Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КАТЕГОРИЯ СПОСОБА ПРОИЗВОДСТВА В МАРКСИЗМЕ.



№97. КАТЕГОРИЯ СПОСОБА ПРОИЗВОДСТВА В МАРКСИЗМЕ.

Общество, как и природа развивается по объективным законам, Внимание акцентируется на экономике, т.к. основной силой исторического развития является потребность, но любая потребность сопряжена с трудовой деятельностью. Анализ общества начинается с экономической сферы. На каждом отрезке экономического развития имеется определенный способ производства, состоит из производственный сил и производственных отношений. Производственная сила: чел, орудия труда, результат и предмет труда. Производственные отношения возникают у людей по поводу производства. Производственные силы имеют больший темп, чем производственные отношения. Когда производственные силы соответствуют производственным отношениям, то гармония, но если увеличение производственных сил не сопровождается увеличением производственных отношений возникает противоречие – диссонанс, разрешение: реформы или революция. Изменение производственных отношений ведет к изменению способа производства. По Марксу развитие исторического процесса – формационный подход. 1ая стадия - первобытнообщинная, соответствует первобытнообщинному сп пр-ва, заменена рабовладельческим, первобытнообщинный строй превращается в рабовладельческий, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Смена одной формации другой, развитие идет от более низких стадий к высоким.

№98. СУЩНОСТЬ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ИСТОРИИ. Смотри 97.

№99. ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ.

Проследим как изменяется образ человека в философии: у Сократа чел – нравственное существо, главное у чел – это душа, она понимается как разум, как мыслящая активность, именно она позволяет человеку жить по законам морали, надо заботиться о душе, познай самого себя; у Аристотеля – чел общественное животное, главное его свойство общение, положение человека определяется его собственностью, по природе или раб, или господин, в средневековье господствующей формой общественного сознания была религия, совершенствование человека предусматривает его обращение к богу, вера превосходит разум, высшая моральная ценность – любовь к Богу, высшее благо – познание Бога (Августин, Фома Аквинский); в центре внимания философии Возрождения оказывается человек, главным предметом философского исследования является человеческое бытие, антропоцентристское мышление, формировании идеала человека, включает в себя: самостоятельность человека, всестороннюю образованность, целеустремленность, чувство гордости и чести, самосознание, способствующее становлению новой общественной позиции, возросла ценность отдельного своеобразие и уникальность человека сформировала такое понятие личности, которое включало в себя не только способность различать добро и зло и поступать в соответствии с этим разграничением, но и нести ответственность за свои поступки; иррационализм Ницше – в центре его фии - воля к власти – это тяга к самоутверждению в формах искусства, морали, религии и науки. Сверхчеловек – это сильная личность, свободная от морали, смирения, покорности, открыто тянущейся к злу как единственной созидательной силе; современная философия Фрейдом, Помимо сознания человеческая психика содержит и бессознательное, что бессознательное не порождается бытием, оно само есть бытие. Главным среди влечений является сексуальное влечение ЛИБИДО. Бессознательное у Фрейда имеет сложный состав и складывается из унаследованных психических образований, аналогичных инстинкту животных, из всего того, что было вытеснено из сознания в течение жизни. В бессознательное входят: "Я"- это область сознательного; "сверх - Я" - это совокупность, перенесенных вовнутрь психики индивида социально-значимых идеальных принципов, регуляторов; "оно" - это невидимый для внешнего наблюдения "микромир" бессознательного. Культура есть результат способности сексуальной энергии к сублимации, т.е. переводу энергии сексуального импульса на несексуальные объекты. Фрейд сформулировал структурную концепцию личности. Согласно этой концепции, сознательное "я"/эго/ выступает как поде борьбы, с одной стороны, сферы бессознательно-биологических влечений и желаний /"оно" - ид/, а с другой, -требований общества и условий культуры /"сверх - я" - супер - эго/; у экзистенцианалистов гл проблема – отчуждение чел от общества, смысл фии заключается в том, чтобы помочь чел , охваченному трагическими умонастроениями, искать и находить собственное я. Хайдигер смысл бытия понимал, как чел существование, Камю – абсурдность человека, она находит выражение в бунте, в к. чел пытается найти выход из сложившегося положения., Сартр – человек делает сам себя, обретает свою сущность, уже существуя.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.