|
|||
Антуан де Сент-Экзюпери Маленький принц 19 страница4.4. Изобразительное искусство По утверждению ученых, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе творчества координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое отвечает левое полушарие. Особенно важным представляется то, что рисование связано с мышлением и речью. В детстве рисование способствует появлению гармоничного мышления, поэтому очень важно, чтобы ребенок научился рисовать и почаще с удовольствием это делал. Возможно, приведенные ниже рекомендации помогут вам ввести ребенка в чудесный мир изобразительного искусства. • Во время беременности женщине рекомендуется посещать музеи, художественные галереи и выставки, рассматривать альбомы с репродукциями. Будущий ребенок, конечно, не видит того, что видит мать, но на более тонком уровне через органы чувств матери информация все-таки доходит до ребенка. • Примерно с полутора лет дети с большим интересом рассматривают картинки. В это время можно показывать малышу различные репродукции. СесильЛупан советует делать это следующим образом: "Выберите пять репродукций, усадите ребенка около себя и начинайте: - Я хочу показать тебе несколько прекрасных картин. Их нарисовал господин, которого звали Антуан Ватто. Все эти картины имеют разные названия: вот "Жиль", а вот "Отплытие на остров Любви". Теперь посмотри на эту: она называется "Лавка Жерсена". А эти две - "Урок пения" и "Две сестры". Сначала делайте все быстро. Покажите малышу первую картинку, уберите ее и сразу же достаньте вторую. Это займет у вас несколько секунд. Окончив занятие, возьмите ребенка на руки, поиграйте с ним в 'разглядывание картинок", добейтесь, чтобы он сам ощутил, как это интересно. Малыш должен почувствовать всю гамму цветов и осознать, что смотреть картинки - очень увлекательное дело. На следующий день повторите пройденное, а через три дня добавьте еще одну репродукцию. Вскоре ребенок не захочет, чтобы вы так быстро меняли картинки, у него появится желание изучать их подольше: тогда вы можете попытаться объяснить малышу, что же изображено на картинке, обратить его внимание на отдельные занятные детали". • Очень хорошо если вы, показывая репродукцию, можете рассказать какую-либо занимательную историю о том, что на ней изображено, или об авторе картины. • Ежедневно можно знакомить ребенка с десятью картинами. Это займет всего несколько минут. Исчерпав репродукции одного художника, переходите к другому. Не предлагайте ребенку слишком много новых репродукций и регулярно просматривайте те, которые вы уже с ним видели. • Посещайте с ребенком музеи и художественные галереи. Обставляйте эти походы с торжественностью, так чтобы и у вас, и у ребенка было приподнятое настроение. • Никакого насилия! Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка рисовать, этим можно навсегда привить ему отвращение к живописи. • Не ругайте ребенка, если его рисунки вам не нравятся. Тем более не стоит вешать ярлык: "Ты никудышный художник" или "Ты не умеешь рисовать". • Поощряйте стремление ребенка к рисованию. • Некоторые родители опасаются давать маленьким детям в руки карандаши и фломастеры из-за боязни того, что малыш может разрисовать все вокруг. Эти опасения преувеличены. Сесиль Лупан по этому поводу пишет: "...малыши, которым в свое время разрешили жевать картонные книжки, рвать старые журналы и малевать карандашами, где попало и сколько угодно, приносят меньше ущерба, чем те, кому это не давали делать. Ну, может быть, иногда вам попадется разорванная книжка или на стене вы увидите след карандаша. Но всего этого будет гораздо меньше, чем в тех домах, где во избежание подобных неприятностей применяются драконовские меры". • Если есть возможность, выделите малышу отдельное место для занятий рисованием. • Если вы сами не умеете рисовать, то перед вами два варианта: а) пригласить педагога, который бы обучил ребенка технике рисования: б) научиться рисовать самим и научить ребенка. И если есть поэзии цена, она имеет вес такой свободы, которая сравнится лишь с дна с неторопливой мудростью Природы. А.Долъский Чем раньше ребенок познакомится с поэзией, тем лучше. Очень хорошо, если мама во время беременности читает с чувством вслух красивые стихи. После рождения ребенка можно продолжать ему читать стихи с первых же дней жизни. Причем в первые месяцы жизни, на мой взгляд, желательно читать ребенку не детские стишки, а красивые стихотворения классиков русской поэзии. Пусть вас не смущает, что сознание ребенка их не воспринимает. Кроме сознательного уровня, есть еще и бессознательный. Такое чтение стихов позволяет развить у детей: чувство ритма, красивую речь, умение ценить красоту. Выбираемые вами стихотворения должны соответствовать следующим требованиям: • Небольшой объем. • Не слишком сложный стихотворный размер. • Четко выраженный ритм. • Красота. • Отсутствие "зауми", которой слишком много в стихотворениях поэтов-авангардистов. Начиная с того возраста, когда ребенок уже может на сознательном уровне воспринимать стихи, попробуйте заучивать с ним небольшие стихотворения. Опять же лучше использовать стихотворения классиков. Пытайтесь привить ребенку любовь к поэзии, а для этого, во-первых, никакого насилия (никогда не заставляйте учить наизусть стихи, если у ребенка нет желания), а во-вторых, вы сами должны любить поэзию, в противном случае, даже используя наилучшие методики, будет очень трудно сделать так, чтобы ее полюбил ваш ребенок. Так что, как и во многих других областях, здесь действует такой закон: если хочешь чему-либо научить ребенка, вначале научись сам. 4.6. Танцы Танцы - прекрасное средство раскрепощения, сброса самых разных психических зажимов, кроме того, танцы являются прекрасным видом физической активности, особенно если это энергичные танцы. Маленькие дети раскрепощены и владеют естественной грацией и свободой тела. Может быть, танцы им ни к чему? Напротив, танцы позволяют ребенку сохранить раскрепощенность, легкость и грациозность движений. В процессе развития каждый ребенок сталкивается с разнообразными травмирующими ситуациями, оставляющими след в его психике и проецирующими на тело мышечные зажимы. Танцы помогают ребенку "убрать" эти мышечные зажимы и соответственно негативные отпечатки в психике. Но нужно отметить, что это должны быть естественные танцы, т.е. такие, когда ребенок просто танцует, не задумываясь о том, как ему танцевать. Я не сторонник раннего обучения детей технике различных танцев. На мой взгляд, в таких случаях техника ставится во главу угла, в то время как природность, естественность, способность к импровизации отходят на второй план. Особенно вредны так называемые современные танцы под такую музыку как рэп, рэйв и т.п. Такие танцы как бы "заавтомачивают" ребенка, превращая его в маленького робота. Когда ребенок подрастет, он, конечно же, будет уже сам выбирать, как и что ему танцевать. Но пока он маленький, родители могут привить ему способность получать ощущения радости от спонтанных естественных движений. Танцевать с ребенком можно с самого маленького возраста. При этом малыш сидит у мамы или папы на руках (или в "кенгурушке"). Иногда можно ставить детей ножками на пол, чтобы они танцевали сами. Танцы с маленькими (грудными) детьми на руках вырабатывают у них чувство ритма и учат получать радость от движений. Когда ребенок уже сможет танцевать самостоятельно, не следует ограничивать свободу его движений и тем более ругать его, если он, как вам кажется, неловок или двигается неправильно. Поощряйте стремление ребенка к танцам. Танцуйте вместе с ним и не спешите обучать его различным техникам. Пусть он танцует так, как хочет, и так, как ему подсказывает его тело. 4.7. Чтение книг Многие родители сетуют на то, что их дети не любят читать. Но прежде, чем предъявлять претензии детям, родителям следует честно ответить на вопрос: читают ли они сами книги. Как у ребенка может появиться любовь к чтению, если он своих родителей ни разу не видел с книжкой в руках? То, насколько ребенок полюбит чтение, зависит и от того, сколько в доме книг. Социологические исследования доказали: интенсивность чтения связана с числом книг в личной библиотеке. Из тех, кто имеет дома свыше ста книг, 91,6% регулярно читают художественную литературу. А среди тех, у кого в личном пользовании не более десятка книг, читающих оказалось 51,8%. А может, в современном мире с его телевидением, видео, компьютерами чтение книг становится ненужным? Зачем забивать себе голову какой-то литературой? Что ж, есть и такое мнение. Однако согласиться с ним не представляется возможным. Чтение книг является одной из важнейших составляющих образования души, без которого невозможно гармоничное развитие человека. Ниже приведен ряд рекомендаций, следование которым, возможно, поможет вам научить ребенка любить книги. • Как уже говорилось выше, если вы сами не любите читать, то и требовать такой любви от ребенка не стоит. Начните с себя, никогда не поздно "подружиться" с книгами, открыть дверь в волшебный мир литературы. • Когда можно начинать знакомить ребенка с книгами? Примерно в год, если ребенок уже произносит первые слова, то он готов и к первому знакомству с книгой. Но это знакомство - пассивное, т.е. ребенок не сам читает книгу, а слушает то, что ему читает взрослый. К активному знакомству с книгами ребенок приходит чуть позже. Традиционно ребенка обучают читать в возрасте 4-7 лет, но есть и методики, обучающие чтению с 1,5-2 лет. • Серьезные исследования, проведенные известным американским психологом Бруно Беттельгеймом, позволили ему сделать вывод о том, что громадную роль играет первая книга, выбранная для обучения чтению. Чем посредственнее и упрощеннее книга, тем меньше она вызывает у малыша желания учиться читать. Ребенок воспринимает такую книгу как прямое оскорбление своему интеллекту. Беттельгейм установил, что среди обследованных школ наилучшие результаты по обучению чтению были в традиционной еврейской школе, где детей обучали читать на материале Торы. Наши же "Мама мыла раму" и "Рама мыла маму", естественно, никакого интереса к чтению у ребенка вызвать не могут. Подберите первую книгу для обучения чтению так, чтобы она была ребенку интересна и не слишком проста. • Психологи отмечают, что всякий текст, несущий в себе знаковую функцию (т.е. любая книга), требует расшифровки, т.е. определенного усилия ума. При просмотре мультфильма такого усилия от ребенка уже не требуется. Поэтому ребенок руководствуется принципом экономии энергии и предпочитает смотреть мультфильм про Золушку, а не читать о ней книжку. Старайтесь не допускать, чтобы ребенок чрезмерно увлекался телевидением или видео • Надо понимать, что большинство книг, которыми зачитывались в детстве мы, наши дети могут уже не воспринимать. Другое время, другие ценности, да и дети уже другие. Предлагайте ребенку самые разные книги и доверьтесь его выбору. • Не заставляете ребенка читать - этим вы привьете ему отвращение к чтению на всю жизнь. Нелюбовь детей к книгам, которые необходимо читать по школьной программе, объясняется именно тем, что их заставляют читать. Вообще, как ни странно, но такое впечатление, что в школах делается все. чтобы ребенок не полюбил чтение (отдельные учителя не в счет, речь идет о тенденции). Поэтому именно от родителей зависит, полюбит ребенок читать книги или нет. • Поощряйте стремление ребенка читать. Покупайте ему те книги, которые он просит (если, конечно, позволяют финансовые возможности, в противном случае можно брать книги в библиотеке или у знакомых). 4.8. Роль интерьера в воспитании Психологами установлено, что неинтересный безвкусный интерьер не только не воспитывает у живущих в нем детей вкус, но и способствует проявлению агрессивных наклонностей. И наоборот, красивая обстановка развивает и вкус, и доброту, и даже жажду к знаниям. Причем дети, как правило, стараются очень бережно относиться к старинным вещам, семейным реликвиям и пр. Более того, дети с ранних лет окруженные красивыми предметами, привыкают ценить красоту во всем. У каждого ребенка должно быть место, где он может побыть наедине с собой. В идеале - это своя комната, в худшем случае, когда жилищные условия не позволяют, - свой уголок. Задача родителей заключается в том, чтобы эта комната (или уголок) "работала" на развитие ребенка. Интерьер детской комнаты должен отвечать индивидуальным особенностям ребенка. Специалисты по созданию детского интерьера предлагают выделить в детской комнате своеобразные зоны влияния: мамина (папина) территория и территория ребенка, где ребенок полновластный хозяин, где он устанавливает свои правила и законы. Многих родителей опасаются, что в зоне влияния ребенка всегда будет беспорядок. Ничего страшного, ребенку нужно какое-то время, чтобы он САМ осознал, что разбросанные игрушки, книги и т.п. - это некрасиво и неудобно. В то же время в своей зоне влияния старайтесь всегда поддерживать порядок. По мере взросления ребенка площадь его зоны влияния должна постепенно увеличиваться, занимая вашу территорию, и в конце концов достигнуть границ всей детской комнаты. Хотелось бы дать один совет - называйте вещи своими именами. Если вы говорите ребенку, что детская комната - это ЕГО комната, то и ведите себя соответственно. В таком случае, к примеру, слова: "Пойди убери свою комнату" будут не совсем уместны. Если это комната ребенка (о чем родители и говорят - "свою комнату"), то и убирать ее он может, когда захочет, а может и вообще не убирать - это его дело. В противном случае эта комната - не его. Следует отметить и важность удачного подбора цветовой гаммы детской комнаты. Различные цвета по разному влияют на человека. • Зеленый вызывает ощущение свежести, влажности. Успокаивает, понижает глазное давление, улучшает циркуляцию крови, облегчает мышечную деятельность. Нейтрализует воздействие от шума, дает отдых разуму, дисциплинирует ум, пробуждает в человеке терпение, расширяет капилляры, понижает кровяное давление, облегчает невралгии, помогает при мигрени, нервных заболеваниях и бессоннице. В древности считали, что зеленый цвет влияет на пластичность, гибкость и грацию. • Желтый повышает настроение (самый "веселый" из всех цветов -золотисто-желтый), создает ощущение легкости, стимулирует зрение, нервы и мозг. При ношении одежды желтого цвета увеличивает количество красных кровяных телец в крови, тонизирует. Способствует росту детей. • Голубой вызывает чувство свежести, покоя, дает ощущение легкости, раздвигает пространство; однако оттенки голубого, близкого к синему, притупляют восприятие, располагают к сонливости и угнетают. Под воздействием голубого цвета падает мускульное напряжение. Понижает кровяное давление, успокаивает ум и дыхание. Пробуждает размышления о мире, о бытие. Нервных людей успокаивает сильнее, чем зеленый. Помогает при невралгиях, бессоннице, снижает возбуждение, рассеивает навязчивые идеи и наваждения. При переутомлении успокаивает мозг. Антисептик, уменьшает нагноение. Эффективно снимает ревматические боли, воспалительные процессы. Для чувствительных людей эффект от голубого цвета выше, чем от зеленого. • Оранжевый возбуждает, радует, поднимает настроение, но из-за высокой активности способен разрушать. Улучшает пищеварение, создает ощущение теплоты, ускоряет пульсацию крови. Снимает усталость, особенно глаз, снижает глазное давление. Создает чувство благополучия и веселья. • Красный проникает глубоко в ткани организма, увеличивает величину мускульного напряжения, повышает давление, учащает ритм дыхания. Приводит к перегрузкам нервной системы, при длительном ношении одежды красного цвета раздражает, вначале повышает активность, а затем подавляет и угнетает. Стимулирует мозг, сильно воздействует на питание тканей, активизирует обмен веществ. Увеличивает количество красных кровяных телец в крови. Способствует росту ребенка. Эффективен при повышенной чувствительности, неврастении, головной боли, головокружении, снимает боли в позвоночнике, улучшает аппетит. Однако следует помнить о том, что длительное воздействие красным цветом (ношение одежды такого цвета) может нанести ощутимый вред организму. • Синий дает реакцию, обратную красному. Вызывает пассивность и угнетает. Снижает кровяное давление, успокаивает пульс, регулирует ритм дыхания, уменьшает мускульное напряжение, снижает напряжение глаз. • Фиолетовый вызывает ощущение тяжести, печаль, меланхолию, действует на сердце, легкие, увеличивая их органическую выносливость. Помогает при невралгиях. Замечено, что это любимый цвет детей, верящих в волшебство, он навевает мечты, фантазии. • Коричневый вызывает депрессию, печаль, усталость. Психологи считают, что предпочтение коричневому цвету отдают люди подавленные, на грани нервного срыва. Это цвет внутреннего конфликта, бессилия, загнанной внутрь агрессивности. • Серый отрицательно воздействует на психику человека. Считается, что это цвет пассивности, конформизма, скромности. • Черный угнетает. Черный цвет - это выражение максимализма, критики, суда. Нужно учитывать и индивидуальные предпочтения того или иного цвета. Подмечено, что красный цвет может чрезмерно возбудить и сделать неуправляемым ребенка-холерика, тогда как флегматика он просто приведет в приподнятое, активное настроение. В идеале цветовая гамма детской комнаты должна периодически меняться: при этом нужно учитывать как индивидуальные особенности ребенка, так и возрастные (считается, что маленьким детям больше нравятся чистые тона, а детям постарше - их смешение и всевозможные опенки). И в конце разговора об интерьере хочется упомянуть об одном интересном эксперименте, проведенном психологами. Они попросили детей нарисовать, как они представляют себе дом, в котором им хотелось бы жить. Довольно много рисунков детей 5-6 лет изображали технические чудеса и игрушки. Но, что удивительно, большинство детей потеснили все эти достижения прогресса и впустили в свое жилье всевозможных животных, реальных и фантастических. Это, как считают психологи, проводившие эксперимент, свидетельствует не только о стремлении обладать "живой игрушкой", ной о том, что маленький человечек хочет быть добрым, сильным, заботливым. Очень хорошо, если родители будут учитывать эти стремления малышей в отношении других существ, занимаясь "наполнением" детской комнаты. Нет ничего таинственного или мистического в открытии, сделанном Платоном, что игра является главным, почти единственным способом воспитания ребенка в годы его относительно позднего младенчества. Дж.Дъюи Почему-то так сложилось, что игра в обыденном сознании воспринимается как нечто несерьезное, не имеющее смысла. Однако большинство философов, антропологов, этологов определяют сегодня игру как деятельность, имеющую смысл и оправдывающую свое существование. Следует, наверное, упомянуть и о том, что некоторые великие ученые, например, Ампер, Дарвин, Гаусс, Пастер, Максвелл, Планк, Пуанкаре, Эйнштейн, рассказывали, что в момент открытия испытывали то же удовольствие и возбуждение, что и ребенок во время игры. Многие выдающиеся мыслители нашего времени (Мартин Хайдег-гер, Конрад Лорени, Грегори Бейтсон) серьезно изучали феномен игры. Все они утверждают, что сегодня люди слишком практичны и серьезны, что если мы хотим вернуться к естественному, свободному и достойному существованию, нам придется восстановить в себе игровой инстинкт. Но вернемся к основной теме книги - воспитанию. Что же игра дает ребенку? Отмечу только самое главное: • Игра - это способ познания мира. Еще Блаженный Августин в своей "Исповеди" отмечал, что игра в высшем смысле помогает воспитанию, ибо она питает нашу любознательность и лежит в основе всякого открытия и творчества. • Игра - это основа развития ребенка. Запрещать ребенку играть означает - запрещать ему развиваться. Шалва Амонашвили отмечает: "Ребенок не играет беспричинно. Причины, побуждающие играть, нужно искать не столько во внешней среде, сколько во внутренних стимулах. Не мяч ищет ребенка, а пришедшая в движение функция ищет во внешней среде предмет (условия), необходимый ребенку для удовлетворения своей сиюминутной потребности в развитии". • Игра, а точнее то, что в любой игре есть правила, обучает ребенка понимать, что в жизни тоже есть определенные правила и законы. • Во время игры ребенок находится в состоянии "здесь - и - сейчас". Как мы уже говорили, умение входить в это состояние и находиться в нем обусловливает способность человека быть счастливым. Советы родителям: 1. Игра должна быть эмоционально привлекательной для ребенка. 2. Очень хорошо, если игра будет не только приятной и интересной, но и развивающей. Собственно говоря, все игры, даже самые простые, что-либо да развивают. Другое дело, что эффективнее развитие ребенка будет в том случае, если взрослые будут предлагать ребенку подходящие ему игры, необходимые в данный момент его развития. 3. При подборе развивающих игр необходимо обращать внимание на то, чтобы игра не была ни слишком простой, ни слишком сложной. В первом случае развивающий эффект будет невысок, так как на низком уровне будет элемент новизны. В идеале развивающая игра должна позволять ребенку открывать для себя что-то новое. Во втором случае, когда игра слишком сложна, она перестает быть игрой и становится чем-то вроде скучной учебы или работы. 4. Психологи советуют стремиться к тому, чтобы игры были по возможности выделены из других событий жизни ребенка - они должны иметь очевидные для него начало и конец. 5. Еще один совет психологов: закончив играть, игрушки желательно убирать в недоступное для ребенка место. Считается, что если игрушки не маячат все время у ребенка перед глазами, они для него остаются все время желанными. 6. Сегодня выпускаются прекрасные игрушки, о которых мы в своем детстве могли только мечтать. Но у этих игрушек есть и серьезный недостаток - они не требуют работы воображения. Дж.Дьюи отмечал: "Чем менее подходит физический объект к воображаемой цели, как куб к лодке, тем больше предполагаемый призыв к воображению". Увы, современные игрушки не очень способствуют развитию воображения ребенка. 4.10. Игрушки Сейчас, когда хотят над кем-то пошутить, иногда говорят: "Что вы хотите, тяжелое детство, деревянные игрушки...", и невдомек шутникам, что лучшие игрушки для ребенка именно деревянные. Они не только самые безопасные и экологически чистые, они еще и максимально эффективны для развития в ребенке творческого начала. А если еще эти игрушки сделаны папой или мамой, да еще при участии ребенка, то цены им нет. Но большинству из нас все-таки приходится довольствоваться покупными игрушками. Рынок игрушек насыщен, и есть возможность выбрать. Но следует помнить и о том, что многие игрушки, особенно произведенные в странах Юго-Восточной Азии, небезопасны для ребенка. Покупая игрушки, следите за тем, чтобы они соответствовали приведенным ниже требованиям. • Игрушки не должны содержать вредные для организма ребенка вещества: тяжелые металлы, лаки, свинец, хром и т.п. Зачастую игрушки окрашены красивыми и яркими, но химически вредными красителями. А маленькие дети, как известно, все тянут в рот. • Проследите за тем, чтобы в игрушках вашего малыша не было мелких деталей, которые он легко может проглотить (погремушки часто разваливаются и мелкие шарики, которыми они заполнены, дети тянут в рот). • Опасны легколомающиеся, а также имеющие острые края или чрезмерно тяжелые игрушки. • В последнее время участились случаи разрыва на воде надувных плавательных средств. • Очень острожно следует выбирать маски, так как химические красители могут вызвать раздражение дыхательных путей и экзему кожного покрова. • Нежелательно давать детям до трех лет игрушки, подобные тем, которые находятся внутри "киндер - сюрприза". Эти игрушки собираются из очень мелких деталей, которые дети почему-то любят засовывать в нос. • Специалисты предупреждают, что "лохматые" мягкие игрушки, как правило, изготавливаются из синтетических материалов, запрещенных гигиеническими службами. 4.11. Сказки Не думайте, что сказка есть детская забава, несерьезное дело для умного человека: взрослый-де выдумывает, маленьким сказывает; а маленькие слушают и верят, верят, будто было то, чего не было, будто и вправду такое было, чего и быть не могло. И еще не думайте, что взрослые умны, а дети глупы... И. Ильин Многие ли взрослые задумывались над тем: зачем нужны сказки. Обычно детям читают сказки потому, что так принято, потому, что это традиция, потому, что это нравится детям. Но что же дают сказки ребенку? Русский философ И.Ильин так ответил на этот вопрос: "Сказка -это ответ все испытавшей древности на вопросы вступающей в мир детской души. Здесь русская древность помазует русское младенчество на не испытанную еще трудную жизнь..." Итак, сказка- это передача детям народной мудрости, не всегда очевидной для взрослых, но понятной ребенку. Но это справедливо для сказок, которые по аналогии с "живым" и "мертвым" искусством можно назвать "живыми". В данном случае, отличие "живых" сказок от "мертвых" заключается в том, что они не только и не столько развлекают ребенка, сколько обучают его. Обычно, чем сильнее вариант сказки, созданный писателем, удаляется от народного, тем меньше такая сказка служит обучению. Писатели часто исправляли сказки, лишая их первоначального глубинного смысла. Например, как пишет Максим Максимов в книге "Не только любовь": "Шарль Перро "облагораживал сказки, превращая их в нравоучительные истории с моралью в конце, поскольку у него был "социальный заказчик" - двор французского короля". Редкое исключение -сказки А.С.Пушкина - неисчерпаемый кладезь мудрости. Но свести функции сказок только к обучению было бы по меньшей мере несправедливо. У сказок есть множество функций, о которых большинство родителей даже не догадываются. Например, сказки способствуют развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей, снимает тревоги и воспитывает уверенность в себе. Максим Максимов пишет: "...сказки - необходимый элемент духовной пищи ребенка. Погружаясь в сказочный мир, ребенок погружается в глубины своей души, в которой творится хаос. Блуждая в этом дремучем лесу, знакомясь с разнообразными персонажами своей психики, ребенок осваивает это скрытое от его сознания пространство. И когда он возвращается из путешествия обратно в реальный мир, он чувствует себя более уверенным в своих силах, в том, что сам сможет справиться с самим собой и с теми трудностями, которые подстроит ему жизнь". Еще одна функция сказок состоит в том, что они могут помочь преодолеть ребенку негативные стороны его формирующейся личности. Н.Л.Кряжева предлагает: "жадному, эгоистичному ребенку полезно послушать сказку "О рыбаке и рыбке", "О трех жадных медвежатах"; пугливому и робкому - "О трусливом зайце"; шаловливому и доверчивому помогут "Приключения Буратино", капризному- "Принцесса на горошине, активному и подвижному непоседе - "Кот в сапогах", сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей и т.д." Было бы очень хорошо, если бы родители могли по-новому взглянуть на всем известные сказки. Как это сделать, прекрасно показывает Максим Максимов в своей книге "Не только любовь". Он следующим образом интерпретирует известную всем с детства сказку "Три поросенка": "Не ешь конфету. У тебя заболит живот. Скоро обед, тогда и будешь ее есть". Но конфета - вот она, ее хочется сьесть именно сейчас, немедленно. А что будет потом... Это очень важно: уметь отказаться отудовольствия сейчас, потерпеть, сделать тяжелую и часто бессмысленную работу, плоды которой скажутся когда-то потом. Это очень трудное искусство, и овладевать им надо всю жизнь... "Три поросенка" помогают ребенку освоиться с этим искусством. Вначале он отождествляет себя с младшим поросенком: как хорошо валяться в теплой луже, веселиться с друзьями, распевать песенки! А волк- это когда-то потом... Волк съедает маленького поросенка (в изначальном варианте этой сказки волк съедает двух поросят), и теперь ребенок "вселяется" в среднего. Этот поросенок уже думает о будущем - он строит домик покрепче. Волк съедает и его, но ему уже приходится потрудиться. Но вот теперь я уже взрослый, я могу отложить и конфету, и забавы, я строю настоящий каменный дом. Я взрослый поросенок, я сижу в крепком теплом и уютном доме, в очаге горит огонь, и в большом котле греется вода. Я не поддаюсь на хитрости волка, который хочет выманить меня из дома, волк меня не съест. Я сильнее и умнее волка, он попадет ко мне в котел с кипящей водой, и я САМ его съем! В этой сказке конкретно и осязаемо показан процесс постепенного созревания личности. Три поросенка - это один и тот же поросенок, но на разных ступенях своего развития. Отождествляясь поочередно с каждым поросенком, ребенок не умом, а всем своим существом проживает эти необходимые для него ступеньки. И здесь мы встречаемся еще с одним замечательным свойством волшебной сказки: она требует от ребенка активного участия. Погружаясь в сказочный мир, ребенок живет в нем за своих героев, преодолевает препятствия, умирает и возрождается вновь.
|
|||
|