|
|||
Антуан де Сент-Экзюпери Маленький принц 10 страницаБольше всего магния содержат продукты растительного происхождения, особенно пшеничные отруби, соевая мука, сладкий миндаль, грецкие орехи, горох, пшеница, многие крупы, абрикосы, белокочанная капуста. Калий. Калий - обязательный участник многих обменных процессов. Важное значение имеют ионы калия в поддержании автоматизма сокращения сердечной мышцы - миокарда. Калиево-натриевый "насос" обеспечивает выведение ионов натрия из клеток и замену их ионами калия, что в свою очередь сопровождается выведением избыточной жидкости из организма. По сравнению с другими продуктами калия больше всего в сушеных абрикосах, инжире, апельсинах, мандаринах, картофеле (500 г картофеля обеспечивают суточную потребность), сушеных персиках, репе, шиповнике, черной и красной смородине, бруснике, землянике, арбузах, дыне, сое, алыче, свежих огурцах, брюссельской капусте, грецких и лесных орехах, зелени петрушки, изюме, черносливе, ржаном хлебе, овсяной крупе. Кальций. Кальций непосредственно участвует в самых сложных процессах, например, таких, как свертываемость крови. Кроме того, длительный недостаток кальция в пище нежелательно сказывается на возбудимости сердечной мышцы и ритме ее сокращений. Несмотря на то что в питании большинства людей вполне достаточно кальциесодержащих продуктов, очень многие страдают от недостаточности кальция. Причина в том, что кальций тяжело усваивается. Именно поэтому организму необходима помощь в усвоении необходимого количества кальция. Прежде всего следует отметить, что кальций теряется при термической обработке (например, при варке овощей - 25%). Потери кальция будут незначительны, если вода, в которой варились овощи, идет в употребление. Необходимо также помнить, что всасываемость кальция в кишечнике затрудняется фитиновой кислотой, которой больше всего в ржаном хлебе, и щавелевой кислотой, имеющейся в изобилии в щавеле, какао. Затрудняется утилизация кальция пищей, богатой жирами. 'Врагами" кальция являются тростниковый сахар, шоколад и какао. Самым легкоусвояемым является кальций молока и молочных продуктов (за исключением сливочного масла) в сочетании с овощами и фруктами. Козье молоко богаче кальцием, чем коровье. Для удовлетворения суточной потребности достаточно 0,5 л молока или 100 г сыра. Кстати, молоко не только является прекрасным источником кальция, но и способствует усвоению кальция, содержащегося в других продуктах. Очень важным для усвоения кальция является присутствие в рационе витамина D, который нейтрализует действие различных антикальцирующих веществ и является регулятором фосфорно-кальциевого обмена. Высоким содержанием кальция отличаются свежее и сквашенное молоко, творог, сыры, фасоль, соя, хрен, зелень петрушки, репчатый лук, толокно, урюк и курага, яблоки, сушеные персики, груши, сладкий миндаль, яичный желток. Натрий. Основным поставщиком его является поваренная соль. Натрий участвует в образовании желудочного сока, регулирует выделение почками многих продуктов обмена веществ, активирует ряд ферментов слюнных желез и поджелудочной железы, а также более чем на 30% обеспечивает щелочные резервы плазмы крови. Фосфор. Преобладающая его часть (до 80%) сосредоточена в костной ткани, поэтому обмен фосфора, кальция и магния тесно связан. Наиболее богаты фосфором молоко, творог, сыры, белые сушеные грибы, яичный желток, грецкие орехи, многие крупы (особенно рис), соевая мука, пшеничный хлеб, редис, зеленый горошек, урюк и курага, изюм, говядина и говяжья печень, мясо кролика, почки убойного скота. Фосфор, содержащийся в продуктах животного происхождения, усваивается лучше, благотворно влияет на нервную систему, особенно при напряженной умственной работе. Сера. Сера в организме человека - непременная составная часть клеток, тканей органов, ферментов, гормонов, в частности, инсулина важнейшего фермента поджелудочной железы и серосодержащих аминокислот. Довольно много ее в нервной, соединительной, костной тканях. Пополнение организма серой обеспечивается правильно организованным питанием, в которое включают мясо, куриное яйцо, овсяную и гречневую крупы, мучные изделия, молоко, сыры, бобовые овощи и капусту. Йод. Почти половина его у человека находится в щитовидной железе, так как йод является важнейшим компонентом вырабатываемого ею гормона - тироксина. При длительном недостатке йода в пище развивается зобная болезнь. При сочетательном дефиците в рационе йо-Да, меди, кобальта и марганца нарушается обмен витамина С, а также снижается количество эритроцитов в крови. Детям нужно больше йода, чем взрослым, так как дефицит йода может привести к неправильному росту и задержке умственного развития. Довольно много йода содержат морская капуста, кальмары, креветки, морская рыба, салат-латук, лук репчатый и порей, дыни. Есть он также в хлебобулочных изделиях, в некоторых плодах, овощах, а также в молоке и молочных продуктах. Марганец. Активно влияет на обмен белков, углеводов и жиров. Важной также считается способность марганца усиливать действие инсулина и поддерживать определенный уровень холестерина в крови. В присутствии марганца более полно утилизируются организмом жиры. Сравнительно богаты марганцем крупы (в первую очередь овсяная), фасоль, горох, говяжья печень и многие хлебобулочные изделия, которыми практически восполняется суточная потребность человека в марганце. Кобальт. Недостаточное его потребление проявляется некоторыми нарушениями функции центральной нервной системы, малокровием, снижением аппетита. Кобальт способен избирательно угнетать дыхание клеток злокачественных опухолей и тем самым их размножение. С другой стороны, недостаток кобальта в организме может вызвать рак крови. Кобальт необходим для нормальной деятельности поджелудочной железы, а также для образования красных кровяных телец. Специфическим достоинством кобальта считают его способность в 2-4 раза интенсифицировать противомикробные свойства пенициллина. Больше всего кобальта содержат говядина, виноград, редис, салат, шпинат, свежий огурец, черная смородина, клюква, репчатый лук, говяжья, особенно телячья, печень, яйца, молоко. Медь. Медь необходима ддя регулирования процессов снабжения клеток кислородом, образования гемоглобина и "созревания" эритроцитов. Присутствие меди в организме необходимо для эффективности железа, в противном случае железо, накопленное в печени, не сможет участвовать в образовании гемоглобина. Способствует она также более полной утилизации организмом белков, углеводов и повышению активности инсулина. Интересные исследования провели специалисты Института гигиены питания Минздрава Украины. Изучив питание более чем трех тысяч школьников в разных районах Украины, ученые установили, что рост детей прямо связан с содержанием в их рационе меди. Оказалось, что дети выше среднего роста потребляют ее вполне достаточно, а малорослые- гораздо меньше нормы. Примерно такие же результаты были получены и в ходе экспериментов на животных. У тех из них, которые получали мало этого элемента в сравнении с контрольной группой, обнаружились значительные нарушения в тканях, истончение костей. Таким образом, стало ясно, что медь играет важную роль в обмене веществ, происходящем в соединительных (кожных, хрящевых и костных) тканях. Ученые пришли к вывода, что при недостатке ее в клетках, из которых развиваются хрящевые и костные ткани, снижается активность ферментных систем и замедляется белковый обмен. Это-то и приводит в результате как к замедлению, так и к нарушению роста костных тканей. Основные пищевые источники меди: горох, овощи и плоды, мясо убойного скота, хлебобулочные изделия, рыба, печень, орехи, яичный желток, молоко. Кроме того, 1 л воды содержит 1 мг меди. Никель. В сочетании с кобальтом, железом, медью он также участвует в процессах кроветворения, а самостоятельно - в обмене жиров, обеспечении клеток кислородом. В определенных дозах никель активизирует действие инсулина. Потребность в никеле вполне обеспечивается рациональным питанием, включающим в себя мясо, рыбу, хлебобулочные изделия, молоко, фрукты и ягоды. Цинк. Цинк входит в состав ряда важнейших ферментов, обеспечивающих должное течение окислительно-восстановительных процессов и тканевого дыхания, а также в состав крови и мышечной ткани. Специфические последствия длительного недостатка цинка в пище - это прежде всего снижение функции половых желез и гипофиза головного мозга. Чтобы этого не случилось необходимо ежедневно получать с пищей 10-15 мг цинка. Больше всего цинка в проращенной пшенице и пшеничных отрубях, мясе гусей, фасоли, горохе, кукурузе, говядине, свинине, курице, рыбе, говяжьей печени. Есть цинк также в молоке, яблоках, грушах, сливе, вишне, картофеле, капусте, свекле и моркови. Мышьяк. Мышьяк препятствует потере организмом фосфора и регулирует фосфорный обмен. Ученые полагают, что некоторые формы аллергии могут быть вызваны дефицитом мышьяка в организме. Этот микроэлемент содержится во всех продуктах растительного и животного происхождения за исключением сахара. Того количества мышьяка, которое обычно присутствует в растениях, вполне достаточно для человека. Ванадий. Ванадий играет важную роль в повышении защитных функций организма. Он стимулирует движение фагоцитов- клеток, поглощающих болезнетворные микробы и повышающих невосприимчивость к инфекциям. Биохимические исследования доказали, что в сочетании с другими минеральными веществами ванадий замедляет процесс старения. Кремнезем. Содержание кремнезема в крови крайне незначительно. Тем не менее, когда оно уменьшается, ухудшается психическое состояние человека, повышается чувствительность к изменениям погоды, становятся тонкими и ломкими волосы а кожа теряет эластичность. Кремнезем является составной частью соединительных тканей. Основные пищевые источники кремнезема: сельдерей, огурцы, листья одуванчика, лук- порей, молоко, редис, семена подсолнечника, помидоры, репа. Селен. Селен необходим для оптимального функционирования иммунной системы. Кроме того, он уменьшает вредное влияние так называемых свободных радикалов. Серьезная недостаточность селена влияет на работу сердца. Хорошими источниками селена являются рыба и зерновые. Питание и развитие интеллекта Для полноценной деятельности мозга ему необходимо соответствующее питание. Очень важно обеспечить его достаточным количеством ненасыщенных жирных кислот, которых много в льняном, подсолнечном, оливковом масле, а также в масле ростков пшеницы. Исследование, проведенное среди школьников американского штата Алабама, показало, что определенные продукты питания влияют на хорошие оценки, улучшают навыки чтения и повышают коэффициент умственных способностей. Ученые пришли к заключению, что "умными" продуктами являются молоко, йогурт, сыр, хлеб из муки грубого помола, брокколи, рыба, горох, ягоды, сухие бобы, папайя, манго и другие фрукты. Из минеральных веществ мозгу необходимы фосфор, сера, медь, цинк, кальций, железо и магний. Фосфор и фосфорные соединения способствуют образованию клеток мозга, сера нужна для насыщения их кислородом. Очень важно доя интеллектуальной деятельности наличие в рационе йода, необходимого для серого вещества мозга. Не меньшую роль в развитии интеллекта играет и цинк. Эксперименты британских специалистов по питанию установили прямую связь между способностью к изучению языков и концентрацией в мозге этого микроэлемента. У детей, с трудом усваивающих прочитанный текст, был выявлен почти пятидесятипроцентный дефицит цинка в организме. Оказывается, правильно составленная диета (включающая цинкосодержащие продукты) может воздействовать на развитие сообразительности и памяти у детей. Также мозгу крайне необходимы витамин Е и витамины группы В (особенно B1, B3 и В6). Особенно полезен для интеллектуальной деятельности витамин С. По расчетам известного французского врача Жан-Мари Бурра, при увеличении концентрации в организме витамина С на 50% интеллектуальные возможности возрастают на 4 пункта. Тех, кто думает, что доя того, чтобы их ребенок стал гением, достаточно давать ему в день большое количество продуктов, содержащих этот витамин, или же в немеренных количествах таблетки аскорбиновой кислоты, придется разочаровать, излишки не усваиваются и вымываются из организма. Необходим мозгу в больших количествах и кислород. Насыщению мозга кислородом способствуют следующие продукты: картофель, петрушка, мята, хрен, редис, лук, помидоры. 3.3. Влияние энергии гун в питании детей Гуны переводятся на русский язык с санскрита как качества, или силы. И Природа, и человек состоят из трех гун - Саттва, Раджас и Тамас. Вкратце о том, что собой олицетворяет каждая из этих гун. Тамас - это олицетворение темноты и бездействия, инерция. Раджас -деятельность, выражающаяся в притягивании и отталкивании. Саттва - равновесие между Раджасом и Тамасом. В каждом человеке в разных пропорциях присутствуют все три гуны, которые проявляются в разных областях и несут разные состояния. Например, гнев или страсть - это проявление Раджаса. Разного рода депрессивные состояния, тоска, плохое настроение - проявление Тамаса. Духовные подьемы, творческие озарения, любовь- проявления Саттвы. Если же говорить о гунах применительно к питанию детей, то нужно отметить, что все продукты несут в себе заряды энергии этих трех гун. А эта энергия в свою очередь на клеточном уровне программирует организм ребенка. Давайте представим, что ребенка все время кормят, к примеру, тамастической пищей. По всей видимости, он вырастет угрюмым, скрытным, вполне возможно, ленивым человеком. Если же ребенка кормить все время пищей раджастической, то скорее всего он будет отличаться экспансивностью, горячим темпераментом, страстностью, увлеченностью и другими подобными качествами. Хорошим примером раджастических людей могут быть представители народов Италии, Испании, Грузии и некоторых стран Ближнего Востока. В том случае, когда ребенок с детства ест в основном пищу саттвическую, то, как утверждают йоги, он вырастет радостным, светлым, духовным и мирным человеком. Ниже вам предлагается краткий список продуктов (по Читтападу), отнесенных к той или иной гуне. В нем на первом месте стоят самые богатые данной энергией продукты, а к концу ее количество уменьшается. Саттва. апельсин, манго, цветочная пыльца и живые лепестки цветов, пригодные в пищу, мед, вообще все фрукты, так как они вбирают в себя солнце. Вся зелень - листья, побеги, любые овощи, зреющие на кустах, все зерновые (самые солнцесодержащие - кукуруза, пшено, пшеница), орехи (арахис- меньше). Все сладости (хотя сахар и не очень полезен), которые обожают дети, так как в них много энергии радости. Раджас: чеснок и лук, мясо диких животных и мясо вообще (жареное), корни женьшеневой группы и их настойки, перец и другие пряности, кофе и какао - это наркотики, которые своей энергии дают мало, но возбуждают в человеке энергию Раджас; корнеплоды - особенно острого вида типа редьки. Все соленое, острое и горькое. Тамас: китайские блюда - яйца, пролежавшие год в земле и имеющую внутри черную жидковатую массу, соус из креветок и мелкой рыбки, образованный после перегноя всех этих продуктов в земляной яме. Все продукты, где начался процесс распада - подпорченное мясо, лежалые крупы, прогорклое масло, подгнившие овощи, перекисшие и испорченные молочные продукты и т.д. Вся приготовленная тепловым способом еда, хранившаяся не в холодильнике. Приведенный список, конечно же. далеко не полон. Но уловив общую закономерность, вы и сами сможете относить те или иные пищевые продукты к разным гунам и пользоваться этими знаниями для составления оптимального пищевого рациона своих детей. 3.4. Есть ли детям мясо? Можно привести очень много сведений о негативном влиянии мясной пищи на человеческий организм. Можно привести много фактов, доказывающих преимущество вегетарианства перед мясоедством. Все эти сведения неоднократно упоминались в литературе по питанию. Однако, похоже, что главный недостаток употребления мяса состоит в том, что в мясе на клеточном уровне остается информация о животных инстинктах, страхах, эмоциях. Представьте себе ужас коровы, когда ее везут на бойню. Весь ее ужас, страх, тоска и передается на клеточном уровне тому, кто ест мясо. А мы потом еще удивляемся, казалось бы, беспричинным страхам детей. Указывая на это негативное воздействие мяса, употребляемого в пищу, на человека, мы тем не менее не призываем переводить всех детей на вегетарианское питание. То, что хорошо для взрослых (а вегетарианство, если в организм поступают все необходимые вещества, безусловно, полезно для здоровья), не всегда полезно для детей. В питании детей желателен не полный отказ от употребления мяса, а его ограничение. Немецкий профессор М. Хамм рекомендует: "Хорошее правило для детского рациона: один-два раза в неделю - порция мяса, один-два раза- рыба, один-два- яйца и каждый день молоко или молочные продукты". Недавно учеными Лондонского Королевского колледжа было проведено исследование на тему того, как влияют всякого рода ограничения в питании на умственные способности подростков. Их вывод: абсолютно несовместимы такие понятия, как вегетарианство и подросток, так как при таком питании растущий организм недополучает такие важные элементы, как железо, кальций и цинк. Их дефицит вызывает не только анемию, но и отрицательно влияет на интеллектуальные способности. 3.5. Питье воды Как известно, наша земля на 70% состоит из воды. Человек - подобие Земли (как и Вселенной), также на 70% состоит из воды, причем в нашем мозге воды 80%. Все это говорит о том, насколько важно ежедневное употребление воды. Особенно это важно для детей. Причем родителям следует помнить, что детям (впрочем, и взрослым тоже) нужна именно вода, а не чай, кофе, компот, соки или безалкогольные напитки, которые многие почему-то считают заменителями воды. Очень важно и то, чтобы вода была чистой. По мнению многих экологов водопроводная вода, которую мы пьем, питьевой не является. Считается, что годится она только для того, чтобы руки помыть и белье постирать. На водопроводных станциях вода очищается в основном от естественных загрязнений - от механических (песка, ила) с помощью фильтрации и от биологических с помощью обеззараживания. Но наиболее опасные для человека загрязнители, такие как соли тяжелых металлов, компоненты промышленных отходов, органические соединения, фенолы и радионуклиды, а также остатки веществ, которыми воду озонировали и обеззараживали (в основном хлор), попадают в водопровод, а оттуда к нам в желудок, если мы пьем неочищенную воду. Многие думают, что достаточно воду прокипятить и ее можно безбоязненно использовать для питья. Это не совсем так. Кипячение не уничтожает даже всех микробов, не говоря уже о металлах, пестицидах, нитратах, феноле и нефтепродуктах. Поэтому для очищения воды кипячения ее, увы, недостаточно. Один из способов очищения воды - ее отстаивание. Отстаивать воду нужно не менее 6-7 ч и только после того пить. На дне посуды, в которой вы будете отстаивать воду, будут оседать вредные для организма химические соединения, тяжелые элементы, соли, хлор и т.п. Поэтому, когда в сосуде остается примерно одна треть воды, ее обычно выливают. Жителям крупных городов еще лучше очищать воду не только путем ее отстаивания, но и с помощью бытовых фильтров для очистки воды. Наиболее подходящи для этой цели фильтры, в которых используется комбинация адсорбционной и ионообменной технологий, что позволяет очищать воду не только от остаточного хлора и органических загрязнений, но и от тяжелых металлов. Кстати, если вы кормите ребенка мясом, то он нуждается в употреблении воды в большей степени, чем дети-вегетарианцы: она необходимо для того, чтобы вымыть из почек токсины, образовавшиеся после употребления животной пищи. Можно приучить ребенка пить воду так, как это рекомендуют делать йоги: сразу после пробуждения, вечером, перед сном, и в течение дня за полчаса до еды, примерно по стакану каждый раз, а также всякий раз, когда хочется пить. Считается, что лучше даже пить воды больше, чем это требуется организму, чем меньше (за исключением случаев нарушений водно-солевого обмена). Избыток жидкости повредить не может, он быстро выводится с мочой. Желательно .научить ребенка пить воду не спеша, мелкими глотками, смакуя каждый, получая от этого удовольствие. Некоторые медики рекомендуют пить только кипяченую воду. На мой же взгляд, лучше все-таки употреблять воду отстоянную, так как кипяченая вода уступает по своим свойствам воде обычной. Но если вода в вашем водопроводе сильно загрязнена, то, наверное, лучше воду все-таки кипятить. Советы 1. Если есть возможность, давайте ребенку пить воду из источников и родников (но лучше и ее отстаивать). 2. Пропускайте воду для питья и приготовления пищи через бытовые очистительные фильтры или хотя бы отстаивайте ее не менее 6-12 часов. 3. Ни в коем случае не используйте для кулинарии горячую воду изпод крана. Дело в том, что на ТЭС ее обрабатывают специальными химическими смесями, смягчают. В результате она лишается практически единственных полезных веществ- кальция и магния, становится более агрессивна химически, содержит больше, чем холодная, солей тяжелых металлов. 4. Весьма полезно для ребенка периодически пить талую воду или "холодный кипяток" (способ их приготовления приведен ниже). 3.6. Талая вода В замерзшей, а затем оттаявшей воде изменяется диаметр молекул и они полностью подходят размеру мембраны клетки, благодаря чему химические реакции проходят быстрее и активизируется обмен солей. Поэтому талая вода гораздо легче обычной вступает в реакции с различными веществами и организму не требуется тратить дополнительную энергию на ее перестройку. Польза талой воды еще и в том, что в ней, в отличие от водопроводной, нет дейтерия - тяжелого элемента, который подавляет все живое и причиняет серьезный вред организму. Учеными установлено, что даже частичное удаление дейтерия освобождает большие энергетические резервы и значительно стимулирует жизненные процессы в организме человека. Талая же вода сама по себе обладает большой внутренней энергией и обеспечивает человеку хорошую энергетическую подпитку. Давая человеческому организму дополнительную энергию, талая вода снижает утомляемость, позволяет обходиться меньшими, чем обычно, количеством пищи и продолжительностью сна. Особенно полезно давать талую воду детям: школьники, например, становятся более внимательными, сосредоточенными на занятиях, повышается их работоспособность. Достоинства талой воды: 1. Ускоряет биологические процессы. 2. Омолаживает организм и все его внутренние органы (впрочем, для детей это пока еще не столь важно). 3. Избавляет от аллергии. 4. Укрепляет иммунную систему. 5. Улучшает пищеварение. 6. Снимает усталость. Существует несколько мнений о том, сколько времени сохраняет талая вода свои полезные свойства: одни утверждают, что 12 ч, другие - что 20 мин, а третьи - что 3-4 мин. В любом случае талую воду нужно выпивать быстро и не следует долго хранить. Удобно готовить талую воду, замораживая ее кубиками в морозильной камере, а затем добавлять эти кубики в воду комнатной температуры. Мутные части льда нужно соскабливать или смывать водой, так как в этих местах скапливаются соли и другие вредные химические соединения. Чтобы удалит дейтерий необходимо тогда, когда вода начинает замерзать, удалить только что образовавшуюся корочку льда (именно там находится дейтерий, замерзающий в первую очередь). После того как заледенеет основная масса воды, следует ополоснуть застывший кусок под краном холодной воды. Кусок льда должен стать прозрачным, так как вода удалит изо льда вредные примеси. Есть еще один, более сложный, способ получения талой воды. Небольшое количество воды нагревают до температуры 94-96°С. Вода еще не кипит, но уже струйками подымаются пузыри. В этот момент кастрюлю снимают и резко охлаждают, затем замораживают и опаивают воду. Приготовленная таким способом вода проходит все фазы своего круговорота в природе: испаряется, охлаждается замерзает и тает. Эта вода особенно полезна - считается, что она обладает огромной внутренней энергией. Несмотря на все "полезности", полностью переходить только на питье талой воды, не рекомендуется. Из всей выпиваемой за сутки воды примерно 30% должна быть талая, а остальная обычная отстоянная вода. 3.7. "ХОЛОДНЫЙ КИПЯТОК” Получать воду, обладающую большим запасом потенциальной энергии, можно не только путем замораживания. Закипевшая и быстро охлажденная вода в условиях, исключающих доступ атмосферного воздуха, обладает биологической активностью, превышающей в 5-6 раз активность обычной воды и в 2-3 раза снеговой, или талой. Приготовленная таким образом вода дегазируется и не успевает насытиться газами. "Холодный кипяток' повышает работоспособность, успокаивающе воздействует на нервную систему, быстро впитывается в кожу, смягчает ее. Принимая дегазированную воду, человек легче переносит летнюю жару. Получить дегазированную воду несложно. Необходимо налить воду в эмалированный чайник и вскипятить, но с открытой крышкой, благо-ларя чему удаляется растворенный в воде воздух. Вскипевшую воду быстро налить в эмалированную кружку и плотно закрыть. Это для того, чтобы воздух вновь не растворился в воде. Затем поставить кружку в блюдо под проточную воду (для охлаждения можно использовать также снег, лед). Через три- пять минут "холодный кипяток" готов. Пить его желательно сразу, но если хранить воду в герметично закрытой посуде, ее стимулирующая сила практически не уменьшается в течение 5-7 суток. Дегазированную воду можно употреблять в течение месяца, а затем сделать такой же перерыв. 3.8. Чрезмерный вес ребенка - угроза здоровью Одним из мифов, причем очень распространенным в народе, является миф о том, что полный ребенок - это здоровый ребенок (кстати, в России избыточным весом страдают 26% мальчиков и 18% девочек). Увы, это не так. Напротив, лишний вес - это скорее угроза здоровью. В последнее время достоверно установлено, что избыточная масса тела, накопленная в раннем возрасте, предрасполагает к развитию ожирения. То количество жировых клеток, которое образуется в организме в течение первого года, затем практически не уменьшается, оно может лишь возрастать и действительно возрастает. У полных детей снижена сопротивляемость инфекциям, нередко повышенные артериальное давление и дневная температура, "мраморная кожа" и нарушение осанки, плоскостопие, искривление ног, отставание в половом развитии. У детей с лишним весом, как правило, тяжело протекают респираторные заболевания. Отмечено, что экземы, крапивницы, риниты у них встречаются в 1,5 раза чаще. Кроме того, рано или поздно наступает время, когда тучный ребенок начинает страдать из-за своей внешности, особенно если он окружен людьми (дома, во дворе, в школе и т.п.), насмехающимися над его полнотой. В таком случае у ребенка может развиться или чувство неполноценности, неуверенности в себе, или, напротив, агрессивность. Для того чтобы определить, есть ли у ребенка отложение избыточного жира, устанавливают величину жировой складки на уровне пупка, захватив ее пальцами одой руки. Толщинатакой складки более 2-3 см свидетельствует о появлении избыточного жира. Можно воспользоваться и данными, приведенными в табл. 2. Таблица 2. Средний вес детей (от рождения до 7 лет), кг
Примечание: В данной таблице приведены общепринятые средние величины. В зависимости от телосложения и индивидуальных особенностей вес ребенка может отличаться от среднего в ту или иную сторону, поэтому, если показатели веса вашего ребенка не совпадают с приведенными в таблице, не стоит переживать. Только в том случае, если отклонения слишком велики, следует проконсультироваться с врачом. Еще более точным методом определения того, есть ли у ребенка лишний вес, является сопоставление должного и фактического веса, окружности грудной клетки и роста ребенка. Должные величины веса и окружности грудной клетки рассчитываются по формулам, где Р- рост стоя, см (по А.Дубогаю): Мальчики Вес: 7 лет-Рх 0,48-33.6 8 лет-Рх 0,43-27.6 9 лет-Рх 0,57-45,6 10 лет-Рх 0,50-36,0 Окружность грудной клетки: 7 лет-Рх 0,20+ 37,6 8 лет-Рх 0,41 +8,90 9 лет-Рх 0,34+19,2 10 лет-Рх 0,35+16.8 Девочки Вес: 7 лет-Рх 0,60-49,9 8 лет-Рх 0,42-29,9 9лет-РхО,52-38,3 10лет-Рх0,76-71,6 Окружность грудной клетки: 7 лет-Рх 0,33+ 20,0 8 лет-Рх 0,45 + 4,80 9 лет-Рх 0,34+ 18,5 10 лет-Рх 0,53+ 7,50 Близкие результаты фактических и должных показателей веса и окружности грудной клетки (±1-2 кг и ±1-3 см соответственно) свидетельствуют о пропорциональном развитии ребенка. Что делать для снижения веса ребенка? 1. Двигательная активность Физические упражнения улучшают обмен веществ и способствуют усиленному "сжиганию" жирау тучных детей. 2. Талая вода Мы уже говорили о достоинствах тапок воды, одним из которых и является улучшение обмена веществ, что очень важно при ожирении. 3. Закаливание Закаливание не только укрепляет общую сопротивляемосто детского организма, но и улучшает энергетический обмен, обеспечивая рациональную утилизацию жира. 4. Рациональное питание A. Чтобы у ребенка возникало ощущение сытости, его пищевой рацион должен содержать как можно больше сырых овощей и фруктов, в которых много клетчатки. Продукты с растительными волокнами вызывают чувство полного желудка, при этом они обладают малой калорийностью и содержат много витаминов, минеральных солей и других необходимых организму веществ.
|
|||
|