|
|||
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность.
Свобода может пониматься как способность человека поступать в соответствии со своими желаниями. Однако абсолютной, ничем не ограниченной свободы быть не может. Существуют природные законы и социальные нормы, ограничивающие свободу человека. Неслучайно немецкий философ Гегель назвал свободу «познанной необходимостью» в том плане, что человек должен понимать, что он является существом социальным, а его свободы должны заканчиваться там, где начинаются права и свободы других людей. Социальных норм достаточно много, самое важное место среди них занимают правовые нормы, поскольку выполнять их обязаны все граждане. В них содержатся представления о правах и обязанностях, Во-первых, права человека - это мера возможного поведения, то есть все то, что мы можем делать. В правоведении существуют несколько подходов к пониманию сущности права, когда говорят о естественном или позитивном праве. Если естественные (или гражданские) права принадлежат человеку с рождения, то комплекс позитивных прав (политические, социальные, экономические, культурные) человек обретает благодаря государству. Простыми словами, если естественное право на жизнь принадлежит нам с рождения и ни у кого не возникает сомнений по этому поводу, то права на участие в политике, трудовой и экономической жизни и т.д. нам гарантирует именно государство. Кроме того, государство защищает и естественные права. Во-вторых, обязанности - это мера должного поведения, то есть все то, что мы обязаны делать. Еще в Древнем Риме говорили, что права не существуют без обязанностей. В противном случае абсолютная свобода и ничем не ограниченные права могут привести к вседозволенности, когда каждый делает все, что захочет. Например, философ Т. Гоббс называл это явление «естественным состоянием людей» или «войной всех против всех». «Война всех против всех» была в эпоху первобытности, однако не следует думать, что она исчезла совсем. И на современном этапе истории в XX-XXI вв. «естественное состояние» можно обнаружить в эпоху войн и революций. Абсолютная свобода присутствовала, например, в русской революции и гражданской войне 1917-1920 гг. Граждане в то время не платили налоги, не выполняли воинский долг, переставали заботиться об историческом и культурном наследии страны, начинали нарушать права других людей и т.д. Без обязанностей нет прав. Этот устойчивый порядок гарантирует сильное государство. Таким образом, свобода является оборотной стороной необходимого (должного) поведения. Оно может диктоваться не только государством, но и обществом, совестью личности. Также обратной стороной свободы является ответственность. Способность нести ответственность - показатель зрелости личности, которая способна предвидеть результаты своих действий. Классическая теория ответственности предполагает, что каждый субъект способен отвечать за результаты своих действий. Юридическая ответственность (уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная) является ярким примером индивидуальной ответственности за свои действия. Однако в эпоху крупных техногенных катастроф (Чернобыльская трагедия, авария на Фукусимской АЭС, авария на Саяно-Шушенской ГЭС и т.д.) уже трудно найти одного конкретного виновника произошедшего, Появляется субсидиарная ответственность, когда ответ за свои действия держит не отдельный человек, а группа людей.
|
|||
|