|
|||
Опорный конспект лекции на тему: «Мышление и деятельность. Потребности и интересы».Стр 1 из 2Следующая ⇒ Опорный конспект лекции на тему: «Мышление и деятельность. Потребности и интересы». Способность мыслить отсутствует у животных. Человек также обрел ее далеко не сразу, например, в эпоху первобытности у его предков этой способности не было, а сами они жили в стаде. И только благодаря развитию культуры предки человека перешли, по словам философов-марксистов, от «состояния дикости и варварства» к «цивилизации». И задач цивилизации социализировать, готовить к жизни подрастающие поколения людей. Один из мыслителей прошлого сказал замечательную фразу: «Я мыслю, следовательно, существую». Только человек, наделенный сознанием, является личностью, а не просто представителем человеческого рода (индивидом). Мышление, таким образом, представляет способность мозга субъективно воспроизводить информацию, полученную с помощью органов чувств. Деятельность, в свою очередь представляет собой творческую активность, направленную на преобразование окружающего мира. В структуру деятельности входят пять основных элементов: 1) субъект деятельности (человек или группа людей); 2) объект деятельности (то, на что направлена деятельность; ее предмет); 3) цель деятельности (идеальный, заранее предвидимый результат); 4) средства деятельности (все то, что помогает в ее осуществлении); 5) результат деятельности (её реальный итог, который полностью или частично совпадает с целью или не соответствует ей). Абитуриент, который готовится к поступлению в вуз, является субъектом деятельности. Ее объект - конкретные учебные дисциплины, а цель - само поступление в вуз. Абитуриенту в его деятельности помогают учебные пособия, которые выступают средством деятельности. Результатом может быть поступление или непоступление в вуз, а если абитуриент поступил, то на какое отделение - бюджетное или внебюджетное. Мотивами, побуждающими человека к деятельности, выступают неудовлетворенные потребности и нереализованные интересы. Потребности - это все то, что необходимо человеку для жизни. Самая известная классификация потребностей принадлежит американскому психологу А.Маслоу, который считал, что человек последовательно удовлетворяет биологические, социальные, духовные потребности. Для обозначения этих потребностей могут использоваться и другие определения. Так, биологические потребности могут называться физическими, материальными, естественными, первичными, базовыми, экзистенциальными. Социальные и духовные потребности называются вторичными, производными, нематериальными, потребностями более высокого уровня. Примеры социальных и биологических потребностей приводились выше, когда рассматривался вопрос о природе человека. Примеры духовных потребностей - в самопознании, саморазвитии, в приобщении к историческому и культурному наследию человечества, в поиске смысла жизни и т. п. Интерес - это психологическая духовная потребность, заключающаяся в поиске чего-либо нового, Наличие разнообразных интересов - свидетельство богатого духовного мира личности. Мельчайшим звеном деятельности является конкретное действие, цепь действий образует упорядоченную деятельность. Отечественные ученые предлагают следующую классификацию видов деятельности: · игра (воспроизведение набора социальных ролей); · учеба (процесс получения новых знаний); · творчество (создание чего-либо нового); · труд (создание материальных благ); · общение (процесс обмена информацией). Западные ученые предлагают и другую классификацию видов деятельности, которая может быть материальной, направленной на преобразование природы и общества. Материальная деятельность может быть производственной (создание товаров и услуг) и социально-преобразовательной (предполагает перемены в обществе, например, в результате реформ, революций, войн). Духовная деятельность протекает в таких сферах общественного сознания, как искусство, религия, право, мораль, наука, и сопряжена с удовлетворением духовных потребностей. Духовная деятельность включает познание (получение новых знаний о мире), определение ценностей и норм жизни, выстраивание моделей будущего развития общества. Иные классификации деятельности получили меньшее распространение в обществознании.
|
|||
|