|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФОРМА И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ.. II. Учебно- тематический план.. III. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ . ПРОГРАММЫ. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 5. ФОРМА И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ. Групповые занятия проходят по 4 часа в неделю. Учебный процесс предусматривает 4 отличительные формы занятий: урок, экскурсия, практическая работа с музейными экспонатами(исследование, реставрация, описание), общение с ветеранами войны(сбор воспоминаний, поиск экспонатов, шефство).
Ожидаемый результат: 1. Адекватное отношение детей и подростков к событиям в мире, обществе. 2. Развитие в учащихся способности хорошей передачи устной информации. 3. Позитивные изменения в отношениях поколений: проявление сострадания, отзывчивость,понимание,толерантность. 4. Воспитание в учащихся общей культуры, ответственности и организованности. 5. Обновление экспозиции, пополнение музейного фонда.
Подведением итогов военно-патриотического и гражданского воспитания школьников через деятельность музея явится ежегодный общешкольный праздник, посвящённый Дню Победы и посещения музея другими школами,где музейная группа продемонстрирует перед ними,ветеранами и гостями полученные знания и навыки.
II. Учебно- тематический план.
III. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
I четверть I. Музей как исторический источник и средство образования. 1. Знакомство с экспозициями музея: военные экспонаты. 2. Знакомство с экспозициями музея: экспонаты по народному быту. 3. Н.Ф.Ватутин- жизнь и деятельность-навечно в памяти школы. 4. Создание группы экскурсоводов, реставрационной и поисковых групп( Практика). 5. Посещение группой экскурсоводов других школьных музеев с целью обмена опытом работы (Практика). II. Знаменательные исторические события. 6. Основание Москвы и её роль в создании нашего государства. 7. День Бородинского сражения 1812г. 8. Подготовка альбома о военачальниках и полководцах Отечественной войны 1812г. (Практика). 9. День победы русских полков Дмитрия Донского в Куликовской битве(1380г.). 10. А.В.Суворов- Великий русский полководец. 11. История освобождения Москвы от поляков в 1612г. 12. Экскурсия в музеи боевой славы «Навигацкой школы»(Практика). 13. Экскурсия в музей «Тихоокеанского Флота и адмирала Н.Г.Кузнецова» ЦО №1465(Практика). III.Великая Отечественная война 1941-1945гг. 14. СССР в 1938-1941гг. 15. Идеологическая и моральная подготовка Красной Армии накануне войны. 16. Нападение Германии на СССР 22 июня 1941г. 17. Оборона Брестской крепости. 18. Мобилизация сил на оборону страны. 19. Смоленское сражение и катастрофа на Украине. 20. Оборона Москвы. 21. Победа в Московском сражении(80 лет исполняется). IV.Историко-культурный быт наших предков с конца XIX века по 1917г. 22. Как одевались в дореволюционной России. 23. « Чудесный сундучок». Виды женского рукоделия:кружева,пояса,воротники и т.д. 24. « Деревянная красота». Избы, резные изделия и т.д. 25. Предметы обихода крестьян. 26. Предметы обихода горожан. 27. «Стоит изба из кирпича – то холодна,то горяча».Печь,чугунок,ухват,кочерга и т. д. 28. «Как рубашка в поле выросла». Веретено,прялка,ткацкий станок и т. д. V. Уникальные коллекции музея( их происхождение, история бытования ). 29. Фуражка, планшет и наградная гармонь подполковника Мигунова И.Н.,участника Курской битвы. 30. Погоны и полевая сумка для бинокля генерал-майора Маликова И. Ф.,участника гражданской и Великой Отечественной войн и медали его жены Маликовой В.И.,участницы войны. 31. Наградной патефон Скорзова А.И. и история его пути. 32. Боевые награды полковника Нецветайло И.А., ветерана военной разведки. 33. Боевые солдатские кирзовые сапоги сержанта Филиппенко М. Я.,побывавших в сражении за Москву. 34. Фуражка и кобура пограничника,принявших первыми удар от фашистов в июне 1941г. 35. Немецкая трофейная штабная карта европейской части СССР, захваченная в боях с немецко-фашистскими захватчиками под Москвой. 36. Две части немецко-фашистского самолёта, сбитого в Московской области.
II четверть I.Музей –как исторический источник и средство образования. 1. Посещение группой экскурсоводов других школьных музеев с целью обмена опытом работы (Практика). II. Знаменательные исторические события. 2. День победы русской эскадры под командованием П.С.Нахимова над Турецкой эскадрой(1853). 3. Поклонная гора в истории Москвы и России. 4. Экскурсия на Поклонную гору. Посещение экспозиции военной техники(Практика). 5. Органы государственной безопасности в истории страны. III. Великая Отечественная война 1941-1945гг. 6. Оформление стенда к 120-летию со дня рождения Н.Ф.Ватутина( Практика). 7. Создание выставки книг о героях Великой Отечественной войны (Практика). 8. Боевые действия весной-летом 1942г. 9. Оборона Сталинграда. 10. Победа в Сталинградской битве в 1943г. 11. Советский человек на передовой и на трудовом фронте. 12. Партизанское движение как проявление Отечественного характера войны. 13. Партизанское движение на Брянщине и в Смоленской области(по материалам музея). 14. Партизанское движение на Украине(по материалам музея). 15. Жизнь и быт партизан( по личным вещам партизан,макету-реконструкции учащихся). IV. Историко-культурный быт наших предков с конца XIX века по 1917г. 16. Посиделки у самовара. История русского самовара. 17. Что расскажет о себе посуда. 18. «Гость в дом – радость в нём».Обычаи и гостеприимство русского народа. 19. Народное просвещение. Образование и грамотность. 20. «Трудовая копеечка». Финансы России. V. Уникальные коллекции музея (их происхождение,история бытования). 21. Китель и бурки генерал-майора Осюкова Г.Л.,участника битвы за Москву. 22. Ордер от 11 сентября 1941г. о передаче А.А.Оливетской в Фонд обороны страны одног рубля серебром. 23. Части противогаза,которыми пользовались жители Москвы в период воздушных атак неприятеля. 24. Погоны и памятные значки полковника Военно-Морского Флота В.М.Ищенко,участника битвы под Москвой и парада на Красной площади 7 ноября 1941г. 25. Пропуска советских граждан по территории Украины, выданные оккупационными властями в 1942г. VI. Правила оформления музейных фондов и реставрация экспонатов. 26. Музейный предмет и экспонат: основные свойства и отличия. 27.Поисково-исследовательская работа и комплектование фондов. 28. Систематизация экспонатов и правила их описания на карточках. 29. Формы использования и хранения экспонатов. Реставрация экспонатов. 30. Реставрация экспонатов Основного фонда №1 за 1938-1941гг (Практика).
III четверть I.Музей- как исторический источник и средство образования. 1. Посещение группой экскурсоводов других школьных музеев с целью обмена опытом (Практика). II.Знаменательные исторические события. 2. Победа русских воинов князя Александра Невского на Чудском озере(1242г). 3. Февральская революция и Гражданская война в истории России. 4. Оформление выставки книг о Гражданской войне (Практика). 5-6. Экскурсия в Государственный центральный музей современной истории России (Практика). III.Великая Отечественная война 1941-1945гг. 7.Героическая оборона Ленинграда и прорыв блокады Ленинграда. 8. Подготовка и проведение встречи с ветеранами войны, посвящённой снятию блокады Ленинграда и Дню защитника Отечества (Практика). 9. Битва на Курской дуге. 10. Сравнение Сталинградской и Курской битв, их значение для хода Великой Отечественной войны. 11. Завершение коренного перелома в войне. 12 -15. Сбор воспоминаний и экспонатов у ветеранов, участников крупных сражений войны, бывших партизан(Практика). 16. Проведение учащимися экскурсии в музее по изученному предвоенному и военному периоду(Практика). 17. Итоги проведённой экскурсии и их обсуждение (Практика). 18. Полное освобождение Красной Армией советской земли. IV. Историко-культурный быт наших предков в 1917-1992гг. 19. Изменение уклада и быта людей после революции 1917г. 20. Ликвидация безграмотных. Школа малограмотных. 21. Городской быт 30-х годов. Печатные и швейные машинки. 22. Крестьянско-колхозный быт 30-х годов. 23. Новые праздники и обычаи советского народа. 24. Проведение экскурсии учащимися в музее по изученному периоду историко-культурного быта наших предков(Практика). 25. Итоги проведённой экскурсии и их обсуждение(Практика). 26. Изменение быта народа с начавшейся Великой Отечественной войной. 27. Послевоенные надежды людей. 28. Отмена карточек на продовольствие. Денежная реформа. 29. Новые явления в жизни людей. Телевидение. Космос. 30. История пионерии и октябрят. 31. Комсомольцы и коммунисты в 1950-1980-е годы. V. Уникальные коллекции музея (их происхождение,история бытования). 32. Прялка колесовая деревни Шереметьевской Московской губернии. 33. Похвальный лист и свидетельство Литвишкова Ивана об окончании им в 1915г. начального народного училища Белгородского уезда Курской губернии. 34. Выпускные 1903г. фотопортреты учащихся и преподавателей Первой Киевской гимназии. 35. Фарфоровая посуда, изготовленная товариществом Кузнецова М.С.(1900-1910). 36. Швейная машинка, ручная, изготовленная в 1930г. 37. Коллекция бумажных и металлических монет Российской империи, СССР и Российской Федерации. VI. Правила оформления музейных фондов и реставрация экспонатов. 38. Реставрация экспонатов Основного фонда №1 за1942-1945гг.(Практика). 39-40. Описание и составление карточек на новые экспонаты ОФ№1(Практика). 41-42. Реставрация экспонатов ОФ №2 за 1900-1917гг.(Практика).
IV четверть I. Музей- как исторический источник и средство образования. 1. Посещение группой экскурсоводов других школьных музеев с целью обмена опытом (Практика). II.Знаменательные исторические события. 2-3. Экскурсия в два музея боевой славы «Нормандия-Неман» школы №712(Практика). 4-5. Экскурсия в музей Московского Кремля (Практика). 6. 12 апреля 1961г.-первый человек в космосе. 7. Подготовка альбома о космонавтах(Практика).
III.Великая Отечественная война 1941-1945гг. 8. Наступление Красной Армии в Восточной Европе. 9. Взятие Берлина. 10. Капитуляция Германии и боевые действия СССР против Японии. 11. Итоги и уроки войны. 12. Символика и подвиг городов-героев Великой Отечественной войны. 13. Проведение экскурсий учащимися по всему изученному периоду (Практика). 14. Итоги проведённых экскурсий и их обсуждение (Практика). 15. Встреча с ветеранами, посвящённая Дню памяти Н.Ф. Ватутина, 15 апреля 1944г.(Практика). 16. Подготовка и проведение встречи с ветеранами, посвящённая 77-ой годовщине победы в Великой Отечественной войне (Практика). 17-19. Поездка учащихся на Кунцевское кладбище в праздник Победы и возложение цветов на могилу Неизвестного солдата , Татьяны Романовны и Елены Николаевны Ватутиных(Практика). 20-21. Сбор воспоминаний и экспонатов у ветеранов Великой Отечественной войны(Практика). 22. Подготовка материалов ко Дню Памяти и Скорби 22 июня 1941г.(Практика).
IV.Историко-культурный быт наших предков 1917-1992гг. 23. Появление первых компьютеров. Компьютерная мышь конца 1980-х годов. 24. Оборона Белого дома и распад СССР. 25. Денежные знаки СССР и новой Российской Федерации(по коллекции музея). 26. 1991-1992—образование нового государства. 27-28. Проведение учащимися экскурсий по всему изученному курсу историко-культурного быта конца XIXв. -1992г.(Практика). 29. Итоги проведённых экскурсий и их обсуждение(Практика).
V.Уникальные коллекции музея( их происхождение,история бытования). 30. Проведение учащимися экскурсии по изученным темам(Практика). 31. Итоги проведённой экскурсии и их обсуждение(Практика). VI.Правила оформления музейных фондов и реставрация экспонатов. 32-33. Реставрация экспонатов ОФ №2 за 1918-1945гг.(Практика). 34. Реставрация экспонатов ОФ№2 за 1945-1991гг.(Практика). 35-36. Описание и составление карточек на новые экспонаты ОФ №2 (Практика).
IV.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
1.Учебно-методический план. 2.Учебно-методическая литература. 3.Библиотечный фонд музея. 4.Наглядные пособия: макеты битв, карты, схемы, модели-проекты, картины, альбомы. 5.Технические средства обучения: аудио и видеоматериалы, компьютерная программа «Живая Родословная». 6.Дидактические материалы: карточки, тесты.
V.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Брагин М. Ватутин (путь генерала).1901-1944.-М.,1954 (серия Жизнь замечательных людей). 2.В мире школьных музеев. Выпуск 1.-М.,2007. 3. В мире школьных музеев. Выпуск 1.-М.,2009. 4.Великая Отечественная война: Цифры и факты. Под общ. ред. Г.Ф. Кривошеева, -М .,1995. 5.Великая Отечественная война,1941-1945./Сост. Дамаскиц И., Кошель П.- М.,2000. 6.Великая Отечественная война.1941-1945:События. Люди. Документы: краткий исторический справочник.-М.,1990. 7.Вестник образования.-2006,№7. 8.Военно-патриотическое и гражданское воспитание - социальный заказ общества России,вступающей в XXI век. Материалы научно- практической конференции работников образования г.Москвы.-М.,2000. 9.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». -Постановление Правительства РФ от 11.06.2005, №422. 10. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». -Постановление Правительства РФ от 05.10.2010, №795. 11.Дополнительное образование и воспитание.-2007,№3. 12.Их имена и подвиги не забыты: Пособие для учителя начальных классов. -М.,1979. 13.Куличкин С.П. Ватутин: К 100-летию генерала армии Н.Ф.Ватутина.-М.,2001. 14. Куличкин С.П. Генерал Ватутин. «Ни шагу назад!».- М.,2007. 15.Москва-героям Великой Отечественной.-М.,1981. 16.Музейная педагогика и проблемы патриотического воспитания. Материалы научно-практической конференции.-М.,2004. 17.Музей в школе: Практикум. Сборник статей. Под общей редакцией Алексеевой Е.В.-М.,2006. 18.Непобеждённая Москва. По материалам творческих работ участников 2-го Московского городского конкурса проектных разработок и творческих работ детей и молодёжи «Нет фашизму!».-М.,2007. 19.Образовательные программы дополнительного образования детей. Редактор-составитель: Чураев В.И.-М., 2007. 20.Сборник нормативных и методических материалов в помощь учителю истории.-М.,2004. 21.Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. -М.,2001. 22.Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».№54-ФЗ, 26 мая 1996г. 23.Школьные музеи. Из опыта работы. Под ред. В.Н.Столетова и М.П.Кашина. -М.,1977. 24. Школьные музей- открытая система. Теория и практика.-М.,2009. 25.Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. Учебное пособие по музейной педагогике.-М.,2001.
VI. ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЕТЯМ.
1.Алексеев С.П. Идёт война народная (Рассказы из истории Великой Отечественной войны).-М.,1977. 2.Алексеев С.П. Они защищали Москву. -М.,1975. 3.Алексеев С.П. Пять поклонов сталинградцам.-М.,1973. 4.Богучаров М. Отцовские рассказы про войну. Воронеж,1973. 5.Книга Мира.Творческий проект Всероссийского фестиваля искусств «Планета Детства».-М.,2015. 6.Слюсарева С.Н.Школьникам об односельчанах в годы Великой Отечественной войны.-В жур-ле Преподавание истории в школе.2002.-№2. 7.Смирнов С.С. Мы из Бреста.-М.,1972. 8.Человек и война. Альманах.-М.,2005. 9.Цессарский А. О чём говорил мальчик.-М.,1965. 10.Я пишу родословную своей семьи.-М.,2006. 11.Якунин В.Н. Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны. -В журнале Преподавание истории в школе,2002.-№9.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|