![]()
|
|||||||
I. Вступительное слово руководителяСтр 1 из 2Следующая ⇒
Тема занятия: «Речь поэтическая»
Цель: 1. Повторить и обобщить знания уч-ся о различиях стихотворной и прозаической речи, ритме и размерах стиха, рифме и её видами. Задачи: 1. Научить различать стихотворный и прозаический тексты; 2. Научить различать размеры стиха, виды рифмы, рифмовать слова, создавать буриме. 3. Продолжать работать по развитию творческих способностей учащихся 4. Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве. 5. Воспитывать читателя со сформированным эстетическим вкусом.
Результат: 1.Формирование способности к саморазвитию и самообразованию через освоение художественного наследия, через творческую деятельность эстетического характера. 2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. 3. Воспитание читателя с эстетическим вкусом, способного интерпретировать, прочитанное, осознавать художественную картину жизни. Ход занятия: I. Вступительное слово руководителя - Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на очередном занятии кружка «Основы выразительного чтения и ораторского искусства». Чтобы выяснить тему занятия мы проведем небольшую разминку. Мы сегодня с вами поговорим о поэзии. - Что же такое поэзия? Влад получил индивидуальное задание и скажет, как дает определение этому слову С.И.Ожегов: «Поэзия – словесное художественное творчество». - А если сказать по-другому: поэзия – это чувственный язык, на котором пишут и говорят в специальной форме. Ребята, накануне нашего занятия я вам раздала анкеты для заполнения. Прекрасно, что всем вам интересна тема поэзии, большинство из вас безошибочно указали имена знаменитых русских поэтов, с творчеством которых знакомились на уроках литературы… У каждого из вас есть любимое стихотворение… Но один вопрос в анкете у всех вызвал отрицательный ответ! Никто из нас не умеет сочинять стихи…и это понятно, ведь поэтом может стать не каждый, поэзия – это великий дар. Именно так и будет называться наше сегодняшнее занятие.
II. Поэтическая лаборатория - Я приглашаю вас в поэтическую лабораторию, где проведем эксперимент в форме конкурса между тремя группами. Какова цель нашей лаборатории? (повторить и обобщить знания о различиях стихотворной и прозаической речи, основных понятиях стихосложения). Чему должны научиться в ходе исследовательской работы? (должны научиться различать способы рифмовки, рифмовать слова, определять размеры стиха, создавать четверостишия). Очень хорошо, учебные задачи ясны. Может быть, кто-то и обнаружит в себе дар стихосложения. Предварительно давайте вспомним теорию и заполним технологические листы. - Ниже вам представлен материал с двумя текстами, прочитайте их и определите, чем они похожи между собой и какие имеют различия. 1) Одинокий парус белеет в голубом тумане моря. Интересно, что он ищет в далёкой стране? Что он кинул в родном краю? 2) Белеет парус одинокий В тумане моря голубом. Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?
- Сделайте вывод, как может быть организована наша речь? (проза и стихи) - Чем отличается стихотворная речь от прозаической? Назовите особенности стихотворной речи. (Второй текст записан в столбик и окончания строк звучат в рифму) - Что же такое рифма? Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк (от греческого рифмос – стройность), в стихосложении существует 3 вида рифмы: перекрёстная, парная и опоясывающая. - Назовите ещё одно отличие стихотворного текста от прозаического (звучит ритмично). - В чём же секрет ритма, что такое ритм? Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц. В стихе это ударный и безударный слоги. Исходя из этого, выделяются двусложные и трёхсложные размеры стиха, назовите.
(Мы видим две стопы, обе состоят из двух слогов, но в первой ударение падает на первый слог (хорей), во второй — на второй слог (ямб).Ямб и хорей — это и есть двусложные размеры стиха).
Итак, напишите в своих тетрадях по занятиям Прозаическая речь — речь, свободно движущаяся от предложения к предложению. Стихотворная речь — речь, подчиненная ритму)
|
|||||||
|