Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Необходимое. Структура по Гилланду



Необходимое

1. Разработку концепции мотивации педагогов к осуществлению

консультационной деятельности и освоению основ консультационной

культуры.

2. Формирование у руководителей учреждений и органов управления образованием специальной компетентности, позволяющей осуществлять педагогическое и управленческое консультирование.

3. Разработку и осуществление учебных и внеучебных проектов, в

которых консультационные умения и навыки могли бы помочь учащимся и их родителям в решении социально-значимых проблем.

4. Создание системы подготовки и повышения квалификации педагогов-консультантов, развитие сети консультационных и супервизорских служб .

"Продукт консультирования- совет, который дают клиенту или, если основной акцент делается на внедрение, изменение, которое реально имеет место в организации работы клиента и обусловлено вмешательством консультанта

Структура по Гилланду

1) исследование проблем (консультант фиксирует возникшую у клиента проблему);

2) двумерное определение проблем (консультант дает точную характеристику проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные ее аспекты, и на этой основе достигает единого с клиентом понимания проблемы);

 3) идентификация альтернатив (консультант составляет письменный список вариантов решения проблемы, побуждая клиента выдвигать дополнительные альтернативы);

4) планирование (консультант помогает клиенту выбрать наиболее реалистичное решение проблем);

5) деятельность (консультант способствует реализации плана решения проблемы и помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, возможных трудностей и неудач);

6) оценка и обратная связь (консультант совместно с клиентом оценивает степень реализации цели)

В.Ю.Меновщиков указывает на приводимую в ряде литературных источников пятишаговую поэтапную модель процесса консультирования:

1 этап – установление контакта и ориентирование клиента на работу;

2 этап – сбор информации о клиенте, решение вопроса о том, "в чем проблема";

3 этап – осознание желаемого результата, ответ на вопрос: "Чего Вы хотите добиться?";

4 этап – выработка альтернативных решений, которую можно обозначить как: "Что еще мы можем сделать по этому поводу?";

5 этап –обобщение консультантом в форме резюме результатов взаимодействия с клиентом

Контактконтракт- Прояснение ситуации- Диагноз- Взвешивание альтернативных решений Рекомендации- Последействие

Так, Г.С.Абрамова, описывая позиции взаимодействующих в ситуации консультирования, выделяет:

Контактконтракт

Прояснение

ситуации

Диагноз

Взвешивание

альтернативных решений

Рекомендации

Последействие

1. Взаимодействие на равных.

2. Взаимодействие с позиции "сверху".

3. Взаимодействие с позиции "снизу" (1, 174-175).

В.Ю.Меновщиков классифицирует позиции, обусловленные содержанием деятельности консультанта, следующим образом

1. Консультант-советчик – дает клиенту информацию, прямые

советы. Несмотря на пренебрежительное отношение к советам среди

большинства российских психологов, следует признать, что совет

иногда является единственным возможным решением ситуации.

2. Консультант-помощник – оказывает помощь клиенту в нахождении "инсайта", внутреннего решения, в актуализации имеющихся

внутренних резервов и т.п. Эта позиция наиболее приветствуема как в

литературе, так и в современной практике психологического консультирования.

3. Консультант-эксперт – показывает клиенту возможные варианты решения проблемной ситуации, оценивает их совместно с клиентом и помогает ему выбрать наиболее адекватные

Эффективность консультационных услуг во многом обусловлена выбором типа консультирования. Этот выбор должен осуществляться

с учетом ряда факторов, отражающих характер и содержание решаемых проблем, особенности образовательного учреждения, профессиональные возможности и личностные качества консультанта

Информационно-экспертное консультирование основано на том, что консультант отвечает на вопросы, которые ставит перед ним клиент. Предполагается, что в качестве консультанта выступает специалист, располагающий информацией и обладающий знаниями, которые позволяют предложить способ решения задачи, самостоятельно сформулированной клиентом. При этом от консультанта, как правило, не требуется анализа ситуации, так как консультирование осуществляется по поводу стандартных проблем, не связанных с конкретными условиями деятельности педагога.

В диагностическом консультировании консультант должен не только разработать рекомендации, но и определить саму проблему, поскольку изначально она не ясна. Функции клиента состоят в том, чтобы создать необходимые условия для проведения консультантом диагностических исследований и обеспечить реализацию внесенных им предложений.

Процессное консультирование (консультирование по процессу) предполагает более тесное взаимодействие клиента и консультанта, которые создают единую команду для совместного решения проблемы. В рамках команды "клиент - консультант" формулируется задача и разрабатывается схема ее решения. Важным отличием данной модели консультирования от предыдущих является то, что ее реализация предполагает непосредственное участие консультанта в осуществлении принятых решений.

Лечебная или оберегающая модель консультирования предполагает осуществление взаимодействия с клиентом в обстановке особого психологического комфорта, постепенное снятие напряжения и коммуникативных трудностей, щадящее педагогическое воздействие, обеспечивающее психотерапевтический эффект, ориентацию на типологические особенности личности консультируемого, его внутренний мир и его "Я-концепцию", а также на специфические черты профессионального поведения

Для эмпатического слушания важно создание адекватной ситуации ведения беседы (благоприятная психологическая атмосфера, отсутствие цейтнота, открытое позиционирование, соответствующие мимика и жесты, уход от формальных ролей).

Открытые вопросы помогают консультанту лучше понять личностные особенности клиента, а также содержание проблемы, с которой он обратился к консультанту. Уточняющие вопросы типа: "Правильно ли я Вас понял, что…? Не могли бы Вы привести конкретный пример?" демонстрируют заинтересованность консультанта в знании деталей анализируемой ситуации, его готовность к кооперации с клиентом. Вместе с тем не следует злоупотреблять большим количеством вопросов, ибо это может превратить диалог с консультируемым в вопросно-ответное упражнение, напоминающее работу учителя, ведущего опрос на уроке. Еще менее уместны вопросы консультанта, начинающиеся с вопросительного слова "почему": "Почему Вы так поступили?", "Почему Вы ни с кем не посоветовались?" Такие вопросы ставят клиента в позицию оправдывающегося и его дальнейшие высказывания часто не отражают ситуацию затруднения, с которой он столкнулся, а представляют собой набор аргументов, призванных показать его позицию в лучшем свете и отразить таким образом вербальную атаку консультанта

Воспроизведение мыслей предполагает понимание субъективных установок, мотивов поведения клиента, личностного восприятия и картины окружающего мира

Важным элементом этого блока является структурирование.

Как специалист в области сопровождения консультант не может

допустить хаотичного, бессистемного протекания консультационной

беседы. Исходя из этого перед ним встает задача ее формального и

содержательного структурирования. Формальное структурирование

предполагает выделение и соблюдение нескольких фаз консультационного взаимодействия, а содержательное – определение ключевых

проблем и поиск соответствующих решений. В практике консультирования оправдали себя следующие фазы процесса консультирования.

1. Описание проблемы. В этой фазе клиент описывает причины своего обращения к консультанту. Консультант с помощью активного слушания поддерживает стремление клиента к откровенным высказываниям и продолжению диалога. Повторение консультантом мыслей, чувств и пожеланий клиента помогает последнему заострить внимание на существе проблемы и более логично оформить свои высказывания. Систематические обобщения после продолжительных фрагментов беседы делают возможным целостное представление проблемы и позволяют решить, в какой последовательности будут обсуждаться те или иные аспекты проблемы и располагают ли субъекты консультирования достаточной информацией для перехода к следующей фазе.

2. Анализ проблемы. В этой фазе речь идет о поиске причин произошедшего, причем не рекомендуется останавливаться только на одной причине возникшей проблемы, а следует обсудить более широкий спектр возможных причинно-следственных связей.

3. Постановка поведенческих задач. В третьей фазе клиент в состоянии более точно, чем в начале процесса консультирования, охарактеризовать те изменения, к которым он стремится. Затем определяется последовательность задач, которые необходимо решить клиенту для достижения этих изменений.

4. Планирование изменений. В этой фазе определяются конкретные действующие лица, обеспечивающие желаемые изменения, а

также сроки, в которые эти изменения должны произойти.

5. Анализ и оценка изменений. Консультационный процесс требует определенного последействия.

На завершающем этапе необходим подробный анализ и оценка изменений, произошедших в результате консультационного взаимодействия. Консультант и клиент выявляют ряд нерешенных проблем, которые требуют дальнейшего внимания и целенаправленных действий с обеих сторон.

Поиск путей решения проблемы не должен превратиться в "неиссякаемый" поток предположений со стороны консультанта, поскольку

клиенту необходимо всесторонне оценить каждую альтернативу, чтобы сделать осознанный выбор с учетом своих личностных и профессиональных возможностей для реализации предложений консультанта.

Следующий элемент - предъявление собственной позиции. Спецификой педагогического консультирования являются ожидания клиента услышать от педагога-консультанта однозначно высказанную

позицию по поводу решения той или иной проблемы. Такие ожидания

базируются на наивных представлениях о том, что консультант должен знать ответы на все вопросы и всегда быть готовым представить образцы необходимого поведения.

Прояснение ролевой позиции. Особенностью педагогического консультирования является полиролевая позиция консультанта, который, с одной стороны, выступает как педагог, учитель, наставник, постигший истину и передающий ее другим, а с другой – как модератор, помогающий клиенту самостоятельно найти эту истину. В этой связи важным элементом кооперативного собеседования является прояснение ролевой позиции консультанта, которому необходимо определить каковы ожидания клиентов относительно его роли

Помимо прояснения ролевых позиций педагогу-консультанту необходимо выявить характер возникающих в процессе консультирования помех, примерами которых могут быть:

- неудовлетворенность клиента ходом консультационной беседы,

выраженная в прямой или косвенной форме;

- отклонение клиентом всех предложений консультанта без выдвижения собственных альтернатив;

- непродуктивность беседы, протекающей по замкнутому кругу;

- сомнение клиента в компетентности консультанта и в его возможности оказать реальную помощь;

- возникновение различного вида коммуникативных препятствий.

В зависимости от характера консультирования и личностных особенностей клиента и консультанта консультационный процесс может

протекать по-разному, как в смысле продолжительности, так и содержания.

Несмотря на эти различия, многие авторы формулируют единые

требования к лечебной модели консультирования. К таким требованиям можно отнести:

1) создание благоприятного сопутствующего фона для проведения беседы, исключающего наличие внешних помех несанкционированного вмешательства в процесс консультирования, коммуникативных помех, и предполагающего рациональное позиционирование участников беседы, соответствующую расстановку мебели;

2) конструирование доверительных отношений между консультантом и клиентом, на которое, согласно W.Neubauer, могут повлиять

готовность консультанта к открытой и доброжелательной коммуникации (42);

3) установление кооперативных связей в тандеме "консультант - клиент", разработка совместных стратегий постановки целей и определения действий и их последовательности, обеспечивающих разрешение проблем.

Другие ценностные ориентиры заложены в модели барьерного консультирования. Если ядром лечебной модели было психотерапевтическое воздействие педагога-консультанта в условиях психологического комфорта и снятия трудностей, то стержнем рассматриваемой модели является барьер как средство актуализации и концентрации внутренних потенций клиента, аккумуляции его природных сил и энергии, усиление и регулирование его адаптационных возможностей.

"барьер" (от франц. barriere – преграда, препятствие) в психологическом значении рассматривается как своеобразная реакция человека на это препятствие, сопровождающаяся возникновением напряженного психического состояния

возникновение барьеров обусловлено чувственной практической деятельностью, в которой люди вступают в практический контакт с предметами окружающего мира, испытывая на себе их сопротивление и воздействуя на них, подчиняясьих объективным свойствам и законам

Преодоление может осуществляться посредством двух форм активности

– приспособления и преобразования. Приспособление является пассивной формой преодоления. Преобразование в процессе преодоления способствует развитию и поэтому является главным для человека.

Процесс преодоления барьеров имеет три взаимосвязанные стороны: эмоционально-волевую, познавательную и операционноповеденческую. Следовательно, познание (отражение) составляет

один из трех аспектов и в то же время один из инструментов преодоления. Психика функционирует и развивается как средство преодоления барьеров. Отражение – не самоцель, а средство.

Барьеры существуют везде, где взаимодействуют какие-то силы, движения, объекты, независимо от природы. Барьер – это фактор, сопротивляющийся какому-то движению или тенденции. Любая целостная система, состоящая из элементов, обязана своему существованию барьерам, препятствующим ее распаду. В социальной жизни барьеры регулируют жизнедеятельность человека, облекаясь в форму различных запретов, требований, норм, законов, обычаев, традиций и др



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.