|
|||
Нил Доналд Уолш 2 страницаЗнаете, есть огромное количество способов делать что-либо неправильно. Есть люди, утверждающие, что необходимо расстелить ковер и бить поклоны на Восток по крайней мере три раза в день. Есть люди, которые говорят, что вам можно стоять только в определённом месте перед Стеной Плача. И если вы женщина, то вы не можете стоять там рядом с мужчинами. Есть люди, утверждающие, что вам необходимо выполнять тот или иной ритуал, иначе вы не попадёте на небо. И таким вот образом мы набираемся идей и представлений о том, что хорошо и что плохо, что Бог требует и чего не требует. И просто поразительно, сколько вины мы несем в себе за то, что совершили в жизни. Некоторые поступки мы совершили в детстве, будучи абсолютно невинными. И это печальнее всего, что даже маленький ребенок вынужден чувствовать вину за что-то, что он сделал. Я помню, что когда мне было около одиннадцати лет, я ел гамбургер и внезапно вспомнил: «О, Боже, сегодня пятница». Я был настоящий юный католик, и я подумал, что совершил грех, потому что мне говорили, что есть мясо по пятницам — это грех, хотя и простительный. И я помню, что был очень расстроен, потому что забылся на мгновение и совершил это. Я совершил это в закусочной поблизости от дома. Когда я пришел домой, моя мама взглянула на меня и спросила: «Что случилось? С тобой всё в порядке? Тебя кто-то обидел? Что с тобой?» И я ответил: «Нет, но я ел мясо, я ел мясо. Я забыл, что сегодня пятница. Господь разгневается на меня». И я действительно, действительно так думал в свои одиннадцать лет. Мое сердце разрывалось, потому что я был по-настоящему верующим, я был, как говорится, церковным мальчиком. Над чем вы смеетесь? Итак, я сказал своей матери: «Я ел мясо. Я забыл, что сегодня пятница». И моя мама, да благословит её Бог, она просто взяла меня за руку и сказала: «Дорогой мой, это ничего. Я уверена, что всё в порядке. Не расстраивайся из-за этого». Моя мама была достаточно мудра, чтобы понять, что в возрасте одиннадцати лет, я, вероятно, не был готов понять, что Бога это не волнует. Только много лет спустя, когда мне исполнилось двадцать один, я начал улавливать этот момент. Потому что, когда мне исполнилось двадцать один, так уж случилось, что в нашей местной газете на первой полосе появилась статья с таким броским заголовком, и там говорилось: «Папа Римский заявил, что употребление мяса в пищу по пятницам более не является грехом». И я подумал: «Как это замечательно! Теперь все люди, которые едят мясо по пятницам могут избавиться от...» Они никогда не попадали в ад, конечно, потому, что невозможно попасть в ад за то, что ешь мясо. На самом деле, есть мясо по пятницам было своего рода моральным проступком, но ни в коем случае не преступлением. Я привожу в качестве примера то, как меня воспитывали, и я надеюсь, что вы не возражаете, — я ведь говорю о своем детстве. Мы все можем поделиться подобными рассказами о том, как, независимо от нашей религии, нас вынуждали, заставляли в детстве почувствовать свою вину из-за такого рода поступков. Ну, я должен сказать вам, что, если бы всё ограничивалось мелочами (которые мой отец называл «мелким картофелем»), то это бы не было проблемой. Но дело в том, что половина рода человеческого несёт в себе огромный комплекс вины по поводу многочисленных удивительных проявлений того чуда, которым мы являемся. Например, то, о чём мы недавно говорили, а именно: радостное и праздничное выражение нашей сексуальности, и это очевидный пример одной из причин, по которой мы чувствуем вину. Или, например, богатство — некоторые люди чувствуют вину из-за того, что у них много денег. Они позволяют себе настолько сильно почувствовать вину, что начинают раздавать деньги, как безумные, для того, чтобы успокоить чувство вины. «Да, я имею много денег, но я раздаю четверть миллиона долларов в год. Я чувствую себя немного лучше, несмотря на эту неприятную ситуацию, в которой я оказался». И вы тем более не должны иметь много денег, если вы проповедуете слово Божье или делаете что-либо замечательное. Поэтому мы ничего не платим нашим учителям, почти ничего не платим нашим медсестрам. Чем ценнее для общества то, что делает человек, тем меньше мы за это платим. Не правда ли, это свидетельствует о том, что мы испытываем сильное чувство вины за всё хорошее в нашей жизни, намного меньше — за наши обычные, или, как я их называю, человеческие, ошибки, которые мы совершаем, ошибки в суждениях, и я имею в виду только те ошибки, которые мы сами не повторили бы? Мы корим и бичуем себя, и заставляем себя чувствовать настолько неправыми, что, если мы будем продолжать в том же духе, то сотворим свой собственный ад на Земле для расплаты за ошибки, которые мы совершили, и, таким образом, навлечём на себя болезни и не сможем жить целостной жизнью. Поэтому одно из самых замечательных, дающих свободу утверждений, которые вы можете сделать, это: «Я невиновен, я неповинен». И затем вы можете двигаться дальше — от того состояния, которому свойственна чистота, которому свойственно чудо, которому свойственна целостность. Потому что вы действительно можете собрать себя снова, подобно Хам-пти Дампти, раз уж вы принимаете свою невиновность. Помните, что я сказал раньше? Прощение — это ключ к целостности. И я добавлю: прощение начинается именно здесь. И на самом деле, пока прощение не начнётся здесь, мы не сможем никуда двигаться. Потому, что мы не сможем отдавать то, чего не имеем. Целостная жизнь означает жить полной жизнью, всеми аспектами её полноты: «верхними» и «нижними», «левыми» и «правыми», здесь и там, до и после, её мужским и женским началами. Мы все имеем эту мужскую и женскую энергии, пронизывающие нас. Это означает, что мы не отрицаем что-либо из этого — просто имеем всё это, затем освобождаемся от той энергии, которая нам больше не служит, которая больше не помогает поддерживать высокий стандарт нашего представления о себе; затем мы используем всё остальное, даже если мы отдаём его свободно и открыто тем, с кем соприкасаются наши жизни. Многие из нас занимаются воспитанием детей. Какой совет Вы бы дали сегодняшним родителям? Что мы можем сказать своим детям? Как нам учить их вере в Бога? Знаете, опасно сидеть на этом стуле, потому что возникает иллюзия, что я имею ответы на все эти вопросы. Я последний человек, у которого надо спрашивать совета по поводу воспитания детей. Я, возможно, нахожусь в начале списка десяти самых худших родителей в мире. Может быть, поэтому мне всегда задают такие вопросы — я не знаю. Я могу рассказать вам о тех ошибках, которые я совершил. Однако я думаю, что есть одна ошибка, которой я не делал. Я всегда любил своих детей без каких-либо условий. И не требовал от них ничего, что они бы не могли дать... мне или жизни. Поэтому, я думаю, совет, который я дам родителям, будет следующий: любите своих детей так, как вы хотели бы быть любимы. Не исходите из своих ожиданий. Не предъявляйте каких-либо требований и, самое главное, позвольте им жить своей жизнью. Отпустите их. Позвольте им идти своей дорогой и делать свои ошибки. Позвольте им получать удары. Выручайте их и помогайте им, если можете, когда они в беде. Но не мешайте им жить их собственной жизнью. Дайте им свободу — даже если то, что они делают, по вашему мнению, не идёт им на пользу, даже если это, с вашей точки зрения, «неправильно». Самый лучший совет, который я могу дать родителям: относитесь к своим детям так, как Господь относится к нам: «Ваше желание является и моим желанием. Я даю вам свободу выбора в жизни, чтобы вы могли делать то, что пожелаете, и я никогда не перестану любить вас, что бы вы ни сделали». Жаль, что мои родители гак не относились ко мне. Жаль, что я так не относился к моим детям. Я имею в виду — мне жаль, что у меня нет таких отношений с ними. Но мы стараемся. Думаю, что я ещё мог бы посоветовать родителям не забывать, что они родители. Я хочу сказать, что часто в своей жизни я забывал, что я родитель. Я эмоционально покидал своих детей. И это совершенно ненормально. Что Вы скажете о любви? Я думаю, что любовь — это чувство, которое чаще всего в мире понимается неправильно. Я думаю, что более половины людей не представляют, что такое настоящая любовь. И я думаю, что менее половины людей на планете когда-либо испытывали любовь. Если бы мы хоть на мгновение испытали бы, что такое настоящая любовь, мы не смогли бы жить так, как жили раньше. Мы не смогли бы относиться к другим людям так, как мы часто относимся друг к другу. Мы не смогли бы игнорировать то, что мы обычно игнорируем. Мы не смогли бы допустить, чтобы всё было так, как оно есть. Первой проблемой, конечно, является то, что мы не научились любить себя. Это первая проблема. Мы можем отдать другим только то, что имеем. И если у нас нет любви, мы не можем её отдать. Это очевидные вещи. . . неловко даже говорить об этом — настолько это очевидно. Что ещё сказать о любви? Попробуйте как-нибудь испытать чувство любви. Но если вы решитесь испытать его, попытайтесь испытать его в полной мере. В полной мере! Попытайтесь любить кого-нибудь — только одного человека и без каких-либо ограничений или условий. Ничего не ожидая, ничего не требуя взамен. Попытайтесь хоть однажды любить кого-либо именно так. Но берегитесь, потому что, если вы полюбите так хоть однажды, если вы ощутите это чувство, вы не сможете жить без него. * * * Ну а теперь я бы попросил аудиторию — поскольку это огромная тема, которую я действительно пытаюсь разбить на небольшие фрагменты, — задавать любые вопросы, потому что сейчас ваше время, ваш шанс задавать абсолютно любые вопросы, которые у вас только могут возникнуть. А вот и первый вопрос. Что Вы скажете людям о наследственности? Что касается всего, начиная с ожирения и кончая раком... Некоторым людям кажется, что из-за своей наследственности им не избежать ракового заболевания. Что Вы скажете людям, которые считают, что ничего нельзя сделать в такой ситуации, что оно просто случается? То, во что вы верите и что говорите, то с вами и произойдёт. И медицина знает огромное число случаев, когда люди шли вразрез со своей наследственностью и имели результаты, совершенно противоположные тем, которые они должны были иметь из-за своей наследственности. В таких случаях генетика становилась контролируемым фактором. Я думаю, что было бы безрассудством утверждать, что такого фактора, как генетическая предрасположенность, не существует. Наука демонстрирует нам прямо противоположное. Поэтому генетическая предрасположенность к определенным болезням — это реальность. Но она не является безвыходной ситуацией. Она не является неизбежной. Если кто-либо имеет предрасположенность к определённому заболеванию, это не означает, что данная предрасположенность не поддается контролю. Если бы мы абсолютно не были бы способны умственно, физически, психологически контролировать то, к чему мы имеем предрасположенность, то наша судьба была бы раз и на всегда предопределена, и мы были бы игрушкой в руках судьбы — так сказать, физиологической судьбы. А в человеческой жизни такого явления просто не существует. Многие предрасположенности были выбраны самими людьми, я имею в виду — запрограммированы. Есть философское направление, согласно которому ничто не происходит в человеческом теле по ошибке. И мы можем сказать, что предрасположенность к некоторым заболеваниям встроена в биомеханическую систему, которую мы называем нашим телом, и обусловлена нашим выбором: мы действительно выбираем ту или иную предрасположенность как инструмент для работы, как краски или кисти, с помощью которых мы рисуем полотно нашей жизни. Но мы можем поменять эти цвета в любой момент, когда этого захотим. Я имею в виду — в процессе рисования. Мы можем сказать: «Нет, у меня слишком много голубого. Я думаю, надо добавить оранжевый». И мы можем написать совсем другое полотно или придать первоначальному полотну совсем другой вид. Итак, я думаю, очень важно понять, что в человеческой жизни нет более мощного фактора, чем наше представление о ней, чем наш выбор, и нет ничего, что может превзойти наше творческое сотрудничество с Богом. Если мы с Богом решили кое-что изменить в биохимической фабрике, называемой нашим телом, то мы сделаем это, невзирая ни на какие предрасположенности. И ничто не остановит этот процесс. Именно благодаря этому процессу людям удаётся исцелить себя от рака и преодолеть другие физические и эмоциональные недуги, которые при ином подходе могли бы причинить им много неприятностей и создать у них настроение обречённости. Гены вашего тела — это просто индикаторы, чем-то похожие на астрологические знаки. Я думаю, что гены в нашем теле подают нам знаки, подобно тому, как астрологические знаки подают знаки большему телу, которое мы называем Вселенной. Таким образом, каждый из нас, как говорится, представляет собой Вселенную в миниатюре. И я думаю, что гены подобны астрологическим знакам, так как они показывают направления, в которых мы можем двигаться, но они не являются индикаторами чего-то неотвратимого. Наши гены просто указывают путь, по которому мы'можем идти, и который с наибольшей вероятностью может быть выбран нами, если он нас устраивает, но который при желании может быть также и изменён. Если нам не нравиться то, что говорят нам наши гены о направлении, по которому мы можем идти, мы должны изменить его. Именно принятие решения о неприемлемости этого установленного нашими генами направления помогает людям преодолевать так называемые непреодолимые недуги, такие как рак и прочее. Таким образом, мы можем принять решение, когда захотим, и пойти по другому пути. Однако — и это, на самом деле, всё решает — немногие люди действительно верят в это. И поскольку совсем немногие верят в возможность этого, очень немногие это осуществляют. Итак, возможно ли преодоление генетической наследственности или условий окружающей среды, которые как бы предопределяют нашу жизнь? Если это не так, если это невозможно, тогда самое большое обещание Бога — просто ложь, и вы не свободны в своём выборе, и вы не несёте ответственности за свою собственную судьбу. И тогда получается, что нам чу довищно лгали. Но я этому не верю. То, что я видел, и моя собственная жизнь свидетельствуют об обратном... До написания Ваших трёх книг и в промежутках между написанием Ваших книг вели ли Вы беседы с Богом? В какой (рорме это происходило? До того как книги стали книгами, до того как материал прошёл через меня, я не осознавал, что веду беседы с Богом, как мы теперь это называем. Нет. Только когда материал появился — он, кстати, появился не в форме книги... он появился в форме очень личного диалога, который я вёл сам с собой. Но только после этого я осознал, что со мной происходит. С этого времени я начал осознавать, что вся моя жизнь, да и ваша также — это разговор с Богом. И что каждый из нас не только может вести беседы с Богом, но уже ведёт их каждый день. Один из вопросов, который мне задают наиболее часто, это: «Почему именно вы?» Я отвечаю, что это не я. Я не являюсь избранным. На самом деле, мы все в своей жизни ежедневно ведём разговоры с Богом. Мы просто не догадываемся об этом или называем это иначе. Итак, начинаете ли вы осознавать, что ваша жизнь — это разговор с Богом? Слышите ли вы разговор с Богом в словах песни, которую передают по радио, или в строчках романа, который вы взялись читать, или в статье журнала, который вы нашли в парикмахерской, или в словах друга, произнесённых в случайном разговоре, или в форме слов, которые кто-то прошептал вам прямо в ухо? Ощущаете ли вы всё это как ваш личный разговор с Богом? Это именно то, о чём вы меня спрашиваете, и то, что, по вашему мнению, могу испытывать лишь я один. Очень важно знать некоторые основные стадии, которые необходимо пройти, если вы решили принять подобные беседы с Богом, как часть своей жизни. Первым шагом является признание того, что это действительно возможно. Сколько человек среди вас действительно верят, что Бог может и будет говорить непосредственно с вами именно в этот день вашей жизни? Хорошо. Замечательно. Почти все, находящиеся в этом зале. Это здорово. Потому что первый шаг — эго сказать себе: «Подожди, это возможно, это может случиться и, на самом деле, уже происходит прямо сейчас». Второй шаг после признания возможности этого — позволить себе поверить, что вы достойны быть одним из тех, кто на это способен. Мы все способны, но очень немногие из нас могу]- признать это. Признание собственной ценности — это для многих людей огромная, огромная проблема по причинам, о которых я уже говорил в начале нашего разговора здесь. Многое из того, чему нас учили, умаляет наше чувство собственной значимости и заставляет нас чувствовать себя менее значимыми, чем мы, по нашему мнению, должны быть, поэтому мы приходим к заключению о собственной незначительности. И если вы думаете, что чувство собственной незначительности не является распространённым среди людей, то вы не правы. Многие люди ощущают собственную незначительность на протяжении всей своей жизни. Таким образом, следующий шаг, который необходимо сделать, чтобы начать разговор с Богом, — это признать, что вы достойны этого, что вы действительно достойны вести такой разговор. И третий шаг после признания своей ценности — это заметить, что такой разговор с Богом идёт, как я уже говорил, всё время. И перестать сбрасывать это со счетов как простое совпадение. Просто совпадение? Скажем, последние несколько недель меня беспокоит какая-то проблема, и я захожу в салон красоты. И вижу журнал — он лежит там уже три с половиной месяца. Я открываю его, и там статья на шестнадцать страниц по проблеме, которая волнует меня. Что вы на это скажете? Я не могу сказать, сколько людей прислали мне письма, рассказывая о том, что «Беседы с Богом» словно «свалились» с полки прямо им в руки или попали к ним по какой-либо другой счастливой случайности. И вы даже не представляете, как много писем мы получили от людей, которые писали: «Эта книга попала ко мне как раз в тот момент, когда я в ней нуждался». Что вы на это скажете? Только если вы знаете, как всё происходит, вы начинаете понимать, что всё это — часть вашего диалога с Богом. Но самый важной частью диалога, который все мы можем вести и который вы ведёте каждый день, это не то, что вы воображаете, понимаете или слышите, что Бог говорит вам, а то, что вы говорите Богу. И ещё раз я хочу подчеркнуть, что ваша беседа с Богом — это ваша жизнь, это то, как вы живёте. Мысли, которые постоянно проносятся у вас в голове, слова, которые вы произносите, всё, что вы делаете, — это ваша беседа с Богом. И иначе быть не может. Поэтому будьте осторожны, чтобы ваши слова соответствовали вашим делам и ваши мысли соответствовали тому, что вы говорите. Пусть ваши мысли, слова и поступки будут соответствовать друг другу, думайте то, что говорите, и делайте то, что думаете. И тогда ваш разговор будет праведным ( holy ). To есть он будет целостным ( whole ). И ваша жизнь будет целостной. Вы говорили о процессе достижения гармонии в нашей жизни. Не могли бы Вы рассказать подробнее о том, что Вы обсуждали в Книге 3, — о разногласии между нашей технологией и нашим сознанием и о том, что нас ожидает в будущем. Да, мы действительно сейчас находимся на крутом перекрёстке. Именно сейчас. И мы давно подошли к этому перекрестку, где технология постоянно угрожает нам, и, возможно, в настоящее время мы не совсем понимаем, как использовать её. Это так — по крайней мере, для очень и очень многих людей — в данный момент, и так оно и будет, пока мы сами стремительно не улучшим положение дел. Видите ли, мы, с другой стороны, находимся на особой стадии эволюции человеческих видов. Мы находимся у черты, которую Барбара Маркс Хаббард назвала сознательной эволюцией. Позвольте мне объяснить. Вплоть до недавнего времени мы так или иначе могли наблюдать за процессом эволюции (эволюции видов). Мы могли наблюдать за нашей эволюцией, разворачивавшейся прямо у нас на глазах. Мы видели, как это происходит. Иногда мы наблюдали за этим процессом как бы с изумлением. Мы думали: «Я не могу поверить в это». Иногда мы наблюдали с благодарностью и интересом. Но в основном, мы думали о себе, наблюдая за тем, что происходило вокруг нас. Этот процесс был запечатлен в исторических книгах, и мы можем прочитать об этом. И только недавно, относительно недавно — скажем, в последние двадцать, тридцать или сорок лет — мы стали сознавать не только происходящий процесс эволюции, но и ту роль, которую мы в нём играем. Только относительно недавно мы стали сознавать, что мы сами творим путь нашей собственной эволюции. Это — новый уровень осознания для большинства представителей рода человеческого. И теперь мы являемся частью процесса, называемого сознательной эволюцией. То есть мы начинаем определять направление и способ нашего развития как человеческого вида в целом и как отдельно взятых индивидуумов. Это свидетельствует об огромном сдвиге в характере происходящей эволюции. Вы понимаете? Это не могло произойти в какое-то другое время. Потому что одновременно с этим — именно сейчас — наша технология достигла такого уровня развития, который может оказаться выше уровня наших возможностей её разумного использования. Потому что мы до сих пор даже не определили, что значит «разумно». Мы говорим о таких моральных дилеммах, как, например, клонированис или генетическая инженерия. И есть сотни примеров, когда наше общество создаёт всё новые и новые технологии, но мы никак не можем даже начать изучать их и разумно использовать. И это касается некоторых технологий, которые особенно опасны для нашего здоровья, для окружающей среды (что то же самое) и для пути, который мы выбираем, чтобы жить на этой планете как Homo Sapiens , или Человек Разумный. Таким образом, мы должны взглянуть на эту гонку со временем и сделать осознанный выбор, решить, как нам развиваться при существующих технологиях. По отношению к каким технологиям мы должны сказать: «Подождите минуточку. Одну минуточку. Я не согласен». Можем ли мы сказать «да» одним технологиям и «нет» другим? Можем ли мы сделать разумный выбор и принять разумное решение? И можем ли мы реализовать на практике свои высшие представления о том, кто мы такие на самом деле, — не прикрываясь теми технологическими успехами и их применением, которые наше общество допускает, разрешает, создает, поощряет и имеет? Это самый насущный вопрос нашего времени. Это не мелочь. И вы, находящиеся в этом зале, и другие, находящиеся за его пределами, призваны решить этот вопрос. Это не тот вопрос, на который ответит кто-нибудь другой, — именно вы должны на него ответить. Вы ответите на этот вопрос тем, какие продукты вы будете употреблять в пишу, что вы выберете в супермаркете, в магазине одежды и на той улице, где вы живете. Вы отвечаете на эти вопросы каждый день: тем, что вы говорите другим людям, тем, к чему вы их призываете, тем, что вы выбираете. И до тех пор, пока вы действительно не задумаетесь над тем, что я вам говорю, над смыслом того, что я говорю, всё это можно считать просто пустой болтовней. Я призываю вас прочитать отличную книгу под названием «Последние часы древнего мира» Тома Харт-мана ( Thorn Hartmann . The Last Hours of Ancient Sunlight). Также прочитайте книгу Барбары Маркс Хаббард «Сознательная эволюция» ( Barbara Marx Hubbard . Conscious Evolution ). И также не пропустите книгу Марианны Уилъямсон «Исцеляя душу Америки» ( Marianne Williamson . Healing the Soul of America ). Эти книги излагают обсуждаемую нами тему очень подробно, очень динамично... очень ясно и помогают достичь удивительного понимания проблемы. Я Позвольте себе, по крайней мерс, подняться на уровень осознания, которого требует этот вопрос; осознания того, что в настоящий момент — момент, когда мы вступаем в двадцать первый век, — мы находимся в опасном положении. Мы участвуем в гонке со временем. Кто выиграет? Технологии или человеческий дух? Уже однажды технология победила и буквально стёрла человечество с лица Земли — почти уничтожила. И мы, конечно же, имеем шанс столкнуться с этим снова. Я хочу вам сказать, что, возможно, это и не случится. В пятидесятые мы все боялись, что это случится. Я не хочу сказать, что это произойдет как один большой взрыв, и Манхэттен будет разрушен или Москва будет лежать в руинах после одного взрыва атомной бомбы, или ещё что-то вроде этого. Такое может произойти, но я не говорю, что это будет именно так, если, это, конечно, вообще произойдёт. Это будет более коварный процесс, который, возможно, займёт очень много времени, прежде чем проявятся результаты, и вот тогда мы уже вряд лм захотим жить дальше. Таким образом, очень важно обратить наше внимание на этот медленный, но, безусловно, разрушительный процесс. Пора прекратить вырубку лесов. Вы согласны с этим? Это достаточно просто. И давайте будем искать способ, с помощью которого мы сможем накормить всех, чтобы на нашей планете больше не умирали дети — четыреста детей каждый час. Еще вопросы? Нил, с точки зрения концепции целостной жизни, как вы думаете, что мы можем сделать для совершенствования своего ума, тела и духа... чтобы поддержать равновесие? Я думаю, что в наши дни это действительно сложная задача — совершенствовать ум, тело и дух одновременно, сохраняя при этом равновесие. Это очень нелегко в мире, где настолько всё не в порядке, что он представляется нам дисгармоничным. И вследствие того, что мир кажется нам дисгармоничным, мы склонны выходить из равновесия вместе с ним — здесь срабатывает своего рода механизм компенсации: мы просто бросаемся в другую крайность. Например, если мы долгое время посвящаем себя духовным занятиям в какой-нибудь духовной общине, мы можем выйти из равновесия и удариться в другую крайность, начав уделять слишком много внимания своему телу и совершенно забыв о том, что мы существа духовные. Или, точно так же, если люди сильно вовлечены в деятельность физического характера, при которой они не получают достаточно духовной пищи, то иногда они начинают интенсивно заниматься всевозможными практиками и так глубоко погружаются в духовный аспект жизни, что их просто невозможно вытащить из этого. И всё кончается тем, что они делают слишком большую ставку на шести-, восьмимесячные семинары, далёкие от повседневной реальности — реальности, в которой они живут. Поэтому настоящая проблема — это достичь золотой середины. Кажется, это сказал Джеральд Джам-польски: «Жизнь — это вопрос равновесия». И достичь этой золотой середины можно только в том случае, если мы будем помнить, что являемся существами, состоящими из трех частей, и ни одна из этих частей не является более важной, более священной, чем все остальные. На самом деле, мы — это тело, ум и дух. Некоторые люди считают, что именно духовная часть человеческого существа, наш дух является наиболее священной и, следовательно, наиболее важной частью. Это неверно. Духовная часть человеческого существа не является более важной, и нет необходимости заботиться о ней больше, чем о теле или уме. И с другой стороны, можно сказать, что мы не уделяем достаточно внимания нашему телу. Я уже говорил об этом. Мы не тренируем наше тело. Мы не поддерживаем его в хорошей форме. Мы не поддерживаем его в хорошем тонусе. Мы, как правило, уделяем нашему телу чрезвычайно мало внимания. И это так для большинства людей. В результате, люди, особенно в Соединённых Штатах, страдают от проблем излишнего веса, и их здоровье в плохом состоянии. И люди зачастую умирают раньше, чем следовало бы, из-за этих и других физических недугов, которым они не уделяли достаточно внимания. Также мы не уделяем достаточного внимания развитию своих умственных способностей. Меня поражает, как мало книг люди читают. Где бы я ни был, я всегда спрашиваю людей: «Сколько книг вы прочитали в прошлом году?» Если они отвечают — три или четыре, то по нынешним временам это считается довольно много. Вы знаете, я читаю двадцать или тридцать, а иногда пятьдесят книг в год — практически, одну книгу в неделю — это когда я буквально глотаю книги. Я не хвастаюсь, я просто рассказываю о том, как это у меня. Я думал, что так происходит у большинства людей. Но оказалось — парень читает три или четыре книги в год и очень этим гордится. К сожалению, пищей для ума у большинство людей являются телевизионные программы. Или, может быть, кино — если это вообще можно назвать пищей для ума. Средний гражданин не может вспомнить, когда он в последний раз посещал в воскресный день библиотеку, чтобы узнать, что, например, сказал потому или иному поводу Бальзак, — огромное большинство людей вообще никогда этого не делали, никогда за всю свою жизнь. А ведь их умы изголодались по чему-нибудь, кроме Симпсона или спортивной странички в «Лос-Андже/гес Тайме». Многие люди не развивают и свой духовный аспект. Они не занимаются медитацией. Они ничего не делают, чтобы развивать духовный аспект своего существа. Они не ходят в церковь, или синагогу, или в другое место для молитв с той регулярностью, как могли бы, а некоторые не ходят туда вообще никогда. Эти люди игнорируют тот факт, что они на одну треть — если позволите — духовны. Я имею в виду, что мы являемся существами, состоящими из трех частей. И эти люди не тратят 33 процента своего времени и внимания на своё духовное развитие. Большинство из нас питает какую-то одну часть больше остальных, вместо того, чтобы распределить внимание равномерно между тремя составляющими нашего человеческого существа.
|
|||
|