Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Знание является единством чувственного и рационального по­знания действительности. Знание — результат познания действи­тельности, содержание сознания.



Знание является единством чувственного и рационального по­знания действительности. Знание — результат познания действи­тельности, содержание сознания.

Виды знаний

Заблуждение—знание, не соответствующее реальному объекту, но принимаемое за истину.

Ложь — сознательное искажение образа объекта.

Житейское— основано на здравом смысле, формируется в ре­зультате повседневной жизни людей, сводится к констатации фактов и их описанию.

Практическое— основой является деятельность людей по реали­зации потребностей.

Художественное — строится на образе, характеризуется эмоцио­нальностью, субъективностью.

Научное— характеризуется стремлением к объективности, си­стемностью, логичностью, существует в форме понятий и катего­рий, общих принципов, законов, теорий.

Рациональное— отражает реальность в терминах, строится на ра­циональном мышлении.

Иррациональное — отражает реальность в эмоциях, часто основа­но на интуиции, не подчиняется законам логики.

Формы знания

Научное — объективное, системно органи­зованное и обоснованное знание

Ненаучное — разрозненное, несистематизированное зна­ние, которое не формализует­ся и не описывается законами  
эмпирический уровень методы: наблюдение; эксперимент; описание теоретический уро­вень методы: индукция (от частного к обще­му); дедукция (от об­щего к частному); анализ (разло­жение целого на части); синтез (соеди­нение отдельных знаний в единое целое)

донаучное — предпосылки научного знания;

паранаучное— использующее научные методы познания, но несовместимое с имеющимся научным знанием;

лженаучное- сознательно ис­пользующее домыслы и пред­рассудки;

антинаучное— утопичное и со­знательно искажающее пред­ставление одействительности;

познание средствами искус­ства — при помощи художе­ственных образов; религиозное - основанное на вере в Бога как носителя абсо­лютной истины

         

Особенности социального познания:

1. субъект и объект познания совпадают (общество изучает само себя, социолог видит процесс изнутри, так как сам является участ­ником общественных отношений.Поэтому большую роль играет личностная оценка общественных явлений);

2. ограничены возможности исследователя (не всегда можно про­вести эксперимент);

3. сложность и изменчивость объекта изучения порождает плюра­лизм точек зрения на общество.

При изучении общества следует применять конкретно-исторический подход:

- устанавливать зависимость между прошлым и будущим;

- выявляя общие закономерности, необходимо помнить о свое­образии и неповторимости исторического пути народов, стран, регионов;

- изучать общественные явления в их многообразии и взаимоза­висимости;

- рассматривать текущую деятельность как результат предыдущей.

Особенности познания средствами искусства:

1. эмоциональная окрашенность;

2. осуществляется при помощи образов.

Образ— это отражение действительности, обладающее опре­делёнными свойствами реально существующего предмета, прелом­лённое через внутренний мир творца (художника, режиссёра, писа­теля).

Канон— свод прикладных правил создания образа. Характеризу­ется особенностями мировоззрения эпохи. (Например, в период ан­тичности воспевается красота человеческого тела, пропорциональ­ность; в Средние века тело воспринимается как нечто греховное, поэтому изображается плоско, покрыто одеждами.)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.