|
||||||||||||||||||||||||
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Дуэль показывает те черты личности, которые сформировались у человека. Именно такое отношение к дуэли у гения русской литературы А.С. Пушкина. Тема дуэли у Пушкина представлена в различных произведениях. Для сравнительной характеристики я взяла следующие произведения А.С. Пушкина: «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Выстрел». В каждом из них прослеживается дуэль как неотъемлемый элемент дворянской культуры 19 века. Докажем это, сопоставив причины дуэлей, условий их проведения, а также коснемся вопроса душевного состояния героев перечисленных произведений перед поединком.
Подробно изучив отрывки из художественных произведений А.С. Пушкина, мы выяснили причины дуэлей. В повести «Капитанская дочка» причиной дуэли послужила личная обида, сопряженная с оскорблением чести юной дамы. В романе «Евгений Онегин» ссора между Ленским и Онегиным спровоцирована скукой, ревностью к ветреной женщине. В рассказе «Выстрел» конфликт разгорелся из чувства соперничества и оскорбленного самолюбия. Заметим, что все указанные причины могли встретиться в реальной жизни 19 века, это придает произведениям достоверность. Произведения А.С. Пушкина ярко иллюстрируют особенности именно русской дуэли. К ним, к примеру, можно отнести как наличие (в «Выстреле», «Евгении Онегине»), так и отсутствие (в «Капитанской дочке») секундантов. В пушкинских текстах описан ход поединков вплоть до мельчайших подробностей, что дает читателю возможность больше узнать о дуэлях 19 века. Также мы видим, что у Пушкина дуэль – это всегда проявление чувств, разных, меняющихся, но заставляющих человека действовать, совершать поступки, одним словом, жить. Конечно же, это, с нашей точки зрения, отголоски общих настроений в русском обществе в это время. Неслучайно, эта эпоха в культуре Европы и России получила наименование «романтизм». Нечто похожее мы встречаем в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Давайте рассмотрим конфликт Печорина и Грушницкого и выясним её причину.
В итоге можно сказать, что Печорин просто защищал честь своей возлюбленной. Если в литературе периода романтизма дуэль была способом решения межличностных противоречий, которые были связаны с аксиологическими (моральными и эстетическими) доминантами и эмоциональными особенностями героев, то в литературе периода реализма на первый план выходят противоречия социальные. Так, идейно-композиционная роль дуэли в романе «Отцы и дети» - это кульминация во взаимоотношениях «отцов» и «детей». Эпизод дуэли между Базаровым и Павлом Петровичем соответствует заключительной фазе основного конфликта романа.
Автор начинает описание утра поединка изображением природы. В этом эпизоде проявляется контраст между пейзажем, появлением мужика с лошадьми и предстоящей дуэлью: мужика рано встать заставила работа, а Базарова и Павла Петровича – их собственная глупость. Автор придаёт иронический оттенок процедуре подготовки к дуэли. Это проявляется большей частью в контрасте поведений Базарова и Павла Петровича. Обмениваясь репликами, участники дуэли произносят фразы на разных иностранных языках, в этом проявляется их желание противопоставить себя друг другу. Автор во время дуэли подробно изображает психологическое состояние Базарова, потому что дуэль – критический момент – момент истины, в который проявляется сущность человека. В кульминационный момент дуэли Базаров продолжает иронизировать. Павел Петрович серьёзен как никогда, он ведёт себя, как истинный дуэлянт: старательно целится и щурится. Оба героя после дуэли, во время ожидания дрожек, чувствуют себя подавленными. Они понимают бессмысленность своего поединка. После дуэли в поведении героев появились сдержанность и подчеркнутая вежливость по отношению друг к другу. Роль дуэли в романе бессмысленна. Дуэль помогает героям лучше понять друг друга. Сцена дуэли в романе носит пародийный характер. Эпизод помогает глубже понять взгляды героев, их отношение к жизни, отношение автора к героям [14]. Дуэль в романе-эпопее Л.Н. Толстого является не только моментом наивысшего напряжения, но и переломным, коренным изменением в жизни одного из героев «Война и мир». В данной книге дуэль происходит между Пьером Безуховым и Фёдором Долоховым. Столкновение этих людей является неизбежной.
В этом романе видно, что дуэль была спровоцирована всплеском эмоций со стороны обоих героев, причиной является защита собственной чести [15]. Последнее произведение, которое я выбрала для анализа, - повесть «Дуэль» А.П. Чехова. Действие происходит в городке у Чёрного моря. Иван Андреевич Лаевский, главный герой произведения, запутался в жизни: его побег с замужней женщиной кажется ему безрассудством, в отношениях с ней он чувствует только ложь. Поэтому Лаевский хочет уехать обратно на север, но сложность заключается в расставании с Надеждой Фёдоровной, ведь у неё нет родных. У главного персонажа есть друг Самойленко, который содержит у себя табльдот. В нём обедает Фон Корен, радикальный зоолог, который считает, что таких людей как Лаевский следует истреблять. Данную идею Самойленко не одобряет.
Данная дуэль, как ни странно, пошла на пользу Лаевскому, он пересмотрел свои взгляды на жизнь и обрёл счастье. Причина схватки кроется в нарастающем конфликте, который в один момент выбрасывается в реальную жизнь всплеском эмоций [16]. Из вышеописанного можно сделать вывод, что чаще дуэли были вызваны бурей эмоцией, чем осознанным решением. Молодых людей так сильно задевал обидчик, что многие готовы были пожертвовать своей жизнью. Дуэль служила единственной защитой собственной чести. Так, в 19 веке на первое место ценностей выходили доброе имя, достоинство. Популярна была и есть фраза «береги честь смолоду». Это ещё раз подчёркивает важность чести. Мною был проведён социологический опрос в центре «Стратегия» для выявления общей картины мнений людей о дуэлях (в группе занимаются учащиеся разных школ г. Липецка, так что опрос позволяет получить срез оценочных мнений молодых людей целого города). Средний возраст отвечавших от 15 до 20 лет. По первой диаграмме, результаты который предоставлены выше, мы видим, что больший процент людей отрицательно относится к дуэлям. Однако другая часть считает, что дуэли не так уж и отрицательно влияют на людей. Возможно, это помогает людям осознать ценность жизни или отстоять столь нестандартным путём своё достоинство. Хоть дуэли часто ассоциируются с благородством, но это слишком радикальный метод для нашего общества. Следующая диаграмма объясняет их позицию, так как задав вопрос: «Как вы поступите, если вас оскорбят?» - голосующие дали понять, что не привыкли решать конфликты с помощью физической силы и отдали предпочтение к другому, более спокойному выяснению отношений. Это говорит о том, что общество переосмыслило важность дуэли в решении ссор. Молодые люди приняли другие методы защиты своего доброго имени. Наименьший процент будет применять физическую силу в конфликтных ситуациях. Осмелюсь предположить, что в будущем процент людей, которые готовы решить проблему через физическую силу, сократится. Также нельзя не заметить, что люди стали более толерантными, терпеливыми, и поняли хрупкость человеческого существования. Далее я решила узнать у опрашиваемых, какое слово для них из перечисленных стоит в приоритете. Я была приятно удивлена, когда наибольший процент голосов набрало слово «честь». Это дало мне понять, что голосующие, также, как и герои произведений 19 века, берегут свою честь и готовы за неё постоять. Но всё же видна разница в сравнении с людьми 19-го века. Ведь они были готовы отдать жизнь, чин лишь бы сохранить свою честь непоколебимой. Ценности переносятся из века в век, но важные остаются навечно в сознании людей. Но спустя время всё равно изменилось главное – люди начали приходить к более осознанному решению споров и начали больше осознавать ценность жизни. Этому, безусловно, в некотором плане поспособствовали произведения 19 века. Так как последний мой вопрос был сформулирован следующим образом: «Как вы думаете, писатели 19 века в своих произведениях употребляли сцены дуэлей, чтобы показать ценность жизни?», то вариантов ответа было предоставлено не много, поэтому большинство опрашиваемых согласились с ним. Однако 36% опрашиваемых противопоставили своё мнение моему вопросу. Так почему ещё могли писатели демонстрировать сцены дуэлей? Возможно, чтобы наглядно показать к чему приводят неосознанные слова или, например, насколько сильно может изменить жизнь схватка дуэлянтов. Можно сказать, что писатели 18-19 веков помогли нынешнему поколению осознать хрупкость, ценность жизни. Литература учит наше поколение многому даже спустя столько веков. Для того, чтобы глубже разобраться в понятие дуэли ученикам разных классов было предложено составить синквейн (см. приложение I). Можно заметить, что в общем дуэль ассоциируют с благородным, но кровавым делом. Многие видят её бессмысленность из-за гибели человека. А значит, это ещё разрушает судьбу дуэлянтов. Но несмотря на это люди шли на это. Почему же? Их ценности, нормы всегда состояли в сохранении своей чести. Дуэль для них считалась справедливым судом, который определит дальнейшую жизнь. Это было опасно, бессердечно, но эти исходы событий не могли напугать сражающихся. Дуэль часто доставляла страдания, но они не могли сравниться со страданиями от униженной чести и запятнанного имени. Поражает мысль о том, насколько велико было значение ценностей в 19 веке.
|
||||||||||||||||||||||||
|