Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Елены Ивановны Рерих 7 страница



 

11/2. Радуга перемен над Россией. Судьбы многих печатью опечатаны. Явление России сметёт преграды с пути. Рождение нового человека завершается явлением Апофеоза России. Лучший Рок над полями Страны Моей. Глубока смута. Новое идёт в сверкании молнии.

 

18/2. Ждите весть с Родины. Многоустная молва несёт слово о явленном сдвиге. Хочу порадовать вас. Летит птица Сирин[172]. Летит новое уложение, новое переустройство. Явите понимание.

 

24/2. Великое уложение началось. Сдвиги велики. Примечайте уход ярых душ. Явление пахтания явилось роковым для многих. Для многих тяжела десница Рока.

Великое искупление пережил народ. Но пора отбросить басни, явленные толпам, иначе народ упадёт в невежество, уявленное как Последний День. Пора понять значение момента. Через три дня увидите знаки.

 

3/3. Люди стремятся к справедливости, но всё дальше отходят от неё. Путь справедливости узок, подобно острию меча. Даже малая несправедливость рушит большие дела. Не думайте, что люди не чуют справедливости, но часто личное туманит взор их. Явление несправедливости на Родине ярит толпы, но самообольщённый не видит бездны; капля может быть тяжела; рушение ужасно, не знают меры; полноценные глупцы украшают горизонт, подобно свету уличного фонаря, но всё это лишь тени!

 

Страница 37 об.

--------------------------

 

10/3. Польза явлена, но какой ценой! Урок кровавый запечатлелся на Век. Ворох событий бежит. Гонец новость везёт. У Удраи внутреннее напряжение нужно избежать. Завязался трудный узел. По справедливости Удрая мог рассчитывать на комнату в старом доме и уже, конечно, на шкаф. Не забудем Монгола. Дело не просто помощь ближнему, но имеет государственное значение. Россию погонят из занятых ею областей. Уже вижу тень заговора, но нужно это пресечь. Родина шагнёт далеко под вой сладкоречивых друзей. Нужно, нужно повернуть руль, потому не упустите подготовиться.

 

17/3. Луч Света играет на вершине Моей. Далеко видна цепь событий. Причудливо, стройно вырастают очертания явления Будущего; подобно клубам мглы летят они. Сумно[173] накануне нового продвижения. Нужно, нужно тот узел разрубить. Явите мудрое устремление. Явите мужество, когда позовут. Не отвергайте подвига завершения.

 

24/3. Голос Сергия зовёт на Руси. Разве отступите перед Начертанным? Воя Моя, соберите знаки и укрепитесь духом, перечтите ступени. Много ли осталось? Явите подкрепление друг другу. Явите простоту, суровость подвига. Не для нас растление роскоши. Призывно говорю. Ждите явления ужасного и благостного. За углом истории стоит Некто, высоко поднят бердыш; крушить велено. Пламя рдеет над чашей подвига. В грозный, но прекрасный час зову.

 

31/3. Ушёл Стержень, (Шапошников[174]), но машина ещё работает. Увур принялся за своё заплечное дело. Тяжким пологом легла обида великая на Руси. Много ярых душ, знавших мечту о Родине, уйдут, но Некто стоит за занавесью. Он не несёт венца мученического, ибо суждено ему поразить тьму. И ещё скажу – бойтесь попустительства, весь мир тлеет в попустительстве. Не дайте тьме приблизиться. Явите твёрдость. Явите значимость. Явите распознание. Нелегко явление этого месяца, но нет тревоги для вас.

 

7/4. Увидите свет скоро. Множество вестей, но умейте распознать настоящее. Конечно, надо думать о грядущем. Явите готовность перед наступающим годом. Явление накопления заканчивается, начинается явление действия. Помните указанное – нужно явить разумение надвигающегося шквала. Но храните единение, ибо много явлений раздражения, явите мудрое молчание. Много сказок услышите, но явите знание пути.

 

13/4. Смерть Рузвельта.

 

28/4. Отчуждение плотно вошло в среду народов. Лисьим хвостом не замести узор разложения. Трубный глас зовёт, но уши не воспринимают его. Нет среди теней живого человека. Умирание прошлого является знаком времени. Тончайшая грань отделяет людей от новых переустройств. Из глубин явлен вихрь, несёт очищение от смрада разложения. Идём в Бой.

 

Страница 38.

--------------------------

 

5/5. Вижу фитиль; бежит пламя по нему. Ту тьму надо поразить. Летит весть, готовьтесь. Храм на Горе обозначен. Явлена печать Мира. Четверо ушло, двое идут ко грани своей. Явлена купель огненная ярым духам. Рождается новая ступень. Спокойно и достойно взойдём.

 

7/5. Капитуляция Германии.

 

12/5. И за Пятым стоит страж надгробный. Смена декораций. Смутно на душе. Не будем отрицать ущерба в связи с легендой о Христе Иисусе, недруги широко накинули тень на вашу целостность[175]. Хотел бы видеть вас в России. Издревле у Нас обычай спрашивать перед испытанием – готов ли? Теперь наступает время. Явлено два Срока, один – зимний, другой – на втором году. Могу послать всех или одного. Удрая на перепутье. Один путь – военно-политический, другой – учёного. На одном – Россия, на другом – Бенарес.

 

19/5. Велика сложность. Побеседуем о пути. Правильно замечаете признаки стеснённости. Они указывают приближение срока явленного. Долго пришлось ждать. Из вас четырёх труднее пришлось Удрае. Стремлюсь послать его ловить судьбу означенную. Кто сказал, что будет легко? Подвиг всегда труден. Явлено новое обстоятельство. Как всегда, перед гранью встаёт иной путь, путь книжный на берегу священной реки[176]. Мы ждём решения духа. Не говорите о плане с новой подругой. Не являйте откровенности с украинцем, рождается новый час.

 

26/5. Утеснения ведут к взрыву, потому бойтесь утеснять. Правитель должен предвидеть нарастание явления утеснения. Не может быть порядка, по которому одни являют скорость развития, а другие пребывают в ожидании. Явление Мира подобно возничему, который пустил одного коня, а другого сдерживает – катастрофа неминуема. Явление равновесия охраните. Много сложного предстоит, но найдите стезю верную. Явите устремлённость и не упустите возможности. Пора, пора явить дерзание.

 

2/6. Вижу события за углом. Хочу видеть вас подготовленными, но храните молчание. Пусть ничего не выйдет из четырёх стен. Для новоявленных родственников[177] вы искатели Надземного. Снова Удрая спрашивает – куда? – Отвечаю – в Россию. Нужно решить и остальным – пафос ли русский или созерцание Индии? Кто сказал, что теснина легка? Но не утруждайте проход через неё. Чую, некто задумал ещё утеснить. Решим по справедливости. У Удраи русская душа рвётся на степное раздолье, ко степному граду указанному. Хочу шепнуть – Урусвати, пора, пора!

И ещё скажу о пути военно-политическомимеет значение лишь в ближайшие два года, затем отгремят громы, и мир погрузится в болото разложения. Россия же будет строиться. Путь этот небезопасен, но кто боится, тому по нём не ходить. Сейчас же остерегайтесь новых наскоков. Явите спокойствие.

 

Страница 38 об.

--------------------------

 

9/6. Дгул Нор знал путь указанный – так будет, так указано на скале. Но не утруждайтесь тесниной, действуйте по справедливости в полном сознании явленного будущего. Сами видите, как знаки будущего пробиваются и улавливаются посторонними, но храните молчание сугубое. Бдение заповедано. Но много солнц взойдёт, и даль откроется.

 

16/6. Происходящее характерно для теснины. Фуяма прав – золото и червонец притягивают людей. Некоторые удивляются, что Я как бы увожу Удраю отсюда, но Я хочу поставить его на ноги. Л[юмоу] почитает Удр[аю] препоною и не верит в план. Мы не любим спорить и убеждать, но много Солнц взойдёт, и встанут знаки Грядущего.

Не надо тосковать об отчуждённости среди близких. Удрае путь носорога на Родине[178]. Ткём явленную, странную стезю, уже вижу, уже читаю Лист, идущий к Вам.

 

23/6. Сами видите, как приходящие несут вам подтверждение. Истинно, час грядёт, но не говорите за общим столом. Лучше пусть не думают о зубцах Китая. Не утруждайте ламу дымом соседа. Явите спокойствие наскокам. Знаю теснину: перед выходом на простор поток особенно бурен. Но Увура часы сочтены. Тяжким пологом ложится ожидание. Саван осенних листьев – последний Аккорд Мрака.

 

30/6. Люм[оу] обуян самоутверждением. Не знает смысла добролюбия. На Миру легче ему. Явление разнообразия влечёт его. Явление ритма тяжко ему. Стоите на пороге Нового Завета. Теснина не по душе Удрае, но и это испытание нужно. Не ради испытания говорил о Буддийском Центре при покойном Институте, но ради облегчения пути будущего. Явление насыщения пространства, явление заложения основания новой ступени. Помогите сохранить фрагменты плана. Ведь Увур уходит. Явление носит грозный характер. Шестеро собираются сесть на его место. Смотрите, как лучезарен Восток!

 

7/7. Умейте различать между указанным и допущенным. Умейте ловить подходящие возможности, узор может не повториться. Явите дерзание. Явите пристальное внимание. Будьте подобно барсам перед прыжком. Откровенно скажу – Меня тревожит состояние духа Удраи. Теперь видите значение Буддийского Центра здесь, при Институте, но лучший рок не состоялся. Теперь ту горечь нужно лечить. Советую не поднимать разговора о комнате в старом доме Института, иначе нарвётесь на злое явление. Предвижу перемену для Удраи, но явление осенней росы принесёт явление новое, иначе отпустите сына в Сикким окончить работы – Историю Буддизма и Словарь, но думаю, осень явит знаки. Перед вами два срока: один – месячный, другой – двухлетний. Нужно явить находчивость. Нужно явить находчивость и не упустить срока. Первый срок – Наш, второй – убоявшихся.

 

Страница 39.

--------------------------

 

14/7. Суровое время идёт на Мир. Встречный ветер силён. Нужно явление твёрдости. Многие шары летят. Симла[179] запуталась в явленном силке, потому лучше кружным путём искать путь на Север. Явление ярой Англии нарастает. Урусвати права – лучше обозначить возможности, не являя раздражения и разногласия. Укажу на соизмеримость поступков и речений, но время кратко. Сами видите – части плана звучат в чужих устах.

 

21/7. Сохраняйте спокойствие. Кто сказал, что Монсун полезен. Явление раздражения кожи и оболочек характерны для него. Явление расслабления было известно ещё в древности, потому Йоги уходили за горы. Явление Севера поможет Вам. Мы ткём дорогу. Мы озабочены изысканием средств, но храните спокойствие. Увур не замечает шутовского Колпака на себе; значит, близка развязка. Собирайте мысли о Будущем. Мир призраков не для вас.

 

4/8. Великая грань. Чую исход ярый. Много предчувствий, много озираний, много явленного трепета, но скажу Вам – Наш поезд замедляет ход, скоро прибытие, огни встречные горят. Явление Кармы стоит над Миром. Ложно думают о Стране Моей. Ярким пламенем горит то уложение. Момент ухода перед ним. Часы бьют последний раз. Мы зорко всматриваемся – весть бежит. Молва идёт. Пора на труд, грозный и благословенный.

 

8/8. Россия объявляет войну Японии.

 

1178/. Хвалю за решимость. Телеграмма произвела впечатление; в кулуарах говорят о ней. Ждите развёртывания событий, но сохраняйте спокойствие. Охраните У[русвати] от семейных наскоков. Лучше идти стороною. Явите понимание соизмеримости. Не ждите Манны Небесной, но помните заповедь – «ногами и руками человеческими».

 

18/8. Храните дружбу к явленным Индусам. Японское столкновение не было лишь красивой мечтой, но часто, очень часто кармические нити, и личные, и групповые взаимно влияют друг на друга и многие явления тускнеют, так и сейчас небольшое нерадение упустило момент, но явит путь новое пламя. Обратите внимание на древний путь арийцев, по нему пойдут русские сапоги. Явите понимание и красоту молчания. Шар событий летит мимо вас. Птица вестник вьётся над вами.

 

25/8. Хотел бы видеть вас на пути[180], но мышление Москвы нелегко поддаётся внушению. Малое знание боится представителей прошлой России, и в этом они скалоподобны. Что же, придётся повернуть руль. Смена декораций необходима.

Почему потускнело видение Тибета? Знаю, нелегко топтаться на месте явленному учёному. Уже давно говорил, что «История Ушедших Племён» откроет двери на Россию, потому советую сосредоточиться на ней, оставив Тибет до лучших времён[181]. Но если бы были средства, можно проехать в Сикким, закончить Историю Буддизма. На родине нужен совет историка, метафизика лишь пугает. Не ушли

 

Страница 39 об.

--------------------------

 

дальше факиризма. Но подари Мне осень, опавшие листья могут принести решение.

 

1/9. О напутствии Слово Моё сегодня. Трепетно и просветлённо примите весть. Рушение и становление явлены в сверкании молний. Не об угрозах думаем. Корабль выходит в море. Надо крепить паруса. Помогите сыну светло войти в будущее. Знаю ту лютую тоску. Дух чувствовал, но не осознавал идущий мимо поток событий! Тяжкое слово – «не свершилось». Явите мудрую подвижность. Кто отрицал значение «Трипитаки»? Конечно, нельзя строить без основ. Ту куцую постройку надо исправить. Явите понимание – либо книга к учёному, либо учёный к книге. Через два месяца снова побеседуем, снова на эту тему. Обратите внимание на слова ламы, не шептание слуг, но наблюдение тонкого наблюдателя. Проходя теснину, нужно уметь устоять от ветра. Теперь заготовьте фотографии.

 

8/9. Густы тучи над миром. Не думайте, что мир состоялся. Увур хочет мира. Зыблется стержень его власти; уже знает наступление конца, но люди ещё не видят уявленной гибели. Указанные сроки, как огни, мерцают. Теперь сохраните равновесие, не допускайте ярых явлений. Но сумейте охранить предел разумности. Мы сами следим за узлом в доме, но молчание явленное сохраните.

 

15/9. Те Мои знаки разумейте. Явите понимание. Явите понимание пределов. Сохраняйте спокойствие. Явите мудрое молчание. Явите равнодушие к событиям перед новыми людьми. Не говорите за столом о ваших терзаниях. Сумейте охранить ваш очаг от разложения. Явите чувство меры, не допускайте теснину явить единение и умейте установить стезю справедливости. Да, некоторое время нужно проявить мудрую осторожность. Ушей много и маятник языка широко качается. Увидишь, лучше сдержанность. Сама начнёт спрашивать. Явит интерес ко многому.

 

29/9. Устремитесь к подготовлению подвига. Не много солнц, не много солнц осталось. Тризна великая подготовляется на Руси: тот курган Мамаев и Красное калмыцкое копьё на нём! Явление поворота страницы Истории. Тот орлиный клёкот далеко слышен. Устоим в бурю, но надо, надо подвиг освятить.

 

6/10. Письмо летит. Среди серой мглы явлен луч тебе. Речём – подвиг на том берегу ВОЛГИ. Явлено будет решение великое. Станут на смерть сыны степей. Пусть кречет принесёт великую весть. Капля последняя упала в чашу терпения. Явление это как драгоценный алмаз. Молитвенно примите весть. Прильнём ухом к земле, услышьте гул, подобный морю. Океанская РУСЬ идёт к завершению.

 

13/Х. Бежит конь. Сполох лёг над Моей землёй. Ту легенду сохраните сердцем. Учуйте знаки наступающие. Явите мужество и непреклонность. Явление творческого умирания нужно остановить, но нужна новая искра и возможность творить,

 

Страница 40.

--------------------------

 

об этом подумаем и побеседуем в назначенный срок.

 

20/10. Тропа явлена. Увидите Свет. Не думаете, что срок отойдёт снова. На свитке событий стоит точка; и мерцания уже не видно. Явление разложения на последней ступени. Нужно, нужно весть принять. Скоро звенья цепи станут явными. Три символа укажу Удрае: первый символ – книга; второй символ – казачий клинок; третий символ – Конь. Не яви небрежения им. Не соблазнись мягким пологом и тёплым углом. Ветры пусть веют иную молву.

 

27/10. Судороги зверя могут быть жестокими. Последние дни, последние часы. Чаша искупления стоит над страной. Ослепительно сияние, и вы внимайте явлению. Картина потрясающая! Истинно, явление Владыки Мира!

 

10/11. Ждём, ждём. Медленно подходит стрелка на часах Кармы. Лавина гнева и мудрое спокойствие немногих избранных. Куликово поле[182] – предрассветный час!

 

24/11. Пылает пожар над Москвою. Лютый страх холодит сердца. Зыблется твердь роковая. Не знают, где зов. Помните СЕМЁРКУ в числе дня. Лучший и величавый час! Наш корабль идёт к устью, уже треплет ветер с простора. Явите крепость решения, явите ясность устремления в этот час предрассветный. Много, много перемен; кличет Сирин-птица у нашего окна. Устоим в бурю. Путь ваш лёг на ту северную гору[183]. Путь степной некому из вас означен.[184]

 

1/12. Клёкот орлиный над Землёю. Некто говорит о годах и месяцах, Мы же говорим о неделях и днях. Легко понять Нашу страду. Нас часто спрашивают: «Почему не свершилось то или иное указанное?», ответ: «Чудес нет, Мы лишь умножаем энергию человека и ставим вехи, потому Нам нужно возмущение духа». Снова поник Удрая, теснина рвёт покровы духа. Разве не предвидели долгую стоянку на Гималаях? Разве не указывал научный Институт, но скоро порешили закрыть его и не приняли Моих советов. Теперь не время обсуждать ошибки прошлого. Лучше думать о близости нового решения. На родине два пути: один – на берегу реки Невы у стен Академии, другой – военный, хотя трудный. Но за спиной маршала Русью пахнет. Но бойся Иностранного Ведомства, там злые люди. Советую начать подготовку сбора. Тот ковчег нелегко перевести. Нужно время и готовность.

 

8/12. Смотрите – вот оно началось. Знаки Кармы стоят перед глазами. Велика грань пододвинувшаяся, но храните стезю неуклонно. Шире идите, шире охватывайте все возможности; решите новую ступень, устраняйте недочёты, явите мудрое понимание пути каждого из вас, стоим у порога.

 

Страница 40 об.

--------------------------

 

15/12. Спешим с решениями до новой Луны. Рой событий над нами. Широк путь к Полярной звезде. Уже вижу оскал новый. Уже знаем черноту над центром блуда. Явят коварство и неразумие, но некто за углом ждёт своего часа. Клубится серая мгла. Не являет Мир ступень созидания. Рушение начертано на их Знамени. Сложная песня, но нужно путь обозначить.

 

***

 

Тетрадь 363 [1929–1949. Выписки из Бесед с Учителем на разные темы. Машинопись, рукопись] // Собр.: Записи Е.И.Рерих (1940–1950-е). Под ред. А.В.Владимирова. Интернет-публикация – 02.07.2019, вер. 2.1.

 

А.В.Владимиров:

сайт – http://vav.ru/vav/

почтовый адрес – vav1vav@mail.ru


[1] Фрагмент на стр. 1–4 присутствует в отредактированном виде в машинописи: Тетрадь 203 («Космогонические записи», часть I). Там же ему дан подзаголовок «Мироздание».

[2] Ткань Владыки и Урусвати.

[3] Братья и Сёстры Белого Братства.

[4] в Тетр. 203 – «Космическое сотрудничество».

[5] так в Тетр. 203.

[6] так в Тетр. 203. В Тетр. 363 фраза исправлялась и буквально звучит: «луч мыслящего сознательного существа энергии».

[7] в Тетр. 203, с.178: «Но ярая сияющая, самозарождающаяся, самопроизводная ткань сотрудничает только с сознательно направленной мысленной энергией».

[8] Кама, Любовь, высшее астральное тело, материя Люцида.

[9] Фрагмент на стр. 5 и 5об присутствует в Тетр. 200 и в Тетр. 367. Заголовок принадлежит нам.

[10] Над строкой и под строкой несколько слов неразборчиво. В другой редакции написано: «[1949 г.]. Ментальное тело скорее развивается без двойника. Ярое ментальное тело соткано из импульсов, уявленных страстным двойником с новым страстным телом, называемым, за неимением лучшего выражения, – эфирной оболочкой» (Тетр. 199, с.52).

[11] Новая Эра для Америки в 1922 – начало реализации через Рерихов в Америке Плана Махатм, одним из опорных элементов которого стал заложенный в 1922 Музей Н.К.Рериха в Нью-Йорке (в 1929 Музей переместился в Мастер Билдинг). В 1935 из-за предательства трёх американских сотрудников, а также негативного участия в этой истории Президента США и министра сельского хозяйства – План в части Америки, её позитивной роли, оказался обрушен.

[12] Дом Учителя – речь идёт о Мастер Билдинг – 24 (29)-этажном небоскрёбе в Нью-Йорке, построенном Н.К.Рерихом и Кругом американских сотрудников к 1929 по указанию Великого Владыки; здесь на первом этаже разместился также переехавший из прежнего здания Музей Н.К.Рериха.

[13] Щит Владыки – Знамя Мира, Указание о котором дал Великий Владыка. В данном месте идёт речь о кампании разъяснения задачи Знамени Мира по защите Культуры. Данную кампанию Владыка рекомендовал начать со стран Южной Америки, к чему и приступила в 1929 одна из участниц Американского Круга сотрудников Рерихов Франсис Грант, владевшая испанским языком.

[14] Люмоу – духовное имя Святослава Рериха.

[15] Лобзанг Мингюр Дордже – лама, знаток тибетской литературы, переводчик, профессор университета в Дарджилинге, сотрудник Ю.Н.Рериха, тибетский учёный и автор нескольких публикаций по тибетской грамматике. Упоминания о Ламе Мингюре, в том числе имеются указания Мингюру записать переданное через Рерихов, встречается в Беседах с Учителем, начиная с 1924.

[16] Генеральный Камень с Ориона-Сириуса, находящийся в Твердыне.

[17] Чаша Будды.

[18] Участок земли под усадьбой Рерихов в Наггаре.

[19] Ге́рберт Кларк Гу́вер (1874–1964) – 31-й президент США с 1929 по 1933 от Республиканской партии. В США после октябрьского биржевого краха 1929 начался тяжелейший экономический кризис, охвативший сначала всю Америку, а затем распространившийся и на многие страны Запада и получивший название – Великая депрессия.

[20] Институт «Урусвати», организованный Рерихами по указанию Великого Владыки и действовавший в Наггаре с 1929 до середины 1930-х.

[21] в машинописи: «значение».

[22] Генеральный Камень с Ориона-Сириуса – олицетворение явления духовно-энергетического Магнита Шамбалы как источника или устремителя планетарных изменений.

[23] Лобзанг Мингюр Дордже – лама, его имя встречается в Беседах с Учителем, начиная с 1924.

[24] Фрагмент в фигурных скобках полностью повторяет фрагмент на стр.12.

[25] обезьяны – англичане.

[26] Ряд фраз давался в порядке Диверсии. Этому было в нескольких Беседах с Учителем следующее объяснение: «…Многое скрыто от Сатаны. Он думает, что знает всё, но из осколков он получит самое измышленное представление. Но иногда будем говорить так, чтобы и он слышал, о таком разговоре будем предупреждать вас» (24.06.1933). «Нужно помнить, что не всегда можно [для Беседы] установить пространственную трубу. Нужно помнить, что когти недалеко, и потому будем бережны ко всему <…>» (14.08.1933), а на следующий день, в контексте пан-монгольской диверсии прозвучит: «На Монгольском Алтае, на Хингаре, на Камчатке множества угля. Так можно образовать целые государства и пропитать их своим же продуктом. Сегодня один из Братьев советовал – не может ли Америка арендовать для вас и Камчатку…» (15.08.1933), а на следующий день будет дано разъяснение, что предложение о покупке Камчатки у большевиков это диверсия (16.08.1933).

[27] Генри Эгард Уоллес (1888–1965) – политический деятель США, при президенте США Ф.Рузвельте министр сельского хозяйства (1933–1940) и вице-президент США (1941–1945). Уоллес стал сотрудничать с Рерихами, имея уже некоторый опыт духовного ученичества в Храме Человечества в Халсионе, в котором в 1931 получил официальный статус «ремесленника Храма». До Халсиона, с апреля 1925 Уоллес уже состоял членом Теософского общества. Первое знакомство с Музеем Рериха у Уоллеса произошло в апреле 1927 через Франсис Грант (участницу Американского Круга сотрудников Рерихов), а в июле того же года он стал членом Общества друзей Нью-Йоркского Музея Рериха. В дальнейшем помимо общего знакомства с деятельностью Музея Рериха Уоллес с 1928 вёл переписку со Святославом Рерихом касательно ботанических изысканий в гималайском институте «Урусвати», что было предметом его профессионального интереса в силу проведения им аналогичных личных исследований. В апреле 1933-го Франсис Грант впервые переговорила с министром Уоллесом о Знамени Мира. И уже 17 июня 1933 Уоллес пишет официальное письмо профессору Рериху, в котором заявляет о своей приверженности идеалам искусства и науки и поддерживает организацию встречи, чтобы обсудить идею Пакта Рериха. В начале июля 1933 Франсис Грант сообщила в Музей по телефону об аудиенции Уоллеса у президента: министр беседовал с Рузвельтом, который благосклонно принял информацию о Пакте Рериха, и Уоллес сказал, что «будет ждать встречи с Гуру» (Письмо Лихтман З.Г. – Н.К. и Е.И.Рерих 05.07.1933).

[28] При институте гималайских исследований «Урусвати», учреждённом Рерихами, вышло несколько номеров одноимённого журнала, посвящённых деятельности института.

[29] разбойники – коммунисты-интернационалисты СССР. Более подробно о понятии «разбойники» в текстах Бесед с Учителем см. в книге: Владимиров А.В. Русская революция и Махатмы. М., «Беловодье». 2014.

[30] Предстоящая поездка Н.К.Рериха в США в марте–апреле 1934.

[31] Сборник «Знамя Преподобного Сергия Радонежского», подготовленный Е.И.Рерих и вышедший в Риге в издательстве «Алтаир» в 1934 под авторским псевдонимом (Н.Яровская). В сборник вошёл очерк «Преподобный Сергий Радонежский Н.Яровской».

[32] Под «Монголией» в Беседах с Учителем условно нередко обозначалась коренная Россия, или Российская Азия.

[33] разбойники – московское правительство.

[34] Херио (Эррио, Herriot) – премьер-министр Франции (1932), лидер партии радикалов (с 1919). «Можно бы сказать Франции, пока Херио губит страну, нельзя ждать спасения, ведь он высокий сатанист» (Беседа 21.10.1933).

[35] Усадьба Рерихов.

[36] в оригинале – «дуновение».

[37] Посещение Рерихами в 1926, в рамках их трёхлетней Центрально-Азиатской экспедиции, Москвы и передача Н.К.Рерихом руководству страны Послания Махатм.

[38] Сергий Радонежский – одно из воплощений Владыки Мориа.

[39] Куликовская битва за освобождение от ига Золотой Орды, на которую Сергий Радонежский благословил русское войско.

[40] Модра – духовное имя Франсис Грант.

[41] друг – так в начале тридцатых в Беседах и в переписке именовался Генри Уоллес.

[42] Речь идёт о подготовке к проведению Третьей Международной Конвенции Пакта и Знамени Мира Рериха в Вашингтоне, которая состоялась 17–18 ноября 1933. Согласно официальным документам Конвенции её протектором стал министр сельского хозяйства США Генри Уоллес. В последующих мероприятиях, включая подписание 15 апреля 1935 в Вашингтоне Пакта Рериха, Уоллес значится как протектор Пакта Рериха.

[43] Знамя Мира и Пакт Рериха.

[44] Гущик Владимир Ефимович (1892–1947) – русский писатель-эмигрант, живший в Эстонии. Возглавлял русское литературное объединение при спортивном и культурно-просветительном обществе «Витязь» в Таллинне (Ревель). Пытался организовать Отделение Общества им. Н.К.Рериха в Эстонии.

[45] Ревель – старое название Таллинна.

[46] Лукин Феликс Денисович – (1875–1934), врач-гомеопат, первый председатель Латвийского общества Рериха.

[47] Радна – эзотерическое имя Зинаиды Фосдик (Лихтман).

[48] Речь идёт о последствиях неприятия миссии Рерихов, посетивших в 1926 Москву и принёсших предложение о взаимодействии Советского правительства с Белым Братством (Махатмами).

[49] Посол – Н.К.Рерих.

[50] приезд Н.К.Рериха в Японию. Последний срок для Японии, когда ещё для неё будет возможность пойти по правильному пути.

[51] Гитлер начал публиковать свою программную книгу «Майн Кампф» в 1925, и к середине 30-х идея германской экспансии на Восток только усилилась. Русский народ, славяне в целом, не попадали в его список избранных наций. О такой позиции Гитлера было общеизвестно. В «Майн Кампф» Гитлер писал о планах в отношении России и характеризовал её славянский элемент как «низшую расу»: «В дискуссиях, связанных с русско-японской войной, я сразу стал на сторону японцев» (гл. V); «Мы, национал-социалисты, сознательно подводим черту под внешней политикой Германии довоенного времени. Мы начинаем там, где Германия кончила шестьсот лет назад. Мы кладём предел вечному движению германцев на юг и на запад Европы и обращаем взор к землям на востоке. Мы прекращаем, наконец, колониальную и торговую политику довоенного времени и переходим к политике будущего – к политике территориального завоевания. Но когда мы в настоящее время говорим о новых землях в Европе, то мы можем в первую очередь иметь в виду лишь Россию и подвластные ей окраинные государства. Сама судьба указует нам перстом. Выдав Россию в руки большевизма, судьба лишила русский народ той интеллигенции, на которой до сих пор держалось её государственное существование, и которая одна только служила залогом известной прочности государства. Не государственные дарования славянства дали силу и крепость русскому государству. Всем этим Россия обязана была германским элементам – превосходнейший пример той громадной государственной роли, которую способны играть германские элементы, действуя внутри более низкой расы. Именно так были созданы многие могущественные государства на земле. Не раз в истории мы видели, как народы более низкой культуры, во главе которых в качестве организаторов стояли германцы, превращались в могущественные государства и затем держались прочно на ногах, пока сохранялось расовое ядро германцев. В течение столетий Россия жила за счёт именно германского ядра в её высших слоях населения. Теперь это ядро истреблено полностью и до конца. <…> [Теперь] это гигантское восточное государство неизбежно обречено на гибель. <…> Судьба предназначила нам быть свидетелем такой катастрофы <…>» (гл. XIV).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.