|
|
Средства связи предложений в тексте. Проработка переходов между микротемами. Виды связи предложений в тексте ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Средства связи предложений в тексте. Проработка переходов между микротемами. Виды связи предложений в тексте | |
Последовательная (цепная) | Параллельная |
Предложения связаны по цепочке (каждое последующее связано с предыдущим). Каждое новое предложение продолжает предыдущее. 1) Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Онатребует мыслей и мыслей – без нихблестящие выражения ни к чему не служат» (А. Пушкин). 2) За домом был заброшенный пруд. Прудбыл весь покрыт зеленью. | Предложения соединены централизованно: второе, третье, четвёртое предложения связаны по смыслу с первым предложе-нием. При этом ряд последующих предло-жений развертывают, конкретизируют смысл предыдущего предложения. Как правило, в них одинаковый порядок слов, похожи и члены предложения и т.д. 1) Нашу верность проверяли каленым железом. Нашу гордостьиспытали танками и бомбами (И. Эренбург). 2) Маленькие ветви пригнулок земле. Желтые листья унеслодалеко в сторону. (Безличные предложения.) |
Основные средства связи предложений в тексте: | |
Лексические средства | Лексический повтор, повтор однокоренных слов, синонимы (в том числе и контекстуальные, т. е. употребляющиеся как синонимы только в данном тексте), антонимы (в том числе и контекстуальные), родо-видовые слова (цветы: иван-чай, ромашка…), описательные обороты |
Морфологические средства | Союзы, союзные слова, частицы, местоимения, наречия, единство видовременных форм глагола, степени сравнения прилагательных и наречий |
Синтаксические средства | Порядок слов, вводные слова и конструкции, синтаксический параллелизм, неполные предложения, обращения |
Комбинированные средства | Частица и лексический повтор; указательное местоимение и лексический повтор; указательное местоимение и синоним; союз и лексический повтор; союз , указательное местоимение и лексический повтор; наречие и союз и др. |
Задание 1. Определите, какая из приведенных групп предложений может быть преобразована в текст и почему? Составьте текст, выбрав нужную последователь-ность предложений.
а) Следовательно, внутренние законы развития языка могут до поры до времени «молчать», ожидая внешнего стимула, который приведет в движение всю систему или отдельные ее звенья. Язык, которым активно и повседневно пользуется общество как средством общения, живет и развивается. Изменения в языке оказываются возможными благодаря заложенным в нем потенциям внутреннего характера, которые обнаруживаются под воздействием внешнего, социального «толчка».(Н.С. Валгина)
б) Языковая вариантность определяется как способность языка передавать одни и те же значения разными формами. В системе словообразования в разные периоды жизни языка словообразовательные типы, да и способы тоже, приобретают разную степень активности. Функционирование формы именительного падежа в зависимых синтаксических позициях - это ослабление синтаксической цепочки.(Н.С. Валгина)
Задание 2. Прочитайте текст. Определите, каковы смысловые отношения между предложениями в тексте. Укажите вид связи между предложениями, выпишите слова, являющиеся средством связи между ними.
В комнату вошел человек лет пятидесяти, с бледным, изрытым оспою продолговатым лицом, длинными седыми волосами и редкой рыжеватой бородкой. Он был такого большого роста, что для того, чтобы пройти в дверь, ему не только нужно было нагнуть голову, но и согнуться всем телом. На нём было надето что-то изорванное, похожее на кафтан и на подрясник; в руке он держал огромный посох. Войдя в комнату, он изо всех сил стукнул им по полу и, скривив брови и чрезмерно раскрыв рот, захохотал самым страшным и неестественным образом. Он был крив на один глаз, и белый зрачок его прыгал беспрестанно и придавал его и без того некрасивому лицу ещё более отвратительное выражение.
- Ага! Попались! - закричал он, маленькими шажками подбегая к Володе, схватил его за голову и начал тщательно рассматривать его макушку, потом с совершенно серьёзным выражением отошёл от него, подошёл к столу и начал дуть под клеёнку и крестить её. - О-ох жалко! О-ох больно!... сердечные... улетят, - заговорил он потом дрожащим от слёз голосом, с чувством всматриваясь в Володю, и стал утирать рукавом действительно падавшие слёзы.
Голос его был груб и хрипл, движения торопливы и неровны, речь бессмысленна и несвязна (он никогда не употреблял местоимений), но ударения так трогательны, и жёлтое уродливое лицо его принимало иногда такое откровенно печальное выражение, что, слушая его, нельзя было удержаться от какого-то смешанного чувства сожаления, страха и грусти.
Это был юродивый и странник Гриша.
Откуда был он? Кто были его родители? Что побудило его избрать странническую жизнь, какую он вел? Никто не знал этого. Знаю только то, что он с пятнадцатого года стал известен как юродивый, который зиму и лето ходит босиком, посещает монастыри, дарит образочки тем, кого полюбит, и говорит загадочные слова, которые некоторыми принимаются за предсказания, что никто никогда не знал его в другом виде, что он изредка хаживал к бабушке и что одни говорили, будто он несчастный сын богатых родителей и чистая душа, а другие, что он просто мужик и лентяй.
Наконец явился давно желанный и пунктуальный Фока, и мы пошли вниз. Гриша, всхлипывая и продолжая говорить разную нелепицу, шел за нами и стучал костылем по ступенькам лестницы. Папа и mamanходили рука об руку по гостиной и о чем-то тихо разговаривали. Марья Ивановна чинно сидела на одном из кресел, симметрично, под прямым углом, примыкавшем к дивану, и строгим, но сдержанным голосом давала наставления сидевшим подле нее девочкам. Как только Карл Иваныч вошел в комнату, она взглянула на него, тотчас же отвернулась, и лицо ее приняло выражение, которое можно передать так: я вас не замечаю, Карл Иваныч. По глазам девочек заметно было, что они очень хотели передать нам какое-то очень важное известие; но вскочить со своих мест и подойти к нам было бы нарушением правил Мими. Мы сначала должны были подойти к ней, сказать: «Bonjour, Mimi!», шаркнуть ногой, а потом уже позволялось вступать в разговоры.(Л.Н. Толстой)
Слова и словосочетания, которые подсказывают способ распространения темы в тексте абзацев | |
Речевые подсказки способов распространения темы | Способы распространения темы |
...вот почему... | указание на следствие |
...так, например, ... | приведение примеров |
...сравним... | сопоставление и противопоставление |
...приведем в подтверждение... | подтверждение |
...объясним это тем, что... | объяснение |
...укажем детали... | детализация |
...как и..., здесь мы обнаруживаем | аналогия |
Задание 3. Прочитайте текст. Определите тему текста в целом и каждого абзаца в отдельности. Озаглавьте текст. Составьте и запишите план в форме номинативных предложений, по плану напишите свой текст на близкую тему.
Я никогда не забуду первых недель, проведенных мною на даче. Погода стояла чудесная; мы переехали из города девятого мая, в самый Николин день. Я гулял - то в саду нашей дачи, то по Нескучному, то за заставой; брал с собой какую-нибудь книгу - курс Кайданова, например, - но редко ее развертывал, а больше вслух читал стихи, которых знал очень много на память; кровь бродила во мне, и сердце ныло - так сладко и смешно: я все ждал, робел чего-то, и всему дивился и весь был наготове; фантазия играла и носилась быстро вокруг одних и тех же представлений, как на заре стрижи вокруг колокольни; я задумывался, грустил и даже плакал; но и сквозь слезы и сквозь грусть, навеянную то певучим стихом, то красотою вечера, проступало,как весенняя травка, радостное чувство молодой, закипающей жизни.
У меня была верховая лошадка, я сам ее седлал и уезжал один куда-нибудь подальше, пускался вскачь и воображал себя рыцарем на турнире - как весело дул мне в уши ветер! - или, обратив лицо к небу, принимал ее сияющий свет и лазурь в разверстую душу.
Помнится, в то время образ женщины, призрак женской любви почти не возникал определенными очертаниями в моем уме; но во всем, что я думал, во всем, что я ощущал, таилось полуосознанное, стыдливое предчувствие чего-то нового, несказанно сладкого, женского...
Это предчувствие, это ожидание проникло весь мой состав: я дышал им, оно катилось по моим жилам в каждой капле крови, ему было суждено скоро сбыться.
(И.С. Тургенев)
Задание 4. Определите тему, которой объединены слова в группы. Пользуясь словами одной из групп, составьте текст (порядок слов, их форму можно изменять).
а) Санкт-Петербург, юбилей, преображение, торжественный, музеи, парки, исторический, художественный, достопримечательности, гости, увидеть, услышать, рассказать, встретиться, наслаждаться, посетить, запомнить, весь, жизнь;
б) премьера, замечательный, картина, музыка, фильм, спектакль, друзья, обсуждать, высказать, мнение, написать, статья, посетители, встреча, известный, художник, поэт, актер, режиссер, вопросы, отвечать, журналисты.
Задание 5. Прочитайте текст. Произведите абзацное членение текста. Выберите один абзац, определите его функцию. Прокомментируйте строение абзаца, способ распространения абзацной темы.
Бюджет Санкт-Петербурга
29 августа на заседании городского правительства принят проект бюджета Санкт-Петербурга на 2015 год. Общая сумма расходов в проекте бюджета составит 76,4 млрд. рублей. Доходы планируется собрать в сумме 75 млрд. рублей. Бюджет - 2015 - самый крупный за последние 10 лет. При этом следует отметить, что темпы роста бюджета в Петербурге наиболее высокие по стране, что говорит о правильной налоговой политике, осуществляемой городским руководством. Бюджет - 2015, как и предыдущие, остаётся социально направленным. При общем росте расходов бюджета на 21%, приоритетными статьями расходов станут образование, медицина, правоохранительная деятельность. Так, намечено в два раза увеличить “губернаторскую надбавку” к зарплате петербургских учителей. По предложению губернатора Владимира Яковлева, половину прибавки можно было бы начинать выплачивать уже с 1 января 2016 года, вторую половину - с мая следующего года. Увеличатся затраты на развитие инженерной инфраструктуры города. Для этой цели будет сформирован специальный фонд. Средства фонда пойдут в том числе на расселение аварийных, коммунальных квартир. Для улучшения жилищных условий петербуржцев комитетом финансов разрабатывается механизм реализации городского жилищного займа.
Задание 6. Представьте, что Вы выдвигаете свою кандидатуру в депутаты Муниципального Совета. Естественно, Вы должны жителям округа дать информацию о себе. Определите:
- какие микротемы должны быть в Вашем тексте;
- в каком порядке они должны следовать в тексте;
- на какую микротему ложится основная смысловая нагрузка.
Задание 7. Прочитайте текст. Выделите начальные предложения абзацев. Определите их роль в тексте.
Все ли люди одинаково легко начинают общение с другим человеком? Конечно, нет. По типу общения все люди условно могут быть разделены на интровертов и экстравертов.
Одни люди легко включаются в общение, часто становятся лидерами в разговоре. Их не затрудняет первыми начать разговор, познакомиться с другим человеком. Это экстраверты. У таких людей много знакомых, приятелей. На занятиях для них нужны самостоятельность, творческие задания.
Иное дело – интроверты. Они не активны в общении. Больше отмалчиваются. Не берут на себя инициативу в общении. Им трудно начать знакомство с другим человеком. Отвечая на вопросы, они предпочитают односложные ответы. Им нравятся хорошо и четко организованные уроки с детальным объяснением (по А.Акишиной)
Задание 8. Попробуйте восстановить весь текст по начальным предложениям абзацев.
Не менее важной частью, чем вступление, является заключение. Закон края гласит...
О чем же надо помнить, придумывая заключение?
Во-первых, о том, какие цели реализуются в этом структурном элементе любого жанра любой речи...
Во-вторых, необходимо, чтобы заключение было выдержано в том же стиле, в том же ключе, что и вступление, и основная часть...
Задание 9. В данном тексте определите структурные части сверхфразового единства (зачин, среднюю часть, концовку), укажите средства связи предложений.
Бухгалтерия
Вице-президенту ЗАО О.Ф. Яблокову
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
10.05.2015 г. не выплачена зарплата работникам ЗАО. Причина состоит в том, что работник бухгалтерии Иванова А.И. несвоевременно оформила необходимые документы. Отсутствие надлежащего контроля не позволило своевременно выявить этот факт. После принятия срочных мер зарплата была выплачена сотрудникам ЗАО 22.05.2007. Иванова А.И. предупреждена о недопустимости подобного отношения к порученным обязанностям. Приняты меры по усилению контроля за деятельностью работников бухгалтерии.
Главный бухгалтер Подпись
Задание 10.Определите, для выражения каких смысловых отношений между частями информации употребляются следующие средства организации связанного текста. Приведите примеры.
а) поэтому, так как, отсюда, тем самым, в результате, ввиду того, в связи с этим, …
б) при этом, кроме того, также, …
в) например, именно, особенно, точнее говоря, …
г) как указывалось, согласно этому, рассмотренный, изучаемый, …
д) таким образом, итак, словом, …
Домашнее задание:
Задание 1. В следующем текстовом фрагменте выделите и назовите все средства межфразовой связи.
Человек должен быть интеллигентен. А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?
Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих и для самого человека.
Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго: да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физическое, но и умственное. В народе говорят: чти отца своего и матерь свою и долголетен будешь на земле. Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро (Д.С. Лихачев).
Задание 2. Проанализируйте средства межфразовой связи. Оцените, насколько удачно они использованы. При необходимости внесите во фрагменты правку.
1. Среди всех видов деятельности людей исключительно важной является экономическая деятельность. Основная цель экономической деятельности – удовлетворение практически безграничных потребностей людей с помощью имеющихся у них ограниченных ресурсов (т.е. возможностей). К этим ресурсам принято относить труд, землю (все природные богатства) и капитал (т.е. все произведенное прошлым трудом человека).
2. Одной из главных задач рабовладельцев была задача сохранения рабов в повиновении. Поэтому экономические идеи того времени также были связаны с отысканием способов рациональной организации рабовладельческого производства. На этом поприще особую известность приобрели идеи и рекомендации ученого-агронома Марка Порция Катона. Он создал трактат «О земледелии», написал рекомендации по рациональной эксплуатации рабов. Рекомендации были направлены на повышение эффективности рабовладения. Катон предлагал сокращать расходы на содержание рабов, меньше их кормить, больше заставлять работать. Рекомендовалось создавать хорошие службы надсмотра, которые должны были следить за рабами, пресекать их малейшие попытки к объединению и заговорам.
Задание 3. Прочитайте отрывки из инструкции и деловых писем. Определите тип контекста в них (последовательный или параллельный). Назовите средства связи предложений.
Изделия, состоящие из нескольких деталей, изготавливают по сборочным чертежам. Чтобы собрать изделие по сборочному чертежу, необходимо предварительно изготовить отдельные детали. Для изготовления отдельных деталей надо обеспечить производство рабочими чертежами. Составление рабочих чертежей по сборочным чертежам - деталирование.
В настоящее время завод располагает возможностью для строительства двух крупнопанельных 12-этажных 72-квартирных домов-башен по типовым проектам. Дома-башни предполагается разместить по улице Лесная. Строительство домов-башен подтверждено Министерством и городскими организациями. На строительство домов-башен выделены необходимые фонды, намечены подрядные организации.
Приглашаем Вас принять участие в научно-практическом семинаре и выступить с докладом. Доклады, представляющие научный интерес, войдут в сборник научных трудов ВНИИДАД. Издание сборника запланировано на 2015 г.
Задание 4. Возьмите текст любой статьи в одном из научных журналов и посмотрите, при помощи каких средств связи организуется текст.
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|