|
|||
План анализа лирического произведения ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 План анализа лирического произведения 1.Первое впечатление от прочитанного, ассоциации. Смысл заглавия. 2. Тема. Основные образы. 3. Жанровые особенности. Идея. 4. Композиция стих-я. Деление на микротемы. 5. Образ лирического героя. 6. Средства выразительности: - фонетические: аллитерация (повтор одних и тех же согласных звуков), ассонанс (повторение гласных звуков); прием звукописи - лексические: эмоционально-окрашенные слова, книжная/ разговорная лексика; тропы (эпитеты, метафоры, олицетворения, гиперболы, метонимия, оксюморон, ирония, сарказм), лексический повтор; - морфологические: слова какой части речи преобладают, какова их функция; - синтаксические: простые или сложные предложения, односоставные или двусоставные предложения, риторический вопрос, риторическое восклицание ,риторическое обращение, инверсия, градация, синтаксический параллелизм, парцелляция, - прием цветописи. 7. Особенности ритма, рифмы ,стихотворного размера.
Образец анализа __________,_____________,_______ - такая картина возникает в воображении после прочтения стихотворения __________(ФИО автора) «______». Словно вторит ассоциациям читателя название произведения. Предметом изображения поэта становится (является) ____________. Перед нами возникает вереница ярких образов (___________,____________,______________,_________), свидетельствующих о том, что основная тема стихотворения - __________________. Это поэтическое произведение воспринимается как ________________(лирическая миниатюра, дружеское/ любовное/ гражданское послание, пейзажная зарисовка, элегия, анакреонтическая лирика, философское размышление). _____________,_____________ - вот центральные вопросы ,с которыми поэт обращается к читателю. __________(автор)постепенно подводит нас к основной мысли: _______________(сформулировать идею). В композиционном плане стихотворение распадается на ____частей: ___________,_________ (описать микротемы). Развитие сюжета / чувства _________ ( динамично/ статично). Лирический герой стихотворения – человек, который живет сердцем. Ему важно __________________. Онсозерцатель/ активный деятель. Лирический герой тонко чувствует природу: _____________. Для того чтобы ярко, зримо представить описываемое поэт использует широкий арсенал средств художественной выразительности. Стихотворение воспринимается как некое музыкальное произведение: так гармонично и естественно созданы звуковые образы с помощью ассонансов/аллитераций(______________), приема звукописи (______________). Разнообразен и лексический состав произведения. В нем мы находим такие эмоционально-окрашенные слова, как «______», «___» ,позволяющие передать восторг ,умиление, радость/ уныние, печаль/ негодование, злость лирического героя от _________. Автор умело сочетает книжную и разговорную лексику, что позволяет просто , убедительно говорить о такомчувстве/понятии, как _______. Разнообразны и использованные _________(автор) тропы. Яркие эпитеты («____», «__») подчеркивают ____________, метафоры («____________», «_____») помогают образно представить ___________..... В стихотворении преобладают имена существительные/ прилагательные/ глаголы ,что позволяет сосредоточить внимание на рисуемых поэтом картинах, динамике событий/чувств. Среди синтаксических средств выразительности можно отметить использование риторических восклицаний («______!»), передающих чувство ____________; инверсию («_________»), обращающую внимание читателя на слове «________»….. Поражает и цветопись стихотворения: ____________(прокомментировать). Обилие (или сочетание) простых/ сложных, односоставных/ двусоставных предложений способствует передаче ритмико-мелодической структуры стиха: от замедленного темпа строк ___строфы к быстрому темпу ___строфы. Поддерживается ритмический рисунок стиха и стихотворным размером - _________(ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест). Мелодика стихотворения минорная/ мажорная. _________________(привести свои ассоциации: может быть, колокольные перезвоны, мелодия вальса, марша, ностальгическая мелодия…). Рифма , используемая в стихотворении – женская/мужская; рифмовка ___________( смежная, кольцевая, перекрестная). Мастерство автора состоит в том, что он гармонично соединил форму и содержание, подчинив их раскрытию темы и идеи стихотворения.
|
|||
|