Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Книга 2 страница



 

ТЕКСТ 25

нишамйа те гхаргхаритам сва-кхеда-

кшайишну майамайа-сукарасйа

джанас-тапах-сатйа-нивасинас те

трибхих павитраир мунайо 'гринан сма

нишамйа - услышав; те - эти; гхаргхаритам - могучие звуки; сва-кхеда - свою скорбь; кшайишну - разрушая; майа-майа - всемилостивый; сукарасйа - Господа Вепря; джанах - планета Джаналока; тапах - планета Таполока; сатйа - планета Сатьялока; нивасинах - жители; те - все они; трибхих - из трех Вед; павитраих - благотворные мантры; мунайах - великие мыслители и мудрецы; агринан сма - читали.

 

Когда великие мудрецы и мыслители, обитающие на планетах Джаналока, Таполока и Сатьялока, услышали громовые раскаты голоса Господа Вепря - всеблагой звук, который издал всемилостивый Господь, они стали читать благотворные мантры, собранные в трех Ведах.

КОММЕНТАРИЙ: В данном стихе особенно важным является слово майамайа. Майа значит «милость», «специальное знание», а также «иллюзия». Итак, Господь Вепрь обладает всеми этими качествами: Он милостив, исполнен знания и действует как иллюзия. Реву, который издал Господь, воплотившись в образе вепря, вторили звуки ведических гимнов, исполняемых великими мудрецами, обитателями планет Джаналока, Таполока и Сатьялока. На этих планетах живут самые разумные и благочестивые живые существа во вселенной и, услышав ни на что не похожий голос вепря, они поняли, что подобные звуки мог издать только Господь. Поэтому они откликнулись на этот рев, начав славить Господа стихами ведических гимнов. Земля в то время была погружена в воды океана, однако жители высших планет, услышав голос Господа, возликовали, так как знали, что Господь пришел во вселенную, чтобы поднять Землю. Поэтому Брахма и мудрецы во главе с Бхригу, а также сыновья Брахмы и ученые брахманы, воодушевившись и обрадовавшись, присоединились к хору жителей высших планет и вместе с ними стали славить Господа трансцендентными звуками ведических гимнов. Самым важным из них является стих из «Брихан-нарадия-пураны»: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

 

ТЕКСТ 26

тешам сатам веда-витана-муртир

брахмавадхарйатма-гунанувадам

винадйа бхуйо вибудходайайа

гаджендра-лило джалам авивеша

тешам - их; сатам - великих преданных; веда - все знание; витана-муртих - экспансия; брахма - ведический звук; авадхарйа - хорошо зная его; атма - Его Самого; гуна-анувадам - трансцендентная хвала; винадйа - взревел; бхуйах - вновь; вибудха - постигших трансцендентное знание; удайайа - для возвышения или на благо; гаджендра-лилах - резвясь, словно слон; джалам - в воду; авивеша - вошел.

 

Отвечая на молитвы великих преданных, Он вновь взревел и, словно резвящийся слон, вошел в воду. Ведические молитвы прославляют Верховного Господа, и потому Он понял, что молитвы преданных были обращены к Нему.

КОММЕНТАРИЙ: Тело Господа в любом из Его воплощений трансцендентно, исполнено знания и милости. Господь уничтожает материальную скверну, так как Его форма является олицетворением ведического знания. Трансцендентной форме Господа поклоняются все Веды. В ведических мантрах преданные просят Господа убрать ослепительное сияние, которое скрывает от них Его истинный образ. Об этом говорится в «Ишопанишад». У Господа нет материальной формы, но с помощью Вед можно постичь Его трансцендентную форму. Говорится, что Веды - это дыхание Господа, и Брахма, первое живое существо, постигшее ведическую мудрость, вдохнул в себя Веды. Господь Вепрь появился в потоке воздуха, выдыхаемого Брахмой, и потому воплощение Господа в образе Вепря - не что иное, как олицетворение Вед. Мудрецы, обитатели высших планет, славили Господа, исполняя подлинные ведические гимны. Там, где прославляют Господа, всегда декламируют ведические мантры. Поэтому, услышав звуки ведических мантр, удовлетворенный Господь захотел ободрить Своих чистых преданных. Он вновь взревел и вошел в воду, чтобы спасти находившуюся там Землю.

 

ТЕКСТ 27

уткшипта-валах кха-чарах катхорах

сата видхунван кхара-ромаша-твак

кхурахатабхрах сита-дамштра икша-

джйотир бабхасе бхагаван махидхрах

уткшипта-валах - бил хвостом; кха-чарах - в небе; катхорах - жесткой; сатах - щетиной на загривке; видхунван - тряся; кхара - острые; ромаша-твак - шкура, покрытая щетиной; кхура-ахата - ударял копытами; абхрах - облака; сита-дамштрах - белоснежные клыки; икша - взор; джйотих - сиявший; бабхасе - стал излучать свет; бхагаван - Личность Бога; махи-дхрах - тот, кто поддерживает мир.

 

Прежде чем погрузиться в воду и спасти Землю, Господь Вепрь взмыл к небесам. Он бил хвостом и тряс щетиной, а Его глаза излучали сияние. Своими копытами и сверкающими белоснежными клыками Он разогнал облака в небе.

КОММЕНТАРИЙ: В своих молитвах Господу преданные воспевают Его трансцендентные деяния. Здесь описаны некоторые черты трансцендентного облика Господа Вепря. Молитвы Господу возносили обитатели высших планет. Это свидетельствует о том, что Его тело заслонило все небо, так что Его могли видеть обитатели всех планет, начиная с Брахмалоки, или Сатьялоки. В «Брахма-самхите» говорится, что глаза Господа - это солнце и луна, и потому взор, которым Он обвел небо, осветил все вокруг, словно солнце или луна. В данном стихе Господа называют махидхрах, что значит либо «огромная гора», либо «тот, кто подпирает Землю». Иначе говоря, тело Господа было таким же огромным и могучим, как Гималаи, иначе как бы Ему удалось поднять Землю, удерживая ее на Своих белоснежных клыках? Поэт Джаядева, великий преданный Господа, воспел это событие в своих молитвах, обращенных к различным воплощениям Господа:

шашини каланка-калева нимагна

кешава дхрита-шукара-рупа джайа джагадиша харе

«Слава Господу Кешаве [Кришне], появившемуся в образе вепря. Он держал Землю, подняв ее Своими клыками, похожими на рубцы, которыми покрыто тело Луны».

 

ТЕКСТ 28

гхранена притхвйах падавим виджигхран

кродападешах свайам адхварангах

карала-дамштро 'пй акарала-дригбхйам

удвикшйа випран гринато 'вишат кам

гхранена - по запаху; притхвйах - Земли; падавим - положение; виджигхран - ища Землю; крода-ападешах - приняв облик вепря; свайам - лично; адхвара - трансцендентное; ангах - тело; карала - внушавшее ужас; дамштрах - зубы (клыки); апи - невзирая на; акарала - не вызывавший страха; дригбхйам - Свой взор; удвикшйа - устремил на; випран - всех преданных-брахманов; гринатах - возносивших молитвы; авишат - вошел; кам - в воду.

 

Он был Самим Верховным Господом Вишну, который трансцендентен к материальному творению, однако, поскольку у Него было тело кабана, Он стал искать Землю по запаху. Клыки Его внушали ужас, а взор был устремлен на преданных-брахманов, возносивших Ему молитвы. Так Он вошел в воду.

КОММЕНТАРИЙ: Необходимо постоянно помнить о том, что, хотя тело обыкновенного кабана является материальным, форма Господа Вепря не была осквернена материей. Кабан, живущий на земле, не способен принять гигантские размеры и заслонить собой небо, представ взору обитателей всех планет, начиная с Сатьялоки. Тело Господа всегда, при любых обстоятельствах остается трансцендентным, поэтому то, что Он принял образ вепря, было всего лишь одной из Его игр. Тело Господа - олицетворение всех Вед и потому является трансцендентным. Но, воплотившись в образе вепря, Он, подобно обыкновенному кабану, принялся искать Землю по запаху. Господь может с неподражаемым мастерством сыграть роль любого живого существа. Исполинская форма Господа, безусловно, внушала ужас всем непреданным, но чистые преданные не испытывали перед Ним никакого страха; напротив, Он с такой любовью посмотрел на преданных, что все они ощутили трансцендентное блаженство.

 

ТЕКСТ 29

са ваджра-кутанга-нипата-вега-

виширна-кукших станайанн уданван

утсришта-диргхорми-бхуджаир иварташ

чукроша йаджнешвара пахи мети

сах - то; ваджра-кута-анга - тело, подобное горе; нипата-вега - сила погружения; виширна - деля надвое; кукших - средняя часть; станайан - звучавший как; уданван - океан; утсришта - создавая; диргха - высокие; урми - волны; бхуджаих - руки; ива артах - словно пораженный горем человек; чукроша - громко взмолился; йаджна-ишвара - о владыка всех жертвоприношений; пахи - умоляю, защити; ма - меня; ити - так.

 

Подобно огромной горе, Господь Вепрь нырнул в воду, Своим телом рассекая океан на две половины. Две огромных волны поднялись на его поверхности, как будто воздетые к небу руки океана, который громко взмолился: «О Господь всех жертвоприношений, смилуйся надо мной, не режь меня надвое! Умоляю, защити меня!»

КОММЕНТАРИЙ: Даже великий океан пришел в смятение, когда в него обрушилось огромное, как гора, тело трансцендентного вепря. Казалось, что он трепещет от страха, словно ему грозит неминуемая гибель.

 

ТЕКСТ 30

кхураих кшурапраир дарайамс тад апа

утпара-парам три-пару расайам

дадарша гам татра сушупсур агре

йам джива-дханим свайам абхйадхатта

кхураих - копытами; кшурапраих - острыми, как стрела; дарайан - пронзая; тат - ту; апах - воду; утпара-парам - обнаружил предел беспредельного; три-парух - владыка всех жертвоприношений; расайам - в воде; дадарша - нашел; гам - Землю; татра - там; сушупсух - лежавшую; агре - в начале; йам - которую; джива-дханим - обитель всех живых существ; свайам - лично; абхйадхатта - поднял.

 

Врезаясь в воду острыми, как стрелы, копытами, Господь Вепрь достиг предела океана, хотя океан был беспредельным. Он увидел Землю, обитель всех живых существ, которая лежала там, как на заре творения, и Сам поднял ее.

КОММЕНТАРИЙ: Некоторые комментаторы утверждают, что употребленное в этом стихе слово расайам означает Расаталу, низшую планетную систему, но, по мнению Вишванатхи Чакраварти Тхакура, к данному тексту нельзя применить подобное толкование. По своему положению во вселенной Земля находится в семь раз выше таких планетных систем, как Тала, Атала, Талатала, Витала, Расатала, Патала и т.д. Таким образом, Земля никак не может находиться в пределах планетной системы Расатала. В «Вишну-дхарме» сказано:

винйасйа падау притхивим ча бибхратах

йасйопамано на бабхува со 'чйуто

мамасту мангалйа-вивриддхайе харих

Из этого следует, что Господь нашел Землю на дне океана Гарбходака, где в период разрушения вселенной, происходящего в конце дня Брахмы, покоятся низшие и средние планеты.

 

ТЕКСТ 31

сва-дамштрайоддхритйа махим нимагнам

са уттхитах самруруче расайах

татрапи даитйам гадайапатантам

сунабха-сандипита-тивра-манйух

сва-дамштрайа - Своими клыками; уддхритйа - подняв; махим - Землю; нимагнам - погруженную; сах - Он; уттхитах - поднимаясь; самруруче - предстал во всем Своем великолепии; расайах - из воды; татра - там; апи - также; даитйам - демона; гадайа - палицей; апатантам - бросившегося на Него; сунабха - диск Кришны; сандипита - пылающий; тивра - свирепым; манйух - гневом.

 

С невероятной легкостью Господь Вепрь водрузил Землю на Свои клыки и, подняв ее из воды, предстал во всем Своем великолепии. Затем, пылая гневом, словно Сударшана-чакра, Он мгновенно убил демона [Хираньякшу], хоть тот и пытался отразить натиск Господа.

КОММЕНТАРИЙ: Как утверждает Шрила Джива Госвами, в Ведах описаны два воплощения Господа Варахи (Вепря), которые приходили в материальный мир в разные эпохи - эпоху Чакшуша и эпоху Сваямбхува. Воплощение вепря, о котором идет речь в данном стихе, появилось в эпоху Сваямбхувы Ману, во время вселенского потопа, когда все планеты, кроме высших - Джана-, Махар- и Сатьялоки, - скрылись в водах потопа. Свидетелями прихода этого воплощения Господа были жители перечисленных выше планет. Шрила Вишванатха Чакраварти полагает, что мудрец Майтрея объединил оба события и, не вдаваясь в подробности, в нескольких словах рассказал Видуре сразу о двух воплощениях Господа Вепря, приходивших в разные эпохи.

 

ТЕКСТ 32

джагхана рундханам асахйа-викрамам

са лилайебхам мригарад ивамбхаси

тад-ракта-панканкита-ганда-тундо

йатха гаджендро джагатим вибхиндан

джагхана - убил; рундханам - стоящего на пути врага; асахйа - неотразимой; викрамам - доблести; сах - Он; лилайа - с легкостью; ибхам - слона; мрига-рат - лев; ива - как; амбхаси - в воде; тат- ракта - его крови; панка-анкита - растекшейся лужей; ганда - щеки; тундах - язык; йатха - как будто; гаджендрах - слон; джагатим - землю; вибхиндан - роющий.

 

Затем прямо в воде Господь Вепрь убил демона, как лев убивает слона. Щеки и язык Господа окрасились его кровью - так слон покрывается красноватой пылью, когда роет бурую землю.

 

ТЕКСТ 33

тамала-нилам сита-данта-котйа

кшмам уткшипантам гаджа-лилайанга

праджнайа баддханджалайо 'нувакаир

виринчи-мукхйа упатастхур ишам

тамала - синее дерево тамала; нилам - синеватый; сита - белоснежные; данта - клыки; котйа - с красиво изогнутыми концами; кшмам - Землю; уткшипантам - поддерживая; гаджа-лилайа - как резвящийся слон; анга - о Видура; праджнайа - окончательно убедившись; баддха - сложив; анджалайах - ладони; анувакаих - из ведических гимнов; виринчи - с Брахмой; мукхйах - во главе; упатастхух - вознесли молитвы; ишам - Верховному Господу.

 

Затем, словно резвящийся слон, Господь водрузил Землю на Свои белоснежные изогнутые клыки. Тело Его приобрело синеватый оттенок, напоминающий цвет дерева тамала. Увидев это, мудрецы во главе с Брахмой окончательно убедились, что перед ними Сам Господь, Верховная Личность Бога, и в глубоком почтении склонились перед Ним.

 

ТЕКСТ 34

ришайа учух

джитам джитам те 'джита йаджна-бхавана

трайим танум свам паридхунвате намах

йад-рома-гартешу нилилйур аддхайас

тасмаи намах карана-сукарайа те

ришайах учух - прославленные мудрецы промолвили; джитам - слава; джитам - хвала; те - Тебе; аджита - о непобедимый; йаджна-бхавана - тот, кого постигают, совершая жертвоприношения; трайим - олицетворенные Веды; танум - такое тело; свам - собственное; паридхунвате - дрожа; намах - поклоны; йат - чьи; рома - волосы; гартешу - в порах; нилилйух - покоились; аддхайах - океаны; тасмаи - перед Ним; намах - склоняясь; карана- сукарайа - перед формой вепря, которую Ты принял, преследуя определенную цель; те - перед Тобой.

 

С великим благоговением мудрецы промолвили: О непобедимый владыка всех жертвоприношений, слава Тебе! Да сопутствует Тебе победа! Ты ступаешь по вселенной в облике, олицетворяющем Веды, и в порах Твоего тела сокрыты великие океаны. Преследуя определенную цель [поднять Землю], Ты принял сейчас образ вепря.

КОММЕНТАРИЙ: Господь может принять любую форму, какую пожелает, но всегда, при любых обстоятельствах Он остается причиной всех причин. Поскольку тело Его трансцендентно, Он всегда остается Верховной Личностью Бога, неотличной от Маха-Вишну, который возлежит на водах Причинного океана. Из пор на Его теле выходят бесчисленные вселенные, и потому Его трансцендентное тело олицетворяет Веды. Он - владыка всех жертвоприношений и непобедимая Верховная Личность Бога. То, что Он, желая поднять Землю, принял облик вепря, не может являться основанием для того, чтобы считать Его кем-то иным. Таково единодушное мнение мудрецов, Брахмы, других великих полубогов и всех прочих обитателей высших планет.

 

ТЕКСТ 35

рупам таваитан нану душкритатманам

дурдаршанам дева йад адхваратмакам

чхандамси йасйа твачи бархи-ромасв

аджйам дриши тв ангхришу чатур-хотрам

рупам - форму; тава - Твою; этат - эту; нану - но; душкрита- атманам - грешных душ; дурдаршанам - чрезвычайно трудно увидеть; дева - о Господь; йат - тот; адхвара-атмакам - которому поклоняются, совершая жертвоприношения; чхандамси - мантра Гаятри и другие; йасйа - чьей; твачи - касаясь кожи; бархих - священная трава куша; ромасу - волосы на теле; аджйам - топленое масло; дриши - из глаз; ту - также; ангхришу - на четырех ногах; чатух-хотрам - четыре вида кармической деятельности.

 

О Господь, Твоему образу поклоняются, совершая жертвоприношения, однако грешные души не способны увидеть его. Все ведические гимны [Гаятри и другие] связаны с Твоей кожей. Волосы, растущие на Твоем теле, - это трава куша, в Твоих глазах - топленое масло, а Твои четыре ноги суть четыре вида кармической деятельности.

КОММЕНТАРИЙ: Существует разряд грешников, которых «Бхагавад-гита» называет веда-вади. Они славятся тем, что педантично следуют букве Вед, но при этом не верят в существование воплощений Господа, не говоря уже о Его воплощении в образе кабана, которому поклоняются преданные. Поклонение различным формам и воплощениям Господа такие люди называют антропоморфизмом. По определению, данному в этом стихе «Шримад-Бхагаватам», эти люди являются грешниками, а в «Бхагавад-гите» (7.15) Кришна называет их не только грешниками, но и глупцами, а также самыми падшими из людей; Он говорит, что знание таких людей, исповедующих атеизм, украдено иллюзией. Эти несчастные лишены возможности увидеть воплощение Господа в образе гигантского вепря. Таким знатокам Вед, отвергающим существование вечных форм Господа, будет полезно узнать, что, согласно «Шримад-Бхагаватам», воплощения Господа являются олицетворенными формами Вед. Кожа Господа Вепря, Его глаза и поры на Его коже описаны в этом стихе как различные части Вед. Таким образом, Господь является олицетворением ведических гимнов, в частности мантры Гаятри.

 

ТЕКСТ 36

срак тунда асит срува иша насайор

ишодаре чамасах карна-рандхре

прашитрам асйе грасане грахас ту те

йач чарванам те бхагаванн агни-хотрам

срак - жертвенное блюдо; тунде - на языке; асит - находится; срувах - другое жертвенное блюдо; иша - о Господь; насайох - ноздрей; иша - блюдо, с которого едят; ударе - в животе; чамасах - еще одно жертвенное блюдо; карна-рандхре - в ушных отверстиях; прашитрам - блюдо, которое называют блюдом Брахмы; асйе - во рту; грасане - в горле; грахах - блюда сома; ту - но; те - Твой; йат - тот, который; чарванам - жуя; те - Твой; бхагаван - о мой Господь; агни-хотрам - то, как Ты ешь через огонь посвященных Тебе жертвоприношений.

 

О Господь, Твой язык - это одно жертвенное блюдо, а ноздри - другое жертвенное блюдо, в Твоем животе находится жертвенное блюдо, с которого едят, и еще одним жертвенным блюдом являются Твои уши. Твои уста - это жертвенное блюдо Брахмы, горло - жертвенное блюдо сома, а все, что Ты жуешь, называют агни-хотрой.

КОММЕНТАРИЙ: Веда-вади утверждают, что не существует ничего выше, чем Веды и описанные в них жертвенные обряды. Не так давно в своем обществе они установили порядок, согласно которому все его члены должны ежедневно совершать формальные жертвоприношения; они просто разводят небольшой костер и предлагают огню все, что им заблагорассудится, при этом они пренебрегают правилами и предписаниями Вед, которые строго регламентируют процедуру совершения жертвоприношений. По правилам, для проведения жертвоприношений необходимы различные блюда: срак, срува, бархис, чатур-хотра, ида, чамаса, прашитра, граха и агни-хотра. Без неукоснительного соблюдения этих правил, жертвоприношение не принесет никаких результатов. В нынешнюю эпоху практически невозможно совершать жертвоприношения по всем правилам. Вот почему в век Кали подобные жертвоприношения запрещены; в этот век Веды предписывают людям совершать исключительно санкиртана-ягью. Когда Верховный Господь воплощается, Его называют Ягьешварой, и тот, кто не почитает воплощения Господа, не способен должным образом совершать жертвоприношения. Иными словами, принимая покровительство Господа, служа и поклоняясь Ему, человек тем самым совершает все жертвоприношения. Как объясняется в данном стихе, разные жертвенные блюда соответствуют различным частям тела воплощения Господа. В Одиннадцатой песни «Шримад-Бхагаватам» ясно сказано, что люди этого века должны совершать санкиртана-ягью. Совершая санкиртана-ягью, они доставят удовольствие Господу, воплотившемуся в образе Шри Чайтаньи Махапрабху. Поэтому тот, кто действительно хочет достичь результата ягьи, должен неукоснительно выполнять данное предписание.

 

ТЕКСТ 37

дикшануджанмопасадах широдхарам

твам прайанийодайанийа-дамштрах

джихва праваргйас тава ширшакам кратох

сатйавасатхйам читайо 'саво хи те

дикша - посвящение; ануджанма - духовное рождение, или повторное воплощение; упасадах - три вида желаний (взаимоотношения, деятельность и высшая цель); ширах-дхарам - шея; твам - Ты; прайанийа - после получения результатов посвящения; удайанийа - заключительные обряды желаний; дамштрах - клыки; джихва - язык; праваргйах - предшествующие действия; тава - Твоя; ширшакам - голова; кратох - жертвоприношения; сатйа - нежертвенный огонь; авасатхйам - жертвенный огонь; читайах - совокупность всех желаний; асавах - дыхание жизни; хи - несомненно; те - Твое.

 

Более того, о Господь, Твои повторяющиеся пришествия суть желание всех видов посвящения. Твоя шея - обитель трех желаний, а Твои клыки - результат духовного посвящения и исполнение всех желаний. Твой язык - это деятельность, предшествующая посвящению, голова - жертвенный и нежертвенный огонь, а Твои жизненные силы являются совокупностью всех желаний.

 

ТЕКСТ 38

сомас ту ретах савананй авастхитих

самстха-вибхедас тава дева дхатавах

сатрани сарвани шарира-сандхис

твам сарва-йаджна-кратур ишти-бандханах

сомах ту ретах - Твое семя - это жертвоприношение сома; саванани - обряды, совершаемые по утрам; авастхитих - различные стадии роста тела; самстха-вибхедах - семь видов жертвоприношений; тава - Твои; дева - о Господь; дхатавах - такие части тела, как кожа и мышцы; сатрани - жертвоприношения, проводимые в течение двенадцати дней; сарвани - все они; шарира - телесные; сандхих - суставы; твам - Твоя Милость; сарва - все; йаджна - жертвоприношения асома; кратух - жертвоприношения сома; ишти - высшее желание; бандханах - привязанность.

 

О Господь, Твое семя - это жертвоприношение сома-ягья. Твой рост - обряды и ритуалы, совершаемые по утрам. Твоя кожа и осязание - это семь элементов жертвоприношения агништома. Суставы Твоего тела символизируют все прочие жертвоприношения, проводимые в течение двенадцати дней. Таким образом, Ты являешься целью всех жертвоприношений, и только тот, кто совершает ягьи, может заслужить Твою благосклонность.

КОММЕНТАРИЙ: Всем хранителям ведических традиций надлежит регулярно совершать семь видов ягий, которые называются агништома, атйагништома, уктха, шодаши, ваджапейа, атиратра и апторйама. Тот, кто регулярно совершает эти ягьи, может достичь Господа. Однако считается, что каждый, кто связан с Господом посредством преданного служения, уже совершил все жертвоприношения.

 

ТЕКСТ 39

намо намас те 'кхила-мантра-девата-

дравйайа сарва-кратаве крийатмане

ваирагйа-бхактйатмаджайанубхавита-

джнанайа видйа-гураве намо намах

намах намах - склоняемся перед Тобой; те - Тобой, которому поклоняются; акхила - всеобъемлющими; мантра - гимнами; девата - Верховный Господь; дравйайа - перед всеми принадлежностями, необходимыми для совершения жертвоприношений; сарва-кратаве - перед всеми видами жертвоприношений; крийа-атмане - перед Тобой, высшей формой всех жертвоприношений; ваирагйа - отречение; бхактйа - в процессе преданного служения; атма-джайа-анубхавита - которое постигают, обуздав ум; джнанайа - подобное знание; видйа-гураве - высший духовный наставник, открывающий живым существам все знание; намах намах - я снова склоняюсь в глубоком почтении.

 

О Господь, Ты - Верховная Личность Бога, и живые существа поклоняются Тебе, вознося всеобъемлющие молитвы, исполняя ведические гимны и совершая жертвоприношения. Мы в глубоком почтении склоняемся перед Тобой. Постичь Тебя можно лишь чистым умом, свободным от всякой - видимой и невидимой - материальной скверны. Мы в глубоком почтении склоняемся перед Тобой, высшим духовным наставником, который открывает живым существам науку преданного служения.

КОММЕНТАРИЙ: Чтобы заниматься бхакти, или преданным служением Господу, преданный должен очиститься от всей материальной скверны и избавиться от всех материальных желаний. Такую свободу от желаний называют вайрагьей, или отрешенностью от материальных привязанностей. Тот, кто практикует преданное служение Господу, следуя всем регулирующим принципам, постепенно избавляется от материальных желаний и, достигнув такого чистого состояния ума, постигает Личность Бога. Пребывая в сердце каждого живого существа, Верховный Господь Сам ведет преданного по пути чистого преданного служения, помогая ему в конце концов получить возможность непосредственно общаться с Ним. Подтверждение этому мы находим в «Бхагавад-гите» (10.10):

дадами буддхи-йогам там йена мам упайанти те

«Тому, кто неустанно с любовью и верой занимается преданным служением Господу, Господь дает разум, позволяющий ему в конечном счете достичь Всевышнего».

Мы должны обуздать свой ум, и сделать это можно, совершая ведические обряды и жертвоприношения. Конечной целью всех этих обрядов является достижение бхакти, или преданного служения Господу. Не обладая бхакти, невозможно постичь Верховную Личность Бога. Таким образом, все ведические обряды и жертвоприношения совершаются только для того, чтобы умилостивить изначальную Личность Бога или одну из бесчисленных экспансий Вишну.

 

ТЕКСТ 40

дамштрагра-котйа бхагавамс твайа дхрита

вираджате бхудхара бхух са-бхудхара

йатха ванан нихсарато дата дхрита

матан-гаджендрасйа са-патра-падмини

дамштра-агра - острия клыков; котйа - концами; бхагаван - о Личность Бога; твайа - Тобой; дхрита - поддерживаемая; вираджате - прекрасная; бху-дхара - о поднявший Землю; бхух - Земля; са-бхудхара - с горными хребтами; йатха - подобно; ванат - из воды; нихсаратах - выходящего; дата - бивнем; дхрита - сорванный; матам-гаджендрасйа - разъяренного слона; са-патра - с листьями; падмини - цветок лотоса.

 

О Ты, поднявший Землю, Земля с ее многочисленными горами покоится на Твоих клыках, прекрасная, как цветок лотоса в обрамлении листьев, сорванный разъяренным слоном, который выходит из воды.

КОММЕНТАРИЙ: Мудрецы восхищаются здесь счастьем, выпавшим на долю Земли, которую держит Сам Господь. Они воздают должное красоте Земли, сравнивая ее с красотой лотоса, который держит в хоботе купающийся слон. Земля с ее горными хребтами, покоившаяся на клыках Господа Вепря, была так же прекрасна, как лотос в обрамлении листьев.

 

ТЕКСТ 41

трайимайам рупам идам ча саукарам

бху-мандаленатха дата дхритена те

чакасти шрингодха-гханена бхуйаса

кулачалендрасйа йатхаива вибхрамах

трайи-майам - олицетворенные Веды; рупам - форма; идам - эта; ча - также; саукарам - вепрь; бху-мандалена - планета Земля; атха - сейчас; дата - на клыках; дхритена - покоящаяся; те - Твоих; чакасти - блестит; шринга-удха - покоящимися на вершинах; гханена - облаками; бхуйаса - еще величественнее; кула-ачала-индрасйа - великих гор; йатха - подобно; эва - безусловно; вибхрамах - украшение.

 

О Господь, когда остриями Своих могучих клыков Ты поднял Землю, Твое трансцендентное тело стало таким же прекрасным, как горные вершины, окутанные облаками.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь следует обратить внимание на слово вибхрамах. Одно из значений слова вибхрамах - «иллюзия», а другое - «красота». Когда облако опускается на вершину горы, кажется, будто гора держит его, и при этом само облако становится необыкновенно красивым. Аналогичным образом, Господу незачем подпирать Землю клыками, но, когда Он держит ее, Земля становится еще прекраснее, точно так же, как Сам Господь становится еще прекраснее благодаря присутствию на земле чистых преданных. Хотя Господь является трансцендентным олицетворением ведических гимнов, Он стал еще прекраснее, когда поднял Землю.

 

ТЕКСТ 42

самстхапайаинам джагатам са-тастхушам

локайа патним аси матарам пита

видхема часйаи намаса саха твайа

йасйам сва-теджо 'гним иваранав адхах

самстхапайа энам - поднять Землю; джагатам - и движущиеся; са-тастхушам - и неподвижные; локайа - чтобы дать им приют; патним - супруга; аси - Ты являешься; матарам - мать; пита - отец; видхема - мы приносим; ча - также; асйаи - матери; намаса - почтительные поклоны; саха - вместе; твайа - с Тобой; йасйам - в которую; сва-теджах - Своей энергией; агним - огонь; ива - подобно тому, как; аранау - в дощечках арани; адхах - вложил.

 

О Господь, чтобы дать приют всем своим обитателям - движущимся и неподвижным - Земля стала Твоей женой, а Ты взял на Себя роль верховного отца. Мы в глубоком почтении склоняемся перед Тобой и матерью-землей, которую Ты наделяешь Своей энергией, подобно тому как искусный жрец разводит огонь в дощечках арани.

КОММЕНТАРИЙ: Так называемый закон всемирного тяготения, который удерживает планеты в космическом пространстве, назван здесь энергией Господа. Этой энергией Землю наделяет Господь, подобно тому как искусный жрец-брахман с помощью ведических мантр разводит огонь в дощечках арани. Благодаря этому мир становится пригодным для жизни как движущихся, так и неподвижных живых существ. Обусловленные души, населяющие материальный мир, попадают в лоно матери-земли так же, как мужское семя попадает во чрево матери. Представления о Господе и Земле как об отце и матери сформулированы в «Бхагавад-гите» (14.4). Обусловленные души беззаветно преданы матери-родине, той земле, где они появились на свет, но не знают, кто является их отцом. Мать не способна произвести на свет ребенка без помощи отца. По аналогии с этим, материальная природа не способна производить на свет живые существа без помощи верховного отца, Верховной Личности Бога. «Шримад-Бхагаватам» призывает нас почтительно склониться перед матерью и Отцом, Верховным Господом, ибо только Отец оплодотворяет мать всеми энергиями, которые питают и поддерживают живые существа - движущиеся и неподвижные.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.