Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Введение. Теоретическая часть



 

Междисциплинарная научно-образовательная олимпиада школьников «Малая академия наук «НИКА»

Секция «Литература»

 

 

Полунина Екатерина Андреевна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя школа № 68 города Липецка

 


Концепт «дуэль» в произведениях русской литературы 19 века

 

 

 

Научный руководитель:

Скрипкин И.Н., учитель

 

Липецк, 2021

Оглавление

 

Введение. 3

Теоретическая часть. 5

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 10

Заключение. 18

Список использованной литературы.. 20

 

 


 

Введение

 

Есть понятие в русской истории, которое не перешло в XX и XXI века, навсегда оставшись во временах Пушкина и Лермонтова, в эпоху кавалергардов, балов, стихов. Это - дуэль. Поединок не столько с соперником, оскорбителем, но и во многом с судьбой, с роком, и почти всегда - с властью, с государством из-за борьбы за свою идею. Идеология дуэли обязательно подразумевала понятие чести, достоинства. Однако в современном мире эти человеческие качества люди научились защищать другими путями, более гуманными. Но, может быть, и более бесчестными: через многочисленные судебные разбирательства, где понятия «честь», «отвага», «сила» заменяются понятиями «иск», «тяжба», «крючкотворство».

Актуальность выбранной темы подтверждается тем, что, с одной стороны,  учащиеся часто плохо знают обычаи, традиции страны в прошлом, поэтому не могут разобраться в том или ином произведении, а с другой стороны, очень важно сохранить в современном быстро меняющимся мире важные аксиологические ориентиры, которые нужны и полезны обществу, такие как «честь», «отвага», «доблесть», «сострадание», «принципиальность» и т.д. Без них ценности капитализма, общества потребления окончательно развалят национальные устои, которые еще сохраняются в современном российском обществе, но уже утрачиваются под влиянием принципов индивидуализма, беспринципности, карьеризма, стремления к материальному благосостоянию вопреки нравственным устоям.

 Проблема заключается в выявлении предметного содержания и аксиологических доминант концепта «дуэль» в произведениях русской литературы 19 века.

Цель - выявить особенности дворянских поединков в аспекте аксиологических ориентиров и предметного содержания на основе литературного творчества русских писателей.

Задачи:

- изучить литературу по данной теме;

- определить, опираясь на русскую классическую литературу, место дуэльных поединков в композиции произведений, их предметное содержание;

- установить причины обращения русских писателей к теме дуэли в своём творчестве.

 - установить аксиологические идеи авторов 19 века, связанные с концептом «дуэль», которые могут быть актуальны и в настоящее время.

Методы и приёмы: контент-анализ произведений русской литературы 19 века, обобщение, моделирование, опрос.

Объекты исследования: произведения А.С. Пушкина: «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Выстрел»; М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»; И.С. Тургенева «Отцы и дети»; Л.Н. Толстого «Война и мир»; А.П. Чехова «Дуэль».

Предмет исследования: дуэли в произведениях русских писателей 19 века.

Объектная область: литература.

Краткое содержание проекта:в своём проекте я подробно изучила тему дуэли. Мне удалось узнать, каким образом она появилась, и какие правила её существования были закреплены. Кроме того, в своём проекте я проанализировала её роль в произведениях некоторых русских писателей 19 века и сделала вывод. Мною были выявлены и проанализированы причины, толкавшие людей на поединок, произведена оценка аксиологических ориентиров героев, которые выбирали дуэль для разрешения конфликта.


Теоретическая часть

История поединков уходит в глубокую древность. Дрались из-за женщин, за право владения землей, ради мести, наконец, просто чтобы показать свою силу и унизить, а то и уничтожить соперника.

Известно, что в Россию дуэль как обычай пришла с Запада. Время зарождения классической дуэли в Западной Европе можно отнести к эпохе позднего Средневековья, когда окончательно сформировалось и расцвело рыцарское сословие — предшественник дворянства — с его понятиями о чести, во многом чуждыми простолюдину или купцу. Отказ от поединка на протяжении всей истории продолжал считаться несмываемым позором, навсегда исключая отказавшегося из общества порядочных людей.

Дуэль — это как раз тот любопытнейший казус, когда мораль и право постоянно противоречат друг другу, когда понятие о защите чести и достоинства с оружием в руках сталкивается с неизменным стремлением государства регулировать эти вопросы правовыми средствами, с помощью суда.

Предположительно первой дуэлью в России можно считать поединок, состоявшийся в 1666 году в Москве между двумя наемными иностранными офицерами — шотландцем Патриком Гордоном и англичанином майором Монтгомери. Но в то время в среду русских этот обычай еще не проник Тем не менее, единичные прецеденты заставили царевну Софью в указе от 25 октября 1682 года, разрешившем всем служилым людям Московского государства носить личное оружие, оговорить запрет на поединки. Петр Великий, энергично насаждая в России европейские обычаи, поспешил предупредить распространение дуэлей жестокими законами против них [1].

За сам вызов на дуэль полагалось лишение чинов и частичная конфискация имущества, за выход на поединок и обнажение оружия — смертная казнь с полной конфискацией имущества, не исключая и секундантов [2].

Еще более определенно гласил на этот счет, изданный в качестве приложения к петровскому уставу «Артикул воинский» 1715 года. В первой статье («артикул 139») говорилось: «Все вызовы, драки и поединки чрез cue наижесточайше запрещаются» [3].

 И, тем не менее, дуэли постепенно все более проникали в среду дворянской молодежи. И причиной здесь был не столько «дух буйной молодости», в чем неодобрительно корили детей законопослушные отцы, сколько формировавшееся чувство чести и личного достоинства. Дворянская молодежь не допускала при этом вмешательства государства в дела чести. Позднее эту формулу емко и сжато выразил генерал Корнилов в своем жизненном кредо: «Душа — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому» [4].

Лично Николай I относился к дуэлям с отвращением, известны его слова: «Я ненавижу дуэль. Это — варварство. На мой взгляд, в ней нет ничего рыцарского. Герцог Веллингтон уничтожил ее в английской армии и хорошо сделал» [5]. Но именно на 20—40-е годы XIX века приходятся громкие дуэли Пушкина с Дантесом, Рылеева с князем Шаховским, Грибоедова с Якубовичем, Лермонтова с де Барантом и Мартыновым [6].

В 1894 году, в самом конце царствования Александра III, поединки были официально разрешены. Если во второй половине XIX века число дуэлей в русской армии явно пошло на спад, то после официального разрешения в 1894 году их количество вновь резко возрастает.

Так что и в начале нашего столетия дуэли были в России довольно частым явлением. Известный политический деятель— лидер «Союза 17 октября» А. И. Гучков дрался на дуэли не раз, стяжав даже славу бретера. Кстати, выстрел в воздух допускался только в случае, если стрелял вызванный на дуэль, а не тот, кто вызвал — в противном случае дуэль не признавалась действительной, а лишь фарсом, поскольку при этом ни один из противников не подверг себя опасности [7].

Затем наступили иные времена. Лучшие представители русской интеллигенции и офицерства с их щепетильными понятиями о личной чести были революцией выброшены за борт, оказались на чужбине. В пролетарском государстве такие понятия, как честь и долг, поначалу вообще были объявлены пережитками эксплуататорского прошлого. На смену дуэлям пришли доносы, понятие государственной пользы затмило все остальное, на смену благородству пришли фанатизм одних и расчетливость других [8].

Рассмотрим основные признаки классической дуэли:

1. Цель дуэли — удовлетворение поруганной чести (а не цирковое представление, не решение спора и не состязание в силе).

2. Участников дуэли только двое (а не «стенка на стенку»), т. е. оскорбленный и его обидчик (отсюда само слово «дуэль»).

3. Средство дуэли — смертоносное оружие (а не кулаки).

4. Наличие установленных обычаем правил (условий) дуэли, обязательных к строгому соблюдению.

Неписаный порядок проведения дуэли был следующим. В заранее условленное время (обычно утром) противники, секунданты и врач прибывали в назначенное место. Опоздание допускалось не свыше 15 минут; в противном случае опоздавший считался уклонившимся от дуэли. Поединок начинался обычно через 10 минут после прибытия всех. Противники и секунданты приветствовали друг друга поклоном. Избранный секундантами из своей среды распорядитель предлагал дуэлянтам в последний раз помириться (если суд чести признавал это возможным). В случае их отказа распорядитель излагал им условия поединка, секунданты обозначали барьеры и в присутствии противников заряжали пистолеты. При дуэли на саблях или шпагах противники раздевались выше пояса до рубашек. Из карманов полагалось вынимать все. Секунданты занимали места параллельно линии боя, врачи — позади них. Все действия противники совершали по команде распорядителя. Если в ходе поединка один из них ронял шпагу, либо она ломалась, либо дерущийся падал — его противник обязан был прервать дуэль по команде распорядителя, пока его оппонент не поднимется и не будет в состоянии продолжать дуэль. Как правило, дуэль на шпагах велась до тех пор, пока один из противников не терял полностью возможность продолжать ее — т. е. до тяжелого или смертельного ранения. Поэтому после каждого ранения поединок приостанавливался, и врач устанавливал характер раны, степень ее тяжести. Если в ходе такой дуэли один из противников, несмотря на предупреждения, трижды отступал за границу поля боя, такое поведение засчитывалось как уклонение или отказ от честного поединка. По окончании боя противники подавали друг другу руки.

Защищать честь женщины был обязан ее естественный покровитель (муж, отец, брат, сын, опекун, близкий родственник); но при этом необходимым условием допустимости дуэли из-за женщины являлось ее нравственное поведение — то есть за женщиной, известной легким поведением, справедливо не признавалось право на защиту от оскорблений. По правилам вызов на дуэль посылался через 24 часа после определения суда, ответ — через 24 часа после получения вызова.

Оскорбленный терял право выбора оружия и т. д., если его противник извинился, а он не принял извинений. Не допускалась замена одного дуэлянта другим, его поверенным, если только первый был в состоянии драться. Секунданты могли отклонить холодное оружие, если их клиент был одноногим или без правой руки, и также могли отвести пистолеты, если он был одноглазый и при этом нанес легкое оскорбление. Обязательным условием дуэли являлось одинаковое оружие у противников — по длине, отточенности шпаги или сабли, силе боя и марке пистолета. Секунданты обязаны были перед началом дуэли тщательно проверить боевые качества оружия; при этом при поединке на пистолетах марка пистолета не должна была быть заранее известна противникам. Огнестрельным дуэльным оружием считался пистолет, холодным — шпага, сабля, шашка, палаш, эспадрон [9].

Следует сказать, что 19 веке на первом месте стояла честь. Ради этой высокой ценности люди готовы были пожертвовать своей жизнью, ибо, по их мнению, человек не может жить без собственного достоинства. Однако защита доброго имени всё-таки происходила по определенным правилам, в которых я хочу разобраться.

В современном мире дуэлей больше не встретить. Это связано как с гуманизмом и пониманием людей о ценности человеческой жизни, так и с изменением социальной стратификации, вследствие чего вместо сословного деления, с его аристократичностью происхождения и духа, появилось классовое, где мерилом положения в обществе становится богатство. Поэтому утверждаются новые аксиологические доминанты: разбогатеть во что бы то ни стало. У власти оказываются как раз те купцы, которых в свое время дворяне презирали. Поэтому в наш век люди перестали пользоваться таким радикальным методом. Люди научились защищать своё достоинство более толерантно. Либо не умеют защищать его вообще.

Таким образом, мы видим, что дуэль, с одной стороны, проявление так называемых «высоких» ценностей, но с другой сама форма и, особенно, результаты вызывали в любом обществе неоднозначную оценку. Разумеется, как явление действительности, как явление, которое вызывает противоречивые чувства и у участников и у окружающих, дуэль не могла не найти свое отражение в произведениях литературы. Как же авторы относились к этому явлению? Чтобы в этом разобраться рассмотрим наиболее известные произведения русской литературы, где дуэль занимает одно из центральных мест.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.