Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Оргпериод 6.



 Оргпериод 6.

Как вы яхту назовете,
Так она и поплывет...

Оргпериодом мы, да и не только мы, называем первые 3 дня смены. Это период формирования коллектива, становления вас, как лидера этого коллектива, а также задания порядков, да и тона на всю оставшуюся смену. Девиз оргпериода в "Орлёнке" – "Темп и разнообразие". Едва ли будет преувеличением сказать, что большинство ошибок совершается в оргпериод, а потом расхлёбывается всю оставшуюся смену. В эти дни, также как и в дороге, очень важно следить за субординацией и не терять уверенности в себе (см. "Дорога в лагерь"). Итак, разберём основные, на мой взгляд, ошибки оргпериода.

· Не поленитесь ещё до смены расписать оргпериод по часам.

Лучше всего, конечно, при наличии такой возможности, делать это вместе с напарником. В первые дни у вас скорее всего будет некоторый шок и точно не будет ни на что хватать времени. Вдобавок к этому начальство особенно любит устраивать всякие длительные педсоветы и планёрки, а также срочно требовать всевозможные списки. Поэтому, дабы не тратить драгоценное время на решение того, что же сейчас делать с детьми (тем более интересно, где находятся дети, пока вы решаете этот вопрос), это лучше продумать заранее. Тем более, что наличие чёткого плана действий придаст вам необходимую и желаемую уверенность. Конечно, выполнить свои замыслы с точностью до минут, вам едва ли удастся, но всётаки перестраивать легче чем строить.

· Не поленитесь в первый же день запомнить своих детей в лицо (чтобы хотя бы отличать, кто ваш, а кто нет).

В первые дни вам постоянно надо будет зачем-то собирать своих, естественно разбегающихся, детей. Если вы будете постоянно звать Петю из соседнего отряда к вам на сбор, игру и т.д., то и вы себя будете чувствовать не очень комфортно, и Петя вскоре на вас будет смотреть как-то странно. К тому же ваши собственные дети, поняв, что вы их не особо отличаете, могут начать этим злоупотреблять, нагло утверждая, что они из другого отряда, особенно допустим вечером, если у того отряда отбой на полчаса позже.

· Не поленитесь выучить имена ваших детей, пусть не в первый день, то в первые 23 дня.

Называть всю смену Машу "девочка с длинной косичкой" вряд ли доставит особое удовольствие как вам, так и ей. Детям очень приятно, если вы быстро запомнили как их зовут, а вам гораздо удобнее работать. Существует множество способов быстро запомнить имена детей. Это различные игры на знакомство, позволяющие как детям, так и вам узнать как же кого зовут, составление схем по палатам, по тому как дети сидят в столовой и так далее. Лично мне очень нравится способ, когда детей в первый день просят нарисовать себе бейджики, снабдив их, естественно бумагой, фломастерами и булавками, можно использовать для этой цели бумажный скотч. Но имейте в виду, что долго они их носить не будут, в силу своей любви переодеваться, а также лени перевешивать бейдж, так что запоминать придётся действительно быстро, зато будет удобно. И, конечно же, не стесняйтесь лишний раз спросить ребёнка как его зовут (если ещё не середина смены, в этом случае лучше спросить у напарника или дождаться, пока кто-нибудь не обратится к ребенку по имени).

· Не забудьте в первый же день провести оргсбор.

Оргсбор – первое собрание отряда, на котором до детей доводятся законы лагеря (закон территории, закон воды, закон точного времени, сухой закон, запрет курения, каждый вожатый должен знать, где каждый его ребёнок, каждый ребёнок должен знать где хотя бы один его вожатый), а так же законы и обычаи непосредственно вашего отряда. Чем более чётко будут сформулированы правила сейчас, тем меньше конфликтов будет в дальнейшем. Для этого вам необходимо до оргсбора прийти к соглашению со своим напарником, о том, что же можно будет, и что нет вашим детям.

· Не говорите при шуме, когда каждый занимается своими делами.

Это вопервых бесполезно, а вовторых приучит детей так вести себя на всех сборах, то есть, на мой взгляд, неуважительно относиться к вам. Постарайтесь сделать так, чтобы вас слушали. Акцентируйте внимание на важности сообщаемой информации. Введите правило правой и левой руки (когда у вожатого поднята левая рука – все орут и производят как можно больше шума, когда поднята правая рука – все молчат). Если они поймут, что пока не будет тишины, вы не будете говорить, они скорее всего замолчат, хотя бы из желания сэкономить своё время (особенно касается старшего возраста) – что, в крайнем случае, вы им объясните. Однако не переусердствуйте, потому что спокойно сидевшим изначально может надоесть ждать, пока успокоятся остальные, и шуметь начнут уже они.

· Не забудьте в первый же день выявить курильщиков.

Особенно касается старшего возраста, но при нынешней акселерации... Если все остальные законы лагеря абсолютны и безоговорочны, то с проблемой курения дела обстоят несколько сложнее. Если подросток курит уже несколько лет, то разом бросить ему не удастся, даже если очень захочется, что, надо сказать весьма маловероятно. Соответственно, после того, как вы сообщили на сборе, что курение на территории лагеря строго запрещено, ваше чадо скорее всего будет курить или за территорией (нарушая тем самым ещё и закон территории), или где-нибудь спрятавшись, или как предложил кто-то из детей "на заборе, перегнувшись". Хорошо, если первыми его обнаружите вы, гораздо хуже, если начальство. Поэтому, если дети достаточно взрослые, и вы подозреваете, что кто-то из них уже курит, то стоит им прямо объяснить ситуацию: официально курение в лагере запрещено, но если вы уже курите и не можете расстаться с этой привычкой, то вы либо сейчас, либо в течение дня сообщаете об этом нам (вожатым), и мы совместно находим на территории лагеря место, где вы будете курить, не замечаемые начальством и другими детьми (дабы не вызывать соблазна у некурящих). Главная ваша цель, чтобы на смене не начали курить те, кто не курили раньше. Вы сообщаете детям, что если они не признались, что курят, а потом были застуканы с сигаретой, то они считаются начавшими курить в лагере и имеют по этому поводу большие неприятности. Если всё объяснить хорошо и пообещать, что от вас об их курении не узнает никто, в частности их родители, то большинство, а возможно и все действительно подойдут к вам в течение дня. Всё же в первые дни стоит "принюхиваться" и к остальным.

· Не теряйте веру в себя и в детей.

Главное, чтобы в эти дни у вас не опустились руки. Верьте в то, что вы всё можете, а также в то, что у вас самые замечательные дети на свете и то, что вы делаете им нужно. Если на первое мероприятие они пришли с кислой миной, возможно, мероприятия, которые проводили с ними вожатые в прошлом году были скучны и неинтересны, но вы ведь знаете, что в этом году всё будет иначе! Осталось только вселить эту уверенность в них.

· Не требуйте от детей того, чего не делаете сами.

Не забывайте, что вы для детей пример. Причём, как в хорошем, так и в плохом. Если вы будете регулярно опаздывать на сборы, то едва ли можно ожидать, что дети будут приходить вовремя. Даже, если вы потом исправитесь и станете пунктуальным, у вас уйдёт ещё много времени на то, чтобы приучить к пунктуальности их. Лучше сразу не подавать им дурного примера. То же самое касается и порядка. Вам будет гораздо труднее добиться от детей порядка в их комнатах, если в вашей вожатской постоянно бардак. Едва ли стоит даже говорить, что это касается также употребления ненормативной лексики при детях, курения и т.д.

· Не забудьте в первый деньдва придумать название и девиз отряда, начать работать над оформлением отрядного уголка.

То, что у отряда должны быть название и девиз вряд ли оказалось для вас новостью, а когда же их придумывать, как не в самом начале смены? К тому же на третий день обычно имеет место открытие смены, к которому у вашего отряда уже обязательно должно быть и название, и девиз, а как правило, ещё и номер. Наличие отрядного уголка у вас будут проверять скорее всего несколько позже, где-нибудь через неделю, однако согласитесь, приятнее собираться в отрядном месте, где висит красивый уголок, сделанный коллективными усилиями. К тому же вам будет где размещать текущую информацию, а детям – где её искать. Степень вашего участие в создании названия, девиза, уголка зависит в первую очередь от возраста детей. Если это старшие, то вы обычно выступаете только в роли цензора, отметая совсем уж неподходящие варианты. Также, на мой взгляд, стоит отметать названия, которые были у их отряда на прошлой смене (если с ней конечно не осталось 99% детей), в прошлом году и т.д. Уверяю вас, у них хватит фантазии придумать что-нибудь новенькое. Если же у вас маленькие дети, то стоит иметь про запас несколько своих вариантов названий и девизов, а отрядный уголок, возможно, вы будете рисовать вдвоём с напарником.

· Не бойтесь предложить детям сдать вам на хранение ценные вещи.

Конечно страшновато отвечать за все их плееры, фотоаппараты и т.д., но слёзы в случае их потери, обойдутся вашим нервам значительно дороже. Всётаки ваша вожатская, в отличие от их комнат, запирается, а воровство среди детей, к сожалению, не редкость. Так что лучше на первом же сборе предложить детям сдать свои деньги и ценные вещи вам на хранение. Естественно, они могут получить их назад в любое время. Сразу стоит предупредить, что искать пропавшие вещи, если они не были сданы, вы не будете (это не вредность, просто, к сожалению, найти их, особенно деньги, в большинстве случаев невозможно). Но если уж вы взяли что-то себе на хранение, то следите за его сохранностью.

· Не поленитесь в первые дни составить план смены.

На самом деле, скорее всего, где-нибудь день на третий у вас его потребует начальство, но даже если этого не случится, составить его всётаки стоит. С его помощью вы сможете более чётко организовать свою работу. К тому же есть мероприятия, которые стоит проводить, допустим только в начале смены или наоборот в конце. Да и вряд ли вам хочется каждый вечер ломать голову, что же провести завтра, лучше подумать над этим один раз, но основательно. Только не придите к идее, что вы не будете проводить ничего. Однако, единожды составив план, не стоит воспринимать его в дальнейшем как неприкосновенную святая святых, и шаг вправо, шаг влево рассматривать как побег. Не бойтесь менять мероприятия местами в соответствии с погодой, пожеланиями детей и т.д. Подходите к плану смены творчески. Однако он всё равно должен существовать, хотя бы для того, чтобы вам было какие мероприятия менять местами.

· Не стоит брать выходные в первые дни смены.

Конечно бывают безвыходные ситуации: экзамены, защиты дипломов, неожиданно приехавшие родственники и т.д., но всётаки, по возможности, в первые 34 дня выходные лучше не брать. Это связанно с тем, что, как уже говорилось, оргпериод – время становление коллектива и вас в нём. Если этот процесс пройдёт без вас, то вам потом может быть трудно доказать, что вы не просто тётя или дядя с улицы, а имеете весьма непосредственное отношение к этому отряду.

Ну вот вроде и всё про оргпериод. Если вы с успехом его преодолели, то можете себя поздравить – дальше будет легче. Самое главное и самое сложное у вас уже позади.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.