Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПЛАН АНАЛИЗА ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА



ПЛАН АНАЛИЗА ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА

1. История создания произведения.

2. Жанр произведения.

3. Тема (определяется при беглом чтении через повторяющиеся слова, отвечает на вопрос - о чем этот текст?)

4. Название произведения.

5. Эпиграф (цитата, отрывок из какого-то произведения, пословица или др., в котором заложена основная мысль текста).

6. Идея (мысль) определяется при вдумчивом чтении через авторские слова, отвечает на вопрос зачем автор написал этот текст? что хотел передать?

7. Проблематика текста (ответы на вечные вопросы):

-проблема поиска положительного героя (А.С. Грибоедов «Горе от ума», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», А.С.Пушкин «Евгений Онегин», И.С. Тургенев «Отцы и дети», И.А. Гончаров «Обломов», Л.Н. Толстой «Война и мир», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»...);

-проблема смысла жизни / счастья (те же);

-проблема чувства и долга (если уже, то проблема любви) (те же, М.А. Булгаков);

-проблема отцов и детей (А.Н. Островский «Гроза», И.С. Тургенев «Отцы и дети», Л.Н. Толстой «Война и мир», А.П. Чехов «Вишнёвый сад», М.А. Шолохов «Тихий Дон»);

-проблема войны и мира /добра и зла / дружбы и предательства (И.С. Тургенев «Отцы и дети», И.А. Гончаров «Обломов», Л.Н. Толстой «Война и мир»).

8. Сюжетная схема: -пролог* (греч. лроАоуод — предисловие) — вводная часть какого-либо текста, введение, предисловие;

-вступление:

•экспозиция* (условия и обстоятельства, которые привели к возникновению конфликта);

•завязка * (начало/проявление/обострение конфликта);

- развитие действия;

-кульминация (самый напряжённый момент);

- развязка (окончание/разрешение конфликта);

-эпилог* (описание событий через некоторое время).

9. Композиция:

-количество частей в произведении;

-количество сюжетных линий (выделить, пронумеровать и назвать для каждой линии действующих лиц, события):

1) Базаров - братья Кирсановы (социально-политический конфликт): экспозиция (приезд и знакомство), завязка (спор), кульминация (дуэль), развязка (смерть);

2) Базаров - Одинцова (любовный конфликт): экспозиция, завязка (первый приезд к родителям), завязка (приезд в Никольское), кульминация (признание), развязка (прощание, смерть);

3) Базаров - родители (конфликт поколений): экспозиция, завязка (первый приезд к родителям), кульминация (разговор о том, что Базаров заразился при вскрытии), развязка (смерть), эпилог (посещение родителями могилы сына).

9. Композиция:

-соблюдение причинно-следственной зависимости, хронологии; -соблюдение причинно-следственной зависимости, хронологии;

-последовательность и взаимосвязанность всех частей произведения (разделов, вводных эпизодов, сцен, лирических отступлений, картин, образов), разворачивание действий, группирование и расстановка персонажей;

- способы компоновки художественного мира: портрет, пейзаж, интерьер, лирические отступления; лейтмотивы...;

-способы изображения событий: рассказ, описание, повествование, монолог, диалог, полилог, внутренний монолог, реплика, ремарка, «поток сознания», примечания автора, комментарии;

-точки зрения субъектов произведения: автора, рассказчика, повествователя, персонажей..

10. Образная система (система действующих лиц) —главные и второстепенные герои:

- место и роль каждого персонажа, его функция;

- характеры;

- взаимоотношения между персонажами;

- типичность/уникальность героев и другое...

11. Индивидуальный стиль писателя (специфика письма):

- определение мировоззрения, - жизненный опыт,

- характер,

- общая культура через выбор темы и её раскрытие,

- разработка или использование любимых жанровых форм,

- язык, - использование художественных средств.

12. Литературное направление:


- классицизм,- сентиментализм,- романтизм,

- реализм (критический, магический (Г.Г.Маркес «Сто лет одиночества», Ф.Кафка «Превращение»), социалистический, неореализм),

- натурализм,

- символизм,

- импрессионизм (Ги де Мопассан, О.Уайльд..)

- авангардизм, модернизм,

- постмодернизм, экзистенциализм, «театр абсурда», «школа потока сознания» (Джойс «Уллис», Пруст, Т.Манн, У. Фолкнер.).


13. Художественные приёмы:


- антитеза;- юмор, сатира;- гротеск;- фантастика;


- психологизм (изображение поступков героев, их переживаний (исповедь, монолог, диалог, авторская речь, комментарий, мнения других персонажей); - роль художественных деталей для характеристики героев).

14. Полемика вокруг произведения, точки зрения критиков и современников.

15. Актуальность произведения.

 

План комплексного анализа прозаического текста

1. Тема, идея, проблематика. НАЗВАНИЕ!

2. Композиция.

3. Хронотоп (художественное время и художественное место)

4. Система образов, характеристика главных героев (анализ «говорящих» фамилий, портретных зарисовок, отношений между героями, поступков героя, его речи, авторского отношения к герою).

5. Особенности художественного мира: портрет, пейзаж, интерьер, худ.детали, мотивы...;

6. Литературные параллели.

7. Значение произведения в литературе.

 

Примерный образец

 

В предложенном тексте говорится о__________ (коротко пересказать). Главное внимание читателя ________ (ФИО автора) сосредотачивает на теме __________. Раскрывая ее, автор поднимает следующие проблемы: _____________. Всем ходом повествования, отбором художественных деталей, яркими образами героев писатель утверждает основную мысль - _____________ (сформулировать идею). На мой взгляд, само название произведения отражает тему/идею, так как _____________.

Композиция произведения ____________ (линейная, зеркальная, ретроспективная). ___________ - такова экспозиция анализируемого произведения. Завязкой действия является_____________. Далее детально (кратко, штрихами) говорится о _____________. Наибольшего накала повествование достигает при ____________ (это и есть кульминация произведения).

Повествование в тексте ведется от _______(первого, третьего) лица. (Если от лица героя)Автор доверяет функцию рассказчика герою (героине), которая рассказывает о произошедшем эмоционально , достоверно. (Если от лица рассказчика, не являющегося действующим персонажем) Рассказчик объективно говорит о случившемся, скрыто (явно) давая свою оценку событиям и героям : _________ (пояснить , как он к кому-то и чему-то относится, что осуждает , чему симпатизирует).

Основная форма речи – диалог/ монолог/полилог, позволяющий увидеть разные позиции по вопросу _________/ проследить за мыслями героя по поводу ___________ и понять, что его мировоззрение под воздействием _________ претерпело изменения/ осталось неизменным.

Время действия - ________________(указать историческую эпоху, время года, какой временной период описан). Место действия - __________________(отметить, что дано: сужение или расширение пространства).

Конечно, для постижения смысла произведения важна созданная __________(ФИО автора) система образов ,среди которых можно выделить главных ( _______, перечислить их) и второстепенных (____________) героев.

Именно на образе _______решается основная тема произведения. Это человек , для которого свойственно ____________: «_____Процитировать отрывок из текста_______». Уже в его портрете мы угадываем такие качества характера ,как __________. Не менее ярок и психологический портрет __________(имя героя): __________________(описать чувства, эмоции героя в разных ситуациях). Речевая характеристика героя (употребление книжной/ просторечной лексики, фразеологизмов, пословиц) говорит о его образованности/ близости к простому народу.

_______(имя героя) противопоставлен ____________. Это ____________________. Он говорит о_________(описать систему взглядов героя, используя цитирование).

Отношение автора к героям однозначно/неоднозначно: ____________(пояснить).

Говоря о __________(имя героя) ,вспоминается ___________ , герой произведения «_________» ________(ФИО автора). Их сближает ________________ .

Немаловажную роль в раскрытии образов героев играет пейзаж. ________________ (описать эпизод , охарактеризовать средства выразительности, их функцию).

«_________»(название анализируемого произведения), словно одна из картин литературной галереи, ярко и образно говорит о __________________.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.