Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Решение № 3А-114/2019 3А-12/2020 3А-12/2020(3А-114/2019;)~М-141/2019 М-141/2019 от 17 февраля 2020 г. по делу № 3А-114/2019



 

Информация по делу

Судья Сметанина О.Н. Дело № 66а-882/2020

                            

 

номер дела в суде первой инстанции 3а-12/2020

 

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 26 мая 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Сорокина М.С.,

судей Калугина Д.М., Красновой Н.П.

при секретаре Щетинкиной К.А.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Кировской области к министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области о признании недействующими Нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировской области, утвержденных распоряжением министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 20 июня 2019 года № 41 (в редакции распоряжения министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 11 июля 2019 года № 48) по апелляционным жалобам министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, министерства охраны окружающей среды Кировской области на решение Кировского областного суда от 17 февраля 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Сорокина М.С., объяснения прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации – Куренкова Е.А., судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

распоряжением министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 20 июня 2019 года № 41 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов и установлении порядка осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Кировской области» (далее – распоряжение от 20 июня 2019 года № 41), официально опубликованным на сайте министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (https://tek-gkh.kirovreg.ru), утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировской области (далее – Нормативы).

Распоряжением министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 11 июля 2019 года № 48 «О внесении изменений в распоряжение министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 20 июня 2019 года № 41 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов и установлении порядка осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Кировской области» (далее – распоряжение от 11 июля 2019 года № 48), официально опубликованным на сайте министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (https://tek-gkh.kirovreg.ru), в распоряжение от 20 июня 2019 года № 41 внесены изменения, из Нормативов исключены сведения о плотности твердых коммунальных отходов/плотности крупногабаритных отходов.

В соответствии с приложением к распоряжению от 20 июня 2019 года № 41 (в редакции распоряжения от 11 июля 2019 года № 48) Нормативы составляют (куб. м в год):

- Для жилого фонда вне зависимости от степени благоустроенности:

для муниципального образования «Город Киров»:                                                      на 1 человека – 1,732 (в том числе крупногабаритные отходы – 0,15); на 1 кв. м общей площади – 0,062;

для муниципального образования «Город Кирово-Чепецк»:                           на 1 человека – 1,65 (в том числе крупногабаритные отходы – 0,15);                  на 1 кв. м общей площади – 0,059;

для других муниципальных образований:

 на 1 человека – 1,45 (в том числе крупногабаритные отходы – 0,15).

- Объекты общественного назначения (административные здания, организации, конторы, архивы):

 на 1 сотрудника – 0,3.

- Организации торговли:

продовольственные магазины:

 на 1 кв. м общей площади – 1,2;

промтоварные магазины:

 на 1 кв. м общей площади – 1,0;

торговые палатки, лотки, павильоны:

на 1 кв. м общей площади – 2,0;

рынки: на 1 кв. м общей площади:

 на 1 кв. м общей площади – 1,18;

супермаркеты (универмаги): на 1 кв. м общей площади – 0,2.

- Организации транспортной инфраструктуры:

автомастерские, монтажные мастерские, станции технического обслуживания: на 1 машино-место – 0,3;

автозаправочные станции: на 1 заправочную – 0,2;

автостоянки и автопарковки: на 1 машино-место – 0,15;

гаражи: на 1 машино-место – 0,5;

автомойки: на 1 машино-место – 0,3;

железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэропорты:

 на 1 кв. м общей площади – 0,26.

- Образовательные организации:

дошкольные образовательные организации: на 1 ребенка – 0,5;

общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования или иные организации, осуществляющие образовательные процессы: на 1 ребенка – 0,2;

учреждения дополнительного образования: на 1 место – 0,5.

- Культурно-развлекательные спортивные организации:

клубы, театры, концертные залы, театры, цирки: на 1 место – 0,275;

библиотеки: на 1 место – 0,18;

выставочные залы, музе: на 1 кв. м общей площади – 0,05;

спортивные арены, стадионы, спортивные клубы, центры, комплексы: на 1 место – 0,27;

пансионаты, дома отдыха, туристические базы: на 1 место – 1,62.

- Организации общественного питания (кафе, рестораны, бары, закусочные, столовые): на 1 место – 1,5.

- Организации службы быта:

мастерские по ремонту бытовой и компьютерной техники: на 1 кв. м общей площади – 0,2;

мастерские по ремонту обуви, ключей, часов и пр.: на 1 кв. м общей площади – 0,4;

мастерские по ремонту и пошиву одежды: на 1 кв. м общей площади – 0,3;

химчистки и прачечные: на 1 кв. м общей площади – 0,3;

парикмахерские, косметические салоны, салоны красоты: на 1 место – 0,8;

гостиницы, общежития: на 1 место – 1,6;

бани, сауны: на 1 посетителя – 0,03.

- Кладбища: на 1 га – 0,3;

- Садоводческие кооперативы, садово-огородные товарищества: на 1 участника (члена) – 0,35.

Заместитель прокурора Кировской области обратился в Кировский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения заявленных требований просил признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Нормативы, утвержденные распоряжением от 20 июня 2019 года № 41 (в редакции распоряжения от 11 июля 2019 года № 48), указывая на то, что их значения для всех муниципальных образований и сфер деятельности определены в отсутствие актуальных сведений о величине образования отходов, на основании тех расчетных документов, которые ранее были предметом судебной оценки и были признаны судами недостаточными для подтверждения экономической обоснованности их значений, и без проведения замеров в порядке, установленном Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № 269 (далее – Правила определения нормативов).

Решением Кировского областного суда от 17 февраля 2020 года административное исковое заявление заместителя прокурора Кировской области удовлетворено, Нормативы признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции в части признания недействующими Нормативов для жилого фонда как незаконного и необоснованного, принятого при неправильном толковании и применении норм материального права, просит принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления в вышеназванной части.

В апелляционной жалобе министерство охраны окружающей среды Кировской области полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене и дело – направлению на новое рассмотрение на том основании, что административное исковое заявление прокурора не содержит сведений о том, какие конкретно права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц или конкретных граждан нарушены.

Относительно доводов апелляционных жалоб участвующим в деле прокурором представлены возражения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации – Куренков Е.А. просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 КАС РФ.

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Заслушав объяснения прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ) предусмотрено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктами 2 – 4 статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации). Нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации. Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № 269 утверждены Правила определения нормативов.

Пунктом 7 Правил определения нормативов установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.

Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 – 12 Правил определения нормативов.

Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.

Обращаясь в суд с требованиями о признании Нормативов недействующими, прокурор исходил из того, что они определены в отсутствие актуальных сведений о величине образования отходов, на основании тех расчетных документов, которые ранее были предметом судебной оценки и были признаны судами недостаточными для подтверждения экономической обоснованности их значений, что замеры отходов в порядке, предусмотренном Правилами определения нормативов, не проводились.

Рассматривая дело, суд первой инстанции верно исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме и виду, опубликован в установленном порядке и по данным основаниям не оспаривается.

Проверяя содержание оспариваемого нормативного правового акта на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции проанализировал приведенные положения Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ и Правил определения нормативов, исследовал материалы дела и пришел к выводу о его не соответствии действующему федеральному законодательству, в связи с чем удовлетворил заявленные прокурором требования.

Оснований не согласиться с таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что Нормативы, утвержденные распоряжением от 20 июня 2019 года № 41 (в редакции распоряжения от 11 июля 2019 года № 48), были рассчитаны на основании данных экспертных заключений по определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировской области, выполненных КОГБУ институт «Кировкоммунпроект» в 2017, 2018 годах, которые в свою очередь основаны на материалах Технического отчета по определению фактической нормы накопления твердых бытовых отходов в городе Кирове (2003 год), Технического отчета по определению фактической нормы накопления твердых бытовых отходов от населения в городе Кирове (2005 год).

Вступившим в законную силу решением Кировского областного суда от 27 марта 2019 года (дело № 3а-13/2019), оставленным в соответствующей части без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24 июля 2019 года (дело № 10-АПА19-12), был признан недействующим пункт 1 Нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировской области, утвержденных распоряжением министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 12 января 2018 года № 1 (в редакции распоряжения министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 26 декабря 2018 года № 67) в части установления в муниципальном образовании «Город Киров» норматива накопления твердых коммунальных отходов в расчетной единице 1 кв. м общей площади в размере 0,0621 куб. м в год со дня вступления решения суда в законную силу.

При рассмотрении вышеуказанного административного дела судебными инстанциями было установлено, что расчет оспариваемых нормативов произведен на основании данных экспертных заключений по определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировской области, выполненных КОГБУ институт «Кировкоммунпроект» в 2017, 2018 годах. При этом экспертное заключение от 2017 года основано на исследовании нормативов накопления твердых коммунальных отходов десяти регионов Российской Федерации, материалов Технического отчета по определению фактической нормы накопления твердых бытовых отходов в городе Кирове, выполненного Институтом по проектированию объектов жилищно-коммунального хозяйства «Кировкоммунпроект» в 2003 году, а также Технического отчета по определению фактической нормы накопления твердых бытовых отходов от населения в городе Кирове от 14 декабря 2005 года, данные которых не являются актуальными на момент принятия спорного распоряжения.

Суды, проанализировав указанные документы и установив отсутствие соответствующих замеров, предусмотренных Правилами определения нормативов, пришли к выводам о неподтвержденности административным ответчиком экономической обоснованности оспариваемого значения норматива, а также о том, что сведения, полученные вне процедуры сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов, подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании закона, что применение иных исходных данных, кроме полученных в результате замеров, для расчета нормативов действующим законодательством не предусмотрено.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в части 8 статьи 5 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», части 1 статьи 16 КАС РФ.

Как разъяснено в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта (например, дата, с которой оспоренный акт вступил в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, отсутствие у органа государственной власти компетенции по принятию оспоренного акта), имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим (часть 2 статьи 64 КАС РФ, части 2, 3 статьи 69 АПК РФ).

Таким образом, вступившими в законную силу судебными актами по ранее рассмотренному административному делу установлено, что данные, содержащиеся в выполненных КОГБУ институт «Кировкоммунпроект» экспертных заключениях от 2017, 2018 годов, Технических отчетах от 2003, 2005 годов, являются неактуальными, они получены вне процедуры сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов и в отсутствие соответствующих замеров, предусмотренных Правилами определения нормативов, в связи с чем не могли быть применены для расчета нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировской области, утвержденных распоряжением министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 12 января 2018 года № 1 (в редакции распоряжения министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 26 декабря 2018 года № 67).

Поскольку Нормативы, утвержденные распоряжением от 20 июня 2019 года № 41 (в редакции распоряжения от 11 июля 2019 года № 48), рассчитаны на основании этих же данных, содержащихся в экспертных заключениях от 2017, 2018 годов и Технических отчетах от 2003, 2005 годов, вышеназванные обстоятельства, касающиеся их неактуальности, нарушения установленной процедуры замера отходов, сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов, в силу приведенных положений федерального законодательства и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении настоящего дела имеют преюдициальное значение, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.

Учитывая, что каких-либо иных исходных данных, за исключением тех, которые уже являлись предметом судебного контроля и получили со стороны судебных инстанции соответствующую правовую оценку, при расчете Нормативов не использовалось, указанные выводы в полной мере относятся к оспариваемому нормативному правовому акту в целом, а не только к нормативам, установленным для жилого фонда на территории муниципального образования «Город Киров», и свидетельствуют о его несоответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и регулирующим спорные правоотношения.

При таких обстоятельствах вынесенное по делу судебное решение, которым требования прокурора о признании Нормативов недействующими были удовлетворены, следует признать законным и обоснованным, вопреки доводам апелляционных жалоб отмене оно не подлежит.

Доводы апелляционной жалобы министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области о соответствии проведенных замеров отходов установленным требованиям подлежат отклонению, поскольку направлены на оспаривание обстоятельств, имеющих преюдициальное значение, что не может быть признано согласующимся с конституционным правом на судебную защиту, в качестве неотъемлемого элемента которого предполагается обязательность судебных актов.

Вопреки доводам апелляционной жалобы министерства охраны окружающей среды Кировской области из административного искового заявления с очевидностью следует, что оно подано в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, для которых размер платы за коммунальную услугу по вывозу твердых коммунальных отходов определяется с использованием не соответствующих действующему законодательству Нормативов.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Кировского областного суда от 17 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, министерства охраны окружающей среды Кировской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Кировский областной суд.

Председательствующий

Судьи

Решение № 3А-114/2019 3А-12/2020 3А-12/2020(3А-114/2019;)~М-141/2019 М-141/2019 от 17 февраля 2020 г. по делу № 3А-114/2019

Кировский областной суд (Кировская область) - Гражданские и административные

 

43OS0000-01-2019-000148-11

Дело № 3а-12/2020 (3а-114/2019)

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.