Актуальность. Содержание
Актуальность
Актуальность проекта заключается:
ü в использовании игровой практики как формы организации просвещения родителей;
ü в знакомстве родителей с технологией настольных игр с правилами;
ü в возможности использовать игры с правилами как инструментария для коррекции и развитии, имеющихся у ребёнка трудностей в условиях дома; мягкого перехода из зоны актуального в зону ближайшего развития;
ü в создании игротеки в ДОУ (кабинет педагога психолога), возможности закрепить результаты, достигнутые ребёнком на занятиях в ДОУ в совместной с родителями деятельности в условиях дома.
Содержание
Цель: обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представлений) по вопросам развития и образования детей 5 – 7 лет с ОВЗ через использование игровых технологий.
Задачи:
1. познакомить родителей с возможностями использования игр с правилами в коррекционно – развивающей и профилактической работе с детьми, обучить практическим навыкам их проведения;
2. содействовать обогащению и развитию родительского опыта в вопросах развития и общения с собственными детьми в процессе игровых практик;
3. разработать и адаптировать модель взаимодействия всех участников образовательного процесса (дети, родители, педагоги) в процессе использования игровой технологии;
4. создать игротеку для детей и взрослых в условиях ДОУ.
Объект проекта. Дети 5 – 7 лет с ОВЗ (тяжёлыми нарушениями речи, задержкой психического развития) их родители (законные представители), воспитатели и специалисты ДОУ.
Направленность. Профилактико - развивающий проект.
Гипотеза. Использование родителями игровой технологии с детьми 5 - 7 позволяет предупредить, преодолеть и ослабить недостатки их развитии с учётом особенностей психо – физического развития и индивидуальных возможностей каждого, повысить уровень собственной компетентности и уверенности.
Срок реализации: 1 учебный год.
Тип проекта: практико – ориентированный.
Критерии успешной реализации:
ü положительная динамика развития детей к концу учебного года;
ü активное использование настольных игр с правилами в группе и дома;
ü активная позиция родителей на консультациях у специалистов.
Ресурсы проекта.
ü Кадровые: заинтересованные воспитатели и специалисты ДОУ.
ü Информационные: наличие методической литературы и наличие/изучение опыта работы по данной теме; презентация и реклама проекта через сайт ДОУ, информационные стенды и буклеты для участников практик.
ü Финансовые: возможность приобретать, изготовлять и тиражировать игры.
Риски проекта.
ü Низкая заинтересованность родителей и/или педагогов.
ü Организационные: недостаточная информированность родителей о дате и времени проведения; неудобное для родителей время; несистематичность проведения игровых практик.
ü Недостаточное финансирование проекта.
Реализация проекта
Структура проекта
| Содержание
| Организационный этап.
| 1. Изучение литературы о психологических особенностях детей с ОВЗ (ТНР, ЗПР), возможностях использования игротерапии для их ППС (психолого – педагогического сопровождения).
2. Подбор настольных игр с правилами, их классификация по трудностям, имеющихся в развитии у детей (познавательные, регуляторные).
3. Формирование детско – родительских групп для участия в проекте, его презентация.
4. Привлечение воспитателей, специалистов ДОУ к участию в проекте, их обучение технологии игр с правилами.
| Основной этап
Дата: октябрь
Дата: декабрь
Дата: февраль
Дата: апрель
| Основная форма организации взаимодействия – детско – родительские игровые практики.
Периодичность встреч: 1 раз в два месяца.
Оптимальное количество детско – родительских пар на одной встрече: до 6.
Особенности детей: дети с ТНР, ЗПР.
Организация развивающего пространства:
- выставка развивающих игр по теме практики
- два игровых стола, модераторами которых являются педагог – психолог (1 стол - работа с 3 парами) и воспитатель/учитель – логопед/дефектолог (2 стол – работа с 3 парами).
Условия организации игровых практик
- Каждая игровая сессия длится не более 30 минут.
- Обстановка, расположение оборудования, предметов должно быть неизменным.
- За 1 встречу проигрывается не более 2 – х игр.
Структура игровой практики
(технология работы)
1. Ритуал начала. Ведущий напоминает о правилах встречи (нельзя кричать, бегать, перебивать других, мешать им, портить игры, все остальное можно) и поощрениях (у каждой детско – родительской пары есть «Лист успеха» - нарисованная на листе бумаги рука, которая поделена на 5 частей – кусочков и если ребёнок старался, то в конце встречи он вместе с родителем закрашивает любой кусочек).
2. Вводная часть. Проводится коммуникативная игра или упражнение на внимание (участники практикума стоят в кругу).
3. Основная часть. Проводится за столами. Все участники делятся на 2 группы и по своему желанию рассаживаются за 2 стола. Т.о. за 1 столом сидят: 1 модератор и не более 3 пар. Участникам предлагается 2 настольные игры. Модератор объясняет правила игры, варианты её использования взависимости от психофизиологических особенностей детей, методику организации. По ходу игры модератор может давать рекомендации родителям по поводу успешного освоения игры конкретным ребёнком. Т.о. родитель незаметно для себя обучается навыкам организации коррекционно – развивающей работы с ребёнком в условиях семьи. Продолжительность работы за одним столом не более 10 минут. С этой целью на стол ставятся песочные часы, чтобы ребёнок учился контролировать время и деятельность. Окончанием работы за 1 столом является звуковой сигнал – звонок. Затем участники меняются столами. Т.о. решается задача поддержания у детей интереса к играм, навыки контроля и регуляции произвольной поведения, а у родителей – направлять детей правилами в условиях ограниченного времени. Продолжительность практики за вторым столом, где модератором является воспитатель или специалист составляет не более 10минут.
4. Рефлексивная часть. Проводится не столько содержательная, сколько эмоциональная оценка работы ребёнка. Важно менять формулировки похвалы «Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера», «Я вижу, что ты старался, а это самое главное». А затем работа с «Листом успеха».
Содержание игровых практик
1 встреча. Тема «Игры с правилами для детей и взрослых: внимание»
Задачи: 1. познакомить с технологией организации игр с правилами, особенностями проектирования игры в зависимости от психо – физических особенностей и индивидуальных возможностей;
2. познакомить с технологией игр, развивающих внимание, приемами развития произвольного внимания.
Содержание. Игра на внимание «Руки, плечи, уши, нос»; настольные игры - «Матрёшкино» (компания «Простые правила»), «Весёлые пираты» (издательство «Степпазл).
2 встреча. Тема «Игры с правилами для детей и взрослых: память»
Задачи: 1. напомнить технологию организации игр с правилами, особенности проектирования игры в зависимости от психо – физических особенностей и индивидуальных возможностей;
2. познакомить с технологией игр, развивающих память; показать приемы смыслового запоминания.
Содержание. Двигательная игра «Буратино» (см. Сиротюк)/ «Нос, пол, потолок»; настольные игры «Мемори», «Живые картинки» (компания «Стиль жизни»).
3 встреча. Тема «Игры с правилами для детей и взрослых: речь и мелкая моторика»
Задачи: 1. напомнить технологию организации игр с правилами, особенностями проектирования игры в зависимости от психо – физических особенностей и индивидуальных возможностей;
2. познакомить с технологией игр, развивающих мелкую моторику и речь.
Содержание. Пальчикова игра «Лезгинка» (без хлопка, с хлопком, с закрытыми глазами, с тестом «Шла кукушка мимо сада…»; настольные игры с правилами - «Сам себе сказочник» (издательство «Весна – дизайн»), «Резиночки/весёлые колечки».
4 встреча. Тема «Игры с правилами для детей и взрослых: недостаточная регуляция поведения и деятельности»
Задачи: 1. напомнить технологию организации игр с правилами, особенностями проектирования игры в зависимости от психо – физических особенностей и индивидуальных возможностей;
2. познакомить с технологией игр, развивающих произвольную регуляцию.
Содержание. Пальчиковая игра «Солдат на посту»
(без хлопка, с хлопком, с закрытыми глазами, с тестом «Аты-баты шли солдаты…»; настольные игры «Кот – рыболов» /«Микадо»(издательство «Степпазл»), «Дело в шляпе» (компания «KODKOD»)
| Заключительный этап:
| Мониторинг результативности:
1. Количественный (изучается количество участников проекта, частота посещения каждого) и качественный анализ активности родителей (рефлексивные анкеты и анкеты удовлетворённости участия).
2. Динамическая диагностика развития детей в конце учебного года (педагогическая и психологическая).
| Результат. Умение родителей использовать игры с правилами для организации коррекционно – развивающей помощи детям 5 -7 лет, повышение самооценки и уверенности в собственных силах.
|