|
|||
ЗАНЯТИЕ № 12-13. ПЛАН ЗАНЯТИЯ. Цикл управления.Стр 1 из 2Следующая ⇒ ЗАНЯТИЕ № 12-13 ТЕМА: Процесс и функции управления коллективом исполнителей ПЛАН ЗАНЯТИЯ 1. Цикл управления 2.Планирование 3.Организация («организовывание») 4.Координация 5.Мотивация 6.Контроль 1. Цикл управления. Управление не может существовать отдельно от его объекта, поэтому содержание функций управления в каждом конкретном случае в значительной мере определяется особенностями управляемого объекта. При управлении предприятием реализуются как общие функции, характерные для всех систем, так и специфические функции, присущие только данному предприятию. Цикл управления — это совокупность, функций, которые он выполняет с точки зрения нормального, эффективного функционирования организации. Обычно выделяют пять таких функций: l планирование l организацию (организовывание) l координирование l мотивацию l контроль. 2.Планирование. Прежде чем что-то предпринимать, мы волей-неволей задумываемся о том, что именно мы будем делать. Далеко не всегда мы тщательно это продумываем. Возможно, в этом есть смысл, поскольку тщательное планирование неизбежно приводит к тому, что действия откладываются на потом. Тем не менее управление предприятием не попадает под эту общую закономерность. Поскольку предприятие — это сложный организм, и от решения руководителя зависит не только его судьба, но и судьбы отдельных людей, к планированию в управлении нельзя подходить поверхностно, неосновательно. Функция планирования предполагает решение двух групп вопросов: 1) о том, какими должны быть цели организации, 2) о том, что должны делать члены организации, чтобы эти цели были достигнуты, воплощены в реальность. 3.Организация (организовывание). Очень часто для обозначения этой функции используют слово «организация», однако потому, что оно совпадает с названием совокупности людей, объединенных общими целями, иногда применяют термин «организовывание», подчеркивая тем самым, что речь идет о действии, процессе, а не сущности. В самом общем смысле организовать — значит создать некую структуру, упорядоченность. В практике менеджмента имеется крайне много элементов, которые необходимо структурировать и упорядочить, чтобы организация могла реализовывать свои планы и тем самым достигать своих целей. 4.Координация. Координация — это согласование действий. Ситуация, когда несколько человек бросаются делать одно и то же, хотя в этом нет нужды, представляет собой проявление отсутствия координации. Если бы действия сотрудников были бы координированы, этого просто не произошло бы Некоторые исследователи не выделяют особо эту функцию, относя координирование к организовыванию. Однако имеет смысл рассматривать ее особо, поскольку координация — это коммуникации, процесс постоянного общения. Конечно, организуя работу, мы прибегаем к помощи языка. Но организация касается установления принципов, а в процессе работы необходимо получение частной информации, связанной с актуальной ситуацией. Были ли приобретены материалы, необходимые для производства? Поступили ли запчасти на склад? Выполнено ли поручение? Ответ на эти — и многие другие — вопросы невозможен без коммуникаций, которые обеспечивают координирование частных действий,, поведения в актуальной ситуации. 5.Мотивация. Мотивация в самом первом приближении — это те движущие причины, которые заставляют нас не сидеть на месте и делать что-то. Если нет причины, то человек, скорее всего, просто не сдвинется с места. Не случайно следователи ищут «мотив» — причину, которая заставила человека совершить преступление. Она может заключаться как в выгоде (например, в получении прибыли), а может — и в избежании риска, в стремлении получить удовлетворение Сущность этой функции состоит в том, что руководитель должен использовать все имеющиеся в его распоряжении средства, чтобы персонал организации выполнял ту работу, которую они должны выполнять в соответствии с их обязанностями и сообразуясь с планом. Чтобы мотивировать своих работников эффективно, руководителю следует определить потребности работников, обеспечить способ для их удовлетворения. При этом не стоит бросаться в крайности: кормить своих подчиненных "пряниками", совершенно позабыв о "кнуте" в подсобке, или, наоборот, постоянно грозить "кнутом", забыв о том, что в шкафу черствеют "пряники".
|
|||
|