Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Послевоенное время



6. Послевоенное время

Так как до войны дед был агротехником, а демобилизовался командиром отделения, то его сразу назначили бригадиром, а потом и завхозом. Вскоре избрали председателем колхоза, которым он руководил несколько лет до укрупнения. Не раз избирался депутатом сельсовета, делегатом районной партийной конференции. А так как дед был Коммунистом, то считал, что не имеет морального права на какие-либо привилегии и льготы участника войны. Этими льготами он никогда не пользовался принципиально. Работая завскладом, как бы ни жили бедно, никогда не приносил домой ни общественного зерна, ни гвоздя…

В конце 60-х - начале 70-х дед работал заведующим сельским магазином. Мне было лет 5, и мы с тётей Люсей шли в этот магазин, поднимались на высокое деревянное крыльцо, где я всегда подолгу ждал её, скучая на горячем солнышке. В открытую дверь было видно, как дедушка стоял за большим столом, заворачивал что-то в серовато-коричневатую бумагу, разговаривая с покупателями и щёлкая на деревянных счётах. Иногда я подходил к нему и заворожено следил за "магией" круглых фишек на счётах, заглядывал  в большой журнал с серыми страницами, куда дед аккуратно вписывал цифры химическим карандашом, периодически слюнявя его кончик, отчего на нижней губе его появлялась синяя полоска.

У себя во дворе он постоянно работал ножовкой, рубанком, топором – рубил баню, строил веранду, реконструировал беседку, стелил полы, крыл крышу, мастерил оконные рамы, двери… Иногда давал мне разные задания – то постругать доску, то отпилить брусок, потом проверял качество и наставлял. Рубанком работать я не умел – не хватало силёнок, а вот смотреть, как дед стругает – было одно удовольствие: рубанок поёт, стружка вьётся, аромат сосны… У меня больше получалось пилить ножовкой. А то выдаст мне большую мятую алюминиевую чашку кривых гвоздей и заставляет выпрямлять на наковаленке, прибитой большим кованым гвоздём к высокому чурбаку на углу бани. Очень неприятное задание – гвозди вертятся, вибрируют и молоток часто попадает по пальцам… Зато навсегда приобретается опыт! Вечерами дома мы с отцом часто слушали его рассказы о войне. Меня всегда удивляло, как он мог запомнить такое множество сложных и непонятных названий иностранных городов. Мне даже казалось, что он их выдумал… А сейчас, когда я проследил его путь по сводкам журналов боевых действий, то удивился точности тех названий и своей детской памяти, узнаваякаждый из населённых пунктов, которые упоминал дед! Он их очень часто повторял в своих рассказах, а я, хоть и не понимал, но в моей детской памяти они запечатлелись.

В 70-е годы война напомнила о себе "ноющими" осколками, которые пришлось хирургам вырезать из бедра и, кажется из лёгкого. А на одной из лопаток дед давал мне потрогать прощупывающийся под кожей осколок размером с горошину, но он не болел, и его не удаляли. Жаль, в то время я не проявлял интереса к его воспоминаниям – может быть думал, что дед, как и я, вечен, и когда-нибудь, когда мне будет интересно, я обо всём его расспрошу…

16 мая 1981– после затяжной болезни (сердечнососудистая и лёгочная недостаточность) на 71 году жизни оставил солдат свой земной путь и вступил на путь Вечности…

Юрий Яшин

Надо посетить:

Музей 342-й (121-й гв.) стрелковой дивизии в школе №957 по адресу: г.Москва, Ясный проезд, д.24«А»

Музей 121 стрелковой дивизии в школе №71 г.Воронежа, ул.Б.Хмельницкого, 58-а

Директор: Боброва Лариса Борисовна



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.