Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Два характера - Чичиков и Ноздрев - господа, не принадлежащие к породе «тонких» , но и отличные от «толстых» , господа «средней руки» по достатку, образу жизни и положению в мире «мертвых душ» . Однако между ними есть существенные отличия, которые, в свою



Два характера - Чичиков и Ноздрев - господа, не принадлежащие к породе «тонких» , но и отличные от «толстых» , господа «средней руки» по достатку, образу жизни и положению в мире «мертвых душ» . Однако между ними есть существенные отличия, которые, в свою очередь, не позволяют нам склонить чашу весов морального правосудия ни в сторону одного, ни в сторону другого. Они одинаковы в своей «срединности» , располагающей к себе и столь обманчивой.

 

Раскрывая взаимоотношения Чичикова с Ноздревым, писатель демонстрирует их сходные особенности характера, заключающиеся в авантюризме, лживости, наглости, способных в собственных корыстных целях на поступлении нравственных законами общества. Писатель именует образы своих героев в качестве исторических личностей, проводя параллель с реально существующими представителями общества того периода времени.

Каков же выбор писателя? Кто из двух героев может претендовать на то, чтобы найти дорогу в будущее? Быть может, новые условия жизни пробудят душу Ноздрева, одухотворят ее и появится вместо него богатырь, которому в России «есть место, где развернуться и пройтись». А может, воплотится все же в жизни нереализованный замысел Гоголя провести своего героя Чичикова через три тома поэмы, очистив его душу от власти денег и найдя для него истинное место и достойное человека дело. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа», - заканчивает поэму Гоголь

 

Отличие:

Чичиков– умный, хитрый и расчётливый человек, стремящийся лишь к одной цели – всеми правдами и неправдами заработать как можно больше денег. Получив от отца наставление «береги и копи копейку», главный герой романа зарабатывал деньги самыми разными способами и очень не любил с ними расставаться.

Будучи школьником, Чичиков продавал втридорога пироги своим голодным одноклассникам. Поступив на службу в казённую палату, он начал ухаживать за дочерью начальника, намереваясь за счёт этого занять более высокую должность. Находясь на службе в таможне, Чичиков провернул крупное дело, проведя через границу дорогие кружева.

Что касается Ноздрёва, то он предстаёт перед нами как любитель погулять, выпить, повеселиться и поиграть в карты. Страсть к веселью и азарту была настолько велика, что Ноздрёв был готов играть во что угодно, поставив какую угодно сумму. Эта черта характера героя особенно чётко прослеживается тогда, когда Ноздрёв предлагает сыграть с Чичиковым в шашки, поставив на кон необходимые второму мёртвые души.

Основными чертами характера героя являются склочность, излишний азарт, хвастовство, наглость, развязность. Отдельно стоит отметить то, что Ноздрёв часто вредил окружающим, считая свой поступок очень смешной шуткой. Например: Ноздрёв даже не подозревал, что помещик Максимов, его знакомый, не оценит чувства юмора своего приятеля и очень сильно удивился, когда узнал, что Максимов подал на «приятеля» в суд. Избить в пьяном виде Максимова розгами было для Ноздрёва лишь милой шуточкой, на которую, как он считал, не стоило обижаться.

Для начала Ноздрев показывает гостю свое большое хозяйство, состоящее из водяной мельницы, кузницы, огромного поля, конюшни и большого количества собак. Чичиков, являясь чрезвычайно аккуратным и опрятным человеком, с неприязнью наблюдает окруженного псарней радушного хозяина, желая лишь поскорее обсудить дело, приведшее его в усадьбу Ноздрева.

Приглашая Чичикова отобедать, Ноздрев, привыкший к пьяному разгулу, буйному веселью, пытается напоить гостя, смешивая различные алкогольные напитки и делая вид, будто сильно напился. Однако хитрый Чичиков, видя эту игру, предпочитает опорожнять свои рюмки под стол.

С точки зрения Чичикова, Ноздрев является дрянным человеком, имеющим склонность ко всякого рода гадостям и пакостям в отношении окружающих.

Обсуждение вопроса о продаже мертвых душ приводит Чичикова и Ноздрева к крупной ссоре, поскольку помещику не привык знать меру в чем-либо и не желает просто так проводить сделку по продаже либо дарению мертвых душ. Ноздрев не верит названной Чичиковым причине о придании ему общественного веса, по которой последний собирает души умерших крестьян. Он считает Чичикова последним мошенником, которому надлежит быть повешенным на первом суку.

 

 

Ноздрёв

Здесь впервые в поэме дается портрет этого помещика: «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с тонкими, румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».
Стоит заметить, что автор особенно часто употребляет при описании Ноздрева сравнения.

Но для чего, казалось бы, нам портрет этого помещика? Для того, чтобы понять его образ жизни, характер, интересы. По поводу первого можно было бы сказать, что Ноздрев ведет здоровый образ жизни. Но дальнейшие слова героя опровергают это предположение. У всего разговора одна тематика: кутежи, разгулы.

Образ жизни Ноздрева составляют не только кутежи, но и азартные игры. Чичиков как раз застает Ноздрева после того, как тот проиграл. Не зря в этой главе выведен образ зятя Ноздрева. С его помощью мы узнаем, что Ноздрев не может остановиться вовремя, что он слишком самонадеян и бессилен.

Кроме этих грехов, у Ноздрева имеются и другие: он не прочь поволочиться за прекрасным полом, даже способен на воровство. Собаки – страсть Ноздрева, но это вовсе не оправдывает его. Уважающий себя и других человек никогда не опустится до воровства.

Все в Ноздрева пошло, развратно. Законы и нормы не для него. Он позволяет себе говорить с человеком, которого видел один раз, на «ты», называть его «братец мой». Со всеми Ноздрев на короткой ноге. Но грубость его проявляется даже при разговоре о хороших, с его точки зрения, людях: актриса – каналья, хотя ему понравилось, как она пела; Кувшинников – бестия. А сколько у него плутов и мошенников!

Все время, пока Ноздрев говорил ( а его так и подмывало рассказать обо всех своих авантюрах), Чичиков наблюдал за ним и отмалчивался. Это был совершенно новый тип помещика, не похожий ни на Манилова, ни на Коробочку...

 


Портрет «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с пол­ными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был как кровь с молоком; здоровье, ка­залось так и прыскало с лица его...»
Характеристика Он непоседа, герой ярмарок, балов, попоек, карточного стола. У него «неугомонная юркость и бойкость характера». Он буян, кутила, враль, «рыцарь кутежа». Он не чужд хлестаковщины - стремление показать­ся значительнее и богаче.
Усадьба «В доме не было никакого приготовления к их принятию. Посредине столовой стояли деревянные козлы, и два мужика, стоя на них, бели­ли стены... Прежде всего пошли они обсматривать конюшню, где ви­дели они двух кобыл... Потом Ноздрев показал пустые стойла, где были прежде тоже хорошие лошади... Ноздрев повел их в свой кабинет, в ко­тором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабля и два ружья».
Отношение к ведению хозяйства Свое хозяйство он совершенно запустил. В отличном состоянии у него только одна псарня.
Образ жизни Нечестно играет в карты, всегда готов ехать «куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять всё, что ни есть, на все, что хотите». Закономерно, что все это не приводит Ноздрева к обогащению, а, напротив, разоряет его.

В целом Ноздрев - малоприятный человек, так как понятия чести, совести, человеческого достоинства у него полностью отсутствуют. Энергия Ноздрева превратилась в скандальную суету, бесцельную и разрушительную.

Павел Иванович Чичиков

История Чичикова (см. 11 главу)

Этапы жизни  
Детство Не имел знатного происхождения, в семье не было материального дос­татка, все было серо, уныло, болезненно - «вот бедная картина первона­чального его детства, о котором едва сохранил он бледную память».
Образование а) наказ отца б) обретение соб­ственного опыта Получил образование в классах городского училища, куда его отвез отец и дал следующее наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальни­кам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть, и в науке не успе­ешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход, всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или при­ятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не вы­даст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь, все прошибешь на свете копейкой». Сумел построить отношения с товарищами по классу таким обра­зом, что они его угощали; сумел собрать денег, прирастив их к остав­ленной отцом полтине. Для накопления денег использовал любые возможности: ? слепил из воска снегиря, раскрасил его и продал; ? накупил на рынке съестного, предлагал проголодавшимся одно­классникам из тех, кто был побогаче; ? выдрессировал мышь, научил ее вставать на задние лапки и продал; ? был самым прилежным и дисциплинированным учеником, умею­щим предупреждать любое желание учителя.
Служба а) начало службы б) продолжение карьеры «Местечко досталось ему ничтожное, жалованья тридцать или со­рок рублей в год...» Благодаря железной воле, умению себе во всем отказать, сохраняя при этом аккуратность и приятность внешности, сумел выделиться среди таких же «невзрачных» служащих: «...Чичиков представлял во всем совершенную противоположность и взрачностью лица, и приветливостью голоса, и совершенным неупот­реблением никаких крепких напитков». Для продвижения по службе воспользовался уже испробованным спо­собом - угождение начальнику, найдя его «слабое место» - дочь, кото­рую «влюбил» в себя. С этого момента он стал «человеком заметным». Служба в комиссии «для построения какого-то казенного капиталь­ного строения». Стал позволять себе «некоторые излишества»: хо­роший повар, хорошие рубашки, дорогая ткань для костюмов, приоб­ретение пары лошадей... Вскоре вновь потерял «теплое» местечко. Пришлось поменять два- три места. «Добрался до таможни». Провернул рискованную опера­цию, на которой сначала обогатился, а потом «погорел» и потерял почти все.
Приобретение «мертвых душ» Как появилась идея приобретения. После того как Чичикова выгнали со службы в таможне, он пробует найти новую службу. «И в ожидании лучшего принужден был даже за­няться званием поверенного».
Появление Чичикова в губернском городе Применяя практическую сметку, обходительность и изворотливость, Чичиков сумел очаровать и губернский город, и усадьбы. Быстро раз­гадав человека, он умеет найти подход к каждому. Остается только поражаться неистощимому разнообразию всех «оттенков и тонкостей его обращения».

«Неодолимую силу характера», «расторопность, проницательность и прозорливость», все свое умение обворожить человека пускает Чичиков в ход, чтобы достичь желаемого обогащения.

 



Таким образом, фрагмент этот занимает значимое место в портретной галерее помещиков. Он дал нам очень много сведений о Ноздреве. Уже то, что встреча
произошла в трактире, заранее снизило образ помещика. Мы можем с уверенностью сказать, что это пошляк из пошляков: постоянный посетитель распивочных, развращенный азартными играми, вечный должник и гуляка, разбитной и неугомонный, грубый и черствый, любящий только себя и своих куцых и борзых.

 

Типичен образ Ноздрёва. Это человек «на все руки». Его увлекает пьяный разгул, буйное веселье, карточная игра. В присутствии Ноздрёва ни одно общество не обходилось без скандальных историй, поэтому автор иронически называет Ноздрёва «историческим человеком». Болтовня, хвастовство, враньё — самые типичные его черты. По оценке Чичикова, Ноздрёв — «человек-дрянь». Он держит себя развязно, нагло и имеет «страстишку нагадить ближнему». Фамилия «Ноздрёв» подчёркивает его необыкновенный нюх на ситуации, где он может удовлетворить свою страсть к игре, выпивке и скандалу: «Чуткий нос его слышал за несколько десятков вёрст, где была ярмарка со всякими съездами и балами…»

Под стать Ноздрёву и блюда, которые готовит его повар: «Обед, как видно, не составлял у Ноздрёва главного в жизни; блюда не играли большой роли: кое-что и пригорело, кое-что и вовсе не сварилось. Видно, что повар руководствовался более каким-то вдохновеньем и клал первое, что попадалось под руку: стоял ли возле него перец — он сыпал перец, капуста ли попалась — совал капусту, пичкал молоко, ветчину, горох, — словом, катай-валяй, было бы горячо, а вкус какой-нибудь, верно, выйдет».

Помещик Ноздрев обладает неуемным темпераментом, он энергичен и весьма общителен: то одного в гости позовет, то другого, то на ярмарку приедет, то на бал в губернский город N. Создается впечатление, что он явно похож на Чичикова, который обладает просто даром общения с людьми, быстро сходится со всеми в губернском городе, куда только что приехал. Он тоже очень активен и энергичен, готов пол-России проехать, лишь бы добиться своей цели. Но в том-то и дело, что цели у этих двух разных людей совершенно различны, а потому даже внешне похожие качества этих характеров на деле оказываются разными.

 

Ноздрев действительно отличается удалью и «широким размахом натуры». Он подвижен, готов заняться любым делом, не раздумывая, каким, и вся его активность, по сути, лишена цели. Это активность человека, который свободен от всяких обязанностей что-либо создавать и добиваться каких-либо результатов. Поэтому все его порывы заканчиваются так же легко, как и начинаются, без каких-нибудь положительных итогов: «Все оканчивается или пустяком, или всевозможными историями». Если его активность на что-то все же и направлена, то это на прожигание жизни. Он оказывается повсюду, где его могут ожидать разного рода удовольствия.

 

Другое дело активность и энергия, мобильность Чичикова. Он новый человек времени, делец, приобретатель. Цель всех его действий - сколотить капитал. Именно в погоне за ним он и развивает бурную и кипучую деятельность. И создать он хочет нечто вполне конкретное: накопив денег, приобрести имение, завести семью, «чичинят».

 

Справедливости ради надо отметить, что у Ноздрева все это уже есть, но он ничем из перечисленного не дорожит. Поместье его и хозяйство, которым он нисколько не озабочен, разваливается, жена умерла, а двое детей, за которыми присматривает нянька, его вовсе не интересуют. Но и власти денег, собственности над ним нет никакой. Он готов прокутить что угодно: коня, повозку, вырученные от продажи на ярмарке товаров деньги.

 

И точно так же он готов поступить с тем, что так дорого и нужно для Чичикова -с «мертвыми душами». Ему неинтересно их продавать, но и дарить не хочется. И вот возникают предложения - одно абсурднее другого: за «мертвые души» он не возьмет с Чичикова ничего, но даст их в придачу, если гот купит у него жеребца, или каурую кобылу, или собак, или хотя бы шарманку, а можно и иначе - выиграть в карты.

 

В карты Чичиков играть с шулером Ноздревым не согласился, но на свою беду решил сыграть с ним в шашки. Но разве можно играть с человеком, который сразу же начинает жульничать? Чичиков и сам пройдоха и жулик, но он-то делает все с умом, по тонкому расчету, чтобы получить явную выгоду. А для Ноздрева - это просто очередной всплеск его бурной, азартной натуры. Даже если ему вовсе невыгодно обманывать, он просто не может этого не делать - таков его характер.

У Ноздрева бурная и нелепая фантазия - он может, к примеру, сочинить, что была у него лошадь розовой окраски, и сам в это же поверить. Чичиков же строит целую сеть мошенничеств и обманов, тщательно продумывая все, - но такую необузданную натуру, как Ноздрев, свести к какому-то рациональному основанию просто невозможно.

 

Вот в чем причина того, что Чичиков «проиграл» свою партию с Ноздревым. Если от окончания партии в шашки ему удалось улизнугь, правда, чуть не поплатившись за это побоями со стороны хозяина и его прислуги, то от «натуры» Ноздрева ему не уйти. Не зря сам Чичиков «внутренно досадовал на себя, бранил себя» за то, что заехал к Ноздреву, а особенно за то, что «заговорил с ним о деле, поступил неосторожно, как ребенок, как дурак». Ведь и ему самому понятно, что «Ноздрев может наврать, прибавить, распустить черт знает что, выйдут еще какие-нибудь сплетни». И действительно так и получилось.

 

Но Павел Иванович не учел еще одного свойства Ноздрева: тот имеет «страстишку погадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины», и его после очередного подлого поступка не мучает ни совесть, ни какое-то чувство униженности, оскорбленного достоинства. И в этом он тоже вроде бы вполне похож на Чичикова, с той только разницей, что «подлец-приобретагель», как его характеризует сам автор, делает все свои подлости не «от души», как Ноздрев, а «по уму»: именно они и помогают ему строить свою карьеру, идти к намеченной цели. В погоне за капиталом, он, как и Ноздрев, утратил понятие о чести, совести, порядочности, но в отличие от неуемного помещика, умеет прослыть «порядочным человеком», скрывать свою беспринципность и аморализм. Иначе и быть не может: ведь окружающие его помещики и чиновники тоже мыслят себя людьми «порядочными», просвещенными, образованными, и только себе подобных принимают в свой круг - неважно, что таится за благопристойной наружностью. Забавно, но только один Ноздрев бросил Чичикову вполне справедливое обвинение: «Сейчас видно, что двуличный человек».

 

Конечно, сказал он это, как всегда, не задумываясь, но все же не зря так часто писатель показывает, что именно Ноздрев оказывает Чичикову достойное сопротивление - «мертвые души» не продал, из своего дома выгнал, а потом еще поспособствовал изгнанию из города. Есть еще одно качество Ноздрева, которое очень сильно отличает его от Чичикова.

 

В портрете Ноздрева прослеживается нечто такое, что напоминает фольклорного добра молодца: «Это был среднего роста очень недурно сложенный молодец, с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». Конечно, в этом описании сквозит явная ирония. Не зря автор, рассказывая далее о драках, в которые постоянно ввязывается Ноздрев, замечает, что «полные щеки его так хорошо были сотворены и вмешали в себе столько растительной силы, что бакенбарды скоро вырастали вновь», когда в очередной заварушке ему их изрядно выдергивали. Есть в этом герое и что-то от животного (вспомним, ведь он был среди собак «совершенно как отец среди семейства»), но и определение «исторический человек» дано ему не зря.

 

Здесь не только насмешка над человеком, по неуемности своей натуры постоянно ввязывающимся в какую-нибудь историю: «или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели». Но в авторской характеристике этого помещика звучит и иной мотив: нереализованных возможностей, содержащихся в этой натуре: «В их лицах всегда видно что-то открытое, прямое, удалое», - пишет Гоголь о типе людей, подобных Ноздреву. А в конце главы, описывая безобразное окончание партии в шашки, когда Ноздрев готов избить приехавшего к нему гостя, вдруг возникает совсем уж неожиданное сравнение:

 

«

 

Другое дело Чичиков: это герой вполне современный, даже чуть обогнавший то время, когда он прочно утвердится в русском обществе. Он эгоист-прагматик, живущий четким расчетом, строго учитывающим собственную выгоду во всем; он энергичен и умен, предприимчив и находчив, обладает недюжинной силой воли, способной усмирять свои желания, если они идут в противовес с делом. Но при всем том его душа «зачарована богатством», а жажда приобретательства убила в нем лучшие человеческие качества, омертвила душу.

 

значный ответ.

 

Чичиков и Ноздрев

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» представляет собой крупномасштабное исследование мира «мертвых душ» , мира людей, скрывающих за маской активной жизненной позиции пошлость и низость своих истинных чувств и поступков.

Два характера - Чичиков и Ноздрев - господа, не принадлежащие к породе «тонких» , но и отличные от «толстых» , господа «средней руки» по достатку, образу жизни и положению в мире «мертвых душ» . Однако между ними есть существенные отличия, которые, в свою очередь, не позволяют нам склонить чашу весов морального правосудия ни в сторону одного, ни в сторону другого. Они одинаковы в своей «срединности» , располагающей к себе и столь обманчивой. Устами лирического героя автор не только подробно анализирует характер Ноздрева, но и делает принципиальный вывод о его скрытой пошлости, которая так легко обманывает «легкомысленно-непроницательных людей », не распознающих в новом облике все того же Ноздрева:

Проходимцы! Своего не упустят! Азартны. И каждый в своём роде "исторический человек", то есть то и дело попадают в истории. Про Ноздрёва автор говорит это открытым текстом, а Чичиков тоже влипал в разные истории на протяжении своей жизни.

Ноздрев помещик... вот у него то как раз Чичиков и не приобрел "мертвые души". Чичиков был мошенник. Ноздрев же бестия и бузотер, каких мало, в своем роде историческаяю личность. В силу своего характера он бы скорее проигра бы эти души, но никак бы не продал. У Ноздрёва. Помещик предложил сыграть в шашки на души, Чичиков согласился, но как только заметил неверную игру со стороны помещика, то отказался играть. Ноздрев был этим поступком оскорблен и было полез в драку, но пришел к помещику человек и в этот момент Чичиков смог убежать. Ноздрев душ не продал.

Ноздрев - воплощение русского хамства. Гоголь писал о Ноздреве: Ноздрев долго не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане". Кажется, прав был Николай Васильевич - слишком часто в сегодняшней жизни мы встречаем ноздревых в ладно скроенных пиджаках. Но и чичиковых в нашем настоящем достаточно - людей хитрых, изворотливых, "неуловимых, как вьюн". Неужели слова А.С.Пушкина "Боже, как грустна наша Россия!" актуальны и в наши дни?..

Внутренний мир героя в этом эпизоде:

Давайте обратим внимание на внутренний мир нашего героя в этом эпизоде. Здесь Чичиков в некоторых моментах не знал, что ответить Ноздрёву на его назойливые вопросы. Это в таких моментах, когда Ноздрёв спросил его: “Зачем же они тебе (мёртвые души)?”

В этом эпизоде Чичиков, я думаю, чувствовал себя неловко из-за хамского поведения Ноздрёва: он на него обижается, так как было затронуто самолюбие нашего героя. После того как Чичиков поссорился с Ноздрёвым после ужина из-за того, что не стал играть с ним в карты, он остался в самом неблагоприятном расположении духа. Автор так описывает его мысли и чувства:“Он внутренне досадовал на себя за то, что заехал к ниму и потерял даром время. Но ещё более бранил себя за то, что заговорил с Ноздрёвым о деле, поступил неосторожно, как ребёнок, как дурак: ибо дело совсем не такого рода, чтобы быть вверено Ноздрёву. Ноздрёв – человек–дрянь, Ноздрёв может приврать, прибавить, распустить слух и чёрт его знает какие сплетни, нехорошо, нехорошо. “Просто дурак я” – говорил он сам себе.”

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.