|
||||
Целевые обучающие задания. Краткие методические указания к проведению практического занятия. Методические указания. к практическому занятию по теме. Входящий контроль.Целевые обучающие задания Для проверки полученных знаний курсантам предлагается ответить на вопросы согласно целям и содержанию обучения. Дайте ответы на вопросы: 1.Что такое текст? Каковы его основные признаки? 2.Что такое тема, общее содержание и идея текста? 3.Что такое цепная и параллельная связь предложений? 4.На какие структурные компоненты членится текст? 5.Какие факторы определяют композицию текста? 6.Какие конструктивные приемы могут лежать в основе композиции текста? В чем их особенности? 7.Какие типы текстов вы знаете, и чем они отличаются друг от друга? Краткие методические указания к проведению практического занятия В начале занятия будет проверено выполнение домашних заданий. После будут предложены упражнения для отработки полученных теоретических знаний по теме и подведены итоги занятия. Методические указания к практическому занятию по теме «Требование к тексту». Входящий контроль. Тест 1. Прочитайте абзац и определите способ его распространения: "Заслугой студента А.Шахматова русская наука о языке считает не только блестящий анализ новгородских материалов, но и первую публикацию найденных им в Архиве Министерства иностранных дел двадцати грамот. Более того, им предпринимается тщательное сличение с оригиналами всех хранящихся в архиве и изданных еще в 1813 году грамот, и начинающему ученому удается внести в эти публикации немало ценных уточнений, снабдить свои поправки палеографическим описанием и лингвистическими примечаниями" (По В.Макарову). · усиление темы абзаца; · подтверждение темы абзаца; · дополнение мысли, отраженной в тематическом предложении; · детализация. Тест 2.Прочитайте абзац и определите способ его распространения: " В Париже рассказывали много анекдотов о чудовищной рассеянности Ампера и его необыкновенной доверчивости. Так, стоя у доски во время лекций и увлекшись объяснениями, он иногда вместо носового платка употреблял влажную тряпку, запачканную мелом. Остряки - студенты уверяли почтенного академика, будто они плохо разбирают цифры на доске, и доверчивый ученый писал все крупнее и крупнее, покуда на огромной доске помещалось не более пяти цифр" (По Н.Волкову). · формулирование вывода; · приведение примеров; · дополнение мысли, отраженной в тематическом предложении; · детализация. Тест 3. Какой порядок предложений будет правильным для получения правильно построенного абзаца? Не надо от пуль на пол ложиться, не надо от снарядов в погреба прятаться, не надо от пожаров в лес бежать.2) Не визжат пули, не грохают снаряды, не горят деревни. 3) Некому в пояс кланяться. 4)Нечего буржуинов бояться. 5)Живи да работай - хорошая жизнь. 6) Хорошо! (А.Гайдар. Военная тайна). · 1, 2, 3, 4, 5, 6. · 6, 1, 4, 3, 2, 5. · 6, 2, 1, 4, 3, 5. · 5, 2, 1, 3, 4, 6. Тест 4. Если абзац начинается со следующего предложения, какой способ его распространения предполагается: Это был чудесный день. · приведение примеров. · детализация. · определение. · сопоставление или противопоставление. Тест 5. Какой порядок предложений будет правильным для получения правильно построенного абзаца? И казалось, что конца-краю этим фронтам и бандам нет и не будет. 2) Стрелки сбиты, крестовины повынуты, сзади путь разобран и мостик сожжен. 3) Впереди где-то фронт, и с боков фронты, а кругом банды. 4) На полустанке ни души; кругом лес. 5) Помню я как-то... 6) Вечер.. 7) Въехали мы на какой-то полустанок. (А.Родимцев. Машенька из Мышеловки). · 5, 6, 7, 2, 3, 1, 4. · 6, 5, 7, 4, 2, 3, 1. · 5, 6, 7, 4, 3, 1, 2. · 5, 6, 7, 4, 2, 3, 1. Тест 6. Если абзац начинается со следующего предложения, какой способ его распространения предполагается: Теперь разрешите, прежде чем мы перейдем к дальнейшему вопросу, разъяснить, что мы понимаем под термином "демократическое государство". · предположение. · подтверждение главной мысли абзаца. · вопросно-ответный способ. · определение понятия, введенного тематическим предложением. Тест 7. К какому типу абзацев по функции относится следующий: " Из сказанного вытекает, что однородность хода времени можно проверять по тому, насколько точно выполняется закон сохранения энергии" (Пути в незнаемое). · констатирующий. · суммирующий. · связочный. · подводящий к новой теме. Тест 9.К какому типу абзацев по функции относится следующий: " А это и был особый знак, на котором пробовал сейчас писать Джордж Буль. И если бы посторонний заглянул в тот момент к нему в книжку, она наверняка показалась бы ему сплошной сеткой иероглифов, - зашифрованные письмена. Так что лучше уже сразу сказать, что подразумевал Джордж Буль своими буковками и значками" (Пути в незнаемое). · констатирующий. · суммирующий. · связочный. · подводящий к новой теме. Тест 9. К какому типу абзацев по функции относится следующий: "Пусть символ единицы означает весь мир или всякий мыслимый класс предметов, которые действительно существуют: Х, У... - члены разных классов или понятий. Скажем, Х - класс людей, У - класс смертных. Тогда предложение "Все люди смертны" можно выразить как Х=У." (Пути в незнаемое). · констатирующий. · суммирующий. · связочный. · подводящий к новой теме. Тест 10. Какое из предложений абзаца будет тематическим (требующим расширения)? "1) Под действием процессов, происходящих в глубинах земной коры, осадочные и магнитные породы испытывают сильное нагревание и сжатие. 2) В результате этого они изменяются и приобретают новые свойства. 3) Например, известняк превращается в кристаллическую породу - мрамор, песчаник - в кварцит, гранит - в гнейс. 4) Горные породы, претерпевшие изменения на глубине, называют метаморфическими." · 2. · 3. · 4 · 1. Тест 11. В зачине, приведенном ниже, используется следующий прием конструирования: "Современное состояние науки позволяет ученым мечтать о решении такой сложнейшей проблемы, как моделирование человеческого мозга. Об этом много говорят и пишут. Однако насколько реально это сейчас и насколько необходимо?" (Эврика-79). · сопоставление. · кульминация. · парадокс. · подведение к вопросу. Тест 12. В зачине, приведенном ниже, используется следующий прием конструирования: "В последние годы ученые и инженеры пытаются решить проблему перевода автомобильного транспорта на новый вид энергии путем замены двигателя внутреннего сгорания электродвигателем с химическими источниками тока. Чем объяснить интерес научной общественности к электромобилям? В чем трудности их создания? Какие перспективы сулит новый двигатель?" (Эврика-79). · сопоставление. · кульминация. · парадокс. · подведение к вопросу. Тест 13. В зачине, приведенном ниже, используется следующий прием конструирования: "Разумная жизнь в далеких мирах... Одно только установление существования внеземной цивилизации будет величайшим открытием, обещающим немыслимые блага. Тема космических братьев по разуму не сходит со страниц научных и научно-популярных изданий вот уже более пятидесяти лет. Чем вызван этот интерес землян к..? И так ли уж ..? рассмотрим ряд вариантов этой возможной ситуации.". (Эврика-87). · сопоставление. · кульминация. · призыв представить что-либо. · подведение к вопросу. Тест 14. В зачине, приведенном ниже, используется следующий прием конструирования: "Дует легкий ветерок. Стелется, гнется ковыль. не оторвать взгляда. Эх, уйти бы за седым ковылем далеко-далеко по необозримой степи. Здесь так хорошо! И грустно." Эти строки - начало одного из рассказов новой книги татарского писателя Амирхана Енакиева. Уроженец Башкирии, выросший.., писатель рассказывает о". · цитата. · кульминация. · парадокс. · подведение к вопросу. Тест 15. Ключевыми в следующем абзаце являются слова: "В спорте, как ни в какой области человеческой деятельности, всегда точно, четко решается вопрос: кто победил, кто потерпел поражение. Здесь есть критерии. Именно в спорте люди учатся уважать бесспорную истину, честную борьбу. Победа в спорте - результат очевидной истины". (Ю.Алянский). 1) спорт, вопрос, победа, поражение. 2) область деятельности, критерии, истина, борьба. 3) точно, критерии, бесспорная истина, победа. 4) спорт, вопрос, честная борьба, очевидная истина. |
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|