять ее нужно крайне осторожно и очень непродолжительное время.

4. Довольно распространенным в семье является наказание в виде лишения награды (сладостей, новых игрушек, прогулок и т.д.). такой метод может привести к успеху, если только ребенок считает ограничение справедливым, если решение принято с его согласия или является результатом предварительного уговора. Целесообразно использовать не отмену, а отсрочку радостного события. При этом нельзя лишать ребенка того, что необходимо для его полноценного развития.

Наверное, невозможно представить процесс воспитания вообще без наказаний. При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.

Конвенция ООН оправах ребенкадает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты и признание права каждого ребенка.

Уголовный кодекс ДНР предусматривает ответственность за совершение насилия в отношении несовершеннолетних граждан.

Семейный кодекс ДНР гарантирует права ребенка и применяет меру: «лишение родительских прав» при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка.

Закон ДНР «Об образовании» утверждает право ребенка на уважение его человеческого достоинства.

Закон ДНР «О защите прав детей»гласит: «жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены».

Агрессивное поведение взрослых, отрицательные ценности и черты характера становятся для ребенка предметом подражания. Если обратить внимание на слова и действия ребенка, легко понять особенности взаимоотношений взрослых в семье. Замечено, что в наибольшей степени агрессивность ребенка проявляется в игре с куклами, по отношению к младшим и физически слабым детям, к животным и т.д. нелюбовь, неприязнь к ребенку родителей вызывает у него ощущение беззащитности, собственной ненужности и соответственно агрессивные проявления.

Интересно отметить расхождение в ответах детей и их родителей о наиболее типичных способах воспитательного воздействия. Оно наглядно показывает, что родители отдают себе отчет, какие методы были бы наиболее действенными и разумными, но на практике применяют способы более простые и привычные – физические наказания и ругань.

Наблюдения свидетельствуют о значительном количестве семей, где отношения строятся на основе видимой благожелательности, но ребенок беспомощен, жизнь его наполнена чувством тревоги. Такое состояние наносит ущерб сначала психическому, а затем и физическому здоровью ребенка.

Конечно, не всякая семья имеет положительный опыт воспитания и зачастую именно неумение родителей создать для ребенка такую обстановку, которая способствовала бы его личностному развитию и психологическому комфорту, является причиной возникновения конфликтов, агрессии, жестокости. Добрые слова, обращенные к своим родителям, желание детей получать ответное внимание и ласку, должны стать нормой в детско-родительских отношениях.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.