Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Р Е Ш Е Н И Е



Р Е Ш Е Н И Е

 

г.Киров 17 февраля 2020 года

Кировский областной суд в составе судьи Сметаниной О.Н.,

при секретаре Салтыковой У.Л.,

с участием прокурора Наймушина А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Кировской области Гаврилова А.Ю. к министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области о признании недействующими Нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировской области, утвержденных распоряжением министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 20 июня 2019г. № 41 (в редакции распоряжения министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 11 июля 2019г. № 48),


у с т а н о в и л:

 

распоряжением министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 20 июня 2019г. № 41 утверждены Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировской области (далее – Нормативы):

для жилого фонда вне зависимости от степени благоустроенности:

для муниципального образования «Город Киров» на 1 человека 1,732 (в т.ч крупногабаритные отходы 0,15) куб.м. в год, на 1 кв.м общей площади 0,062 куб.м. в год; для муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» на 1 человека 1,65 (в т.ч крупногабаритные отходы 0,15) куб.м. в год, на 1 кв.м общей площади 0,059 куб.м. в год; для других муниципальных образований на 1 человека 1,45 (в т.ч крупногабаритные отходы 0,15) куб.м. в год;

для объектов общественного назначения: административных зданий, организаций, контор, архивов на 1 сотрудника 0,3 куб.м. в год;

для организаций торговли: для продовольственных магазинов на 1 кв.м общей площади 1,2 куб.м. в год; для промтоварных магазинов на 1 кв.м общей площади 1,0 куб.м. в год; для торговых палаток, лотков, павильонов на 1 кв.м общей площади 2,0 куб.м. в год; для рынков на 1 кв.м. общей площади 1,18 куб.м. в год; для супермаркетов (универмагов) на 1 кв.м общей площади 0,2 куб.м. в год;

для организаций транспортной инфраструктуры: для автомастерских, шиномонтажных мастерских, станций технического обслуживания на 1 машино-место 0,3 куб.м. в год; для автозаправочных станций на 1 станцию 0,2 куб.м. в год; для автостоянок и автопарковок на 1 машино-место 0,15 куб.м. в год; для гаражей на 1 машино-место 0,5 куб.м. в год; для автомоек на 1 машино-место 0,3 куб.м. в год; для железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов на 1 кв.м общей площади 0,26 куб.м. в год;

для образовательных организаций: для дошкольных образовательных организаций на 1 ребенка 0,5 куб.м. в год; для общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования или иных организаций, осуществляющих образовательные процессы на 1 ребенка 0,2 куб.м. в год; для учреждений дополнительного образования на 1 место 0,5 куб.м. в год;

для культурно-развлекательных спортивных организаций: для клубов, кинотеатров, концертных залов, театров, цирков на 1 место 0,275 куб.м. в год; для библиотек на 1 место 0,18 куб.м. в год; для выставочных залов, музеев на 1 кв.м общей площади 0,05 куб.м. в год; для спортивных арен, стадионов, спортивных клубов, центров, комплексов на 1 место 0,27 куб.м. в год; для пансионатов, домов отдыха, туристических баз на 1 место 1,62 куб.м. в год; для организаций общественного питания: кафе, ресторанов, баров, закусочных, столовых на 1 место 1,5 куб.м. в год;

для организаций службы быта: для мастерских по ремонту бытовой и компьютерной техники на 1 кв.м. общей площади 0,2 куб.м. в год; для мастерских по ремонту обуви, ключей, часов и пр. на 1 кв.м. общей площади 0,4 куб.м. в год; для мастерских по ремонту и пошиву одежды на 1 кв.м. общей площади 0,3 куб.м. в год; для химчисток и прачечных на 1 кв.м. общей площади 0,3 куб.м. в год; для парикмахерских, косметических салонов, салонов красоты на 1 место 0,8 куб.м. в год; для гостиниц, общежитий на 1 место 1,6 куб.м. в год; для бань, саун на 1 посетителя 0,03 куб.м. в год; для кладбищ на 1 га 0,3 куб.м. в год; для садоводческих кооперативов, садово-огородных товариществ на 1 участника (члена) 0,35 куб.м. в год.

Данное распоряжение опубликовано 20 июня 2019г. на сайте https://tek-gkh.kirovreg.ru, который является источником официального опубликования нормативных правовых актов министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области на основании распоряжения министерства от 22 февраля 2019г. № 14.

Распоряжением министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 11 июля 2019г. № 48 «О внесении изменений в распоряжение министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 20 июня 2019г. № 41 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов и установлении порядка осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Кировской области» в распоряжение от 20 июня 2019г. № 41 внесены изменения, а именно из Нормативов исключен пятый столбец «Плотность твердых коммунальных отходов/плотность крупногабаритных отходов (кг/куб.м.)».

 


Данное распоряжение опубликовано 12 июля 2019г. на сайте https://tek-gkh.kirovreg.ru.

Заместитель прокурора Кировской области Гаврилов А.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (с учетом уточнения требований) о признании недействующими Нормативов, утвержденных распоряжением министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 20 июня 2019г. № 41 (в редакции распоряжения министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 11 июля 2019г. № 48). В обоснование указал, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории области утверждены без учета требований законодательства по проведению процедуры замеров образования отходов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016г. № 269. По результатам конкурсного отбора административным ответчиком только 01 августа 2019г. заключен контракт на проведение замеров ТКО, срок завершения работ по которому определен до 01 июля 2020г., что свидетельствует о том, что до настоящего времени не обеспечено проведение замеров образования отходов на территории области.

Участвующий в деле прокурор Наймушин А.Л. требования административного искового заявления поддержал.

В судебном заседании представитель министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области Целищев Д.М. административные исковые требования не признал, суду пояснил, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов, утвержденные оспариваемым правовым актом, рассчитаны КОГБУ институт «Кировкоммунпроект» на основании данных о массе и объеме отходов, полученных по результатам замеров твердых коммунальных отходов, проведенных в 2005 году - по жилому фонду, и в 2002-2003 годах по предприятиям и организациям. В целях обобщения и подтверждения актуальности имеющихся данных КОГБУ институт «Кировкоммунпроект» подготовлено экспертное заключение от 2017 года.

Представители заинтересованного лица АО «Куприт» Кочуров А.Н., Булычев А.В. указали, что заявленные требования не подлежат удовлетворению. Считают оспариваемое распоряжение законным и обоснованным.

Представитель заинтересованного лица министерства охраны окружающей среды Кировской области Исупов Р.З. указал на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований. Пояснил, что с 01 октября 2019г. положение о министерстве охраны окружающей среды Кировской области, утвержденное постановлением Правительства Кировской области № 124-П от 01 апреля 2019г., дополнено пунктом 3.1.5.8, содержащим полномочия по утверждению нормативов образования твердых коммунальных отходов. На сегодняшний день замеров, которые бы соответствовали требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016г. № 269, в Кировской области нет.

Представитель заинтересованного лица КОГБУ институт «Кировкоммунпроект» в судебное заседание не явился, руководитель института Краев А.В. просил рассматривать дело в отсутствие представителя. В представленном отзыве указал, что в полномочия института не входит решение вопроса об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов, следовательно, повлиять на процедуру утверждения, или отказа в утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов институт не может. В настоящее время в учреждении назначен новый руководитель.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Законодателем дано понятие отходов производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом (статья 1 Закона об отходах производства и потребления).

Для определения объема и (или) массы твердых коммунальных отходов для расчетов с населением, предприятиями, учреждениями, организациями региональному оператору необходимы сведения о нормативах накопления твердых коммунальных отходов, то есть о среднем количестве твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени.

Пунктом 2 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

 


Оспариваемое распоряжение от 20 июня 2019г. № 41 (в редакции распоряжения от 11 июля 2019г. № 48) принято министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области в пределах его полномочий в соответствии с пунктом 8 статьи 4.1 Закона Кировской области от 06 июня 2007г. № 131-ЗО «Об отходах производства и потребления в Кировской области», подпунктом 3.1.6.8 пункта 3.1 раздела 3 Положения о министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 15 ноября 2017г. № 67-П (в редакции постановления Правительства Кировской области от 26 марта 2019г. № 112-П).

Согласно пункту 3 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации.

Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающие в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016г. № 269 (далее - Правила определения нормативов).

Согласно пункту 4 Правил определения нормативов нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.

Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов).

Пунктом 7 Правил определения нормативов установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.

Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил определения нормативов.

Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.

В качестве экономического обоснования установленных распоряжением от 20 июня 2019г. № 41 (в редакции распоряжения от 11 июля 2019г. № 48) нормативов накопления твердых коммунальных отходов представитель министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области представил экспертное заключение по определению временных нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировской области, выполненное КОГБУ институт «Кировкоммунпроект» в 2017г. (далее – экспертное заключение от 2017г.), пояснив, что никаких замеров при составлении этого отчета не проводилось.

Данное экспертное заключение от 2017г., как следует из его текста, основано на исследовании нормативов накопления твердых коммунальных отходов десяти регионов Российской Федерации, документы по которым опубликованы в электронных средствах массовой информации; материалах Технического отчета по определению фактической нормы накопления твердых бытовых отходов в городе Кирове, выполненного Институтом по проектированию объектов жилищно-коммунального хозяйства «Кировкоммунпроект» в 2003г. (далее – технический отчет от 2003г.), в части определения нормативов для предприятий, организаций, учреждений (не для объектов жилого фонда).

Из пояснительной записки к техническому отчету от 2003г. следует, что рабочей комиссией были проведены замеры с апреля 2002г. по январь 2003г. по конкретным объектам, перечисленным в справке о предприятиях. На основании актов по замерам объемов твердых бытовых отходов (далее - ТБО) институтом «Кировкоммунпроект» были выполнены расчеты норм накопления ТБО для предприятий, организаций, учреждений.

Из Сводной таблицы норм накопления ТБО к техническому отчету от 2003г. следует, что результаты замеров по конкретным объектам легли в основу распоряжения администрации города Кирова от 09 декабря 2003г. № 5816 «О временных нормах накопления твердых бытовых отходов (ТБО) на территории муниципального образования «Город Киров».

 


Предлагаемые экспертами нормативы накопления твердых коммунальных отходов для предприятий, организаций, учреждений на территории Кировской области к утверждению на 2018г. представляют собой пересчитанные нормативы ТБО для предприятий, организаций, учреждений, утвержденные распоряжением администрации города Кирова от 09 декабря 2003г. № 5816 (в редакции постановления главы администрации г.Кирова от 28 мая 2008г. № 2059-П), которое отменено постановлением администрации города Кирова от 04 октября 2010г. № 4488-П.

Экспертное заключение от 2017г. не содержит расчетов (их обоснования) в результате которых нормативы твердых коммунальных отходов для предприятий, организаций, учреждений, утвержденные вышеприведенным распоряжением администрации города Кирова, трансформируются в предлагаемые экспертами к утверждению на 2018г.

Из экспертного заключения от 2017г. следует, что при расчете норм накопления твердых коммунальных отходов для жилого фонда был использован «Технический отчет по определению фактической нормы накопления ТБО от населения в городе Кирове» КОГБУ институт «Кировкоммунпроект» от 14 декабря 2005г. (далее – технический отчет от 2005г.). Из него следует, что определение нормы накопления ТБО производилось путем проведения обследования контейнерных площадок на трех участках, выбранных в Октябрьском, Ленинском и Первомайском районах города Кирова с численностью жителей на участках: 2710 человек, 3560 человек и 1623 человека и количеством контейнеров: 19, 19, 15 штук соответственно. Среднегодовая норма накопления ТБО по результатам замеров составила 1,732 куб.м на одного человека.

В качестве обоснования нормативов накопления твердых коммунальных отходов с 1 кв.м. общей площади так же представлены: справка Федеральной службы государственной статистики по Кировской области о численности населения городских округов Кировской области по состоянию на 01 января 2018г.; справка ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области» от 11 декабря 2018г. об общей площади жилых помещений, расположенных в городе Кирове без указания по состоянию на какую дату она выдана.

Технический отчет от 2005г. составлен на основании рекомендаций по определению норм накопления твердых бытовых отходов для городов РСФСР, утвержденных заместителем министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР 09 марта 1982г..

Пункт 7 Правил определения нормативов предъявляет определенные требования к участкам городских округов, на которых проводятся замеры отходов. В частности, их должно быть несколько и при численности населения городского округа свыше 500 тыс.человек на каждом участке должно проживать не менее 0,5 процента общей численности населения городского округа (подпункт «в»).

Из справки Федеральной службы государственной статистики по Кировской области по состоянию на 01 января 2018г. следует, что численность муниципального образования «Город Киров» (городской округ) составляет 533231 человек, следовательно, 0,5 процента общей численности населения городского округа на указанную дату составляло 2666 человек.

По этой причине расчеты, содержащиеся в техническом отчете от 2005г., являлись неактуальными на момент составления экспертного заключения от 2017г., не могли быть использованы в полном объеме.

Что касается нормативов накопления твердых коммунальных отходов для муниципального образования «Город Кирово-Чепецк», других муниципальных образований, то обоснования расчета данных нормативов сторона административного ответчика суду не представила.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что экспертное заключение КОГБУ институт «Кировкоммунпроект» от 2017г., при отсутствии данных о проведении замеров в соответствии с Правилами определения нормативов, не могло быть положено в основу оспариваемого нормативного акта.

Использование информации, полученной вне процедуры сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов, действующим законодательством не предусмотрено. Следовательно, административным ответчиком не обоснованы оспариваемые нормативы накопления твердых коммунальных отходов.

Суд полагает установленным несоответствие оспариваемого нормативного акта вышеприведенным нормам федерального законодательства.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018г. № 50 если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

 


Поскольку в оспариваемой части распоряжение до вынесения решения суда применялось и на его основании реализовывались права граждан, оно подлежит признанию не действующим в части со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в источнике официального опубликования министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд


решил:

 

административные исковые требования заместителя прокурора Кировской области Гаврилова А.Ю. к министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области удовлетворить.

Признать недействующими Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировской области, утвержденные распоряжением министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 20 июня 2019г. № 41 (в редакции распоряжения министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 11 июля 2019г. № 48) со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежат опубликованию в источнике официального опубликования министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья Сметанина О.Н.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.