|
|||
ДЛИТЕЛЬНЫЙ РИСУНОК. И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ. ЕГО РАЗВИТИЯДЛИТЕЛЬНЫЙ РИСУНОК И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЕГО РАЗВИТИЯ
Объектом работы над очередным длительным рисунком пусть послужит нам натура, которую можно охарактеризовать перед началом работы так: молодой мужчина с энергичным лицом, повернутым к нам в три четверти; нижняя часть головы более тяжелая и широкая, нежели верхняя; глаза посажены в ясно обозначенные глазные впадины, рельефно выступают надбровные бугры, резкая складка между бровями подчеркивает напряженность выражения лица; подбородок тяжелый; ясно обозначается анатомическое строение; тонально доминируют черные зрачки глаз, брови и волосы. Модель освещена сбоку. Стремясь выразить характерный облик этого человека, мы вынуждены композиционно расположить голову на листе бумаги таким образом, чтобы она была несколько смещена от центра вправо (чтобы взгляд при повороте головы в три четверти встречал больше простора) и несколько вверх (данный ракурс подчеркнет энергичное выражение лица). Угол наклона, который образуется, как мы уже говорили, между прямой линией от переносицы к середине подбородка и воображаемой вертикалью, укажет на некоторую запрокинутостъ головы назад. Отметка верхней, нижней и боковых границ даст возможность охарактеризовать массу всей головы. Легкой штриховкой обозначаются светотеневые планы (рис. 35).
Вторая стадия работы Общие контурные обозначения формы головы сохраняются как ориентиры, но в их пределах происходят поиски индивидуальных особенностей портретируемого человека. Уточняются пропорции головы: лобная часть, скулы, глазные впадины, намечаются губы, учитываются перспективные сокращения частей лица и их пространственное положение к целой массе головы (рис. 36),
Третья стадия работы Так же, как и в предыдущих двух стадиях работы, уточняются пропорции — соотношение крупных масс объема; начинается разработка подробностей. В глазных впадинах определяется форма самого глаза. Легким тоном моделируются боковые грани носа и его нижний край, лобная часть, скулы и подбородок. Просматривается связь носа со скулами и губами (рис. 37). Для более ясного понимания того, как планы одной части лица связаны с другой, необходимо на этом этапе работы уяснить себе профильное положение данной головы, для чего следует наметить профильную линию, которая на своем пути сверху донизу укажет, как одна часть лица выступает по отношению к другой.
Четвертая стадия работы Теперь в значительно большой степени прорабатывается как анатомическая, так и объемно-тональная характеристика натуры. Все формы становятся более ясными в силу того, что контуры дополняются полутонами и тенями. В проту-шевку большой формы включаются все новые детали. Глаза замыкаются веками в такой мере, чтобы был выражен открытый, исполненный решительности и серьезности взгляд. Это выражение лица подчеркнут стянутые к середине лба надбровные бугры. Общий светотеневой контраст начинает постепенно усиливаться. Темные волосы, ложащиеся тяжелыми прядями, прорабатываются во взаимосвязи с конструктивными особенностями черепной коробки. Одна из главнейших задач предпоследнего этапа работы над рисунком заключается в установлении близкой к окончательному решению тональной силы переходов от блика к наиболее темным местам в тени. Одновременно учитываются окраска кожи лица, цвет темных зрачков глаз и цвет волос (рис. 38).
Пятая стадия работы Вследствие того что в процессе прорисовки деталей и установления их тональных напряжений может быть утрачена цельность в построении всего объема головы, возникает необходимость еще раз уточнить все формы — малые и большие. Светлый фон и костюм, заполнивший своей темной массой нижнюю часть листа, резче выявят и подчеркнут силуэт головы (рис. 39). От начала до завершения работы над этим рисунком нами преследовалась главная цель — правильно нарисовать не вообще человека, а именно данного человека с присущими только ему одному характерными особенностями. В такой же методической последовательности выполнялся и учебный рисунок под номером 40.
* * * «Не схватишь характер, не скажешь правдиво»,— говорил академик архитектуры А. В. Щусев. После того как вы познакомились с рисованием головы, изучили и поняли методические принципы предложенных таблиц по рисованию живой головы, нам хочется рассказать более подробно о тех рисунках, которые мы приводим в качестве образцов. Начнем с рисунка Ф. Малявина (рис. 41}, на котором изображены две крестьянки: совсем молоденькая девушка и глубокая старуха. Мягкий овал лица, округленные щеки и лоб, идеально симметричен слегка вздернутый нос, наблюдательные глаза обращены к зрителю, тонко очерченные губы — вот, в сущности, все, чем определяется характер головы девушки. Стоящая рядом с ней старуха также глядит на зрителя, но все в ее облике иное: симметрия лица нарушена, нос и раскрытый рот асимметричны, обнажены шейные мышцы, вокруг рта и над губами залегли глубокие складки, скулы выдаются, глаза запавшие, взгляд мутноватый — все определяет собой возрастные признаки очень старого человека. Изменилась и сама техника рисунка: если лицо молодой девушки исполнено плавными линиями и легкой протушевкой, то на старческом лице мы видим резкие штрихи, например на лбу и скулах. Такую же разницу можно проследить и в изображении рук: плавная линия изгибов пальцев, запястья — у девушки и резкие линии костистых рук со вздутыми жилами — у старухи. Рисунок Малявина говорит о том, что художник не просто документально рисовал двух крестьянок, но имел цель сопоставить два возраста, два характера, два выражения лица. Это сопоставление заставило рисовальщика найти соответствующие средства рисунка для передачи возрастной и психологической характеристики человека. На рисунке Рубенса (рис. 42), изображающем двух молодых девушек, мы находим плавность линий, округленность штриха, обобщенную прорисовку прядей волос, нежной шеи, пухлых губ. Округленность форм и всего объема головы контрастирует с изломами шелковых одежд. «Портрет С. С. Щербатовой» О. Кипренского (рис. 43) интересен тем, что здесь можно наглядно проследить логическую связь между поворотом головы и движением торса. Этим рисунком Кипренский как бы напоминает молодому рисовальщику о том, что нельзя строить голову изолированно от фигуры. Тот или иной поворот головы всегда надо соотносить к торсу, к плечевому поясу, к движению рук. Молодое, выразительное лицо изображено мягкой протушевкой с темными ударами на зрачках, бровях, губах. Лицо обрамляется великолепно проработанными витками темных волос. Чепец и платье, типичные для того времени, прорисованы гораздо мягче, чем голова. Небрежно наброшенный на плечи платок подчеркивает позу женщины, естественное движение фигуры, великолепно вписанной в лист. В целом этот портрет можно рассматривать как выразительное композиционное сочинение. Перед нами рисунок Тициана (рис. 44), почти набросок. Четко обрисован силуэт головы: в теневых впадинах, обобщенных до предела, посажены глаза — зрачков совсем не видно, тень под носом едва намечена; губы и рыхлый подбородок даны полутоном. Три — четыре штриха определяют то положение складок лба, когда человек сосредоточился на какой-то мысли. И тем не менее в целом рисунок дает полное представление о пожилом человеке, с горбатым носом, с дряблой, ожиревшей кожей лица. Рисунку доступна не только объемно-пластическая возрастная характеристика изображаемого человека. Разберем на двух примерах, как средствами рисунка художник вводит нас в мир глубоких человеческих переживаний. Этюд-рисунок к картине И. Крамского «Неутешное горе» (рис. 45) сделан на шероховатой бумаге жирным карандашом, предельно обще. Самое выразительное здесь — рисунок глаз, обобщенная лепка складок лба, передающих безмерное душевное страдание — неутешное горе женщины-матери. Лаконично обрисован профиль человека в рисунке В. Сурикова «Стрелец» (рис. 46). Орлиный нос, насупленные брови, широко раскрытые глаза, страдальческие складки на лице, встрепанные волосы — все это характеризует то трагическое состояние, в котором пребывает изображаемое лицо. Это одна из самых выразительнейших голов Сурикова к картине «Утро стрелецкой казни». Рисунок сделан почти контурно; легчайшей протушевкой определены лишь глазные впадины, затылок и мышцы шеи. И тем неменее художник достиг объемности, исключительной убедительности образа. В качестве приложения к этой главе посмотрите еще несколько рисунков для самостоятельного анализа их качества и рисовальных приемов .
|
|||
|