|
|||
Антуан де Сент-Экзюпери Маленький принц 9 страницаРебенок-бунтарь. Воспитание такого характера связано с отсутствием твердости в поведении родителей. Постепенно осваивая мир, ребенок "проверяет", что можно, ачто нельзя, и задача родителей твердо придерживаться объявленных принципов. В противном случае чадо по мере взросления будет пробовать все более и более изощренные способы давления на родителей. И если они шаг за шагом отступают, ребенок вырастет не признающим никаких авторитетов и рамок бунтарем Недаром говорят: "Командовать может тот, кто умеет подчиняться". И став родителями, такие люди также не смогут правильно выстроить отношения с детьми. Ребенок-параноик. Ребенок в раннем детстве часто пользуется нечеткостью своих "пределов", чтобы защитить себя от стресса и боли если они слишком сильны и он не способен справиться с ними. Он дает выход болезненным ощущениям, когда переполнен ими. Этот механизм получил название "параноидного". Крайний случай такого поведения - клиническая паранойя, называемая в обиходе "манией преследования". Люди облегчают себе жизнь, обвиняя других. На языке психологии это называется проекцией. Спроецировав свои негативные эмоции на окружающих, ребенок чувствует себя немного лучше, ведь это не он такой плохой, а мир вокруг. На ранней ступени развития, когда ребенок не способен увязывать, уравновешивать свои эмоции, некоторые из них его очень страшат. Ребенок проецирует их во вне, от чего чувствует себя лучше. Взамен мир становится страшнее. И только эмоциональная поддержка родителей, их забота уменьшат остроту боли, ярость и отчаяние у ребенка. Тогда ему незачем притворяться, что эти эмоции вне его, они станут в достаточной мере управляемыми, и он опять присвоит их. овладеет ими. Выростая, такой человек при любом столкновении, в любом споре становится в позу невинного, "хорошего" и пробует всю вину переложить на другого - "плохого". И чем прочнее "увязли" люди на этой ступени развития, тем больше им надо "чернить окружающих, чтобы "обелить" себя; тем меньше у них связь с реальностью, тем ближе они к клиническим параноикам, к мании преследования. По-видимому, их родители в свое время пропустили эту ступень развития, они вовремя не получили поддержки родителей, которые и сами пугались плохих эмоций. Ребенок - депрессант. Часто в семьях с сердобольными мамашами, не позволяющими детям самостоятельно преодолевать трудности, вырастают дети, не способные переживать огорчения, бороться с трудностями. Это происходит потому, что в детстве по первому же крику недовольства ребенка родители старались оградить ею от всех проблем. Жалоба на жизнь - скрытое желание переложить на плечи других свои проблемы, знак депрессии. А родители, ограждающие детей от всех огорчений, сами склонны перекладывать свои проблемы на других. Ребенок-конформист. Если в семье приняты очень строгие правила поведения, очень узкие границы деятельности для ребенка, то ребенок, каждый раз сталкиваясь с необходимостью расширить эти границы, отступает перед силой и авторитетом родителей, что ведет к подавлению инициативы и желания что-то доказать, в итоге развивается конформизм. У ребенка подавляется сила воли, и он не может жить без того, кто отдает приказы. Его суть - подчиняться. Он потерял свою личность, точнее, у него ее забрали. Возможность выбора для него -это наказание, он не знает, что делать, он боится, он не компетентен. Про таких говорят: родители сильные личности, а сын - сопляк, бесхарактерный. Ребенок всю жизнь будет бояться того, кто сильнее. И когда у него самого появятся дети, то его тезисом в воспитании будет: "Я не желаю тебе того, что я испытал'. Лишь потому, что подсознательно он боится протянуть кошмар детства. 2.10. Ступени развития ребенка С первых дней жизни ребенок обучается жить у своих родителей, все приобретенные при этом навыки понадобятся ему во взрослой жизни. От того, чему он научился, во многом зависит его будущая жизнь. Весь этот детский опыт можно разделить на несколько ступеней. На первой ступени ребенку предстоит узнать неизменную преданную любовь матери, иначе, став родителем, он не сможет правильно относиться к детям. На второй ступени, когда в ребенке просыпается тяга к независимости, свободе, воле, рядом с родительской любовью необходим контроль со стороны отца. В это время ребенок получает уроки самодисциплины и власти. На третьей ступени ребенок узнает, что такое "братья" и "сестры", что такое друзья, что такое "делиться", что такое "постоять за себя'. Часто дети, единственные в семье, не умеют общаться с противоположным полом и со своими сверстниками. На четвертой ступени необходимо обрести независимость от родителей, здесь важную роль играют друзья, компания, которые поддерживают и помогают обрести независимость. Часть третья Развитие тела 3.1. Питание детей Еда в жизни человека играет огромную роль и может подарить ему, с одной стороны, здоровье и долголетие, а с другой - болезни и преждевременную старость. Все зависит от того: что мы едим, как едим, как много едим, в какое время и даже с кем едим и что при этом думаем. Что же дает пища человеку, кроме состояния удовольствия от ее поглощения? Часть пищевых веществ мы используем как строительный материал. Наше тело, кажущееся таким цельным, непрерывно обновляется. Одни клетки умирают, им на смену появляются новые. Скорость возобновления зависит от вида клеток и общей интенсивности обменных процессов. В среднем наша плоть почти полностью обновляется за 4-5 лет. Помимо чисто пластических веществ, через пищу поставляются и "вспомогательные соединения, обеспечивающие протекание многих реакций, влияющих на иммунитет и прочие функции. Пища служит главным источником энергии человека. Органические вещества, которые содержатся в продуктах, окисляясь, высвобождают свои скрытые силы - химическую энергию. За счет нее мы поддерживаем температуру тела, двигаемся, синтезируем необходимые вещества. Можно сказать, что питание - это материализованная энергия, она входит в человека в виде пищи, преобразуется в нем и исходит в совершенно другом виде - в физической, эмоциональной, интеллектуальной деятельности. То, насколько хорошо человек умеет преобразовывать энергию пищи в другие виды энергии, насколько его пищевой рацион полезнее для его физического и душевного здоровья, во многом зависит от того, как он питался в детстве, какое отношение к питанию было в семье, насколько разнообразным, естественным и природным был рацион питания, в какой степени родителям удалось воспитать в ребенке культуру питания. Общие рекомендации по питанию детей 1. Самое главное- максимальное разнообразие пищи, обеспечивающее поступление в организм всех необходимых питательных веществ. Для ребенка особенно важно, чтобы растущий организм получал в достаточном количестве витамины и минеральные вещества. 2. Старайтесь, чтобы ребенок не делал из еды культ, но и не относился к ней пренебрежительно. 3. Постарайтесь выбрать в зависимости от индивидуальных особенностей наиболее подходящий для вашего ребенка рацион. Есть хорошая поговорка: "То, что для одного лекарство, для другого яд". Так же ис продуктами, и диета, прекрасно подходящая ребенку вашей знакомой, для вашего сына или дочери может оказаться совсем даже неподходящей. 4. Не заставляйте детей есть, когда им не хочется. Даже если вы думаете, что они голодны. 5. Не заставляйте детей есть то, что им не хочется. Если вкус ребенка не извращен и обмен веществ еще не нарушен, то стоит поинтересоваться, что бы он хотел съесть. 6. Не подгоняйте детей: "Ешь скорее!", "Ну, что ты там тянешь!" и т.п. Даже если вы опаздываете, то вред от опоздания будет несравненно меньшим, чем тот вред, который нанесет спешка не только системе пищеварения, но и психике ребенка. 7. Не предлагайте детям еду, если они находятся в состоянии сильного эмоционального переживания, а также когда ребенок устал, когда он замерз или перегрелся, полон страха или гнева, при лихорадке, болях. 8. Ребенок зачастую интуитивно чувствует, какие продукты нужны его организму в данный момент. Прислушивайтесь к его желаниям. 9. Старайтесь не использовать пищу (обычно для этого используют сладости) в качестве поощрения, вознаграждения за хорошее поведение. Также не стоит использовать еду (те же сладости) в качестве утешения - это может привести к тому, что уже взрослый человек при возникающих у него неприятностях будет стремиться найти утешение в еде, что в большинстве случаев и приводит к ожирению. 10. Специалисты по натуральному питанию не рекомендуют есть до полного насыщения. Приучите ребенка к тому, что всегда лучше недоесть, чем переесть. Научите его вставать из-за стола с ощущением, что он еще мог бы что-то съесть. 11. Корректируйте рацион в зависимости от климатических и сезонных условий. Летом лучше ориентироваться на холодную пищу (комнатной температуры), зимой- больше на горячую (теплую). Вес ной и летом нужно увеличивать количество растительных продуктов. В холодное время года следует добавлять в рацион пищу, богатую белками и жирами. 12. Не ругайте ребенка, если он съел что-либо, на ваш взгляд, вредное. Вред от критики порой может быть больше, чем вред от тех продуктов, которые вы считаете неполезными для ребенка. 13.Очень важно чтобы ребенок ел свежую пишу. Рекомендуется готовить только на один раз, ибо, если пища постоит хотя бы несколько часов, в ней начинаются процессы брожения и гниения. 14. Положительный эмоциональный фон во время еды весьма полезен. В то же время очень плохо влияют на процесс пищеварения отрицательные эмоции, различные переживания и выяснения отношений. 15. Научите ребенка тщательно пережевывать пищу (в комке пища не усваивается). Твердую пищу необходимо пить, а жидкую есть. Считается, что в то время, когда пища находится во рту, из нее извлекается прана (жизненная энергия). Тщательное пережевывание пищи очень важно и с физиологической точки зрения. 16. Поговорка: "Завтрак съешь сам. обед раздели с соседом, а ужин отдай врагу" скорее всего далека от истины. В Западной Европе в средние века была распространена поговорка: "Вставать в 6 часов, обедать в 10, ужинать в 6 и ложиться спать в 10 - значить удлинить жизнь в десять раз по десять". Отдохнув во сне, наш организм не нуждается сразу же по пробуждении в большом количестве пищи. Поэтому утром не предлагайте детям слишком обильный завтрак, лучше всего ограничиться легким перекусом. 17. По возможности старайтесь строить пищевой рацион ребенка так, чтобы поддерживать щелочную среду в его организме, а для этого стремитесь к тому, чтобы на одну часть кислой пищи приходилось две части щелочной (см. Приложение 1). 18. Старайтесь ограничить в пищевом рационе ребенка продукты, богатые холестерином. 19. Лучше всего включать в пищевой рацион ребенка те овощи и фрукты, которые растут в вашем регионе, ибо они находятся в биологическом равновесии с организмом ребенка. 20. Ужинать рекомендуется не позже чем за два часа до сна. В идеале к моменту засыпания желудочное пищеварение должно закончиться и пища в основном перейти в кишечник. 21. Желательно избегать контрастных температур за одну еду (мороженое и горячий шоколад). 22. Лучше есть теплое, чем холодное. Лучше холодное, чем горячее. Наши внутренности не имеют точных и оперативных терморецепторов. Ими являются - губы, язык, нёбо и глотка, но постоянное употребление горячей пищи приводит к тому, что эти рецепторы перестают работать так, как надо. А ведь примерно при 39,5°С начинают разрушаться ферменты пищеварительных клеток, а выше 40°С - сами клетки. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что, отказавшись от горячего, мы прибавим себе здоровья и, естественно, много лет жизни. 23. Желательно исключить (или ограничить) так любимые многими детьми (и не только детьми) десерты. Сладкое после основной пищи вызывает процесс брожения в желудочно-кишечном тракте. 24. В процессе тепловой обработки продуктов, конечно, многое теряется, но тем не менее чистого сыроедения следует избегать. Идеальная пропорция между сырой и вареной пищей - 70% и 30%. 25. Если вы включаете в пищевой рацион ребенка мясную пищу, то старайтесь подавать к мясу как можно больше зелени и овощей. 25. Старайтесь, чтобы у ребенка не возникла привычка много пить непосредственно перед, во время и после приема пищи. 26. Детям, особенно маленьким, не рекомендуется пить напитки типа кока-колы. Подобного рода напитки содержат много сахара, а также кофеин, являющийся возбуждающим средством. Не удивительно, что многие замечают тот факт, что колы не очень хорошо утоляют жажду. Но это еще полбеды. Кроме того, подобные напитки наносят вред зубам и могут привести к избыточному весу. Лучшие напитки для детей свежеприготовленные натуральные фруктовые соки или не подслащенный фруктовый чай. 27. Детям до полутора лет конфеты лучше не давать. В качестве лакомств ребенку в этом возрасте можно предложить мармелад, зефир, пастилу, джемы, повидло, мед (у некоторых детей мед может вызвать аллергию). 28. Малышам дошкольного возраста можно в качестве лакомства предлагать халву, в которой имеются такие минеральные вещества, как калий, кальций, магний, фосфор, железо, а также витамин PP. 29 Специалисты по питанию советуют ограничивать употребление детьми шоколадных конфет и чистого шоколада. Чем позже ребенок начнет есть шоколад, тем лучше (дошкольникам не рекомендуется вообще). Кроме того, следует учитывать, что сейчас много шоколадных подделок, в которых дорогое масло-какао заменено на дешевые кондитерские жиры. Лучше покупать немецкий, английский, швейцарский, французский и российский шоколад. 30. Бытует мнение, что выздоравливающему ребенку полезно пить куриный бульон. На самом деле это не так, Ведь в бульон обычно по падают самые вредные химические вещества, содержащиеся в мясе, такие как креатин, креатинин и др. Кроме того, в последнее время в мясе нередко содержатся различные химические препараты (используемые для увеличения веса), которые при варке мяса переходят в бульон и наносят ущерб здоровью ребенка. Например, антибиотик тетрациклин вываривается из куриной тушки следующим образом: после тридцатиминутной варки он в мышцах бройлера сохранялся в виде следов, а еще через 30 мин полностью переходил в бульон. Комментарии излишни. 31. Старайтесь соблюдать принятые Всемирной организацией здравоохранения "золотые правила" безопасного приготовления пищи: а) отдавайте предпочтение продуктам, подвергшимся обработке: например, покупайте пастеризованное, а не сырое молоко (однако сырые продукты полезнее, поэтому я бы все-таки советовал отдавать предпочтение им, но только в том случае, когда вы уверены в их качестве -М.З.); б) тщательно готовьте пищу: болезнетворные бактерии погибнут только в том случае, если все составные части пищи нагревать до температуры не менее 70°С; в) приготовленную пищу лучше съедать немедленно: ее охлаждение до комнатной температуры ведет к размножению микробов - и чем дольше ожидание, тем выше риск; г) хранить пищу следует очень тщательно: либо она должна остаться горячей - выше 60°С, либо храниться при температуре 10°С и ниже; пищу для детей хранить вообще не рекомендуется; не следует помещать в холодильник большое количество горячей пищи, поскольку она не успеет достаточно быстро охладиться; д) перед употреблением пищу, которая какое-то время хранилась, нужно вновь подогреть до температуры не ниже 70°С; е) не допускайте контакта между сырой пищей и приготовленной: заражение может наступить как вследствие прямого соприкосновения, например когда сырая куриная тушка лежит рядом с приготовленной к столу птицей, так и опосредованно, в частности через нож, которым сначала резали сырое мясо, а затем - вареное; ж) мойте руки неоднократно: их нужно тщательно вымыть перед приготовлением пищи и после каждого перерыва; кроме того, руки нужно вымыть, когда вы переходите от приготовления одного вида пищи к другому; з) кухонные поверхности следует содержать в абсолютной чистоте: нельзя забыть ни одного "пятнышка", которое может служить источником бактерий; одежду, которая вступает в контакт с пищей, необходимо регулярно менять и кипятить перед повторным использованием (на мой взгляд, эта рекомендация, так же как и предыдущая, несколько спорна. Полная стерильность может быть так же опасна, как и отсутствие стерильности. Как всегда, лучше всего - "золотая середина" - М.З.); и) защищайте пищу от насекомых, грызунов и других животных: лучшая защита для пищи - закрытые контейнеры; к) большое значение для предотвращения пищевых отравлений имеет чистая вода: если возникло сомнение в ее качестве, то воду лучше прокипятить, прежде чем добавлять ее в блюдо или изготовить лед. 3.2. Витамины и минеральные вещества Как отмечалось выше, для растущего организма очень важно получать в достаточном количестве витамины и минеральные вещества. Это важно для детей в любом возрасте, но два случая хотелось бы оговорить особо: 1. В первые годы жизни ребенку необходимо обеспечивать достаточное количество витаминов Ли 0, кальция и железа для того, чтобы у него развивались кости, зубы и кровь. 2. Особое внимание наличию в ежедневном пищевом рационе витаминов и минеральных солей (особенно кальция) должно уделяться в 11-12 лет для девочек и 12-14 лет для мальчиков - время полового созревания. Ниже вашему вниманию предлагаются сведение о различных витаминах и минеральных веществах и перечень продуктов, в которых они содержатся. Витамины Витамин С (аскорбиновая кислота). Дефицит витамина С в организме очень опасен. Его значимость для здоровья и увеличения продолжительности жизни объясняется тем, что он участвует в создании и оздоровлении соединительных тканей. Этот витамин выполняет множество важных функций. Без его участия не обходятся окислительно-восстановительные процесс в организме. Под влиянием витамина С повышается эластичность и прочность кровеносных сосудов. Вместе с витамином А он защищает организм от инфекций, блокирует токсичные вещества в крови. Ему "подвластны" простудные заболевания; если использовать аскорбиновую кислоту на разных стадиях, кашель и насморк не перейдут в хронические формы. Для этого надо в течение суток принимать по 50 мг витамина через каждые полчаса. Витамин С не синтезируется организмом человека и должен систематически поступать с продуктами питания, иначе в первую очередь начинают страдать стенки кровеносных сосудов. Аскорбиновая кислота содержится во многих свежих овощах и плодах, но наиболее ею богаты зелень петрушки и укропа, помидоры, черная и красная смородина, красный болгарский перец, цитрусовые и картофель. Значительная часть аскорбиновой кислоты разрушается при неправильной кулинарной обработке продуктов. Варить их надо в закрытой посуде, причем закладывают овощи в уже закипевшую подсоленную воду. Витамин В1, (тиамин). Витамин В, содержится во многих продуктах растительного и животного происхождения, но больше всего тиамина в дрожжах, хлебе грубого помола, бобовых, ячмене, овсе, фасоли, спарже, картофеле, почках, печени, мозге животных, говядине, баранине и яичной желтке. Недостаток витамина В, в пищевом рационе появляется главным образом в тех или иных нарушениях функций мышц и нервной системы. Очень часто нарушения пищеварения, и в частности запоры, являются следствием недостаточного содержания витамина 8,. Чтобы избавиться от подобного рода недугов, необходимо есть хлеб из муки грубого помола и каши из недробленных круп. Витамин В2 (рибофлавин). Больше всего его содержится в мясе, печени, молоке, сыре, твороге и курином яйце, капусте, свежем горохе, яблоках, миндале, зеленой фасоли, помидорах. Достаточно много рибофлавина в стручках бобовых, в зародыше и оболочках пшеницы, ржи. овса. Недостаток витамина В2 приводит к головным болям, снижению аппетита, утомляемости; в более тяжелых случаях она проявляется в нежелательных изменений коньюнктивы глаз, кожи и нервной системы. Витамин B5 (пантотеновая кислота). Недостаток этого витамина в организме вызывает различные нарушения обмена веществ: дерматиты, депигментацию, прекращение роста и др. Основные пищевые источники этого витамина: дрожжи, печень, молоко, яичный желток, зеленые части растений. Витамин PP (ниоцин). Недостаток этого витамина в пище является причиной заболеваний кожи, желудочно-кишечного тракта и нервной системы. Участвует ниоцин, или, как его еще иногда называют, никотиновая кислота, в образовании гемоглобина эритроцитов. Наиболее доступными источниками ниоцина служат хлеб из муки грубого помола, крупы, печень, сердце, почки, мясо убойного скота, бобовые овощи, рыба. Особенно его много в пивных и пекарских дрожжах и в сушеных белых грибах. Витамин В6 (пиридоксин). Недостаток Bs, тем более авитаминоз В6- явление довольно редкое. К нему может привести длительное отсутствие в пищевом рационе молока и молочных продуктов, особенно у людей, страдающих хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Чаще всего при недостаточности В6 появляется тошнота, снижается аппетит, повышается возбудимость и возникает такое заболевание кожи, как сухой себоррейный дерматит. Основные источники В6- молоко, творог, сыр, гречневая и овсяная крупы, мясо и субпродукты, куриное яйцо, рыба, хлеб из муки грубого помола. В зависимости от возраста и рода занятий взрослый здоровый человек должен получать с пищей в сутки 2-3 мг пиридоксина. Витамин В12 (цианокобаламин). Витамин В12 в организме человека принимает участие во многих обменных реакциях. При его недостатке в рационе может развиться тяжелая форма малокровия. Чтобы этого не случилось, достаточно, чтобы в пищевом рационе были следующие продукты: молоко, творог, мясо, сыр, печень убойного скота и некоторых видов рыбы. По некоторым данным, риску недостаточности этого витамина подвержены дети вегетарианцев на полном грудном вскармливании. Такая недостаточность может привести к раздражительности ребенка, малой прибавке в весе и, возможно, даже к отставанию в умственном развитии. Поэтому мамам-вегетарианкам в период кормления ребенка грудью желательно в умеренных количествах употреблять и мясную пищу. Витамин Р (рутин, цитрин). Витамин Р вместе с аскорбиновой кислотой участвует в важнейших для организма человека окислительно-восстановительных процессах. Недостаточность витамина Р- причина крайне нежелательного повышения проницаемости кровеносных сосудов. Естественная потребность в витамине Р вполне восполняется наличием в пищевом рационе чая, цитрусовых, отвара сушенного шиповника. Много его также в рябине, грецких орехах, черной смородине. К этой группе водорастворимых витаминов относятся также витамин Н (биотин), фолацин, или фолиевая кислота, витамин В,5 (пангамовая кислота), пантотеновая и парааминобензойная кислоты. Как правило, потребность в этих витаминах восполняется обычным рациональным питанием. Не менее важную группу составляют жирорастворимые витамины А (аксерофтол), D (кальциферол), Е (токоферол) и витамин К. Витамин А. Витамин А нормализует обмен веществ, участвует в процессе роста, предохраняет от поражений кожу и слизистые оболочки. Некоторые врачи называют этот витамин "первой линией обороны против болезней" и считают, что его надо принимать в 3- 4 раза больше нормы. Витамин А влияет на устойчивость ребенка к инфекциям, состояние его кожи, слизистых оболочек, зрение. Недостаток его в пище проявляется нарушением функции органов зрения (вплоть до появления "куриной" слепоты), снижением сопротивляемости организма к инфекционным болезням, ороговением слизистых оболочек ряда органов и кожи. Витамином А наиболее богаты печень трески и убойного скота, желток куриного яйца, сливки, сливочное масло, рыбий жир. Провитамин А- каротин- вещество, из которого организм человека синтезирует витамин А В довольно больших количествах он содержится в моркови, сладком перце, облепихе, шиповнике, зеленом луке, петрушке, щавеле. Есть провитамин Л также в абрикосах, шпинате, салате. Передозировка витамина А у беременных женщин может привести к развитию врожденных дефектов плода. Витамин D (кальциферол). Витамин 0 необходим для свертывания крови, для нормальной работы сердца, регуляции возбудимости нервной системы. Некоторые глазные болезни и виды артрита излечиваются с помощью этого витамина. Кальциферол участвует в процессе образования и роста костной ткани. Способен синтезироваться в коже человека, но при обязательном облучении ее солнцем или ультрафиолетовым (кварцевым) облучателем (в организме светлокожих людей витамин 0 образуется в 2 раза быстрее, чем у людей со смуглой кожей). Разумеется, поступает этот витамин и с продуктами питания, но в сравнительно небольших количествах. Больше всего витамина D в яичном желтке, печени убойного скота и сливочном масле. При нарушении синтеза витамина D и нерациональном питании прежде всего страдает костная ткань, так как недостаточность витамина D проявляется снижением количества в костной ткани обязательных для нее минеральных веществ. У детей это состояние называется рахитом. Избыток витамина D приводит к заболеванию почек. Поэтому нежелательно давать ребенку витаминные препараты в неограниченном количестве. Витамин E. Витамин Е известен как "витамин плодовитости", поскольку он необходим для воспроизведения потомства. Кроме того, он обеспечивает нормальное функционирование сердечной мышцы. Авитаминоз Е у человека не описан, а недостаточность проявляется угнетением половых желез, мышечной дистрофией, нарушением целостности эритроцитов. Этим витамином богаты зародыши злаковых культур, в частности пшеницы, зеленые части овощей и ряда дикорастущих растений, подсолнечное масло. Есть они также в других растительных маслах (кроме оливкового), яичном желтке, печени убойного скота, мясе, сливочном масле и молоке. Витамин К. Этот витамин - обязательный и непременный участник механизма свертывания крови. При недостатке его в пище снижается свертываемость крови, что проявляется кровотечениями. Витамином /С богаты белокочанная и цветная капуста, томаты, тыква, свиная печень. Немало его в моркови, свекле, картофеле, бобовых, пшенице и овсе. Сбалансированное питание круглый год восполняет потребность человека в этом витамине. Следует отметить, что витамины в плодах и овощах распределены неравномерно. В кожуре свежих огурцов и плодов цитрусовых их почти вдвое больше, чем в мякоти А вот мякоть яблок, айвы, груш и картофеля содержит витаминов значительно больше нежели их кожица. В помидорах и сладком перце насыщенность аскорбиновой кислотой и провитамином А убывает от основания к их верхушке. Иногда причиной бессонницы, повышенной раздражительности и ряда других болезненных состояний является неумеренное потребление витаминных препаратов. При избытке витамина D кальций выводится из костной ткани и она начинает размягчаться, как, например, и при недостаточности витамина D. Перенасыщение организма витамином А может привести к отравлению. Избыток одного из витаминов группы В, а именно фолиевой кислоты, неблагоприятно сказывается на функции надпочечников. Следовательно, любые витаминные препараты надо употреблять, соблюдая осторожность. Минеральные вещества Большое влияние на здоровье человека оказывает наличие в его пище разнообразных минеральных веществ. Существует около 100 минералов, из них около 20 необходимы человеку. Для успешного функционирования человеческого организма ему необходимо постоянное пополнение запаса минеральных веществ. Минеральные вещества - важнейшие неорганические компоненты питания человека- подразделяются на три группы. Первую из них макроэлементы - составляют железо, магний, калий, кальций, натрий, фосфор. К микроэлементам относят йод, фтор, марганец, алюминий, бром, цинк, никель, мышьяк, кобальт, кремний. Главными представителями третьей группы - ультрамикроэлементов - являются золото, свинец, ртуть, серебро, радий, рубидий. Последние вещества отличаются не только малым содержанием в обычных продуктах питания, но и токсичностью, если их потреблять в сравнительно больших дозах. Железо. Железо незаменимо в процессах кроветворения и внутриклеточного обмена. Примерно 55% железа входит в состав гемоглобина эритроцитов, около 24% участвует в формировании красящего вещества мышц, а примерно 21% откладывается "про запас" в печени и селезенке. Суточная потребность в железе восполняется обычным сбалансированным питанием. Однако у многих людей наблюдается недостаточность этого микроэлемента. Основная причина в том, что железо не всегда хорошо усваивается. Всасываемость железа в кишечнике человека обычно не превышает 20% общего его содержания в смешанном пищевом рационе. Трудноусвояемым является железо, присутствующее в мясе и крупяных блюдах. Также железо не всасывается в кишечнике при наличии щавелевой и фитиновой кислот. Для того чтобы железо лучше усваивалось, необходимы витамины С и В,г. Дети в первые годы жизни интенсивно растут, и потому для развития их органов и тканей, в том числе и для увеличения массы крови, требуется железо, его запасов в организме немного. Недостаточность железа в питании детей может привести к анемии, повышенной раздражительности, ухудшению аппетита. Наиболее богаты железом сушеные грибы, печень и почки убойного скота, персики, абрикосы, рожь, зелень петрушки, картофель, репчатый лук, тыква, свекла, яблоки, айва, груши, фасоль, чечевица, горох, толокно, гречневая крупа, куриное яйцо, шпинат, зеленые овощи, ботва молодой репы, горчица, кресс-салат, листья одуванчика, сухофрукты. Магний. Магний - непременный участник ферментативных процессов, обеспечивающих биосинтез белков и обмен углеводов. Он также обладает успокаивающим, сосудорасширяющим и мочегонным действием, способствует должному поддержанию тонуса стенок кровеносных сосудов и усиливает процессы торможения в коре головного мозга. Потребность в магнии составляет у женщин при беременности и лактации - 10001200 мг; у детей до 3-х лет - 140, от 4 до 6 лет - 220, от 7 до 10 лет - 300 и от 11 до 13 лет - 400 мг.
|
|||
|