Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Приёмы музыкального развития



Приёмы музыкального развития

Вспомни любимые мелодии: певучие, задумчивые, весёлые, игривые, ласковые, настойчивые, – РАЗНЫЕ... Мелодия живёт и непрерывно меняется, у неё есть дыхание, пульс, движение, жесты, интонация. Как важно увидеть жизнь темы во всех подробностях, уметь следить за её развитием!

Вот, например, прозвучала первая фраза «Сицилийской песенки» Роберта Шумана из «Альбома для юношества»:

 

В ней что-то хрупкое, игривое. Пружинистый ритм лёгкого танца и выразительная, гибкая интонация песенки – вот какой образ возникает с первых звуков. И ещё раз повторяется эта нежная мелодия, только увереннее остановка в конце:

 

В следующей фразе мы узнаём ритм начала, но стала другой интонация. Она изменила направление, зазвучала более решительно:

 

И наконец, ещё больше изменений происходит в последней фразе: в ней твёрдые, призывные интонации, жёсткое окончание, что мало похоже на ту нежную и ласковую песенку, которую мы слышали в первых двух фразах:

 

Вслед за этим «сюжет» повторится. Вновь нежная мольба прерывается энергичным «жестом». И каждый раз реплики звучат чуть-чуть по-разному – сколько в этом внутреннего движения!

 

И вдруг изменилось всё: темп, размер, характер движения, интонация и, конечно, образ. Не мольба и не грациозный танец, а бурное, тревожное движение:

 

 

В развитии этой темы мы вновь различаем те же приёмы: повтор, повтор с изменениями, с вариантами (варьированный повтор). Нас увлекает непрерывное движение вперёд, смена элементов музыкального языка и прочная связь одного эпизода с другим.

 

Итак, давай повторим и запомним, с помощью каких приёмов живёт и развивается музыкальная тема.

Основные приёмы музыкального развития это:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.