|
|||||||||||||||||||||
Антуан де Сент-Экзюпери Маленький принц 22 страница• пилка дров; • гребля в лодке; • перемотка ниток; • перетягивание каната; • передача хрустального стакана; • парный танец. "Огонь-лед" (для детей с 4 лет). По команде ведущего: "Огонь!"- стоящие в круге дети начинают двигаться всеми частями тела. По команде: "Лед!" - дети застывают в позе, в которой их застала команда. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой. Этюды на расслабление мышц (по М.И.Чистяковой) Штанга (для детей 5-6 лет) Ребенок поднимает 'тяжелую штангу". Затем бросает ее, максимально расслабляясь. Отдыхает. Каждый спит (для детей 5-6 лет) В зал входит ведущий и видит... На дворе встречает он Тьму людей и каждый спит: Тот, как вкопанный, сидит, Тот, не двигаясь, идет, Тот стоит, раскрывши рот. (В.А.Жуковский) Ведущий подходит к фигурам детей, застывшим в разных позах. Он пытается их разбудить, беря за руки. Он поднимает чью-нибудь руку, но рука опускается. Сосулька (для детей 4 лет) Ведущий читает стихи: У нас под крышей Белый гвоздь висит, Солнце взойдет, Гвоздь упадет. (В. Селиверстов) Произнося первую и вторую строчку, дети держат руки над головой, а когда произносят третью и четвертую, то должны уронить расслабленные руки и присесть. Шалтай-Болтай (для детей 4-5 лет) Ведущий читает стихи: Шалтай-Болтай Сидел на стене, Шалтай-Болтай Свалился во сне. (С. Маршак) Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова "свалился во сне" ребенку необходимо резко наклонить корпус тела вниз. Спящий котенок (для детей 3-4 лет) Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик. Этот этюд желательно проводить под музыку Р.Паулса "День растает, ночь настанет" (колыбельная). Конкурс лентяев (для детей 5-6 лет) Ведущий читает стихотворение В.Викторова "Конкурс лентяев": Хоть и жарко, Хоть и зной, Занят весь Народ лесной. Лишь барсук - Лентяй изрядный - Сладко спит В норе прохладной. Лежебока видит сон, Будто делом занят он. На заре и на закат Все не слезть ему с кровати. Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на пол (на мат или коврик) и пытаются как можно глубже расслабиться. Для расслабления желательно использовать музыку Д.Кабалевского "Лентяй". Пылесос и пылинки (для детей 6-7 лет) Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки; кого он коснется, тот встает и уходит. Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед - вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает. 4.22. Из русских народных игр К сожалению, приходится констатировать тот факт, что современным детям известно очень мало игр, в которые играли их предки. На Руси издавна существовало огромное количество игр, способствовавших воспитанию у ребенка ловкости, быстроты, силы, сообразительности, внимания и тому, что современная педагогика называет "социализацией ребенка" (приучением его к соблюдению этических норм, правил общежития). Ниже приводятся лишь некоторые из множества игр, описание которых можно найти в сборнике "Мудрость народная (жизнь человека в русском фольклоре)". Волк и дети Один из играющих, по жребию, изображает волка, остальные - детей. Волк, подперши лицо руками, сгорбленный, сидит в стороне и молчит. Дети разбегаются в разные стороны, делая вид, будто собирают ягоды в лесу и поют: Щипали, щипали по ягодку По черную смородинку Батюшке на вставчик Матушке на рукавчик Серому волку Травки на лопату Дай бог умыться Дай бог убежать И дай бог убраться. С последними словами дети бросают в волка травку и бегут от него врассыпную, а волк ловит их. Пойманный делается волком; если волку не удалось никого поймать, он возвращается на свое место и снова изображает волка, остальные игроки вновь начинают собирать около него ягоды. Лиса в норку Играющие выбирают лису. Один из углов комнаты - ее норка, в которой она стоит на одной ноге. Играющие дразнят лису, теребя ее за одежду, подражая лаю собак, хлопая в ладоши и т.д. Лиса быстро поворачивается, делает прыжок и старается ударить кого- нибудь рукой. Бегающие вокруг лисы увертываются от ее прыжков, а если замечают, что лиса стала на обе ноги или переменила ногу, то кричат: "Лиса в нору, лиса в нору!" и пытаются ударить лису рукой. Тот, которого лисаударила, становится лисой, а старая лиса присоединяется к играющим. Мост Играют трое: два мальчика и девочка или две девочки и мальчик. Девочка и мальчик становятся друг к другу лицом. Девочка протягивает обе руки к мальчику, который крепко держит каждую руку в своей так, что их руки образуют мост из двух перекладин. Этот мост старается разрушить третий игрок, бросаясь на него всею тяжестью своего тела и повисая на нем, пока пара не разнимет своих рук, что, как правило, влечет за собой падение висящего. Когда мост разрушен, один из пары остается на месте, а другой игрок убегает. Разрушивший мост, поднявшись с земли, бросается догонять убегающего, чтобы составить новую пару, которую будет разбивать оставшийся на месте. Черта Играющие, разделившись на две равные партии, располагаются друг против друга на двух чертах, на расстоянии 15-20 саженей, и попеременно бегают то с одной стороны, то с другой до противоположной черты, причем игроки противной партии ловят их и, если поймают, оставляют в своей партии, если же не поймают, то они отправляются обратно в свои партии. Казаки и разбойники Играющих разделяют на две партии. Одна партия изображает казаков, другая - разбойников. Партия казаков имеет какой-нибудь знак, например крест из желтой бумага на груди, или повязывает руки платками. Разбойники разбегаются в разные стороны и прячутся от казаков. Казаки их разыскивают, причем если разбойник видит, что его убежище открыто, то бежит прятаться в другое место; казак гонится за ним и, если не может один поймать разбойника, то призывает на помощь товарищей. Пойманного разбойника казак ведет в темницу, после чего он делается казаком и помогает ловить, уже как казак, разбойников. "Черное" и "белое" не говорить, "да" и "нет" не повторять Суть игры состоит в том, чтобы не употреблять слова: "черный", "белый", "да", "нет". Кто произнесет одно из них, дает фант, например орех. Один из играющих подходит к другому и задает вопросы: - Какая у тебя шляпа ? - Синяя. - Какая синяя? Она белая. - Зеленая. - Какая зеленая? Да она вовсе черная. - Голубая. - Вот как, голубзя? Шляпа-то голубая? Да посмотрите; можно ли ее назвать голубой? Совершенно белая. - Нет не белая, а черная. Ответивший так подвергается тройному наказанию за слова "нет", "белая" и "черная". Или спрашивают так: - Есть ли у тебя рога ? - Есть. - Неужели есть? - Имею. - Так стало быть и хвост у тебя есть ? - Хдоста не имею. - Хвоста нет, а рога есть; так кто же ты такой? - Человек. - Нет, не человек, а животное без хвоста и с рогами. - Нет, человек. И отвечающий платит штраф. Море волнуется По числу играющих ставятся стулья в два ряда, так, чтобы спинка одного стула соприкасалась со спинкой другого. После того как все игроки усядутся, выбранный вожак кричит: "Море волнуется". И все играющие вскакивают и бегают вокруг стульев до тех пор, пока вожак, улучив минуту, когда каждый отбежит подальше от своего стула, вдруг закричит: "Море утихло". После этого каждый игрок должен занять свое место, атак как вожак тоже занимает чье-либо место, то играющие стараются захватить первое попавшееся место. Оставшийся без места становится вожаком. В шепотка Выбирают из играющих водящего - парильщика. Ему завязывают глаза и ставят к порогу. К нему подходит кто-нибудь из играющих и шепчет что-нибудь на ухо, а парильщик должен отгадать, кто это. Если не отгадает, то ему шепчут по очереди все остальные, пока он не отгадает. Молчание Играющие садятся в кружок и молчат; они не должны ни двигаться, ни улыбаться. За нарушение берется фант. Один из играющих ходит по кругу и старается нарушить молчание: задает забавные вопросы, на которые надо отвечать только знаками. Играют еще и следующим образом: избранный для нарушения молчания ходит в кругу и кривляется или представляет все, что ему вздумается. Сидящие должны повторять все, что он делает, но без смеха и слов; за нарушение берется фант. Кухня Каждый играющий выбирает себе имя из кухонных вещей, например: тарелка, вилка, нож ит.д. Один из играющих начинает задавать вопросы, указывая либо на окружающие предметы, либо на самого себя, например: "Это что у вас на носу?" Второй игрок должен отвечать только своим именем, например: "Кочерга". -Что на лице? - Кочерга. - На чем сидите? -На кочерге, ит. п.. Если спрашиваемый засмеется или скажет лишнее, то с него берут фант. Камешки Играющие раскладывают по полу камешки и уговариваются не мешать и не кричать. При этом произносят поговорки: "Уговорен всем делам родной братец", "Без уговора не садись, а на слово не вяжись", "Не еду, не лечу, а заеду- подхвачу" и т.п. и заключают условие: "Играть, не воровать" или "Цур играть, не воровать, без вороху - без промаху". Играющий бросает камешки вверх и во время их полета старается захватить с полу несколько других. Остальные мешают ему рассказами или криком. 4.23. Соревнования и игры ЭСТАФЕТЫ В эстафетах может участвовать много ребят. Эти соревнования позволяют развивать ловкость, силу, скорость, выносливость. Можно соревноваться:
ЭСТАФЕТА С МЯЧОМ Команды строятся в ряд. Первые игроки передают мяч следующим до тех пор, пока он не попадет к последним. Последние игроки бегут каждый к своей цели, обегают ее вокруг и возвращаются, став во главе своих команд и передав мяч стоящим за ними игрокам. Выигрывает та команда, игроки которой раньше поменяются местами.
КРУГОВАЯ ЭСТАФЕТА С МЯЧОМ Команды с равным числом участников образуют круги. По команде участники с номером один передают мяч номеру второму и т.д., а сами обегают круг в противоположном направлении, стараясь попасть на свое место раньше, чем туда будет передан мяч. Рис. 50 СОРЕВНОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАВЫКОВ Задание: пройти по хорошо обозначенной трассе и в местах контрольных пунктов выполнить установленные задания. Длина трассы: 1-2 км Число контрольных пунктов: 715 Команды: 3 человека
Контрольные пункты обозначены табличками с цифрами от 1 до 15 и текстами заданий. Стартовые интервалы: 7-10 мин в зависимости от сложности задания в контрольном пункте.
Оценка: время от старта до финиша плюс штрафное время за невыполненное задание. Этот вид соревнования является одним из самых увлекательных. Ниже приведены три примера таких соревнований, включающих в общей сложности 30 различных дисциплин, которые можно комбинировать. Соревнования способствуют как повторению школьного материала, так и закреплению навыков, полученных в лагере. Задания могут включать следующие элементы: политико-воспитательные, из области естествознания, географии, труда, военного дела, туризма и т. п. Сложность трассы и отдельных заданий определяется в зависимости от возрастной группы детей, точно так же, как и оценка выполнения заданий. Рис. 51
СОРЕВНОВАНИЕ НА ЗРИТЕЛЬНУЮ ПАМЯТЬ Задание: в кратчайшее время пробежать маршрут и запомнить как можно больше предметов, изображенных на мишенях.
Оценка: чистое время от старта до финиша плюс штрафное время 0,15 мин за каждый незамеченный предмет. Участник, добежавший до финиша, получает дополнительно 3 мин для записи предметов (это время не засчитывается при оценке). Рис. 58
Одиночные соревнования. Количество предметов 15-20 Игра, в которую часто играют в помещении, приобретает здесь новую форму. Попробуйте, она вам обязательно понравится.Рис. 59 СОРЕВНОВАНИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ ПРЕПЯТСТВИЙ Задание: в кратчайшее время преодолеть препятствия, находящиеся на установленной трассе, длинатрассы: 1-2 кмЧисло препятствий: 5-10 Команды: 1-2 человека Обозначение трассы: знаки-стрелки Стартовый интервал: 3-5 мин Оценка: сумма чистого времени плюс добавочное время за непреодоленное препятствие (3-5 мин). Трасса и препятствия должны соответствовать возрастной группе ребят. В целях безопасности не забудьте обеспечить страховку у каждого из препятствий.
СОРЕВНОВАНИЕ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ВЕЛИЧИН Задание: в кратчайшее время пробежать установленную трассу, выполнив в местах контрольных пунктов следующие задачи: Определение расстояния Определение веса Определение высоты Определение количества Определение времени Определение длины трассы Оценка: сумма чистого времени плюс добавочное время за неточное определение.
СОСТЯЗАНИЕ В НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ Задание: пройти по установленной трассе и найти как можно больше мишеней.
Длина трассы: 2 км Число мишеней: 20-30 Команды: 1-3 человека Обозначение трассы: бумажные значки-стрелки Стартовый интервал: 3 мин Мишени- листы бумаги с обозначениями, расположенные на высоте 2 м над землей и на расстоянии 20 м друг от друга по обе стороны трассы •чтобы найти их было не просто. Рис. 64
РАЛЛИ БЕГУНОВ Задание: пробежать в установленное время через контрольные пункты точно обозначенной трассы, разделенной на одинаковые отрезки, выполнив дополнительное испытание на скорость Перед соревнованием участники пробегают трассу с секундомером и знакомятся с контрольными пунктами Во время соревнования они бегут без секундомера. Испытание на скорость' 50-60 м Трасса. 1-2 км Стартовый интервал 2-3 мин На контрольных пунктах находятся контролеры, записывающие время участника ралли, прошедшего через контроль. Оценка участник должен пробежать отдельные участки трассы за 5 мин и пройти через контроль между пятой v шестой или десятой и одиннадцатой минутами итд. За каждые 15с ниже или сверх установленного лимита участник получает штрафные очки. Побеждает участник с наименьшим количеством штрафных очков.
Отдельные буквы текста пишем в порядке, установленном в квадрате, являющемся одновременно шифровальным и дешифровальным кодом. ШИФРОВАЛЬНЫЙ КРУГ
Часть пятая Развитие духа 5.1. Духовное развитие детей Занятия, связанные с психологическим и духовным развитием детей, проводятся в форме бесед. Точное время беседы устанавливать довольно трудно, поэтому необходимо ориентироваться по состоянию группы и выбирать темы, доступные для детей. Такие занятия проводятся для того, чтобы помочь детям воспитать в себе правильное отношение к Миру, Природе, Человеку. Основной прием в таких беседах- рассмотрение жизненных ситуаций и поведения людей в них, каким образом и с помощью каких поступков персонажам рассказов удалось решить свои проблемы, какие качества они при этом проявили. 5.2. Преподаватель - ученик Рассмотрим ряд правил, проявляемых в отношениях преподавателя и ученика. Необходимо объяснять детям, почему следует поступать так, а не иначе, и что может произойти, если поступить по-другому. 1. Преподаватель - всегда ученик, он учится у того, кого учит. Что бы быть хорошим преподавателем надо стать хорошим учеником. 2. Преподаватель должен уметь до конца выслушать любое мнение. 3. У преподавателя всегда должно быть свое мнение, но не надо лишать других права выбора. 4. Преподаватель должен быть мастером своего дела. 5. Преподаватель перестает жить для себя, когда он с учениками. 6. Любую информацию, передаваемую детям, необходимо проверять на себе. 7. В мыслях, чувствах, словах и делах преподаватель должен быть одним и тем же человеком. 8. У преподавателя не должно быть любимчиков, все равны и все талантливы по-своему. 9. Не стыдящийся независим. 10. Прилежный ученик должен стремиться обратить знания в опыт, опыт в навык, а навык в умение. 11. Ученик должен уважать и любить преподавателя. Если не нравится этот - можно найти другого. 12. Лучше не верить преподавателю, а доверять, а затем проверять информацию на практике. 13.Основная задача преподавателя - помогать ученику, а задача ученика-стараться постичь то, что говорит преподаватель. 14. Только опыт является личностным достижением каждого. 15. Ученик должен каждый свои поступок подвергать сомнению. 16. Ученик должен стараться быть естественным - таким, каков он есть, и принимать ту ситуацию, в которой находится. 5.3. Ученик-ученик 1. Ученик должен стремиться узнать, зачем он пришел сюда. 2. Дружба скрепляет сердца и помогает продвижению тем сильней, чем крепче дружба. Чем более дружны ученики, тем эффективней обучение. Дружба всегда проверяется трудностями. 3. Не оправдывайтесь друг перед другом, а разберитесь, в чем виноват каждый. 4. Каждый ученик - личность и индивидуальность. 5. Если ученик вносит в коллектив личные негативные качества, то он разрушает коллектив. 6. Учите друг друга без злости, эгоизма и ненависти. 7. Каждый ученик сам отвечает за свои поступки. 8. У каждого ученика свои определенные задачи, сила, опыт и умения. 9. Невыполненное желание порождает страдание. Формировать желания необходимо не от страсти и эгоизма, а от Природы и необходимости для вас. 10. Любите друг друга, и тогда проведенное вместе время превратится для вас в праздник. 5.4 Дети-родители 1. Принимайте своих детей такими, какие они есть, благодаря тому, что они такие, они попали на Землю. 2. Родители, ребенок - это то, чего вам не хватало в жизни, его качества - ваши достоинства и недостатки. 3. Мы ругаем больше всего тех, кто ближе к нам, кто показывает наши недостатки. 4. Не стыдитесь друг друга, потому что вы во многом похожи, но вы и различны. 5. Старайтесь в любой жизненной ситуации встать на место другого и подумать, как бы поступили вы. 6. Всегда можно найти компромисс, но из-за гордости и высокомерия мы часто идем на скандал. Лучше договориться и придерживаться в отношениях золотой середины. 7. Если вы злитесь на кого-то, то вы уже не правы. Злость - проявление негативного качества (вас лишили запрограммированного удовольствия). 8. Любое дело делайте на свежую голову. 9. Иногда прислушивайтесь к старшим, они опытны и их советы могут быть полезны. 10. Родители, присматривайтесь к детям, их интуиция подскажет вам истину. 5.5. Законы отношений девочка - мальчик Об отношениях между мальчиками и девочками необходимо рассказывать правду, а не преумножать иллюзии. В чем отличия, почему они устроены по-разному? При этом главное - не окрашивать эти рассказы эмоциями и страстями, иначе они могут вызвать извращенные желания. Следует помнить, что эти отношения естественны и природ-ны, а значит, не могут быть запретными и безобразными. Покажете детям этапы развития: девочка - сестра - девушка - женщина - жена- мать- бабушка; мальчик- брат- юноша- мужчина- муж-отец - дедушка. 1. Мальчик и девочка - две половинки одного целого. 2. Наблюдайте в противоположном свое внутреннее. 3.Чем ваши отношения будут более естественными, тем вам будет легче жить. 4. Мы боимся того, чего мы не знаем. 5. Все непознанное притягивает и пугает. 6. У каждого своя задача в жизни, и выполнение ее зависит от наших поступков, качеств, мыслей, желаний, слов. 7. Не находят общего языка те, кто не желает терпеть и искать об щий язык. 8. Мы стремимся к тому, чего нам не хватает. 9. Ум выше силы, но чрезмерная сила давит на ум. 10. Помогают не тем, кто слабее, а тем, кому это нужно и кто об этом просит. 11 .Помогающий не тот, кто сильный, а тот, кто догадывается, зачем он это делает. 5.6. Самоуважение и уважение к ближнему Если вы воспитаете в ребенке самоуважение и уважение к ближнему, то вы откроете в нем личность и индивидуальность. 1. Уважая себя - уважаешь мир. 2. Что происходит вокруг тебя, то происходит и внутри тебя. 3. Пренебрежительное отношение к близким, событиям, жизни -это пренебрежение к самому себе, так как человек - часть мира. 4.Человек, который уважает себя, старается контролировать свои поступки, потому что он знает, что все его действия отражаются на окружающих и от него зависит, какие это будут действия. 5.Чтобы любить ближних, необходимо любить себя и свой организм. 6. Прежде чем что-либо говорить, думай не об авторитете, а о том, что эти слова дадут другим. 7. Нельзя жить полностью для себя или для других. Живите, думая и о себе, и о других. 8. Уважать - не значит поклоняться. Уважать - значит осознавать. 9. Уважение к человеку приходит не по его словам, а по его делам. 10. Терпение и благородство, проникновение и контроль, любовь и осознанность- вот качества человека, которыми необходимо обладать, чтобы уважать себя. 5.7. Последствия поступков Беседуя об этом, научите ребенка видеть множество вариантов развития ситуации и в зависимости от этого делать разумный для всех выбор. Человек (ребенок) полностью несет ответственность за свой поступок, поэтому он должен знать или предвидеть, что делает. Это учит анализу поступка и осознанию действия. 1. Думая с эмоциями о будущем, вы притягиваете ситуацию, думая со спокойствием - вы предвидите ее. 2. Видя ход событий наперед, действием, совершенным сейчас, вы можете изменить будущее. 3. Причина ошибки в неведении. 4. Личная сила проявляется в управлении ситуацией. 5. Предвидя результат события, задумаешься о его последствиях. 6. Мир во мне, я в мире. Влияя на события, мы изменяем себя. 7. Изменяя себя, мы меняем мир вокруг нас. 5.8. Нормы этикета Приучая детей к нормам этикета, вы помогаете им посмотреть на мир другими глазами. Образ жизни, мысли, желания, поступки тесно связаны между собой и во многом поддаются воспитанию. Приучаясь следовать правилам этикета, мы осознанно изменяем себя к лучшему, именно для этого и существуют выработанные веками нормы этикета. 1. Одежда, как и слова, несет в себе смысловую нагрузку, энергию и рассказывает о вас. Тем самым вы влияете на то, как другие будут к вам относиться. 2. Ваше внешнее поведение говорит о вашей внутренней сущности. 3. Ваша речь отражает ваш образ мышления. 4. Ваши жесты - подсознательное выражение вашего внутреннего состояния. 5. Ваше отношение к событиям - ваш образ жизни. 6. Изменяя внешнее поведение, вы изменяете свое внутреннее состояние. 5.9. Ритуалы, приветствия Приветствие Приветствия даются тогда, когда дети к этому уже готовы. Привычки не бывают хорошими или плохими - они просто существую. Привычки образуются в результате закономерностей, когда, выполняя какое-либо действие, вы получаете один и тот же удовлетворяющий вас результат. Человек не хочет экспериментировать и ошибаться. Но это замкнутый круг, а не спираль развития. Не старайтесь сделать ритуалы и медитации привычками, лучше выполнять их творчески и осознанно. Детям лучше лишний раз объяснить, для чего это нужно, чем просто сказать: "Давайте сделаем это". Знакомить с приветствием надо с вопроса: "Для чего люди здороваются друг с другом? Как они ото делают?" Расскажите о том, что происходит, когда люди приветствуют друг друга, как они обмениваются энергией через улыбки, слова. Объясните, что, приветствуя преподавателя и друг друга, вы тем самым проявляете уважение и почтительность к ним. Напомните слова Маугли, героя одной из книг Киплинга, когда он говорил: "Мы с тобой одной крови..." Объясните популярно, что, приветствуя кого-либо, хорошо пожелать: чтобы не было войны, чтобы нас окружало больше любви, доброты, справедливости в мире. На следующих занятиях можно спросить у детей: "Знаете ли вы, кто такие домовые?" Пусть они вам расскажут о них. Объясните им, кто такие домовые и какие задачи они выполняют, что, приветствуя их, мы заводим с ними дружбу и они будут нам помогать. Предложите им дома поговорить со своим домовенком и рассказать на следующем занятии, какой он. Не забудьте предупредить, что нужно спросить разрешения у домовенка побеседовать с ним, а то он может быть занят важными хозяйственными делами. Не лишне напомнить, что любую информацию следует давать только в подготовленную среду. Помните, в какое положение вы можете поставить детей, если их домашнее окружение, не готовое к этой информации, узнает о домовых и прочих "небылицах". 3 этом проявляется особая ответственность преподавателя перед учениками.
|
|||||||||||||||||||||
|