Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





I. Вступительное слово руководителя



 

                         Тема занятия: «Речь поэтическая»

 

Цель:

1. Повторить и обобщить знания уч-ся о различиях стихотворной и прозаической речи, ритме и размерах стиха, рифме и её видами.

Задачи:

1. Научить      различать      стихотворный      и      прозаический      тексты;

2. Научить различать размеры стиха, виды рифмы, рифмовать слова, создавать буриме.

3. Продолжать работать по развитию творческих способностей учащихся

4. Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве.

5. Воспитывать читателя со сформированным эстетическим вкусом.

 

Результат:

1.Формирование способности к саморазвитию и самообразованию через освоение художественного наследия, через творческую деятельность эстетического характера.

2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

3. Воспитание читателя с эстетическим вкусом, способного интерпретировать, прочитанное, осознавать художественную картину жизни.

                                                Ход занятия:

I. Вступительное слово руководителя

- Здравствуйте, ребята!

   Я рада приветствовать вас на очередном занятии кружка «Основы выразительного чтения и ораторского искусства». Чтобы выяснить тему занятия мы проведем небольшую разминку.

Мы сегодня с вами поговорим о поэзии.

- Что же такое поэзия?

Влад получил индивидуальное задание и скажет, как дает определение этому слову С.И.Ожегов: «Поэзия – словесное художественное творчество».

- А если сказать по-другому: поэзия – это чувственный язык, на котором пишут и говорят в специальной форме.

Ребята, накануне нашего занятия я вам раздала анкеты для заполнения.

Прекрасно, что всем вам интересна тема поэзии, большинство из вас безошибочно указали имена знаменитых русских поэтов, с творчеством которых знакомились на уроках литературы…

У каждого из вас есть любимое стихотворение…

Но один вопрос в анкете у всех вызвал отрицательный ответ!

Никто из нас не умеет сочинять стихи…и это понятно, ведь поэтом может стать не каждый, поэзия – это великий дар. Именно так и будет называться наше сегодняшнее занятие.

 

II. Поэтическая лаборатория

- Я приглашаю вас в поэтическую лабораторию, где проведем эксперимент в форме конкурса между тремя группами. Какова цель нашей лаборатории?  (повторить и обобщить знания о различиях стихотворной и прозаической речи, основных понятиях стихосложения). Чему должны научиться в ходе исследовательской работы? (должны научиться различать способы рифмовки, рифмовать слова, определять размеры стиха, создавать четверостишия). Очень хорошо, учебные задачи ясны. Может быть, кто-то и обнаружит в себе дар стихосложения.

Предварительно давайте вспомним теорию и заполним технологические листы.

- Ниже вам представлен материал с двумя текстами, прочитайте их и определите, чем они похожи между собой и какие имеют различия.

1) Одинокий парус белеет в голубом тумане моря. Интересно, что он ищет в далёкой стране? Что он кинул в родном краю?

2) Белеет парус одинокий В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?

 

 

- Сделайте вывод, как может быть организована наша речь? (проза и стихи)

- Чем отличается стихотворная речь от прозаической? Назовите особенности стихотворной речи.

(Второй текст записан в столбик и окончания строк звучат в рифму)

- Что же такое рифма?

Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк (от греческого рифмос – стройность), в стихосложении существует 3 вида рифмы: перекрёстная, парная и опоясывающая.

- Назовите ещё одно отличие стихотворного текста от прозаического (звучит ритмично).

- В чём же секрет ритма, что такое ритм?

Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц. В стихе это ударный и безударный

слоги.

Исходя из этого, выделяются двусложные и трёхсложные размеры стиха, назовите.

 

(Мы видим две стопы, обе состоят из двух слогов, но в первой ударение падает на первый слог (хорей), во второй — на второй слог (ямб).Ямб и хорей — это и есть двусложные размеры стиха).

 

Итак, напишите в своих тетрадях по занятиям

Прозаическая речь — речь, свободно движущаяся от предложения к предложению. Стихотворная речь — речь, подчиненная ритму)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.