Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Время проведения:Режим работы кружка 1 раз в неделю по 25 минут, каждая пятница с 16.00 до 16.25.



Время проведения:Режим работы кружка 1 раз в неделю по 25 минут, каждая пятница с 16.00 до 16.25.

 

Ожидаемые результаты:

К концу учебного года дети должны знать и уметь:

- называть природные объекты и воспроизводить их по требованию взрослого;

- правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести

ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего

мира;

- владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки

рационального природопользования;

- знать условия существования живого организма и зависимости пребывания

его в разных условиях.

- понимать ценность природных объектов.

Результаты освоения программы:

Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью

проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на

наблюдениях за детьми.

Итоговое мероприятие: Экологический вечер развлечений: «Земля наш общий дом»

Возрастные особенности детей:

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста:

Дети шестого года жизни овладевают главными движениями, их отношение с взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности: более устойчивым, целенаправленным               

и дифференцированным становится восприятие, произвольным – память и внимание. Все это позволяет усложнить содержание экологического образования.

Эколого-педагогическая работа с детьми возраста имеет сходства с системой среднего возраста, и отличие от нее. Организуются наблюдения, все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно – чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного, действенного отношения к живым существам.

Литературным стержнем экологической работы являются произведения В. Бианки, познавательные сказки которого отвечают экологическому содержанию

и возможностям усвоения его детьми. Воспитателю старшей группы следует обратить внимание на комплексные занятия, их развивающее значение. Смену видов деятельности.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных

объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.                                                                             

Таким образом, эколого-педагогическая работа, с детьми старшей группы базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, то есть является новым витком в общей системе экологического образования дошкольников – формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней

Содержание и методическое обеспечение программы

№ п/п месяц тема задачи Форма проведения Дидак.мат-ал, оборудование Литература.

Сентябрь

«Что такое природа?» Понятие о живой и неживой природе. Дать понятие живая – неживая природа. Учить детей различать по характерным признакам живую и неживую природу. Беседа Материалы из экспериментальной зоны (камни, песок, глина) Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» стр.40.
«Наш дом – природа»- экскурсия по экологической тропе. Формировать у детей представление о том, что в природе всё взаимосвязано, создание у детей радостного настроения , воспитание любви к природе. НОД Размещение указателей объектов экологической тропы..  
«Как вести себя в природе» Закреплять у ребят знания о культуре поведения в природе. Верно оценивать свои поступки и поступки окружающих. Беседа. Сюжетные картинки знакомство с окружающим. Л.П. Молодова «Экологические праздники для детей». стр.62
«Что нас окружает?» Воспитывать бережное отношение к природе, различать объекты созданные природой и человеком. НОД Предметы различные, сделанные человеком; объекты природы (живой и неживой) Л.Г. Горькова, А.В.Кочергина «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» стр.35

Октябрь

1. «Вода вокруг нас» (вода в природе, водоемы, осадки) Обобщить, уточнить знания детей о воде: течёт, без цвета, без запаха. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.   Глобус , картинки с изображением различных водоёмов. Л.Г.Горькова,А. В.Кочергина , Л.А Обухова «Сценарии занятий по экол.воспит дошк-в» стр.122.
2. «Эта волшебница вода» (разнообразное состояние воды в природе: лед, пар, вода) Познакомить детей с различными природными явлениями (дождь, роса, снег, иней и т.д.) показать разнообразие состояний воды в окружающей среде. Дидактиче ская игра. « Какой вода бывает?» Вода в жидком состоянии, намороженный лед, картинки снежинок, сосулек, дождя. Загадки о воде и её состоянии. Т.А Шорыгина «Зелёные сказки»стр.14
3. «Ходит капелька по кругу» (Круговорот воды в природе) дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе. нод Мисочки для воды, план – схема «Круговорот воды в природе, альбомы, краски, кисти Л.Г.Горькова , А.В Кочергина, Л.А Обухова «Сценарии зан-й по экол.восп. дошк.» с.127.
4.»Узнаем ,какая вода»- опыты и эксперименты с Выявить свойства воды: прозрачная , без запаха , без вкуса , растворитель. Опытно- экспериментальная деятельность. Наборы для экспериментирования лабораторная посуда. О.В.Дыбина Н.П. Рахманова, «Неизведанное рядом» с.5.

Ноябрь

1. «Воздух вокруг нас, свойства воздуха. Ветер – движение воздуха. Дать представление о воздухе как материальной среде, и о ветре как движении воздуха. НОД (практическая) «Мыльные пузыри» Воздушные шарики, стаканчики с мыльной водой и соломинки. Стихотворение «Мыльные пузыри» С. Маршака .Т.А.Шорыгина «Зелёные сказки» с.5..,
2. «Прозрачный неведимка»- опыты с воздухом. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха. Опытно- экспериментальная деятельность. Полиэтиленовые пакеты, трубочки для коктейля,мыльные пузыри, воздушные шарики. О.В.Дыбина «Неизведанное рядом» с.6.
3. Чистый и загрязнённый воздух. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности. Опытно- экспериментальная деятельность. Пылесос, картинки с изображение автомобилей, заводов с трубами. Сказочный герой Карлсон. О.В.Дыбина , Н.П Рахманова,В.В Щетинина «Неизведанное рядом». Рассказ « Экологическая тревога. «Дымоловка» из книги А.Дитрих «Почемучка»
4. Солнечная система. Солнце – источник света и тепла Дать первоначальные представления о строении Солнечной системы. Познакомить детей с «небесным светилом» - солнцем. Наблюдать за изменением длины дня, связывать их с положением солнца на небе. НОД: «Солнце, Земля и другие планеты Карта солнечной системы, глобус и лампа для освещения шапочки с изображением солнца, мел, верёвка, бинокли Л.Г.Горькова «Сценарии зан-й по экол.восп-ю дошкольников» с.131.

декабрь

1. Роль света в жизни растений , животных, человека. Сезонные изменения в природе. Познакомить детей с ролью солнечного света в жизни растительного и животного мира. Учить понимать причины сезонных изменений в природе Беседа в живом уголке комнаты практические занятия в уголке экспериментирования. Горшочки для посадки растений ( для дальнейшего наблюдения за ними в тёмном месте.) природы и время роста в светлом месте. А.И.Иванова»М ир растений» стр.114..
2.»Космос. Вселенная. Звёзды». Уточнить и расширить представления детей о космосе, работе космонавтов, подчеркнуть уникальность планеты Земля. Беседа Иллюстрации с изображением Вселенной , звёзд, фото космонавтов. Л.Г.Горькова , «Сценарии занятий по экол.воспит-ю дошкольников» с.209» .
3.Почва – верхний слой земли – «Живая земля» Познакомить детей с понятием «Живая земля». Познакомить с составом Земли – почвой. практическое занятие,чтение.   Т.А .Шорыгина «Зелёные сказки» стр.25.
4. Обитатели почвы. Значение почвы для жизни растений, животных, человека. Учить узнавать, различать, называть обитателей почвы. Рассказать о значении почвы для жизни растений, животных, человека Практическое занятие Образцы разных видов почвы: торф, песок, глина, земля, перегной. Рассказ «Почва- «живая земля» И. Белавина, Н. Найдёнкая «Планета - наш дом», стр. 24 «Почва»

январь

1. Песок и глина. Закрепить знания о минералах: песок, глина. Практическое занятие в уголке экспериментирования. Глина, песок, банка с водой,2-3 гвоздя, молоток, поднос для лепки, фишки для награждения С.Николаева «Юный эколог» с.43.
2.Камни. Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства. Дать представление о том, что камни бывают разные: (морские, речные), ценные (мрамор, гранит), драгоценные. Практическое занятие в лаборатории. Наборы камней, лупы, кусок дерева, гвозди, молоток. Слайды изделий из гранита. Загадки о камнях. С.Н.Николаева «Комплексные занятия по экологии» с.42.
3. Разнообразие видов растений. Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства. Дать представление о том, что камни бывают разные: (морские, речные), ценные (мрамор, гранит), драгоценные. другим признакам. Обобщающая беседа. Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим Т.А. Шорыгина « Кустарники. Какие они?» Т.А. Шорыгина « Травы. Какие они?»
4. Части растений. Формировать представления детей о том, что у растений есть корень, стебель, листья, цветы и какое значение они имеют для растений. Обобщающая беседа. Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром», гербарий растений А.И.Иванова «Мир растений» с.75.

февраль

1. Развитие растений. Влияние света, тепла и воды на жизнь растений. Формировать у детей представления о том, что для растениям необходимы сразу несколько факторов: влага, тепло, свет, почва. Экспериментальное занятие Растения теневыносливые и светолюбивые. Баночки с водой для посадки черенков растений в разных световых условиях. Черенки растений (бальзамина). А.И. Иванова «Живая экология», стр.60 «Растения» .
2Комнатные растения. Обобщить представления детей о комнатных растениях , об уходе за ними , закрепить знания об основных потребностях комнатных растений. Беседа по вопросам и иллюстрациям. Иллюстрации комнатных растений , растения , лейка с водой , тряпочки. Г.Горькова , «Сценарии зан-й по экологич.восп- ю» с.93.
3. Понятие о дикорастущих и культурных растениях. Лекарственные и ядовитые растения. Познакомить детей с разновидностями растений. Учить различать их в природе. Игра – путешествие в страну«Полезных и вредных растений» Иллюстрации лекарственных и ядовитых растений, Гербарий этих растений Л.Г.Горькова , А.В.Кочергина «Сценарии зан-й по экол.воспит- ю дошкольников» с.54. , с.98.
4. Охрана растений. Красная книга природы Познакомить детей с охраняемыми растениями, сформировать чувство зелёного наряда планеты, познакомить с различными видами деятельности по охране растений, вызвать стремление к этой деятельности. Беседа на тему: «Растения просят помощи» Рисунки охраняемых растений, Красная книга, плакаты по охране природы, репродукции художников - пейзажистов И.И. Шишкина, Ф.А.Васильева. Л.Г.Горькова , А.В.Кочергина «Сценарии зан-й по экол. воспитанию дошкольников» стр.122.

Март

1.Дикие и домашние животные. Познакомить детей с разнообразными видами животных .Уточнить признаки диких и домашних животных, чем они отличаются друг от друга. Рассматривание иллюстраций животных разных широт, беседа по содержанию Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром», «Животные» Т.М Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет». С.90., Л,Г.Горькова стр.71-74.
2. Рыбы. Расширять знания детей о разновидностях рыб (аквариумные; пресноводные – прудовые, речные; морские; океанические). Рассматривание иллюстраций о рыбах,беседа по содержанию, рисование рыб. Иллюстрации с видами рыб и мест их обитания, аквариум с рыбами, альбомы, цветные карандаши Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром»: «Рыбы в картинках», «Обитатели океана в картинках»
3. Земноводные. Познакомить детей с таким классом животных, как земноводные. Их особенностями и средой обитания.      
4. Пресмыкающиеся Познакомить детей с таким классом животных, как пресмыкающиеся. Их особенностями и средой обитания      

Апрель

1. Насекомые. Учить детей сравнивать насекомых по способу передвижения, определять их по издаваемым звукам и правильно называть их. Экскурсия по территории детского сада. Наблюдения за насекомыми, рассматривание картин с изображением насекомых Наглядный материал «Насекомые в картинках», сачки, коробочки – садки для насекомых. Т..М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.34. , Л.Г.Горькова с.105.
2. Птицы. Учить различать и классифицировать птиц по местам их обитания, по повадкам,   Наглядный материал «Птицы в картинках». Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие они?», Т.М. Бондаренко с.92.
3.Звери. Учить группировать животных по общим признакам.   материал из серии «Знакомство с окружающим миром», «Животные» Т.А.Шорыгина «Звери. Какие они?»
4. Животные разных континентов. Красная книга Природы. Научить детей осознавать значение животных не только для человека, но и в природе. Познакомить детей с Красной книгой. Помочь детям осознать, что исчезновение животных на Земле приведет к гибели всей природе, в том числе и человека. НОД «Какая птица, где живёт» Звери, какие они?» Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром», «Животные»  

май

1. Лес - как пример сообщества. Дать детям первоначальные сведения о лесе. Учить различать по внешнему виду и по другим признакам 5-7 деревьев. Более подробно познакомить детей с обитателями леса нашей местности. НОД– беседа с использованием иллюстраций с видами леса, его обитателя Иллюстрации, вопросы к детям, чтение стихотворения» В лесу» И.Белоусова Заповеди правильного поведения людей в лесу. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.85..,С.Н.Николаева «Юный эколог» С.67. , с.92.
2. Лес и человек. Охрана леса. Привить детям навыки экологически грамотного поведения во время пребывания в лесу, научить любоваться им, понимать необходимость бережного отношения к лесу, и последствий экологически неграмотного поведения. Дидактическая игра: «Угадай правило»   Л.Г.Горькова «Сценарии занятий по экол. воспит-ю дошкольников» с.109., с. 158.
3.Десять заповедей друзей природы. Познакомить детей с десятью заповедями поведения в природе , понимать их значение и применять эти правила в жизни по отношению к объектам природы.      
4. Нужны все на свете (Обобщение знаний) Обобщение знаний, полученных в процессе обучения по предыдущим блокам. Закрепление и обобщение правил экологически грамотного поведения человека в природе и в быту. Экологиче.ский вечер развлечений: « Земля наш общий дом»   См. «Форм. экологической культуры» стр.145


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.