Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Белов, С. А. Юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. 5 страница



Задача 3.

В ходе переговоров с Международным Банком Реконструкции и Развития о предоставлении Российской Федерации крупного кредита со стороны Банка было выдвинуто условие о предоставлении Федеральному Собранию возможности контролировать условия и порядок управления государственной собственностью РФ, в том числе участие РФ в торгах на фондовых биржах, вложение средств в ценные бумаги и т.д. Российская сторона заявила, что такое условие не может быть выполнено ввиду противоречия Конституции РФ. Конституция наделяет Федеральное Собрание статусом законодательного органа и предоставляет ему лишь некоторые контрольные полномочия по проверке исполнения органами исполнительной власти принятого парламентом бюджета. Предоставление Федеральному Собранию дополнительных контрольных полномочий противоречило бы конституционным принципам построения системы органов государственной власти.

Каково место Федерального Собрания в системе федеральных органов государственной власти? Каковы функции парламента в демократическом государстве? Возможно ли выполнение условия Международного Банка?

Задача 4.

Обоснуйте последовательно оправданность и несправедливость (приведите 2-3 аргумента за и против) принципа большинства при принятии решения при голосовании в законодательном органе. Альтернативой этому принципу могли бы стать необходимость поддержки решения определенным количеством парламентариев (менее большинства) и, напротив, утверждение только единогласного мнения (когда один голос против имеет блокирующее значение /liberum veto/).

Задача 5.

Председатель Правительства Российской Федерации направил в Государственную Думу отказ отвечать на парламентский запрос относительно хода реформы жилищно-коммунального хозяйства. Основания для отказа были приведены следующие. Во-первых, запрос был адресован не в Правительство, а Председателю Правительства лично, во-вторых, парламентские запросы могут посылаться только по предметам ведения Федерального Собрания, т.е. исключительно по вопросам исполнения федеральных законов, и наконец в-третьих, запрос был принят по инициативе отдельных депутатов, тогда как выносить его на рассмотрение палаты может только комитет, причем профильный по рассматриваемому вопросу.

На заседании Государственной Думы, где был оглашен ответ Председателя Правительства, было принято решение повторно направить тот же запрос и одновременно обратиться в Верховный Суд РФ с требованием отправить Правительство в отставку в связи с нарушением требований Федерального закона. Кроме того, депутаты потребовали, чтобы глава кабинета министров лично выступил перед ними.

Кому может быть адресован парламентский и кому депутатский запрос, в каком порядке они направляются и каковы требования закона относительно ответа на них? Какова ответственность за неисполнение требования закона (в т.ч. уголовная) и каковы условия её наступления? Каким образом может быть применена такая мера ответственности, как отставка Правительства и какова её процедура? Дайте правовую оценку позициям сторон.

Задача 6.

Гражданин Г.И. Розинский обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой на Федеральные законы “О выборах депутатов Государственной Думы” и “О порядке формирования Совета Федерации”. В законе “О выборах депутатов Государственной Думы” предметом обжалования была норма, согласно которой на территории одного субъекта РФ не может быть образовано менее одного одномандатного избирательного округа, а границы округов не могут пересекать границы субъектов. Заявитель посчитал, что данная норма противоречит Конституции РФ, поскольку нарушает принцип равенства избирательных прав, и в то же время указанная норма не имеет достаточного обоснования, так как представительство субъектов РФ как самостоятельных государственных образований обеспечивается в верхней палате, Совете Федерации, а Государственная Дума избирается в равной степени от всех граждан РФ.

В Законе “О порядке формирования Совета Федерации” Г.И. Розинский посчитал не соответствующим Конституции сам принцип назначения членов Совета Федерации. По его мнению, этот порядок нарушает правило прямого избирательного права и нарушает принцип разделения властей, поскольку исполнительная власть прямо назначает своего представителя. По мнению заявителя, органы обеих ветвей власти в субъектах РФ должны представлять альтернативные кандидатуры, а право окончательного выбора должно оставаться за избирателями.

Какова разница между порядком избрания Государственной Думы и порядком формирования Совета Федерации, и чем обусловлена эта разница? Оцените аргументы заявителя.

Задача 7.

При принятии Федерального закона, учреждающего должность Государственного Секретаря Российской Федерации (органа, осуществляющего регистрацию нормативных и ненормативных актов и обеспечивающего контроль за их законностью, в том числе судебное обжалование), возник спор между Государственной Думой и Советом Федерации. Предметом спора стала процедура назначения Государственного Секретаря РФ.

Государственная Дума утверждала, что деятельность Государственного Секретаря РФ не связана напрямую с вопросами федеративного устройства и не затрагивает напрямую права и интересы субъектов РФ. Поэтому наделять правом назначения на новую должность верхнюю палату нет никаких оснований.

Совет Федерации, возражая, указывал, что правом назначения Государственного Секретаря не должна обладать и Государственная Дума, поскольку на её решения значительное влияние оказывают политические партии, тогда как в назначении Государственного Секретаря (также, как на назначение Генерального прокурора и судей высших судов РФ) не должны оказывать воздействие политические мотивы.

Дайте оценку доводам сторон. Какова цель создания двух палат парламента? Какие принципы могут быть положены в основу разграничения предметов ведения между палатами Федерального Собрания в Конституции РФ?

Задача 8.

Обжалуя в Конституционном Суде РФ один из Федеральных законов в связи с нарушением порядка его принятия, заявитель (губернатор Томской области) одновременно поставил перед судом вопрос о конституционности отдельных положений Регламента Государственной Думы. Согласно одному из этих положений, депутат Государственной Думы, отсутствующий на заседании палаты, вправе выдать доверенность на голосование от его имени своему коллеге-депутату. Согласно другому, при проведении заседания Государственной Думы установлен кворум – большинство от общего числа депутатов, который обычно понимается как установленный в 226 депутатов. По мнению заявителя, каждый депутат должен лично участвовать в заседаниях палаты. Заранее сформировать свою позицию по рассматриваемому вопросу депутат не в состоянии, иначе зачем процедура обсуждения. Кроме того, путем избрания избиратели делегировали именно его личность для участия в законодательной деятельности.

В отношении кворума заявитель высказал позицию, что под общим числом депутатов следует понимать не установленное Конституцией число 450 депутатов, а лишь тех, кто реально сохраняет полномочия к моменту заседания. Кроме того, кворум, учитывая обязательное участие депутатов, должен быть установлен не менее чем 9/10 от числа депутатов. Только такие правила могут обеспечить реальное представительство и обоснованность принимаемых решений.

Какое решение следует принять Конституционному Суду? Является ли применение регламента, не соответствующего Конституции (либо несоблюдение требований регламента) при принятии закона противоречием закона Конституции по порядку его принятия?

Задача 9.

Фракция КП РФ в Государственной Думе разработала и вынесла на рассмотрение в порядке законодательной инициативы альтернативный проект федерального бюджета. В заключении по этому законопроекту Правового управления Аппарата Государственной Думы было указано, что конституционных препятствий к рассмотрению проекта бюджета нет. Статья 114 Конституции РФ устанавливает обязанность Правительства разработать проект бюджета и представить его на рассмотрение Государственной Думы. Порядок осуществления этих действий регламентирован действующим законодательством, в частности, Бюджетным кодексом РФ. Однако нигде не содержится запрета на разработку и внесение альтернативного проекта бюджета. Конституция РФ не устанавливает исключительной законодательной инициативы по данному вопросу Правительства РФ. Заключение Правительства, если строго следовать формулировке статьи 104 (часть 3) Конституции РФ, не требуется. Однако оно получено; его отрицательный характер не препятствует рассмотрению проекта.

В чем особенности стадии законодательного процесса - законодательной инициативы? Каковы субъекты, условия и порядок реализации права законодательной инициативы? Дайте оценку заключения Правового управления Аппарата Государственной Думы.

Задача 10.

На рассмотрение Государственной Думы внесен проект Постановления, разработанный группой депутатов. В проекте предлагается внести изменения в регламент, предоставив комитетам палаты право принимать решения от имени всей Государственной Думы, за исключением Федеральных законов и постановлений, принимаемых в порядке реализации полномочий, перечисленных в статьей 103 Конституции РФ. В пояснительной записке указывалось, что подобная практика существует во многих парламентах мира, что комитеты и комиссии, как правило, отражают партийный состав палаты в целом. Рассмотрение и принятие постановлений комиссиями позволит принимать квалифицированные решения и оптимизирует работу палаты.

Каковы функции рабочих органов Государственной Думы, порядок их формирования и полномочия в настоящее время? Каково Ваше мнение относительно предлагаемого проекта изменений в Регламент?

Тема 13. Правовые основы организации и деятельности политических партий в России

1. Понятие и социальные функции политических партий.

2. Порядок создания и внутреннее устройство политической партии.

3. Членство в политических партиях.

4. Взаимоотношения государства и политических партий.

5. Финансовые основы деятельности политических партий.

6. Порядок и условия участия политических партий в выборах.

7. Ответственность политических партий, их ликвидация и реорганизация.

Задача 1.

В Министерство юстиции РФ было подано заявление о начале процесса создания партии “Бичи Сибири”. Рассмотрев представленные документы, Минюст заявил, что создание такой партии невозможно, поскольку принципы её организации, выраженные в названии, противоречат закону.

Возможна ли организация партии по территориальному признаку и на основе социальной принадлежности? Правомерен ли отказ в регистрации организационного комитета?

Задача 2.

В проекте устава конституционно-демократической политической партии России, представленном для регистрации, было указано, что функцией генерального политического совета партии является обеспечение международного сотрудничества, а также организация представительств партии за пределами Российской Федерации. Регистрирующий орган отказал в регистрации партии на том основании, что указанные положения Устава противоречат требованиям Федерального закона “О политических партиях”, статье 5 и пунктам 4 и 6 статьи 9. Отказ был обжалован в суд. Организационный комитет партии заявил, что в указанных нормах содержится запрет на деятельность иностранных политических партий в России, но запрета на деятельность российских политических партий за рубежом не установлено.

Какое решение должен принять суд?

Задача 3.

Министр иностранных дел Российской Федерации подал заявление о вступлении в члены Либерально-демократической партии России. Комитет по международным связям Государственной Думы выступил с заявлением, требуя от министра сложения своих полномочий. По мнению депутатов, государственный служащий не вправе использовать свое должностное положение в интересах политических партий. Являться членом политической партии и не использовать в её интересах свое служебное положение невозможно, он обязан подать в отставку. Заявления о сложении полномочий не было подано, поэтому Президент как гарант Конституции и соблюдения законности обязан отправить министра в отставку, тем более что пребывание в столь скандальной партии бросает тень на весь состав Правительства.

Выступив с ответным заявлением, министр заявил, что он еще только подал заявление, однако членом партии станет только после рассмотрения и удовлетворения этого заявления. Уходить в отставку он не обязан, так как действующим законодательством запрет на членство в политических партиях для лиц, замещающих государственные должности категории “А”, не установлен, а членство в партии вовсе не означает использования служебного положения в партийных интересах.

Каким образом оформляется прием в члены политической партии? Каким категориям граждан в настоящее время запрещено быть членом политической партии? Оцените приведенные аргументы с точки зрения действующего законодательства.

Задача 4.

На партийной конференции “Яблока” было принято решение не поддерживать представленный Правительством в Государственную Думу проект закона о бюджете на очередной финансовый год. Идя вразрез с решением партийного органа, ряд членов партии - депутатов Государственной Думы проголосовали за принятие бюджета в первом чтении. Обсуждая поступок своих товарищей по партии, Генеральный совет принял решение об исключении непослушных депутатов из членов партии, поскольку они своими действиями нанесли политический ущерб. Однако депутаты обжаловали решение Генерального совета в суд, ссылаясь на то, что Федеральный закон устанавливает (п.9 ст. 23), что члены партии не связаны её решения в своей служебной деятельности. Исключений в данной статье не содержится.

Представитель Генерального совета партии, возражая на жалобу, в суде заявил, что данное правило, как следует из положений пункта 3 статьи 10 того же закона, не распространяется на депутатов Государственной Думы. Кроме того, вопрос об исключении члена партии - внутреннее решение, которое не может быть предметом правового регулирования и судебного разбирательства. Партия вправе сама определять, что есть политический ущерб её имиджу и применять к своим членам необходимые санкции.

Решите дело.

Задача 5.

Уставами некоторых политических партий предусмотрено, что лица, не являющиеся членами партии, но разделяющие её идеологию, являются сторонниками партии. Сторонники, в соответствии с уставами этих партий, обладают определенными правами и обязанностями, перечень которых уже, чем перечень прав членов, однако позволяют однозначно идентифицировать, что гражданин разделяет цели и задачи партии.

Генеральный прокурор обратился в руководящие органы этих партий с представлением о нарушении указанными положениями действующего законодательства. Прокурор посчитал, что участие в деятельности политической партии в подобной форме закон не допускает. Поскольку разница между сторонниками и членами партии по тому, насколько разделяются её цели и задачи, очень невелика, для сторонников следует устанавливать те же ограничения, что и для членов, а для этого необходимо их формально приравнять к членам партии.

Предусмотрена ли законом такая категория сторонников политической партии, и допустима ли она в соответствии с законом? Может ли быть сторонником то лицо, которому законом запрещено быть членом политической партии?

Задача 6.

Политическая партия “В поддержку крупного бизнеса”, зарегистрированная в Министерстве юстиции, обратилась в Конституционный Суд РФ с требованием признать не соответствующими Конституции положения Федерального закона “О политических партиях” в той части, в какой они предусматривают государственное финансирование на основании критериев, установленных пунктом 5 статьи 33 закона. По мнению заявителей, которым отказали в выдаче денег из федерального бюджета, во-первых, государственное финансирование осуществляется в целях покрытия расходов политических партий на их участие в выборах, а расходы партии несут независимо от результата участия в избирательной кампании. Во-вторых, обязанности, возлагаемые на политические партии, одинаковы, а следовательно, права, в том числе и право на государственное финансирование, также должны быть равными. Наконец, в-третьих, участием политической партии в выборах признается также участие в региональных избирательных кампаниях, а значит, по результатам участия в этих выборах также должна выплачиваться компенсация расходов.

Оцените приведенные доводы.

Тема 14. Конституционные принципы организации судебной власти и конституционное правосудие в Российской Федерации

1. Организация судебной системы России: структура и принципы.

2. Принципы осуществления правосудия.

3. Конституционный Суд РФ в системе охраны Конституции.

4. Порядок формирования Конституционного Суда, структура и организация деятельности. Статус судей.

5. Правила конституционного судопроизводства.

6. Особенности производства по отдельным категориям дел.

7. Решения Конституционного Суда: значение, юридическая сила, порядок исполнения.

8. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

Задача 1.

ОАО “Псковский синдикат” обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о защите деловой репутации к газете “КоммерсантЪ”, которая опубликовала в разделе “Петербург” материалы о причинении значительного ущерба окружающей среде в результате хозяйственной деятельности общества. Отказывая в приеме искового заявления, суд указал, что данное дело ему неподведомственно, так как речь идет о споре не экономического характера, а также неподсудно по территориальному признаку.

Что такое подведомственность и подсудность? Опишите разграничение компетенции между судами Российской Федерации? В каком суде надлежит рассматривать указанное дело?

Задача 2.

Гражданину Громыко Л.П. было отказано в выдаче разрешения на проведение митинга в поддержку требований Арабской республики Египет к государству Израиль о компенсации за золото, вынесенное евреями во время “исхода” в XII в. до н.э., поскольку цель этого митинга противоречит Конституции РФ. В обоснование отказа орган внутренних дел сослался на Указ Президента РФ “О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования” от 25.05.92 №524.

Л.П. Громыко обратился в суд общей юрисдикции, который подтвердил правомерность отказа. Тогда гражданин подал жалобу в Конституционный Суд РФ, оспаривая конституционность Указа Президента, но Конституционный Суд отказал в рассмотрении жалобы, так как согласно пункту 4 статьи 125 Конституции РФ он рассматривает только конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. На Указы Президента, в том числе изданные в порядке опережающего правового регулирования для восполнения правового пробела в результате отсутствия федерального закона, это не распространяется.

Громыко подал заявление в Верховный Суд РФ, однако ему также отказали в рассмотрении, поскольку в компетенцию судов общей юрисдикции входит только рассмотрение дел о соответствии подзаконных нормативных правовых актов закону. Применять Конституцию РФ непосредственно, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда, выраженной в Постановлении от 16 июня 1998 года, эти суды, в том числе Верховный Суд РФ, не вправе.

Каким образом гражданин может защитить свои конституционные права?

Задача 3.

Составьте обращение в Конституционный Суд Российской Федерации:

1) с запросом законодательного органа субъекта РФ (или жалобой гражданина) о соответствии Конституции РФ нормы Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”, согласно которой в#G0ременно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации.

2) с запросом Президента РФ о соответствии Конституции РФ, пункту "в" статьи 71 и пункту "б" части первой статьи 72, статьи 3 Устава Санкт-Петербурга, согласно которой в Санкт-Петербурге признаются и гарантируются права человека в соответствии с Конституцией РФ.

3) с запросом о толковании пунктов "в" статьи 71 и "б" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации в связи с тем, что неясно, как отграничивать регулирование и защиту прав человека и гражданина от защиты прав человека и гражданина, и вправе ли субъекты Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, может ли такая защита пониматься в том числе и как установление правовых гарантий для реализации прав и свобод.

Задача 4.

Гражданин Якунев Л.П., обжалуя в Уставный суд Санкт-Петербурга п. 10 Положения О порядке рассмотрения уведомлений о проведении на территории Красногвардейского административного района Санкт-Петербурга митингов, демонстраций, уличных шествий и пикетирования, а также культурно-массовых и спортивных мероприятий, утвержденного Распоряжением территориального управления Красногвардейского административного района Санкт-Петербурга от 19.02.03 N 163-р, сослался на правовую позицию, выраженную в решении от 22 мая 2001 года Уставным судом Свердловской области. Это решение, установившее невозможность запрета на проведение митинга в случае уведомления после установленного срока, по мнению заявителя, в соответствии с принципом единства судебной системы применимо и к обжалуемому Распоряжению, которое по сути устанавливает разрешительный порядок проведения митингов в случае пропуска срока на подачу заявки о согласовании его проведения. Принцип единства судебной системы делает обязательным правовую позицию одного суда для всех судов на территории РФ, так как решение суда действует на всей территории России.

Возражая против доводов заявителя, представитель территориального управления заявил, что Уставный суд Санкт-Петербурга не связан правовыми позициями других уставных и конституционных судов субъектов РФ, поскольку в российской правовой системе, относящейся к романо-германской семье, отсутствует судебный прецедент, тем более что каждый уставный суд субъекта действует в рамках устава и законодательства своего субъекта.

Каковы принципы судебной системы РФ? В чем заключается принцип единства судебной системы? Дайте оценку доводам сторон.

Задача 5.

В Конституционный Суд РФ поступил запрос губернатора Санкт-Петербурга о соответствии Конституции РФ пункта 1 статьи 3 Устава Санкт-Петербурга как регулирующей в нарушение статьи 71 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина. В ходе рассмотрения этого дела Конституционный Суд РФ использовал дополнительные аргументы для признания пункта 1 статьи 3 Устава не соответствующим Конституции РФ (найдя противоречие также статье 17 Конституции), хотя это основание не упоминалось сторонами. Суд также самостоятельно запросил стенограммы заседаний Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, назначил лингвистическую экспертизу и вызвал свидетелей, а при принятии решения вышел за пределы заявленных требований и признал не соответствующими Конституции РФ не только пункт 1 статьи 3, но и подпункт 2 пункта 1 статьи 11 Устава Санкт-Петербурга.

Каковы принципы конституционного судопроизводства и в чем состоят их особенности по сравнению с принципами других видов судопроизводства? В чем заключаются особенности принципа состязательности в конституционном процессе? Какова роль и пределы усмотрения суда?

Задача 6.

Гражданин Пайдоверов А.К. обратился в Конституционный Суд РФ с обжалованием нормы Федерального закона “О внесении дополнения в статью 48 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"” в том смысле, который был ей придан правоприменительной практикой – позицией, выраженной в ответе на его обращение местным отделением службы социальной защиты населения. В жалобе было указано, что в принятии оспариваемого акта участвовали: Законодательное Собрание Воронежской области (обратившееся с законодательной инициативой), Государственная Дума (Совет Федерации в установленный Конституцией РФ 14-дневный срок этот закон не рассмотрел) и Президент РФ. Однако в качестве ответчика было указано Министерство труда и социальной защиты населения. Палата Конституционного Суда РФ, принимая жалобу к рассмотрению, указала, что стороной в процессе будут Федеральное Собрание и Президент РФ, а представители министерства будут вызваны в качестве свидетелей.

Заявитель обратился к Председателю Конституционного Суда с просьбой пересмотреть решение палаты в пленарном заседании в связи с тем, что поскольку судом исследуется смысл, придаваемый норме правоприменительной практикой, ответчиком должен быть тот орган, который применяет норму в неконституционном смысле, тогда как законодатель мог и не предполагать подобного толкования.

Кто является сторонами в конституционном процессе? Какова роль свидетелей и какие обстоятельства, подлежащие исследованию судом, могут устанавливаться с помощью свидетельских показаний? Как оформляется принятие заявления к рассмотрению Конституционным судом? Может ли быть предметом обжалования Определение Конституционного Суда? В чем отличие Определений от других видов решений? Могут ли в пленарном заседании Конституционного суда быть пересмотрены решения, вынесенные палатой?

Задача 7.

Группа депутатов Государственной Думы РФ обратилась в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании Конституции и о признании не соответствующим Конституции Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ”. В запросе о толковании они выразили свою точку зрения о том, каким образом должна быть истолкована конституционная норма: разграничение предметов ведения уже осуществлено Конституцией и Федеративным договором, поэтому Федеральный закон не может устанавливать принципы и порядок разграничения предметов ведения. Суд разделил их запрос на два, несмотря на их возражения. При рассмотрении запроса о соответствии закона Конституции разгорелся спор относительно представления позиции Государственной Думы, так как обратившиеся с запросом депутаты утверждали, что позиция, высказываемая представителем, отражает позицию Председателя Думы, а не органа в целом. Позиция нижней палаты может быть выражена только при голосовании, которого по данному вопросу не проводилось.

В ходе рассмотрения дела один из депутатов, входивших в группу, утратил гражданство РФ, в силу чего перестал быть депутатом. Представитель Президента потребовал прекратить производство, так как перестал существовать надлежащий субъект обращения, поскольку количества оставшихся депутатов не достаточно для образования группы необходимого состава.

Необходимо ли в запросе о толковании Конституции излагать правовую позицию заявителя? Возможно ли объединение в одном процессе двух разных по характеру и процедуре дел? Каким образом организуется представление позиции коллегиального органа? Как решить проблему с выбытием одного из депутатов, есть ли необходимость повторного обращения с запросом?

Задача 8.

В Федеральном бюджете 2002 года были предусмотрены расходы на реконструкцию здания Верховного Суда РФ. В функциональной классификации эти расходы были отнесены к категории капитальных вложений. При составлении бюджета 2003 года Судебный департамент при Верховном Суде РФ, обеспечивающий деятельность судов общей юрисдикции, потребовал включения такой же суммы на содержание Верховного Суда, поскольку в соответствии с требованием закона расходы на содержание суда не могут быть уменьшены по сравнению с предыдущим годом. Министерство финансов в ответ заявило, что норма закона распространяется только на текущие расходы и не относится к капитальным вложениям.

Кто прав в этом споре?

Задача 9.

Постановлением Конституционного суда РФ от 4 апреля 1996 года был признан не соответствующим Конституции РФ пункт 1 Порядка рассмотрения вопросов прописки (регистрации) граждан, проживающих за пределами г. Москвы и Московской области, прибывающих на жительство в г. Москву на жилую площадь, принадлежащую им на праве собственности, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 11 октября 1994 года N 922. Гражданин Куцылло В.И., по жалобе которого рассматривалось дело, обратился в Московский областной суд, который оказал ему в регистрации на основании указанного Постановления Правительства Москвы с требованием пересмотреть вынесенное решение. Суд отказал ему, ссылаясь на то, что акт, признанный неконституционным, утрачивает силу с момента провозглашения решения Конституционного Суда. Следовательно, процессуальных правил и оснований для пересмотра ранее вынесенного решения не имеется, а повторно суд не может рассматривать то же самое дело, так как это запрещает ГПК.

С какого момента акты, признанным неконституционными, утрачивают силу? Каковы последствия в отношении судебных решений, принятых на основе неконституционного акта, должны ли они пересматриваться и если да, то в какой форме?

Задача 10.

В ходе судебного процесса по делу о вымогательстве один из судей допустил грубое выказывание в отношении адвоката, заявив, что он “такой же мерзавец, как и его подзащитный”. Адвокат посчитал, такое высказывание является публичным унижением его чести и достоинства, выраженное в неприличной форме, и обратился к прокурору субъекта РФ с требованием возбудить в отношении судьи уголовное дело по части 2 статьи 130 Уголовного кодекса РФ. Прокурор отказал в возбуждении уголовного дела, мотивировав это тем, что судья не может быть привлечен к уголовной ответственности. Данное высказывание, по мнению прокурора, является нарушением судебной этики (в частности, Кодекса чести судьи РФ), но рассматривать это как дисциплинарный проступок должна квалификационная коллегия судей. Адвокат обратился в квалификационную коллегию судей, но получил ответ, что данный поступок, хотя и является нарушением судебной этики, не может рассматриваться как дисциплинарное правонарушение, а квалификационные коллегии судей рассматривают только нарушение трудовой дисциплины.

Каковы ограничения, связанные со статусом судьи? Какие нормативные акты действуют в данной области? К каким видам ответственности может быть привлечен судья? Каков порядок привлечения его к ответственности? Какие существуют в Российской Федерации органы судейского сообщества и каковы их функции? Можно ли привлечь судью к ответственности в описанной ситуации и если да, то к какой ответственности и каким образом?

 


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.