Время проведения:Режим работы кружка 1 раз в неделю по 25 минут, каждая пятница с 16.00 до 16.25.
Время проведения:Режим работы кружка 1 раз в неделю по 25 минут, каждая пятница с 16.00 до 16.25.
Ожидаемые результаты:
К концу учебного года дети должны знать и уметь:
- называть природные объекты и воспроизводить их по требованию взрослого;
- правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести
ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего
мира;
- владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки
рационального природопользования;
- знать условия существования живого организма и зависимости пребывания
его в разных условиях.
- понимать ценность природных объектов.
Результаты освоения программы:
Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью
проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на
наблюдениях за детьми.
Итоговое мероприятие: Экологический вечер развлечений: «Земля наш общий дом»
Возрастные особенности детей:
Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста:
Дети шестого года жизни овладевают главными движениями, их отношение с взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности: более устойчивым, целенаправленным
и дифференцированным становится восприятие, произвольным – память и внимание. Все это позволяет усложнить содержание экологического образования.
Эколого-педагогическая работа с детьми возраста имеет сходства с системой среднего возраста, и отличие от нее. Организуются наблюдения, все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно – чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного, действенного отношения к живым существам.
Литературным стержнем экологической работы являются произведения В. Бианки, познавательные сказки которого отвечают экологическому содержанию
и возможностям усвоения его детьми. Воспитателю старшей группы следует обратить внимание на комплексные занятия, их развивающее значение. Смену видов деятельности.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных
объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Таким образом, эколого-педагогическая работа, с детьми старшей группы базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, то есть является новым витком в общей системе экологического образования дошкольников – формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней
Содержание и методическое обеспечение программы
№
п/п
| месяц
| тема
| задачи
| Форма проведения
| Дидак.мат-ал, оборудование
| Литература.
|
| Сентябрь
| «Что такое природа?» Понятие о живой и неживой
природе.
| Дать понятие живая – неживая
природа. Учить детей
различать по характерным признакам живую и неживую
природу.
| Беседа
| Материалы из
экспериментальной зоны
(камни, песок, глина)
| Т.М.Бондаренко
«Экологические
занятия с
детьми 6-7 лет»
стр.40.
| «Наш дом – природа»-
экскурсия по экологической
тропе.
| Формировать у детей
представление о том, что в
природе всё взаимосвязано,
создание у детей радостного настроения , воспитание
любви к природе.
| НОД
| Размещение указателей объектов экологической
тропы..
| | «Как вести себя в природе»
| Закреплять у ребят знания о культуре поведения в природе. Верно оценивать свои поступки и поступки окружающих.
| Беседа.
| Сюжетные картинки знакомство с окружающим.
| Л.П. Молодова «Экологические праздники для детей». стр.62
| «Что нас окружает?»
| Воспитывать бережное отношение к природе, различать объекты созданные природой и человеком.
| НОД
| Предметы различные, сделанные человеком; объекты природы (живой и неживой)
| Л.Г. Горькова, А.В.Кочергина
«Сценарии занятий по экологическому воспитанию» стр.35
|
| Октябрь
| 1. «Вода вокруг нас» (вода в
природе, водоемы, осадки)
| Обобщить, уточнить знания
детей о воде: течёт, без цвета,
без запаха. Обратить внимание
детей на значение воды в
нашей жизни, показать, где, в
каком виде существует вода в
окружающей среде.
| | Глобус , картинки с
изображением различных
водоёмов.
| Л.Г.Горькова,А.
В.Кочергина ,
Л.А Обухова
«Сценарии
занятий по
экол.воспит
дошк-в» стр.122.
| 2. «Эта волшебница вода»
(разнообразное состояние
воды в природе: лед, пар,
вода)
| Познакомить детей с
различными природными
явлениями (дождь, роса, снег,
иней и т.д.) показать
разнообразие состояний воды
в окружающей среде.
| Дидактиче ская игра.
« Какой вода
бывает?»
| Вода в жидком состоянии, намороженный лед,
картинки снежинок, сосулек,
дождя.
| Загадки о воде и
её состоянии.
Т.А Шорыгина
«Зелёные
сказки»стр.14
| 3. «Ходит капелька по кругу»
(Круговорот воды в природе)
| дать детям первые
элементарные знания о
круговороте воды в природе.
| нод
| Мисочки для воды,
план – схема «Круговорот
воды в природе, альбомы,
краски, кисти
| Л.Г.Горькова ,
А.В Кочергина,
Л.А Обухова
«Сценарии зан-й
по экол.восп.
дошк.» с.127.
| 4.»Узнаем ,какая вода»-
опыты и эксперименты с
| Выявить свойства воды:
прозрачная , без запаха , без
вкуса , растворитель.
| Опытно-
экспериментальная
деятельность.
| Наборы для
экспериментирования лабораторная посуда.
| О.В.Дыбина
Н.П. Рахманова,
«Неизведанное
рядом» с.5.
|
| Ноябрь
| 1. «Воздух вокруг нас,
свойства воздуха. Ветер –
движение воздуха.
| Дать представление о воздухе
как материальной среде, и о
ветре как движении воздуха.
| НОД (практическая) «Мыльные пузыри»
| Воздушные шарики,
стаканчики с мыльной водой
и соломинки.
| Стихотворение
«Мыльные
пузыри» С.
Маршака
.Т.А.Шорыгина
«Зелёные
сказки» с.5..,
| 2. «Прозрачный неведимка»-
опыты с воздухом.
| Познакомить детей с
некоторыми свойствами
воздуха.
| Опытно-
экспериментальная
деятельность.
| Полиэтиленовые пакеты, трубочки для коктейля,мыльные пузыри,
воздушные шарики.
| О.В.Дыбина
«Неизведанное
рядом» с.6.
| 3. Чистый и загрязнённый
воздух.
| Дать детям элементарные
представления об источниках
загрязнения воздуха, о
значении чистого воздуха для
нашего здоровья, о некоторых
правилах экологической
безопасности.
| Опытно-
экспериментальная
деятельность.
| Пылесос, картинки с
изображение автомобилей,
заводов с трубами.
Сказочный герой Карлсон.
| О.В.Дыбина ,
Н.П
Рахманова,В.В
Щетинина
«Неизведанное
рядом».
Рассказ
« Экологическая
тревога.
«Дымоловка» из
книги А.Дитрих
«Почемучка»
| 4. Солнечная система.
Солнце – источник света и
тепла
| Дать первоначальные
представления о строении
Солнечной системы.
Познакомить детей с
«небесным светилом» -
солнцем.
Наблюдать за изменением
длины дня, связывать их с
положением солнца на небе.
| НОД:
«Солнце,
Земля и
другие
планеты
| Карта солнечной системы,
глобус и лампа для
освещения шапочки с
изображением солнца, мел,
верёвка, бинокли
| Л.Г.Горькова
«Сценарии зан-й
по экол.восп-ю
дошкольников»
с.131.
|
| декабрь
| 1. Роль света в жизни
растений , животных,
человека.
Сезонные изменения в
природе.
| Познакомить детей с ролью
солнечного света в жизни
растительного и животного
мира.
Учить понимать причины
сезонных изменений в
природе
| Беседа в живом
уголке комнаты
практические
занятия в уголке
экспериментирования.
| Горшочки для посадки
растений
( для дальнейшего
наблюдения за ними в
тёмном месте.)
природы и время роста в светлом месте.
| А.И.Иванова»М
ир растений»
стр.114..
| 2.»Космос. Вселенная.
Звёзды».
| Уточнить и расширить
представления детей о
космосе, работе космонавтов,
подчеркнуть уникальность
планеты Земля.
| Беседа
| Иллюстрации с изображением Вселенной ,
звёзд, фото космонавтов.
| Л.Г.Горькова
, «Сценарии
занятий по
экол.воспит-ю
дошкольников»
с.209» .
| 3.Почва – верхний слой земли
– «Живая земля»
| Познакомить детей с понятием
«Живая земля». Познакомить с
составом Земли – почвой.
| практическое
занятие,чтение.
| | Т.А .Шорыгина
«Зелёные
сказки» стр.25.
| 4. Обитатели почвы. Значение почвы для жизни растений,
животных, человека.
| Учить узнавать, различать, называть обитателей почвы.
Рассказать о значении почвы
для жизни растений,
животных, человека
| Практическое
занятие
| Образцы разных видов
почвы: торф, песок, глина,
земля, перегной.
Рассказ «Почва-
«живая земля»
| И. Белавина,
Н. Найдёнкая
«Планета - наш
дом», стр. 24
«Почва»
|
| январь
| 1. Песок и глина.
| Закрепить знания о
минералах: песок, глина.
| Практическое
занятие в уголке
экспериментирования.
| Глина, песок, банка с водой,2-3
гвоздя, молоток, поднос для лепки, фишки для награждения
| С.Николаева
«Юный эколог»
с.43.
| 2.Камни.
| Развивать интерес к камням,
умение обследовать их и
называть свойства. Дать
представление о том, что
камни бывают разные:
(морские, речные), ценные
(мрамор, гранит),
драгоценные.
| Практическое
занятие в
лаборатории.
| Наборы камней, лупы, кусок
дерева, гвозди, молоток.
Слайды изделий из гранита.
Загадки о камнях.
| С.Н.Николаева
«Комплексные
занятия по
экологии» с.42.
| 3. Разнообразие видов
растений.
| Развивать интерес к камням,
умение обследовать их и
называть свойства. Дать
представление о том, что
камни бывают разные:
(морские, речные), ценные
(мрамор, гранит),
драгоценные.
другим признакам.
| Обобщающая
беседа.
| Демонстрационный
материал из серии
«Знакомство с окружающим
| Т.А. Шорыгина
« Кустарники.
Какие они?»
Т.А. Шорыгина
« Травы. Какие
они?»
| 4. Части растений.
| Формировать представления
детей о том, что у растений
есть корень, стебель, листья,
цветы и какое значение они
имеют для растений.
| Обобщающая
беседа.
| Демонстрационный
материал из серии
«Знакомство с окружающим
миром», гербарий растений
| А.И.Иванова
«Мир растений»
с.75.
|
| февраль
| 1. Развитие растений.
Влияние света, тепла и воды
на жизнь растений.
| Формировать у детей
представления о том, что для
растениям необходимы сразу
несколько факторов: влага,
тепло, свет, почва.
| Экспериментальное
занятие
| Растения теневыносливые и
светолюбивые.
Баночки с водой для посадки
черенков растений в разных
световых условиях.
Черенки растений
(бальзамина).
| А.И. Иванова
«Живая
экология»,
стр.60
«Растения»
.
| 2Комнатные растения.
| Обобщить представления
детей о комнатных растениях ,
об уходе за ними , закрепить
знания об основных
потребностях комнатных
растений.
| Беседа по
вопросам и
иллюстрациям.
| Иллюстрации комнатных
растений , растения , лейка с водой , тряпочки.
| Г.Горькова ,
«Сценарии зан-й
по
экологич.восп-
ю» с.93.
| 3. Понятие о дикорастущих и
культурных растениях.
Лекарственные и ядовитые
растения.
| Познакомить детей с
разновидностями растений.
Учить различать их в
природе.
| Игра –
путешествие в
страну«Полезных
и вредных
растений»
| Иллюстрации
лекарственных и ядовитых
растений,
Гербарий этих растений
| Л.Г.Горькова ,
А.В.Кочергина
«Сценарии зан-й
по экол.воспит-
ю
дошкольников»
с.54. , с.98.
| 4. Охрана растений.
Красная книга природы
| Познакомить детей с
охраняемыми растениями,
сформировать чувство
зелёного наряда планеты,
познакомить с различными
видами деятельности по
охране растений, вызвать
стремление к этой
деятельности.
| Беседа на тему:
«Растения просят
помощи»
| Рисунки охраняемых
растений, Красная книга,
плакаты по охране природы,
репродукции художников -
пейзажистов И.И. Шишкина,
Ф.А.Васильева.
| Л.Г.Горькова ,
А.В.Кочергина
«Сценарии зан-й
по экол.
воспитанию
дошкольников»
стр.122.
|
| Март
| 1.Дикие и домашние
животные.
| Познакомить детей с
разнообразными видами
животных .Уточнить признаки
диких и домашних животных, чем они отличаются друг от друга.
| Рассматривание
иллюстраций
животных
разных широт,
беседа по содержанию
| Демонстрационный
материал из серии
«Знакомство с окружающим
миром»,
«Животные»
| Т.М Бондаренко
«Экологические
занятия с
детьми 6-7 лет».
С.90.,
Л,Г.Горькова
стр.71-74.
| 2. Рыбы.
| Расширять знания детей о
разновидностях рыб
(аквариумные; пресноводные
– прудовые, речные; морские;
океанические).
| Рассматривание
иллюстраций о
рыбах,беседа по
содержанию,
рисование
рыб.
| Иллюстрации с видами рыб
и мест их обитания,
аквариум с рыбами,
альбомы, цветные
карандаши
| Демонстрационный материал из
серии
«Знакомство с
окружающим
миром»: «Рыбы
в картинках»,
«Обитатели
океана в
картинках»
| 3. Земноводные.
| Познакомить детей с таким
классом животных, как
земноводные.
Их особенностями и средой
обитания.
| | | | 4. Пресмыкающиеся
| Познакомить детей с таким
классом животных, как
пресмыкающиеся.
Их особенностями и средой
обитания
| | | |
| Апрель
| 1. Насекомые.
| Учить детей сравнивать
насекомых по способу
передвижения, определять их
по издаваемым звукам и
правильно называть их.
| Экскурсия по
территории детского
сада. Наблюдения за
насекомыми,
рассматривание
картин с изображением
насекомых
| Наглядный материал
«Насекомые в картинках»,
сачки, коробочки – садки
для насекомых.
| Т..М.Бондаренко
«Экологические
занятия с
детьми 6-7 лет»
с.34. ,
Л.Г.Горькова
с.105.
| 2. Птицы.
| Учить различать и
классифицировать птиц по
местам их обитания, по
повадкам,
| | Наглядный материал
«Птицы в картинках».
| Т.А. Шорыгина
«Птицы. Какие
они?», Т.М.
Бондаренко
с.92.
| 3.Звери.
| Учить группировать
животных по общим
признакам.
| | материал из серии
«Знакомство с окружающим
миром»,
«Животные»
| Т.А.Шорыгина
«Звери. Какие
они?»
| 4. Животные разных
континентов. Красная книга
Природы.
| Научить детей осознавать
значение животных не только
для человека, но и в природе.
Познакомить детей с Красной
книгой.
Помочь детям осознать, что
исчезновение животных на
Земле приведет к гибели всей
природе, в том числе и
человека.
| НОД «Какая
птица, где
живёт»
Звери,
какие
они?»
| Демонстрационный
материал из серии
«Знакомство с окружающим
миром»,
«Животные»
| |
| май
| 1. Лес - как пример
сообщества.
| Дать детям первоначальные
сведения о лесе. Учить
различать по внешнему виду и по другим признакам 5-7
деревьев. Более подробно
познакомить детей с
обитателями леса нашей
местности.
| НОД–
беседа с
использованием
иллюстраций с
видами леса, его
обитателя
| Иллюстрации, вопросы к
детям, чтение
стихотворения» В лесу» И.Белоусова
Заповеди правильного
поведения людей в лесу.
| Т.М.
Бондаренко
«Экологические
занятия с
детьми 6-7 лет»
с.85..,С.Н.Николаева
«Юный эколог»
С.67. , с.92.
| 2. Лес и человек.
Охрана леса.
| Привить детям навыки
экологически грамотного
поведения во время
пребывания в лесу, научить
любоваться им, понимать
необходимость бережного
отношения к лесу, и
последствий экологически
неграмотного поведения.
| Дидактическая игра:
«Угадай
правило»
| | Л.Г.Горькова
«Сценарии
занятий по экол.
воспит-ю
дошкольников»
с.109., с. 158.
| 3.Десять заповедей друзей
природы.
| Познакомить детей с десятью заповедями поведения в природе , понимать их значение и применять эти правила в жизни по отношению к объектам природы.
| | | | 4. Нужны все на свете
(Обобщение знаний)
| Обобщение знаний,
полученных в процессе
обучения по предыдущим
блокам.
Закрепление и обобщение
правил экологически
грамотного поведения
человека в природе и в быту.
| Экологиче.ский вечер
развлечений:
« Земля
наш
общий
дом»
| | См.
«Форм.
экологической
культуры»
стр.145
|
|