Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Слово как единство звуковой формы, морфемного строения и значения. Лексическое значение и звуковой облик слова.



 

1.Предмет и разделы языкознания. Место языкознания в системе наук. Значение науки о языке. Языкознание (лингвистика, языковедение) – одна из древнейших наук (2500 лет назад). Однако в качестве непосредственного предмета языкознание в разные эпохи выдвигались различные стороны объекта. С классической древности до конца 18 в. языкознание ещё не отделилось от логики и предметом его (как части тогдашней логики и философии) считались единые общечеловеческие способы выражения мысли. В 19 в. языкознание вполне обособляется, вырабатывается эволюционный взгляд на язык; предметом языкознания становятся различные языки в их истории. В 20 в. Языкознание изучает язык как универсальную, неотъемлемую принадлежность человека, homo sapiens, и языки в их многообразных конкретно исторических формах. Двоякий предмет языкознания объясняется двойственностью его объекта — самого языка. Основные разделы языкознания 1)Частное – изучает один язык или группу родственных языков. Общее – изучает проблемы, для решения которых необходимо привлечение большинства или всех языков мира. 2)Синхроническое – при синхроническом подходе изучается состояние языка в определенный период. Диахроническое - исторический анализ того или иного языка, имеет название «сравнительно – исторический». 3)Внутреннее изучает систему языка, фонетику, лексикологию. Внешнее – изучает речь, а точнее выбор языковых средств зависимости от ситуации общения, от сферы общения, от социальных ролей коммуникантов 4)Прикладное – использование знаний о языке в практике его преподавания, при переводе, при обращении в МКК (межкультурные коммуникации). Теоретическая - совокупность знаний о происхождении, развитии, функционировании языка. Языкознание связано со всеми главными разделами современной науки, и это объясняется той огромной ролью, которую играет язык во всех сферах человеческой деятельности. Языкознание как правило связано с социальными науками: - с историей, поскольку история языка является частью истории народа. - с археологией, которая изучает историю по вещественным источникам – орудиям труда, оружию, украшениям. - с этнографией. Связь языкознания с этнографией проявляется при классификации языков и народов, при исследовании отражения в языке народного самосознания. Этот направление исследований получило название этнолингвистика. -с литературоведением. Союз породил филологию. - с психологией. Психологическое направление в языкознании изучает мыслительные процессы и отражение их в речи. Так в 20 в. Возникла психолингвистика.         2) Язык и культура. Общенародный литературный язык и язык художественной литературы. Устная и письменная форма языка. Однако в качестве непосредственного предмета языкознание в разные эпохи выдвигались различные стороны объекта. С классической древности до конца 18 в. языкознание ещё не отделилось от логики и предметом его (как части тогдашней логики и философии) считались единые общечеловеческие способы выражения мысли. В 19 в. языкознание вполне обособляется, вырабатывается эволюционный взгляд на язык; предметом языкознания становятся различные языки в их истории. В 20 в. Языкознание изучает язык как универсальную, неотъемлемую принадлежность человека, homo sapiens, и языки в их многообразных конкретно-исторических формах. Двоякий предмет языкознания объясняется двойственностью его объекта — самого языка. Литературный язык и язык художественной литературы.В утверждении и распространении литературной нормы большая роль принадлежит писателям. Так, история русского литературного языка воплотилась в произведениях Ломоносова и Фонвизина, Карамзина и Крылова, Пушкина. Писатели, мастера художественного слова, показывают, как надо обрабатывать язык своего народа, как использовать богатства литературного языка. Большая роль писателей в утверждении и распространении литературной нормы, а литературы — в общественной жизни приводит иногда к мысли о том, что литературный язык — это язык художественной литературы, что, конечно, неправильно. Язык художественного произведения, во-первых, содержит не только литературно-нормированную речь, но и индивидуальный стиль автора и речь персонажей, которые создаются автором. Стилизованные художественные тексты и речь персонажей предполагают отступление от нормы, создание индивидуального слога и выразительного текста. Второе отличие языка художественной литературы и литературного языка состоит в том, что последний является не только средством художественного отражения действительности и эмоционального воздействия; литературный язык выступает орудие общения также в сфере общественно-политической жизни и науки. Литературный язык полифункционален, и это создает стили литературного языка, предназначенные для разных сфер общения и выражения разных типов сообщения. Книжный тип языка, кроме языка художественной литературы, включает деловой и научный стили. На стыке научного и художественного стилей образуется научно-популярный стиль; на стыке делового и художественного стилей образуется публицистический стиль. Л и т е р а т у р н ы й язык буквально означает письменный язык. Литературный язык, действительно, имеет п и с ь м е н н у ю ф и к с а ц и ю , и это составляет его существенный признак. Однако отождествлять понятия “письменный язык” и “литературный язык” нельзя. Во-первых, не всякая письменная фиксация есть литературная речь, и, во-вторых, литературный язык выступает не только в письменной, но и в устной форме. Между письменной и устной речью различия бывают с т и л е вые и с т р у к т у р н ы е . В тех случаях, когда между письменной и устной речью литературного языка наблюдается только стилевое и функциональное различие, письменная речь характеризуется большей строгостью, более тщательным отбором слов и отшлифованностью построений. 3)Язык как социальное явление. Двусторонняя связь языка и общества. Основные функции языка. Язык — не и н д и в и д у а л ь н о е . и не б и о л о г и ч е ское я в л е н и е . Человек не может быть изолирован от общества, индивидуум вольно или невольно отражает общественные отношения. Язык тем более связан с обществом, его историей. Социальная сущность языка хорошо видна при сравнении его со звуковой сигнализацией животных. Животные имеют органы, схожие с органами человека, в том числе мозг, органы чувств и носоглотку. Человек может научить животных произносить и воспринимать человеческие слова. Однако ни орангутанг, ни лошадь не воспринимают и не производят звуков вне конкретной ситуации, для обозначения понятий. Не с в я з а н ы друг с д р у г о м язык и раса. Языков больше, чем рас. Кроме того, расовые признаки не являются абсолютными, так как существовали и существуют смешанные и переходные формы. Смешанные формы возникли в эпоху так называемого великого переселения народов, великих географических открытий и колонизации нового времени. Будучи о с о б ы м о б щ е с т в е н н ы м я в л е н и е м , язык отличается от других общественных явлений надстроечного и базисного характера. Общественная природа языка проявляется прежде всего в его с в я з и с н а р о д о м — творцом и носителем данного языка, его нормы, в частности литературно-письменной. Наличие общего (иногда говорят — общенародного) языка — высшее проявление социальности языка. Социальность языкапроявляется также вьсоциальной дифференциации языка, в наличии диалектов -территориальных и социальных. Диалект не образует сам по себе языка: он ч а с т ь того или иного языка. М е с т н ы й д и а л е к т — это совокупность (фонетических, лексических и грамматических особенностей, распространенных на той или иной территории. От местных диалектов надо отличать ж а р г о н ы и проф е с с и о н а л ь н у ю р е ч ь . Местные диалекты обслуживают население данной местности, могут при благоприятных условиях быть положены в основу вновь возникающего языка. Жаргоны, являясь прежде всего и главным образом отклонениями от общего языка, имеют узкую сферу применения — социальную и территориальную (они свойственны прежде всего городской речи). Особую социальную разновидность речи образуют условные языки ремесленников (портных, печников, стекольщиков и т. п.) и торговцев (коробейников). Социальность языка проявляется в наличии профессиональной лексики и терминологии, которая характеризует не только речь социальных групп, но и становится составным компонентом общего языка, его литературно-письменной нормы. Наличие территориальных и социальных диалектов, узкосоциальной и профессиональной предназначенности целых групп и разрядов лексики не разрушает единства языка, его общей основы, не превращает язык в узкосоциальное явление. Язык о б щ е н а р о д е н в с в о е й с у щ н о с т и . Его диалектное и профессиональное варьирование не лишает его общих свойств. Следовательно, факты показывают, что язык, будучи важнейшим средством общения и формой национальной культуры, тесно связан с обществом, его категориями и институтами. Однако особое общественное назначение и особое строение делают язык с а м о с т о я т е л ь н о й о б щ е с т в е н н о й кат е г о р и е й .
  4. Язык и речь. Язык и другие средства общения Речевая деятельность имеет две стороны: язык и речь. Открыл швейцарский ученый Ф. де Соссюр. Язык – явление объективное , независящее от нашего сознания безраздельно. Язык создается обществом на протяжении многих веков и один человек не в силах изменить систему. Речь – это процесс производства конкретных высказываний из того материала, который предоставляет язык. Если язык объективен, тот речь субъективна (принадлежит каждому человеку). Речь линейна, она развивается во времени и пространстве. Речь динамична. Наряду со звуковым языком (членораздельной речью) люди издревле использовали другие звуковые средства общения — “язык свиста” и “язык барабанов” (гонгов). У цивилизованных народов для перекодирования их языков также есть дополнительные средства общения и передачи мыслей. Эти дополнительные языки бывают з в у к о в ы м и и п и с ь м е н н ы м и . Так, наряду с обычной разговорной речью используются различные звуковые сигналы (звонки, гудки и т. п.); сюда же примыкают современные техни-ческие средства общения: звукозапись (“говорящее” письмо), телефон, видеотелефон, радио и т. п. Более разнообразны письменные дополнительные средства общения. Для всех них характерно то, что они переводят звуковую форму языка в форму, воспринимаемую при помощи органов зрения и осязания полностью или частично. 1. В с п о м о г а т е л ь н ы е языки — ручная азбука (дактилология) и точечная азбука; они были созданы для того, чтобы помочь пользоваться языком лицам, потерявшим слух или зрение. 2. С п е ц и а л и з и р о в а н н ы е с и с т е м ы с и г н а л и з а ц и и например: телеграфные азбуки (в частности, азбука Морзе), дорожные знаки, сигнализация флагами, ракетами и т. п. 3. Н а у ч н а я с и м в о л и к а — математическая, химическая, логическая и т. п. В современной науке широко используется символика математической логики.   5. Основные понятия языкознания( знаковый характер языка; язык как система; уровни языковой системы; синтагматика и парадигматика; синхрония и диахрония) Язык- это система знаков. Это материальный объект используемый для передачи информации. 4 свойства знака 1Дуализм (форма и содержание). Форма (означающее ) – это последовательность звуков и букв. Содержание (означаемое) – это лексическое или грамматическое значение. 2 Условная связь между формой и содержанием. 3 Системность.4. Воспроизводимость Все знаки языка образуют языковую систему, элементы которой строго регламентированы и подчинены определенным правилам. Уровни языка 1) Фонемный. Единицы – фонемы. Фонема – наименьшая единица языка, минимальная одноплановая единица языка. 2) Грамматический(морфологический, морфемный). Единицы – морфемы(префиксы, суффиксы, флексии)- минимальные значимые единицы языка., двуплановые ( имеют и форму, и содержание. 3) Лексический. Единицы – слова,лексемы. В отличии от морфем слова называют понятия, обозначают явление действительности, то есть выполняют номинативную функцию (называние0ю 4) Синтаксический. Единицы - словосочетания и предложения. Между единицами одного уровня существуют два вида отношений : синтагматические и парадигматические. Синтагматика языковых единиц одного уровня - это их сочетаемость, основанная на законах данного языка. Парадигматика. Парадигма– группа знаков, группа однородных сходных элементов, имеющих набор общих свойств, но различающихся по какому-либо признаку. Языковая единица каждого уровня обязательно является элементом какой-либо парадигмы, то есть существует на фоне другого однородного знака (род, число, падеж). Все элементы парадигмы противопоставляются друг другу и обычно не могут заменяться в одной и той же позиции. Иными словами: у каждого элемента парадигмы свое место. Синхрония – описание текущего (или любого фиксированного в прошлом) состояния языка; диахрония – это описание его истории, смены синхронных состояний.   6.Возникновение языка и происхождение конкретных языков. Теории происхождения языка. В существующих теориях происхождения языка можно условно выделить два подхода к решению этой проблемы: 1. атеистическая. Язык появился естественным путем. 2. теистическая. Язык был создан искусственно некой активной созидающей силой. Но развитие науки способствовало утверждению новых знаний о земле. И теория божественного слова больше не соответствовала новым воззрениям на человека. И тогда появилась доктрина общественного договора, которая объединяла разные теории: 1. Теория звукоподражания - идет от стоиков, и получила поддержку в 19 и 20 в. Суть этой теории состоит в том, что человек, слыша звуки природы (пение птиц...) старался подражать этим звукам. 2. Теория междометий - идет от эпикурейцев, противников стоиков, и заключается в том, что первобытные люди инстинктивные животные вопли превратили в междометия, сопровождающие эмоции, откуда якобы и произошли все иные слова. Причина возникновения языка сторонниками этой теории сводится к экспрессивной функции. 3. Теория «трудовых выкриков» - возникла в 19 в. в трудах материалистов (К. Бюхер) и сводилась к тому, что язык возник из выкриков, сопровождающих коллективный труд. 4. Теория трудового договора. 5. Новая теория - теория жестов. Сначала у человека развилась коммуникативная способность, а затем появился язык. 6. Теория Энгельса. Философская теория. Большое значение сыграл социум и труд. В процессе труда и возникла необходимость общения.    

 

  8. Звуковой язык и письмо. Происхождение и основные этапы развития письма (пиктография, идеография, фонография и её разновидности). Сравнительно со звуковой речью письмо является д о п о л н и т е л ь н ы м с р е д с т в о м о б щ е н и я . Письмо возникло из-за необходимости передать мысль другому племени и потомкам. По своей функции древнейшие виды письма — это послания и надгробные надписи. С развитием человеческого общества развивались и совершенствовались уже возникшие виды письма, возникали новые виды письма, расширялись его функции. Пиктография. Предметная символика была предысторией письма. Первым историческим типом письма была п и к т о г р а ф и я, т. е. к а р т и н н о е п и с ь м о . Пиктограммы — единицы такого письма выцарапывались, а затем и рисовались на стенах пещер, на скалах и камнях, на рогах и костях животных, на бересте. Различны и сами начертания пиктограмм, отражая этим разнообразие человеческой истории. Пиктография сейчас не используется как основной тип письма. Однако пиктограммы широко используются на витринах, рекламах (в том числе на олимпиадах, фестивалях), как дорожные знаки и т.п.; сюда же относятся различные нагрудные значки и фотографии, эмблемы на документах. Идеографическое письмо. Утрачивая зрительный образ и превращаясь в немотивированный знак, пиктограмма становится и д е о г р а м мой, а пиктография — идеог р а ф и е й . Фонография. В отличие от пиктограмы и идеограмы, б у к в а не имеет предметно-понятийного содержания. “Значение” буквы является указанием на звук или слог, который необходимости произнести, чтобы назвать слово или его часть. Фонография подразделяется на два основных вида: к о нс о н а н т н о - з в у к о в о е (с л о г о в о е ) и в о к а л ь н о -з в у к о в о е (з в у к о в о е ) письмо. Вокально-звуковым (или буквенно-звуковым) письмом являются, например, русское и английское, так как буквы обозначают здесь в основном звуки речи .Примером слогового письма может служить индийское письмо деванагари, арабское и эфиопское письмо, японское письмо кана, корейское письмо кунмун.   7. Интеграция и дифференциация как основные процессы ист. Развития. Родство языков и языковые и диалектов. Язык народности и нац. Языки. Деление языков (диалектов) и объединение языков и диалектов — два основных процесса развития языка. Эти процессы обозначаются специальными терминами — д и ф ф е р е н ц и а ц и я (дивергенция, расхождение) и и н т е г р а ц и я 2 (конвергенция, схождение). Эти процессы противоположны друг другу. При дифференциации происходит территориальное и социальное распределение носителей языка, в результате которого возникают родственные языки и диалекты. Интеграция, напротив, такой исторический процесс, в ходе которого происходит объединение языков и диалектов. Разобщение в пространстве в результате расселения с течением времени ведет к появлению различий в языке. Однако языки, восходящие к общему источнику, сохраняют общие корни и аффиксы, общие фонетические закономерности. Особенностью языкового развития человечества является возникновение род- с т в е н н ы х языков. являлся доказа- тельством общего происхождения. Общность языка союза родственных племен поддерживалась его использованием на собраниях советов племен, в дни общих празднеств и в устной поэзии. Распространение языка шло двумя путями: с одной стороны, путем естественного прироста населения и миграции части племени на свободные территории, а с другой — путем вытеснения одного языка другим, так что Народы сменили народы. Важным компонентом языковой истории Земли является возникновение и распространение индоевропейских языков. Этот процесс начался в глубокой древности, проходит он и сейчас, правда, в виде распространения уже существующих языков — английского, русского, испанского и некоторых других. Германская, романская.и славянская (последняя выделилась из северной зоны) ветви образуют группы близкородственных языков. 9. Звуки речи как природная материя. 3 аспекта изучения языков. Ф о н е т и к а изучает з в у к о в о й с т р о й я з ы к а , т. е.звуки речи и правила их сочетания в слове и потоке речи, инвентарь звуков языка, их систему, звуковые законы. Кроме звуков речи, фонетика изучает слог, ударение и интонацию. Звуки речи как природное явление имеют              а к у с т и ч е с к у ю и а р т и к у л я ц и о н н у ю стороны. Для обучения говорению важнее артикуляционная сторона — производство человеком з в у к о в речи. Еще важнее ф у н к ц и о н а л ь н а я сторона звуков речи. Три стороны звуков речи и других фонетических единиц позволяют выделить три аспекта фонетики, которые становятся предметом специального изучения. Так возникают три фонетические дисциплины — а к у с т и к а р е ч и , ф и з и о л о г и я речи и ф о н о л о г и я.. Фонология изучает звуки речи с точки зрения их функций и места в системе языка. З в у к и речи — это способ материализации морфем и форм слова, которые выступают, таким образом, как единство звучания и значения: рука — именительный падеж единственного числа существительного со значением 'верхняя конечность человека. Звуки речи по своей физической природе являются колебательными движениями воздушной среды вызванными звучащим телом (органами речи).    Трехаспектность фонетических единиц породила многозначность основных фонетических терминов: звук речи и ф о н е м а . Звук речи — это звук, акустическое явление (в том числе издаваемый человеком, когда он говорит); звук речи — это артикуляционный комплекс, необходимый для произнесения данного звука, его акустическая характеристика, звук речи — это единица звуковой системы языка. Термин “фонема” обозначает также и звуки речи, но чаще звуковую единицу языка, т. е. звук речи в системе фонем данного языка.
((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228469']=__lxGc__['s']['_228469']||{'b':{}})['b']['_699880']={'i':__lxGc__.b++};
  10. Фонетическое членение речи. Основные единицы фон. Членения речи. Фонетические единицы речи как звенья речевой цепи – это 1) фразы, 2) такты, 3) слоги и 4) звуки. Таким образом, звуки речи употребляются не изолированно, а в условиях слогов, тактов и фраз. Фраза – это самая крупная фонетическая единица; фразы разделяются в речевой цепи паузами, т. е. остановкой звучания, разрывающего звуковую цепь; во время пауз говорящий вдыхает воздух, необходимый для произнесения следующей фразы. Такт – это часть фразы (один или несколько слогов), объединенная одним ударением. Такты, объединенные наиболее сильной точкой – ударным слогом, разграничиваются минимумом интенсивности, т. е. в тех отрезках звуковой цепи, где сила предыдущего ударного слога уже в прошлом, а усиление к последующему ударному слогу еще в будущем. . В большинстве языков все знаменательные слова выделяются в отдельные такты, так как имеют свое ударение; слова незнаменательные, не имея своего ударения, примыкают спереди и сзади к слову, имеющему ударение, образуя с ним один такт. Проклитики и энклитики. .Слог – это часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков; при этом не все звуки могут образовать слог, т. е. быть слоговыми (или слогообразующими)  Слоги разделяются на звуки. Таким образом, с точки зрения данной классификации Слог – это часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков; при этом не все звуки могут образовать слог, т. е. быть слоговыми (или слогообразующими     11.Слог как артикуляционно-акустическая единица. Виды слогов. Ударение и его виды. Интонация и её элементы. Слог является минимальной естественной единицей произнесения звуков речи: произнося слова, говорящие делят их не на отдельные звуки речи, а на слоги. Слог — артикуляционное и акустическое единство. Слог характеризуется единством раскрытия или закрытия поло- сти рта. С этой точки зрения все слоги делятся на о т к р ы тые и з а к р ы т ы е . О т к р ы т ы м слогом называется слог, произносимый при раскрытии полости рта, так что вершина слога, его слогообразующий элемент находится в конце слога. Чаще всего слогообразующим оказывается гласный: ве-ра, Ве-ро-ни-ка. Напротив, з а к р ы т ы й слог образуется при закрытии полости рта, так что вершина слога, его слогообразующий элемент находится в начале слога, после чего идет падение напряжения и сонорности: альт, ар, ад [т], ас. Наряду с закрытыми слогами существуют п р и к р ы т о - з а к р ы т ы е слоги: дом, плот. У д а р е н и е м (или а к ц е н т о м ) называется выделение звука, слога и слова путем усиления мускульного напряжения и напора воздушной струи или изменения высоты голоса (голосового тона). По объекту выделения ударение бывает с л о г о в о е , с л о в е с н о е и ф р а з о вое; по акустикоартикуляционной,характеристике различается ударение м о н о т о н и ч е с к о е (э к с п и р а т о р н о е ) и п о л и т о н и ч е с к о е ( м у з ы к а л ь н о е ) . По месту ударения в слове различают ударение п о с т о я н ное ( с в я з а н н о е , ф и к с и р о в а н н о е ) и с в о б о д ное. Как понятие тембра бы- ло основным при акустической характеристике звука, так и поня- тие и н т о н а ц и я оказывается существенным при характерис- тике фразы, поскольку интонация определяет ритмико-мелоди- ческий строй речи. Элементами интонации1 являются: 1) мелодика речи, 2) ударе- ние, 3) паузы, 4) темп речи, 5) тембр голоса.   12. Суперсегметные фонетические средства языка. Интонация и ударение. Виды ударения. Среди суперсегментных фонетических сущностей мы будем разграничивать: • суперсегментные единицы – слог, фонетическое слово (такт), синтагма, фраза, − которые строятся из сегментов и в организации которых участвуют • просодические признаки – ударение и интонация. Просодические признаки являются комплексными явлениями, состоящими из суперсегментных параметров, таких, как частота основного тона, интенсивность, длительность, паузы, и других средств (артикуляционных и фонационных), которые могут быть использованы суперсегментно – т.е. реализоваться не на одном сегменте, а на их комплексе – суперсегментной единице . Слог является минимальной естественной единицей произнесения звуков речи: произнося слова, говорящие делят их не на отдельные звуки речи, а на слоги. Слог — артикуляционное и акустическое единство. Слог характеризуется единством раскрытия или закрытия поло- сти рта. С этой точки зрения все слоги делятся на о т к р ы тые и з а к р ы т ы е . О т к р ы т ы м слогом называется слог, произносимый при раскрытии полости рта, так что вершина слога, его слогообразующий элемент находится в конце слога. Чаще всего слогообразующим оказывается гласный: ве-ра, Ве-ро-ни-ка. Напротив, з а к р ы т ы й слог образуется при закрытии полости рта, так что вершина слога, его слогообразующий элемент находится в начале слога, после чего идет падение напряжения и сонорности: альт, ар, ад [т], ас. Наряду с закрытыми слогами существуют п р и к р ы т о - з а к р ы т ы е слоги: дом, плот. Слогораздел — это граница между слогами. Обычно мы:! не слышим деление речевого потока на слоги, так как паузы между слогами не делаем. Тем не менее в устной речи звуки все же группируются в слоги, по определенным правилам. При делении слова на слоги следует запомнить следующие правила: 1. Деление на слоги следует производить по фонетиче­ской транскрипции, а не по орфографической записи слова, так как слог — это элемент звучащего, а не написанного слова, 2. Большинство неконечных слогов в слове являются от­крытыми (то есть слогораздел проходит после гласного зву­ка)
13. Аккустическая и артикуляциооная характеристика звуков речи. Акустика речи складывается из учения о видах колебательных движений и тембре, а также о высоте, интенсивности и продолжительности звука; классификации звуков речи на основе акустических признаков. В зависимости от характера колебательных движений звуки делятся на м у з ы к а л ь н ы е (их называют т о н а м и ) и н е м у з ы к а л ь н ы е (их называют ш у м а м и ) Тон возникает в результате периодических (ритмических) колебаний звучащего тела, например голосовых связок.  Шум возникает в результате непериодических колебаний звучащего тела, например губ. Из шума и голоса состоят гласные и звонкие согласные, только из одних шумов — глухие согласные. Звуки речи, как и всякий другой звук, есть результат колебательного движения упругой среды. Высота звука зависит от количества колебаний в единицу времени. От увеличения количества колебаний высота звука повышается, от уменьшения – понижается. Сила звука определяется амплитудой колебаний звуковой волны: чем больше амплитуда, тем сильнее звук. В речи сила звука связывается с понятием о силовом ударении. Звуки речи общих артикуляционных характеристик могут различаться .оттенками произношения, которые легко обнаружить, сравнивая аналогичные звуки разных языков. Например, русское <т> и английское (г), будучи смычными глухими переднеязычными согласными, отличаются тем, что английский язык является апикальным, а руський дорсальным.         А п и к а л ь н ы е согласные артикулируются самым кончиком языка, который сближается с альвеолами (почему такие согласные называют также альвеолярными). Д о р с а л ь н ы е согласные артикулируются передней частью языка, так что кончик языка опущен вниз и находится у краев нижних зубов. Артикуляции русского языка малоэнергичны; закрытые (напряженные) и открытые гласные не различаются; ударные слоги продолжительнее и звучнее неударных, в которых происходит не только количественная, но и качественная редукция; удвоение согласных отсутствует, распространено уподобление предшествующих согласных последующим, конечные шумные со- гласные закрытых слогов произносятся слабо, а звонкие оглуша- ются; гласные и даже согласные получают носовой оттенок перед носовым согласным.   14. Принципы классификации звуков речи. Гласные и согласные. Общее происхождение у всех людей. Гласные и согласные. Во всех языках мира существуют два типа звуков речи — гласные и согласные. Совокупность гласных образует в о к а л и з м , совокупность согласных — к о н с о - н а н т и з м ; вокализм и консонантизм образуют систему фонем данного языка. Гласные и согласные различаются функционально, артикуляционно и акустически. Гласные звуки по месту образования характеризуются тем, в какой – передней, средней или задней части рта они образуются, т.е. гласные бывают по этому признаку гласными переднего, среднего и заднего ряда. Способ образования гласных звуков определяется по степени подъема нижней челюсти, т.е. гласные бывают гласными верхнего, среднего или нижнего подъема. Все это можно представить в такой схеме: 1. И Ы У 2. Э О 3. А Место образования согласных звуков определяется теми органами речи, которые участвуют в артикуляции. Например, Губно-губные: б, п, м; Губно-зубные: в, ф; Язычные, среди них: Переднеязычные зубные: с, з, т, д, ц, н, л, р; Переднеязычные небные: ш, ж, т, д, ч, н, л; Среднеязычные: и Заднеязычные (или задненебные): к, г, х По способу образования русские согласные звуки характеризуются так: Щелевые (или фрикативные лат. fricare «тереть», проточные): в, ф, с, з, ш, ж, и, х (и диалектное ); Смычные: п, б, т, д, к, г, (и их мягкие параллели); Смычно-проходные:              Носовые: м, н (и их мягкие параллели);              Боковые: л (и его мягкий вариант);              Дрожащие: р (и его мягкий вариант). Аффрикаты: ц, ч. 15. Взаимодействие звуков в речевом потоке. Позиционные и комбинаторные изменения. Фон. Процессы: ассимиляция, аккомодация, диссимиляция, редукция, гармония гласных. Звуки речи, употребляясь в составе слога, слова и фразы, оказывают друг на друга влияние, претерпевая изменения. Видоизменение звуков в речевой цепи называют фонетическими процессами.. Фонетические процессы вызываются взаимовлиянием начала и конца артикуляции соседних звуков, а также положением звука в слове. Позиционные изменения зависят от места занимающего звука в слове. Они основаны на том, что произносителные училия концентрируются на одних участках звуковой цепи, а на других ослабляется. Места концентрации произносительных усилий называют сильными позициями. Звуки здесь звучат пОлно, отчетливо, выступают в в своем основном варианте. Положение, в которых произносительные усилия ослаблены не достигают полной силы называются слабыми позициями. Происходит редукция ( количественная – уменьшение интенсивности звука; качественная – изменение качественных характеристик звука). Комбинаторные изменения возникают в рез-те взаимодействия звуков в речевой цепи: - аккомодация возникает между звуками разных классов ( гласный ударные, согласный мягкий)   - прогрессивная а, о, у по часовой стрелке   - регрессивная, все кроме и, против    - прогрессивно- регрессивная     - аккомодация 2 типа: й и э по уд. - ассимиляция- уподобление одного звука другим: 1.по направлению. Прогрессивная и регрессивная 2. по размещению ассим.знаков: контактная, дистактная. 3. полная/частичная 4. по признаку: по тв./мяг; гл/зв Диссимиляция– расподобление звуков трафмай                           Сингармонизм (гармония гласных) как позиционный фонетический процесс, свойственный тюркским и финно-угорским языкам, основывается на двух особенностях этих языков. Первая особенность состоит в том, что слово в этих языках начинается с корня и суффиксы приклеиваются последовательно — один за другим: узб. оглы — сын, оглылар — сыновья. Вторая особенность, на которую опирается сингармонизм,— это противопоставленность гласных переднего и заднего ряда;  
16. Позиционные чередования звуков. Редукция и ее виды в разнах яыках. Отличие фон. Чредований от исторических. Существуют два вида чередований: исторические (их нельзя объяснить, они возникли давно и связаны с утратой гласных звуков [ъ], [ь] (сънъ - съна, льсть - льстить) или с необъяснимым тождеством согласных звуков (бега - бежать) и фонетические (по-иному позиционные, так как зависят от позиции звука в слове [нΛга - нок], их можно объяснить с точки зрения современного русского языка, например, чередование [г//к] возникло потому, что перед гласным согласный звук сохраняется, а в конце слова звук оглушается, изменяет своё качество звучания). Исторические чередования выявляются при словообразовании и формоизменении. Фонетические (позиционные) можно определить по редукции гласных и ассимиляции согласных звуков. Возникновение словесного ударения привело к тому, что появились не только ударные, но и безударные гласные. Без- ударные гласные подвергаются р е д у к ц и , т. е. ослаблению и изменению качества звучания. Редукция бывает коли ч е с т в е н н о й и к а ч е с т в е н н о й . При количественной редукции безударные гласные теряют в долготе и силе, сохраняя свой тембр.     17. Вторичные фонетически процессы . Понятие об орфоэпии. Вторичные фонетически процессы возникают на базе перичных. Среди них выделяют 4 группы: 1. Процессы связанные с выпадением звука: Афереза – в начале слова. Синкопа– в середине слова. Апокопа – в конце слова Диороза – упрощение групп согласных (сонце, честный). Гаплология – выпадение одинаковых согласных, следующие друг за другом. (Знаменосец – знаменононосец) 2. Процессы сязанные с появлением нових приставок и звуков Протеза – в начале слова( умный – вумный) Эпентеза – в середине слова( срам- стран Эпитеза– в конце (вчерась) 3. Метатеза – процесс связанный с перестановкою 4. Процессы происходящие при усвоении чуждых язык явлений · Субституция – замена чуждого звука своїм · Гиперизм– возникает на почве субституции в результате неправильной подстановки.   Орфоэ́пия — наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением. Орфоэпия регламентирует произношение слов, в том числе постановку ударения. Орфоэпия опирается на фонетические процессы и правила ч'тения отдельных буквосочетаний, например, произношение [ч'] в конечно и что как [ш], окончания -ого как [овъ] : [дърлгбвъ].   18. Акустические свойства звуков: тоны и шумы; сила и длительность звука, тембр. Акустика речи складывается из учения о видах колебательных движений и тембре, а также о высоте, интенсивности и продолжительности звука; классификации звуков речи на основе акустических признаков. В зависимости от характера колебательных движений звуки делятся на м у з ы к а л ь н ы е (их называют т о н а м и ) и н е м у з ы к а л ь н ы е (их называют ш у м а м и ) . Тон возникает в результате периодических (ритмических) колебаний звучащего тела, например голосовых связок.  Шум возникает в результате непериодических колебаний звучащего тела, например губ. Из шума и голоса состоят гласные и звонкие согласные, только из одних шумов — глухие согласные. Звуки речи, как и всякий другой звук, есть результат колебательного движения упругой среды. Высота звука зависит от количества колебаний в единицу времени. От увеличения количества колебаний высота звука повышается, от уменьшения – понижается. Сила звука определяется амплитудой колебаний звуковой волны: чем больше амплитуда, тем сильнее звук. В речи сила звука связывается с понятием о силовом ударении. Большую роль в акустической окраске звуков играет характер колебательного движения: если оно совершается ритмически, то есть через определенные интервалы повторяются такие же периоды, то такая звуковая волна создает музыкальный тон; это наблюдается при произношении гласных звуков, когда воздух из легких, проходя через голосовые связки, нигде больше не встречает преград. Если же колебательное движение прерывается, то ухо воспринимает такой звук как


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.