Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ



ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Дуэль показывает те черты личности, которые сформировались у человека. Именно такое отношение к дуэли у гения русской литературы А.С. Пушкина. Тема дуэли у Пушкина представлена в различных произведениях. Для сравнительной характеристики я взяла следующие произведения А.С. Пушкина: «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Выстрел». В каждом из них прослеживается дуэль как неотъемлемый элемент дворянской культуры 19 века. Докажем это, сопоставив причины дуэлей, условий их проведения, а также коснемся вопроса душевного состояния героев перечисленных произведений перед поединком.

«Капитанская дочка» «Евгений Онегин» «Выстрел»
Здесь причиной являются нежные чувства Петра к Маше, над которыми дворянин не позволил издеваться [10].  В этой поэме послужила причиной ревность Ленского и холодность и надменность Онегина [11]. Сильвио: «...Шесть лет тому назад я получил пощечину, и враг мой еще жив. Я стал искать с ним ссоры; на эпиграммы мои отвечал он эпиграммами, которые всегда  казались мне неожиданнее и острее моих и которые, конечно, не в пример были веселее: он шутил, а я злобствовал. Наконец однажды на бале… я сказал на ухо ему какую-то плоскую грубость. Он вспыхнул и дал мне пощечину. Мы бросились к саблям; дамы попадали в обморок; нас растащили, и в ту же ночь поехали мы драться [12; 54].

Подробно изучив отрывки из художественных произведений А.С. Пушкина, мы выяснили причины дуэлей. В повести «Капитанская дочка» причиной дуэли послужила личная обида, сопряженная с оскорблением чести юной дамы. В романе «Евгений Онегин» ссора между Ленским и Онегиным спровоцирована скукой, ревностью к ветреной женщине. В рассказе «Выстрел» конфликт разгорелся из чувства соперничества и оскорбленного самолюбия. Заметим, что все указанные причины могли встретиться в реальной жизни 19 века, это придает произведениям достоверность.

Произведения А.С. Пушкина ярко иллюстрируют особенности именно русской дуэли. К ним, к примеру, можно отнести как наличие (в «Выстреле», «Евгении Онегине»), так и отсутствие (в «Капитанской дочке») секундантов. В пушкинских текстах описан ход поединков вплоть до мельчайших подробностей, что дает читателю возможность больше узнать о дуэлях 19 века. Также мы видим, что у Пушкина дуэль – это всегда проявление чувств, разных, меняющихся, но заставляющих человека действовать, совершать поступки, одним словом, жить. Конечно же, это, с нашей точки зрения, отголоски общих настроений в русском обществе в это время. Неслучайно, эта эпоха в культуре Европы и России получила наименование «романтизм».

Нечто похожее мы встречаем в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Давайте рассмотрим конфликт Печорина и Грушницкого и выясним её причину.

В чем причина дуэли Печорина и Грушницкого? Причиной дуэли Печорина и Грушницкого становится недостойное поведение Грушницкого по отношению к княжне Мери и Печорину. Как известно, находясь Пятигорске, Грушницкий влюбляется в княжну Мери. Однако княжна Мери не отвечает ему взаимностью - она влюблена в Печорина. Грушницкий ревнует и злится на княжну Мери за то, что та дала ему ложные надежды.В конце концов Грушницкий решает отомстить княжне Мери за то, что та якобы обманула его.Обиженный Грушницкий распускает сплетни о том, что Печорин по ночам тайно посещает княжну Мери. Узнав об этих сплетнях, Печорин вызывает Грушницкого на дуэль, чтобы защитить честь княжны Мери.Грушницкий отказывается извиняться за свою клевету. В результате приятели встречаются на дуэли.
Дуэль и гибель Грушницкого В ходе дуэли Печорин предлагает Грушницкому перемирие и просит отказаться от своей клеветы о княжне Мери. Но Грушницкий идет до конца. Он предпочитает погибнуть на дуэли вместо того, чтобы признать свою неправоту. Наконец Печорин требует себе заряженный пистолет, и подлый замысел Грушницкого не удается, который он задумал заранее. Противники стреляют на равных. Печорин ранит Грушницкого. От полученного ранения тот падает с обрыва и погибает [13].

 

В итоге можно сказать, что Печорин просто защищал честь своей возлюбленной.

Если в литературе периода романтизма дуэль была способом решения межличностных противоречий, которые были связаны с аксиологическими (моральными и эстетическими) доминантами и эмоциональными особенностями героев, то в литературе периода реализма на первый план выходят противоречия социальные.

Так, идейно-композиционная роль дуэли в романе «Отцы и дети» - это кульминация во взаимоотношениях «отцов» и «детей». Эпизод дуэли между Базаровым и Павлом Петровичем соответствует заключительной фазе основного конфликта романа.

Павел Петрович Павел Петрович настроен серьезно и ведёт себя соответственно. Он выражается высоким стилем речи. Базаров же просто подыгрывает Павлу Петровичу. В сцене вызова на дуэль использована художественная деталь – трость. Она для Базарова является стимулом согласиться участвовать в дуэли, так как если бы Базаров ответил отказом, то Павел Петрович просто ударил бы его тростью, что, конечно, очень оскорбило бы Базарова. В характере Павла Петровича есть такая особенность – он постоянно боится быть высмеянным. Эта черта характера находит своё воплощение в его репликах. Автор комментирует сцену вызова на дуэль с иронической интонацией.
Базаров Базаров в соответствии с литературной традицией перед дуэлью пытался подвести итоги прожитой жизни, пытался даже написать письмо родителям, но разорвал его, не веря, не осознавая реальную опасность, грозящую его жизни.

 

Автор начинает описание утра поединка изображением природы. В этом эпизоде проявляется контраст между пейзажем, появлением мужика с лошадьми и предстоящей дуэлью: мужика рано встать заставила работа, а Базарова и Павла Петровича – их собственная глупость. Автор придаёт иронический оттенок процедуре подготовки к дуэли. Это проявляется большей частью в контрасте поведений Базарова и Павла Петровича. Обмениваясь репликами, участники дуэли произносят фразы на разных иностранных языках, в этом проявляется их желание противопоставить себя друг другу.

Автор во время дуэли подробно изображает психологическое состояние Базарова, потому что дуэль – критический момент – момент истины, в который проявляется сущность человека. В кульминационный момент дуэли Базаров продолжает иронизировать. Павел Петрович серьёзен как никогда, он ведёт себя, как истинный дуэлянт: старательно целится и щурится. Оба героя после дуэли, во время ожидания дрожек, чувствуют себя подавленными. Они понимают бессмысленность своего поединка. После дуэли в поведении героев появились сдержанность и подчеркнутая вежливость по отношению друг к другу.

Роль дуэли в романе бессмысленна. Дуэль помогает героям лучше понять друг друга. Сцена дуэли в романе носит пародийный характер. Эпизод помогает глубже понять взгляды героев, их отношение к жизни, отношение автора к героям [14].

Дуэль в романе-эпопее Л.Н. Толстого является не только моментом наивысшего напряжения, но и переломным, коренным изменением в жизни одного из героев «Война и мир». В данной книге дуэль происходит между Пьером Безуховым и Фёдором Долоховым. Столкновение этих людей является неизбежной.

В чём причина дуэли между Безуховым и Долоховым? Пьер Безухов и Элен Курагина обручились, однако их брак стал ошибкой. Ведь Пьера, наследника графа, привлекала мысль о владении самой красивой и желанной девушкой Петербурга, а Элен привлекали статус и деньги. Пьер в романе предстаёт открытым и добродушным человеком, немного наивным. В связи с этим Долохов стал любовником его супруги, которого Пьер безвозмездно пустил пожить с ними и помог материально. Однако стоит так же отметить развратное поведение юной и легкомысленной Элен. Во время всеобщего застолья Фёдор произносит тост, который гласит о замужних девушках и их любовниках. В этот момент Пьер Безухов понимает, что о неверности его супруги знает весь Петербург, притом город смеётся над ним, выставляя глупцом. В этот момент Долохов вырывает из рук Пьера бумагу, которую он получил, чтобы озвучить, накал достигает высшей точки. Пьер вызывает Долохова на дуэль, а тот, в свою очередь, принимает вызов, не раздумывая.
Как автор описывает тот роковой день? На кануне дуэли Безухова мучает совесть, также он понимает, что Курагина─ лживая и развратная женщина. В силу своей простодушности и доброты, Пьер несколько оправдывает Долохова, принимая факт того, что сам поступил бы так же на его месте. В душе героя страх убийства человека, однако простить обидчика он не может. Пьеру приходится отстаивать своё чистое имя. Следует подчеркнуть, что граф Безухов никогда не держал в руках оружия, поэтому его секундант на месте дуэли за несколько секунд до начала борьбы объясняет куда нужно нажать для выстрела. От волнения Безухов стреляет первым и, по воле судьбы, ранит Долохова в левый бок. Его оппонент промахнулся, хотя был великолепным стрелком. Пьер убегает с места дуэли, винит себя, шепчет слова раскаяния, при этом его ужасает мысль о том, что он ранил человека.

 

В этом романе видно, что дуэль была спровоцирована всплеском эмоций со стороны обоих героев, причиной является защита собственной чести [15].

Последнее произведение, которое я выбрала для анализа, - повесть «Дуэль» А.П. Чехова. Действие происходит в городке у Чёрного моря. Иван Андреевич Лаевский, главный герой произведения, запутался в жизни: его побег с замужней женщиной кажется ему безрассудством, в отношениях с ней он чувствует только ложь. Поэтому Лаевский хочет уехать обратно на север, но сложность заключается в расставании с Надеждой Фёдоровной, ведь у неё нет родных. У главного персонажа есть друг Самойленко, который содержит у себя табльдот. В нём обедает Фон Корен, радикальный зоолог, который считает, что таких людей как Лаевский следует истреблять. Данную идею Самойленко не одобряет.

Какова причина дуэли? Мнение Фон Корена, в котором прослеживаются деспотичные черты характера, об Иване Андреевиче достаточно резкое, но не покидает зоолога. Поэтому он сразу испытывает неприязнь к молодому человеку. Лаевский это чувствует при личной встрече и отвечает ему тем же. Их взаимная нелюбовь друг к другу приводят к тому, что Фон Корен, будто ожидая всплеска эмоций Лаевского, вызывает Ивана Андреевича на дуэль.
Как описывается в повести непосредственно сама дуэль? Секунданты и противники приехали рано утром на место схватки. Лаевский и Фон Корен не знают точных правил, поэтому вспоминают отрывки описания дуэли из книг. Иван Андреевич стреляет первым, но боится попасть в противника. Поэтому он делает выстрел в воздух. Страха, который испытывает Лаевский, Фон Корен не имеет, и целится в лицо дуэлянта. Однако отчаянный крик Победова, человека так же обедавшего в табльдоте, заставляет зоолога промахнуться. Спустя три месяца дуэлянты встречаются вновь, примиряясь друг с другом.

 

Данная дуэль, как ни странно, пошла на пользу Лаевскому, он пересмотрел свои взгляды на жизнь и обрёл счастье. Причина схватки кроется в нарастающем конфликте, который в один момент выбрасывается в реальную жизнь всплеском эмоций [16].

Из вышеописанного можно сделать вывод, что чаще дуэли были вызваны бурей эмоцией, чем осознанным решением. Молодых людей так сильно задевал обидчик, что многие готовы были пожертвовать своей жизнью. Дуэль служила единственной защитой собственной чести. Так, в 19 веке на первое место ценностей выходили доброе имя, достоинство. Популярна была и есть фраза «береги честь смолоду». Это ещё раз подчёркивает важность чести.

 Мною был проведён социологический опрос в центре «Стратегия» для выявления общей картины мнений людей о дуэлях (в группе занимаются учащиеся разных школ г. Липецка, так что опрос позволяет получить срез оценочных мнений молодых людей целого города). Средний возраст отвечавших от 15 до 20 лет. По первой диаграмме, результаты который предоставлены выше, мы видим, что больший процент людей отрицательно относится к дуэлям. Однако другая часть считает, что дуэли не так уж и отрицательно влияют на людей. Возможно, это помогает людям осознать ценность жизни или отстоять столь нестандартным путём своё достоинство. Хоть дуэли часто ассоциируются с благородством, но это слишком радикальный метод для нашего общества.

Следующая диаграмма объясняет их позицию, так как задав вопрос: «Как вы поступите, если вас оскорбят?» - голосующие дали понять, что не привыкли решать конфликты с помощью физической силы и отдали предпочтение к другому, более спокойному выяснению отношений. Это говорит о том, что общество переосмыслило важность дуэли в решении ссор. Молодые люди приняли другие методы защиты своего доброго имени. Наименьший процент будет применять физическую силу в конфликтных ситуациях. Осмелюсь предположить, что в будущем процент людей, которые готовы решить проблему через физическую силу, сократится. Также нельзя не заметить, что люди стали более толерантными, терпеливыми, и поняли хрупкость человеческого существования.

Далее я решила узнать у опрашиваемых, какое слово для них из перечисленных стоит в приоритете. Я была приятно удивлена, когда наибольший процент голосов набрало слово «честь». Это дало мне понять, что голосующие, также, как и герои произведений 19 века, берегут свою честь и готовы за неё постоять.  Но всё же видна разница в сравнении с людьми 19-го века. Ведь они были готовы отдать жизнь, чин лишь бы сохранить свою честь непоколебимой. Ценности переносятся из века в век, но важные остаются навечно в сознании людей.

Но спустя время всё равно изменилось главное – люди начали приходить к более осознанному решению споров и начали больше осознавать ценность жизни. Этому, безусловно, в некотором плане поспособствовали произведения 19 века. Так как последний мой вопрос был сформулирован следующим образом: «Как вы думаете, писатели 19 века в своих произведениях употребляли сцены дуэлей, чтобы показать ценность жизни?», то вариантов ответа было предоставлено не много, поэтому большинство опрашиваемых согласились с ним. Однако 36% опрашиваемых противопоставили своё мнение моему вопросу. Так почему ещё могли писатели демонстрировать сцены дуэлей? Возможно, чтобы наглядно показать к чему приводят неосознанные слова или, например, насколько сильно может изменить жизнь схватка дуэлянтов. Можно сказать, что писатели 18-19 веков помогли нынешнему поколению осознать хрупкость, ценность жизни.  Литература учит наше поколение многому даже спустя столько веков.

Для того, чтобы глубже разобраться в понятие дуэли ученикам разных классов было предложено составить синквейн (см. приложение I). Можно заметить, что в общем дуэль ассоциируют с благородным, но кровавым делом. Многие видят её бессмысленность из-за гибели человека. А значит, это ещё разрушает судьбу дуэлянтов. Но несмотря на это люди шли на это. Почему же? Их ценности, нормы всегда состояли в сохранении своей чести. Дуэль для них считалась справедливым судом, который определит дальнейшую жизнь. Это было опасно, бессердечно, но эти исходы событий не могли напугать сражающихся. Дуэль часто доставляла страдания, но они не могли сравниться со страданиями от униженной чести и запятнанного имени. Поражает мысль о том, насколько велико было значение ценностей в 19 веке.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.