Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Эта проблема возникла и в «Ясной Поляне»: были попытки строительства особняков в непосредственной близости от усадьбы. Как все разрешилось?



– У Андрея Битова в одной из давних книг был такой пассаж: многим классикам русской литературы можно быть благодарным не только за их книги, но и за то, что благодаря их имени были созданы музеи-заповедники, сохраняющие природу в первозданном виде. 

– Абсолютно верно. Музеи-заповедники относятся к последним государевым землям, которые удалось сохранить благодаря именам классиков. Посмотрите, все Подмосковье застроено дачами, вырубаются леса, чтобы строить особняки.  

– Эта проблема возникла и в «Ясной Поляне»: были попытки строительства особняков в непосредственной близости от усадьбы. Как все разрешилось?  

– Дело в том, что усадьба соседствует с деревней, в которой живут люди, являющиеся частными владельцами своих домов. Некоторые их продают, покупатели обычно обладают большими деньгами, поэтому они считают возможным строить то, что им нравится. Нам приходится сдерживать их порывы и объяснять, что это охранная зона музея, что здесь существуют определенные правила застройки. Иногда, к сожалению, приходится судиться. Мы приостановили несколько строительств, теперь к нам все бегают согласовывать проекты. Вообще прекратить строительство мы не можем. 

– По отношению к таким музеям, как «Ясная Поляна», всегда возникает вопрос об аутентичности. Во время войны немцы стояли в усадьбе, осквернили могилу Толстого, держали лошадей в его кабинете и т.д. Каков урон от их пребывания?  

– Случай «Ясной Поляны» уникален, сохранено максимальное количество подлинных вещей. Немцы были там сорок дней, к счастью, катастрофических последствий их пребывание не оставило. Могилу они не тронули, осквернение заключалось в том, что неподалеку от нее были похоронены погибшие немецкие офицеры. Когда немцев выбили, яснополянские крестьяне провели перезахоронение, а сейчас останки немцев перенесены на немецкий участок кладбища в Туле. Софье Андреевне Толстой-Есениной, которая тогда была директором музея, удалось вывезти наиболее ценные предметы в Томск. Исчезло полтора-два десятка вещей, среди которых седло Толстого, часы и т.д. Сейчас все, что находится в доме Толстого, подлинное, там нет ни одного муляжа. Поэтому мы можем говорить об абсолютной уникальности музея. Немцы, уходя, попытались поджечь дом, но крестьяне тут же потушили огонь. Выгорело несколько половиц, одна оконная рама, одна дверная створка. 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.