Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРО СЕКРЕТАРЕЙ ФАКУЛЬТЕТСКОГО БЮРО ВЛКСМ



 

Страница 13. Газета и математический фольклор

Газета – не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор

  В течении 40 лет я сначала училась, а потом работала на матфаке. На нашем факультете было много традиций. Одни традиции жили, а потом уходили вместе со своими создателями, другие рождались…Но в течении всех сорока лет было нечто постоянное, без чего невозможно представить факультет математики – в коридоре факультета иногда чаще, иногда реже неизменно появлялась факультетская газета «ЖИЗНЬ ЗОВЕТ».

Раньше такие газеты были на всех факультетах: - поменьше, конечно, чем наша, но были. В институте регулярно проводились конкурсы факультетских газет.

И казалось бы – чья газета должна быть интересней по содержанию – будущих учителей математики или будущих учителей литературы? Чья газета должна быть лучше оформлена – будущих учителей математики или будущих учителей рисования?

Казалось бы ответ очевиден… Ан нет!. Неизменно, постоянно на всех конкурсах побеждала газета математиков «ЖИЗНЬ ЗОВЕТ». Она была лучше и разнообразнее по содержанию и оформление было изящнее и продуманней. И все это благодаря тому, что на факультете математики в течении всех лет были особые люди , которые именовали себя гордым именем – редколлежники .

  Казалось бы, в редколлежники должны попадать люди либо хорошо рисующие, либо пишущие стихи и прозу.

Я не умела ( и не умею до сих пор) рисовать, и в те годы  не писала стихи. Но однажды, где-то на 2 курсе , я зашла в редколлежку. На листах ватмана были разложены заметки и я начала читать одну из них. Поскольку школу я закончила с золотой медалью, а значит была достаточно грамотным человеком, то я тут же заметила несколько ошибок и опечаток. Меня тут же озадачили проверкой всех остальных заметок. Потом попросили приклеить одну из заметок – только предупредили – не разливать клей на газету и не приклеивать заметки вверх ногами. Это было мое первое поручение.

Потом мне поручили напечатать на пишущей машинке небольшую заметку. В то время я не знала с какой стороны подойти к пишущей машинке, ибо на весь факультет их было всего 3 штуки , а о том чтобы такую роскошь иметь дома и мечтать не приходилось . Ведь это был 1966 год. Своя же пишущая машинка у меня появилась дома только в 1980 году и это было знаковым событием в моей жизни. Ну а тогда - я пришла на кафедру и робко попросила допустить меня к машинке и объяснить как с ней общаться. Мне показали куда что надо нажимать. И я начала печатать…

Сейчас на компьютере не надо следить за тем, где закончить строчку – компьютер сам делит текст на строчки и выравнивает их. Можно сделать опечатку - компьютер сам подскажет – где ошибка. И для того, чтобы ее исправить достаточно двух движений. А на пишущей машинке – любая опечатка – трагедия ! Увлекся, и забыл,  что строчка короткая –все ! -   надо перепечатывать всю страницу. Чтобы экономить время, мы не перепечатывали страницу, а начинали заново печатать испорченную строку. Так вот первые мои заметки были склеены почти полностью из отдельных строчек. Так началась моя редколлежная жизнь. В последующие годы ,будучи аспиранткой, а впоследствии и преподавателем факультета, я более 10 лет была уже главным редактором газеты «Жизнь зовет».

Работа в газете - это очень интересно и полезно , так как это работа с людьми. Ведь редколлежник должен уметь собрать материал для газеты, а для этого надо уметь общаться с разными людьми. А это одно из главных умений учителя .

Кроме того, газета – это трибуна для высказывания своей точки зрения, это  эффективное средство информации, это место для самовыражения тех, кому есть что сказать.

В 2010 году мы с Маричевой (Рогачевой)Любовью Александровной, выпускницей матфака 1972 года, работали вместе в одной частной гимназии. И нам захотелось наладить там выпуск газеты по подобию «Жизнь зовет». Нам это удалось.

И в течении года мы вместе с учениками выпустили несколько , как и полагается, пятиметровых газет «Алые паруса».

 

 

В этот период школу должна была посетить с проверкой какая-то комиссия и выяснилось, что одним из пунктов проверки будет наличие в школе работы по проектам. Всех учителей срочно озадачили. И мне пришла в голову идея, что создание газеты можно считать проектом. Я с головой влезла в интернет и изучила все, что так или иначе связано с созданием газет. В результате появился проект «Школьная газета».

Из паспорта проекта
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА «ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА» Цель: предоставление реальной доступной возможности школьникам издавать свою газету. Задачи: 1. Создать благоприятные условия для развития личности. 2. Сформировать школьную редколлегию 3. Разработать программу обучения членов редколлегии 4. Развивать коммуникативные навыки через овладение элементами профессии журналиста. 5. Повышать интерес учащихся к родному языку. 6. Выявить возможности учащихся, учителей, родителей, социальных партнеров.

В ходе изучения материалов по изданию и организации выпуска газет я наткнулась на достаточно известную цитату В.И.Ленина «Газета – не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор». И вот сейчас я понимаю, что наша газета «Жизнь зовет» как раз и была «коллективным организатором» на факультете, по крайнем мере, в наши годы.

В газете «Жизнь зовет» всегда было много материалов, призывающих к обсуждению, к размышлению, к действию. Очень многие материалы из нашей газеты перепечатывались институтской газетой «Советский учитель».

 

 

 

          В прочитанной Вами статье Тани Мармур рассказано о новом в те годы, но не сохранившемся до сегодняшнего дня, формате газеты «Жизнь зовет».Это была так называемая «живая газета». Был как-то раз и «световой» выпуск газеты – с помощью кодоскопа. Был в то время такой агрегат в школьной практике. Но все это как-то не привилось и вот уже более полувека газета традиционно существует в неизменном бумажном формате.     К слову сказать , в очень многих школах в принципе уже от такого формата давно отказались и вместо больших газет выпускаются школьные журналы, которые готовятся в электронном варианте, а потом распечатываются некоторым тиражем.. Дети осваивают основы верстки газеты и это для них интереснее и полезнее, чем делать бумажный вариант газеты.    Наверно, в 21 веке это более разумный формат газеты. Может и на матфаке пора об этом задуматься. Ведь даже при улучшенном освещении нашего факультета все равно неудобно читать статьи, расположенные в нижних частях большой газеты. Удобнее читать ее электронный вариант. А главное такой вариант газеты можно разместить в интернете в группе факультета, чтобы выпускники могли узнать чем живет сейчас факультет, какие события на нем происходят, какие проблемы волнуют сегодняшних студентов.    Сегодняшний мой опыт может стать началом появления электронного варианта газеты. Или, по-крайней мере, можно делать электронную копию бумажной газеты и размещать ее в интернете. Это было бы интересно тем, кто не бывает сейчас на факультете. В заключении разговора о газете хочу поделиться сохранившимися в моем архиве произведениями устного математического творчества разных лет.    

НЕКОТОРЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

КОМСОМОЛЬСКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ФОЛЬКЛОРА, РОЖДЁННЫЕ СТУДЕНТАМИ

 НА ВЫЕЗДАХ И ВЕЧЕРАХ МАТФАКА

К Л Я Т В А ПЕРВОКУРСНИКА

Я, студент 1 курса математического факультета Ленинградского государственного ордена Трудового Красного Знамени педагогического института имени Александра Ивановича Герцена , вступая в дружную семью математиков, торжественно клянусь:

 

§1 Клянусь, посещать все лекции и практические занятия (пауза),по мере возможности.      Клянусь! §2 Клянусь не уходить с лекции до тех пор, пока не будет уверенности, что староста меня не отметит Клянусь! §3 Клянусь спать на лекциях тогда и только тогда, когда мой храп не мешает соседям по аудитории. Клянусь! §4 Клянусь сдавать коллоквиумы и зачеты не более, чем с седьмого захода. Клянусь! §5 Клянусь иметь в сессию не более двух хвостов, ибо в противном случае передвижение становится опасным - на них может наступить деканат.     Клянусь!   §6 Клянусь в любое время дня и ночи гореть на комсомольской работе, соблюдая правила пожарной безопасности. Клянусь! §7 Клянусь, танцевать, даже если не ходят ноги, петь, даже если нет голоса, выпускать газету "Жизнь зовёт" даже при полном отсутствии каких-либо талантов Клянусь! §8 Клянусь на старте помнить, что я математик, а на дистанции не глотать пыль из-под ног даже физиков.     Клянусь! §9 Клянусь, что даже холера, привезенная мной из Наримановского района Астраханской области, в скобках-место дислокаций ССО "ЛАДА", не станет для меня препятствием по пути на факультетский воскресник. Клянусь!  

Из выступлений на первом Дне рождения факультета

Отряд «КРАБ» -комсомольский работник Девиз: Конец        Равнодушию,        Апатии -        Бой Ты никогда не видал дня прекрасней и краше. Факультетского дня не забыть нам вовек Всех тревог и забот и боев с деканатом Пережитых вчера не забыть нам , друзья! КРАБ наш ползет –песню поет, Свой факультет прославляя навек. Пока готовили День, мы совсем не учились И на лекциях мы не бывали почти. Но мы старались не зря, мы не зря заседали. Рады видеть огонь в ваших ясных глазах       КРАБ наш ползет –песню поет,  Свой факультет прославляя навек. О комсомольских делах мы не раз говорили, Но что значит «Бюро» в отрыве от масс. И мы уверены в том, что после Дня факультета, Равнодушию бой мы все вмести дадим КРАБ наш ползет –песню поет, Свой факультет прославляя навек. Отряд «КАРАСИ» Девиз: Из тихого омута рыбку не выловишь. Вот звонок на лекцию –лектор всех нас ждет Только в 301-ую карась не идет. А где карась? Где карась? – на лекции не видно. Вот беда, вот беда – лектору обидно. Сладок сон у карася и поднять его нельзя(час, 2, 3..). Ну а тот, кто утром встал – в «Баррикаде» он. И там карась, и здесь карась, но в темноте не видно. Вот беда, вот беда – до чего ж обидно. До весны веселая жизнь у карасей. Но приходит сессия , и карась мрачней. А где конспект, где тетрадь –ничего не видно. Не найти, не достать– до чего ж обидно. Вот пришел расплаты час.Что же делать нам сейчас? Наш карась тянул, тянул – надорвался… Утонул? Где карась? Где карась? Карася не видно. Утонул, буль – буль –буль. До чего ж обидно. Это показалось вам – он не утонул. Лектор руку помощи ему протянул И вот карась, вот карась- всем ли его видно. Пусть живет, пусть плывет – раз ему не стыдно

Из жизни факультета

          ПРО ЗАЧЕТЫ Загадала Ходот нам задачки по Клетеннику Мы никак не разберем эту аналитику Зачет кольцо- а у кольца Начала нет и нет конца Зачет – кольцо. Долго ль будем плавать мы, изучая высшую. У Евсеева любой может стать отличником(в кавычках) Зачет кольцо- а у кольца Начала нет и нет конца Зачет – кольцо.  

ПРО СЕКРЕТАРЕЙ ФАКУЛЬТЕТСКОГО БЮРО ВЛКСМ

Была Амахина когда-то во главе,

Хоть не было известна очень по стране

При ней водились КВМ,

И проводились КВН,

И «Жизнь зовет» висела на стене.

А в октябре ее маненечко того.

Тады всю правду мы узнали про нее:

Что успеваемость низка, что посещаемость плоха

На факультете не студенты , а труха

Потом был Фокин , часто дельно говорил.

Рукой мужскою он весь год руководил.

Он зам декана нам сменил,

День факультета утвердил,

При нем достигли мы сияющих вершин.

А в октябре его маненечко того.

Тады всю правду мы узнали про него:

Что он бюро пораспустил,

Что он кому-то нагрубил,

Агитбригаду факультета не взрастил

А мы всё движемся и движемся вперед.

И Нина Жабкина когда-нибудь уйдет

И нам расскажет про неё

История, которая

Ни слова, ни полслова не соврёт

ПРО РЕЙДЫ ПО ПРОВЕРКЕ ПОСЕЩАЕМОСТИ Во дворе по утрам туман Или медленный снег На занятья к 8 часам Не пришел человек А бюрошники в рейд идут Виновато стучатся в дверь Кто же, кто же тут не пришел, Кто же тут опоздал.

ИЗ ЖИЗНИРЕДКОЛЛЕГИИ ГАЗЕТЫ «ЖИЗНЬ ЗОВЕТ»

Слышим мы напев веселый вечерами, Звон кистей над разноцветными листами. Знаем, редколлежник крепко с песней дружит Им 207-ая часто домом служит И сегодня у ребят спросить решили: Расскажите нам, ребята, как живется Вам С нами счастье и несчастье пополам Мы кочуем по столам и по листам Наш редактор вместе с нами С разноцветными листами Нынче здесь, а завтра будем где-то там.  

А где нам взять такую песню,

Чтоб о работе рассказать.

Да так , чтоб сразу захотелось

Всем в редколлегию попасть

Чтобы желанье появилось,

Чтобы желанье появилось

     В ряд редколлежников попасть.

 

И в зной , и в дождик проливной

Работаем ,стараемся.

Заметки в срок должны собрать

А это так непросто получается

Лист бумаги нам дан А на нем , как всегда Мы заметки и краски кладем Вот уж вечер навис, только где ты, девиз Уж никак мы тебя не найдем. Есть у нас репортаж про десятый этаж Есть у нас пара слов про туризм. Мы допишем еще понемножку про все И получим опять первый приз  

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.