Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Закрепление нового материала.



4.Закрепление нового материала.

Ответ на дискуссионный вопрос: «Горькая правда лучше сладкой лжи?»(УСТНО)

Уитель: В пьесе идет столкновение трех правд: Правды утешительной лжи (Лука), правды факта (Бубнов) и правды веры в человека (Сатин).

Пьеса представляет собой трагическую в своей безысходности хронику гибели людей: и духовной, и физической. Один за другим уходят из жизни герои пьесы: умирает от чахотки Анна, кончает жизнь самоубийством Актер. «Дно» никого не отпускает на поверхность. Глубокий смысл имеет дважды повторенная картузником Бубновым мысль-реплика: «А ниточки-то гнилые… А ниточки-то гнилые…» Да, «на дне» нет ничего настоящего, здорового, подлинного. Здесь все в состоянии гнилости и гибели. Хорошими, крепкими не могут быть даже нитки.

А песня, которую поют во втором акте Бубнов и Кривой зоб:

Солнце всходит и заходит,

А в тюрьме моей темно…

Дни и ночи часовые – э-эх!

Стерегут моё окно…

Этой песней заканчивается пьеса. Ничего не изменилось! Хотя перед нами вроде бы и свободные люди, но это только иллюзия. По словам реалиста Бубнова, «у него осталась одна свобода - умереть».

Следующая правда – правда Луки, «утешительство» или «ложь во спасение» человека.

Лука полагает, что реальное положение вещей изменить нельзя и поэтому надо изменить лишь отношение человека к себе и окружающему. Вот что он говорит Сатину: «Все, милок, все как есть для лучшего живут! Потому –то всякого человека и уважать надо…неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и что сделать может… может, он родился- то на счастье нам…для большой нам пользы?».

Или слова Луки, обращенные Костылёву: «Есть люди, а есть – иные – и человеки… Я говорю – есть земля неудобная для посева». Эта мысль-цитата из евангельской притчи о сеятеле, о людях, для которых правда опасна, она им попросту не нужна.

С приходом в ночлежку он всех успокаивает, всем обещает избавление от страданий. Ему удалось изменить обитателей ночлежки, заставив их задуматься над смыслом жизни. Сильно его влияние и на Сатина, который говорит, что Лука действовал на него «как кислота на старую и грязную монету». Но спасла ли «ложь» Луки Анну, Актера, Пепла? Нет. Говорить правду – значить уважать человека, во лжи мы видим только жалость к нему., призыв мириться с обстоятельствами, отказаться от желания противостоять им. Жалость способна убить в каждом стремление к свободе, никогда не сможет возродить в человеке человека.

В пьесе в споре о человеке Луке противостоит Сатин. Сатин придерживается мнения (хотя сам пока ничего не делает), что надо уважать человека. «Не жалеть, не унижать его жалостью…уважать надо!» Далее Сатин продолжает: «Есть много людей, которые лгут из жалости ближнему…Кто слаб душой – тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие прикрываются ею… А кто сам себе хозяин… кто независим…зачем ему ложь? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!».

Сатин своим монологом противостоит Луке в философском споре, он утверждает: «Человек – вот правда!»

              5.Домашнее задание.

-Выучить наизусть монолог Сатина со слов: «Человек- вот правда!» и до слов: «…уважать надо»

- Изучить материал по учебнику стр.194-197

 

                           Монолог Сатина (НАИЗУСТЬ)

Человек – вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это – огромно! В этом – все начала и концы… Всё – в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.