Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ДЛИТЕЛЬНЫЙ РИСУНОК. И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ. ЕГО РАЗВИТИЯ



ДЛИТЕЛЬНЫЙ РИСУНОК

И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

ЕГО РАЗВИТИЯ

 

 


Первая стадия работы

Объектом работы над очередным длительным ри­сунком пусть послужит нам натура, которую можно охарактеризовать перед началом работы так: молодой мужчина с энергичным лицом, повернутым к нам в три четверти; нижняя часть головы более тяжелая и широкая, нежели верхняя; глаза посажены в ясно обозначенные глазные впадины, рельефно выступают надбровные бугры, резкая складка между бровями подчеркивает напряженность выражения лица; подбородок тяжелый; ясно обозначается анатомическое строение; тонально доми­нируют черные зрачки глаз, брови и во­лосы. Модель освещена сбоку.

Стремясь выразить характерный об­лик этого человека, мы вынуждены композиционно расположить голову на листе бумаги таким образом, чтобы она была несколько смещена от центра вправо (чтобы взгляд при повороте головы в три четверти встречал больше простора) и не­сколько вверх (данный ракурс подчерк­нет энергичное выражение лица).

Угол наклона, который образуется, как мы уже говорили, между прямой линией от переносицы к середине подбо­родка и воображаемой вертикалью, укажет на некоторую запрокинутостъ головы назад. Отметка верхней, нижней и боковых границ даст возможность охарактеризовать массу всей головы. Легкой штриховкой обо­значаются светотеневые планы (рис. 35).

 

 

Вторая стадия работы

Общие контурные обозначения формы головы сохраняются как ориентиры, но в их пределах происходят поиски индивидуальных особенностей портретируе­мого человека. Уточняются пропорции головы: лобная часть, скулы, глазные впадины, намечаются губы, учитываются перспективные сокращения частей лица и их простран­ственное положение к целой массе головы (рис. 36),

 

 

Третья стадия работы

Так же, как и в предыдущих двух стадиях работы, уточняются пропорции — соотношение крупных масс объема; начинается разработка подробностей. В глазных впади­нах определяется форма самого глаза. Легким тоном моделируются боковые грани носа и его нижний край, лобная часть, скулы и подбородок. Просматривается связь носа со ску­лами и губами (рис. 37). Для более ясного понимания того, как планы одной части лица связаны с другой, необходимо на этом этапе работы уяснить себе профильное по­ложение данной головы, для чего следует наметить профильную линию, которая на своем пути сверху донизу укажет, как одна часть лица выступает по отношению к другой.

 

 

Четвертая стадия работы

Теперь в значительно большой сте­пени прорабатывается как анатомическая, так и объемно-тональная характеристика натуры. Все формы становятся более яс­ными в силу того, что контуры допол­няются полутонами и тенями. В проту-шевку большой формы включаются все новые детали. Глаза замыкаются веками в такой мере, чтобы был выражен откры­тый, исполненный решительности и серь­езности взгляд. Это выражение лица под­черкнут стянутые к середине лба над­бровные бугры.

Общий светотеневой контраст начина­ет постепенно усиливаться. Темные воло­сы, ложащиеся тяжелыми прядями, прора­батываются во взаимосвязи с конструктив­ными особенностями черепной коробки. Одна из главнейших задач предпо­следнего этапа работы над рисунком за­ключается в установлении близкой к окончательному решению тональной силы переходов от блика к наиболее темным местам в тени. Одновременно учиты­ваются окраска кожи лица, цвет темных зрачков глаз и цвет волос (рис. 38).

 

Пятая стадия работы

Вследствие того что в процессе прорисовки деталей и установления их тональных напряжений может быть утрачена цельность в построении всего объема головы, возни­кает необходимость еще раз уточнить все формы — малые и большие.

Светлый фон и костюм, заполнивший своей темной массой нижнюю часть листа, резче выявят и подчеркнут силуэт головы (рис. 39).

От начала до завершения работы над этим рисунком нами преследовалась главная цель — правильно нарисовать не вообще человека, а именно данного человека с присущими только ему одному характерными особенностями.

В такой же методической последовательности выполнялся и учебный рисунок под номером 40.

 

 

* * *

«Не схватишь характер, не скажешь правдиво»,— говорил академик архитектуры А. В. Щусев. После того как вы познакомились с рисованием головы, изучили и поняли методиче­ские принципы предложенных таблиц по рисованию живой головы, нам хочется расска­зать более подробно о тех рисунках, которые мы приводим в качестве образцов.

Начнем с рисунка Ф. Малявина (рис. 41}, на котором изображены две крестьянки: совсем молоденькая девушка и глубокая старуха.

Мягкий овал лица, округленные щеки и лоб, идеально симметричен слегка вздернутый нос, наблюдательные глаза обращены к зрителю, тонко очерченные губы — вот, в сущ­ности, все, чем определяется характер головы девушки. Стоящая рядом с ней старуха также глядит на зрителя, но все в ее облике иное: симметрия лица нарушена, нос и рас­крытый рот асимметричны, обнажены шейные мышцы, вокруг рта и над губами залегли глубокие складки, скулы выдаются, глаза запавшие, взгляд мутноватый — все определяет

собой возрастные признаки очень старого человека. Изменилась и сама техника рисунка: если лицо молодой девушки исполнено плавными линиями и легкой протушевкой, то на старческом лице мы видим резкие штрихи, например на лбу и скулах.

Такую же разницу можно проследить и в изображении рук: плавная линия изгибов пальцев, запястья — у девушки и резкие линии костистых рук со вздутыми жилами — у старухи.

Рисунок Малявина говорит о том, что художник не просто документально рисовал двух крестьянок, но имел цель сопоставить два возраста, два характера, два выражения лица. Это сопоставление заставило рисовальщика найти соответствующие средства рисунка для передачи возрастной и психологической характеристики человека.

На рисунке Рубенса (рис. 42), изображающем двух молодых девушек, мы находим плавность линий, округленность штриха, обобщенную прорисовку прядей волос, неж­ной шеи, пухлых губ. Округленность форм и всего объема головы контрастирует с изло­мами шелковых одежд.

«Портрет С. С. Щербатовой» О. Кипренского (рис. 43) интересен тем, что здесь можно наглядно проследить логическую связь между поворотом головы и движением торса. Этим рисунком Кипренский как бы напоминает молодому рисовальщику о том, что нельзя строить голову изолированно от фигуры. Тот или иной поворот головы всегда надо соотносить к торсу, к плечевому поясу, к движению рук.
Какими техническими средствами пользовался художник в «Портрете Щербатовой»?

Молодое, выразительное лицо изображено мягкой протушевкой с темными ударами на зрачках, бровях, губах. Лицо обрамляется великолепно проработанными витками темных волос. Чепец и платье, типичные для того времени, прорисованы гораздо мягче, чем голова. Небрежно наброшенный на плечи платок подчеркивает позу женщины, естествен­ное движение фигуры, великолепно вписанной в лист. В целом этот портрет можно рас­сматривать как выразительное композиционное сочинение.

Перед нами рисунок Тициана (рис. 44), почти набросок. Четко обрисован силуэт головы: в теневых впадинах, обобщенных до предела, посажены глаза — зрачков совсем не видно, тень под носом едва намечена; губы и рыхлый подбородок даны полутоном. Три — четыре штриха определяют то положение складок лба, когда человек сосредоточился на какой-то мысли. И тем не менее в целом рисунок дает полное представление о пожилом человеке, с горбатым носом, с дряблой, ожиревшей кожей лица.

Рисунку доступна не только объемно-пластическая возрастная характеристика изображаемого человека. Разберем на двух примерах, как средствами рисунка художник вводит нас в мир глубоких человеческих переживаний.

Этюд-рисунок к картине И. Крамского «Неутешное горе» (рис. 45) сделан на шероховатой бумаге жирным карандашом, предельно обще. Самое выразительное здесь — рисунок глаз, обобщенная лепка складок лба, передающих безмерное душевное страдание — неутешное горе женщины-матери.

Лаконично обрисован профиль человека в рисунке В. Сурикова «Стрелец» (рис. 46). Орлиный нос, насупленные брови, широко раскрытые глаза, страдальческие складки на лице, встрепанные волосы — все это характеризует то трагическое состояние, в котором пребывает изображаемое лицо. Это одна из самых выразительнейших голов Сурикова к картине «Утро стрелецкой казни». Рисунок сделан почти контурно; лег­чайшей протушевкой определены лишь глазные впадины, затылок и мышцы шеи. И тем неменее художник достиг объемности, исключительной убедительности образа.

В качестве приложения к этой главе посмотрите еще несколько рисунков для самостоятельного анализа их качества и рисовальных приемов .



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.