Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Консультирование. Добровольный характер. Суубъекты взаймодейсвия независимы. Характеристики процесса консультирования. Принципы



Консультирование

Добровольный характер

Суубъекты взаймодейсвия независимы

Характеристики процесса консультирования

1. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.

2. Консультирование помогает обучаться новому поведению.

3. Консультирование способствует развитию личности.

4. В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.

5. Сердцевиной консультирования является "консультативноевзаимодействие" между клиентом и консультантом .

В этом же ключе C.Rogers выделил три основных принципа консультирования:

- каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;

- каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;

- каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения

Принципы

Принцип добровольности предполагает, что клиент сам решает вопрос о необходимости обращения к консультанту, выбирает специалиста, форму и продолжительность консультирования, а также определяет, в какой мере полученные им рекомендации могут быть использованы в реальных ситуациях профессиональной деятельности.

Принцип равноправия сторон предполагает равную ответственность клиента и консультанта за успех консультационного процесса

Путь консультирования - не трансляция готовых образцов профессионального поведения, а выработка новых моделей, ориентированных на профессионально-личностные возможности клиента

Принцип вариативности предполагает, что консультирование носит ситуативно меняющийся характер, существенно ограничивающий возможность выделения универсальных способов решения проблем клиента, пригодных для всех ситуаций. Педагогические ситуации являются чрезвычайно разнообразными и динамичными. Действительность образования представляет собой живую ткань, которая не вписывается в жесткие рамки, и не позволяет предлагать клиенту стандартные рецепты профессионального поведения. Практика консультирования не может быть сведена к разработке готовых рецептов, а побуждает специалистов к самостоятельному анализу и постоянной рефлексивной деятельности, ибо не может быть одинаковых клиентов, одинаковых проблем и ситуаций консультирования, а значит, и одинаковых консультационных услуг

Принцип профессиональной этики рассматривает в качестве условия эффективного консультирования соблюдение этических норм, исключающих манипулирование клиентом, саморекламу консультанта, навязывание консультируемому субъективных профессиональных позиций и оценок.

Принцип независимости консультанта исходит из того, что впроцессе консультирования педагог-консультант должен абстрагироваться от других социальных ролей, которые он выполняет

принцип исключает возможность консультирования по поручению, ибо такой процесс игнорирует субъектную позицию участников консультационного взаимодействия, а по своему характеру напоминает коалиционное манипулирование, о котором речь пойдет ниже.

Принцип конфиденциальности провозглашает недопустимость разглашения доверительной информации, полученной консультантом в процессе взаимодействия с клиентом.

Принцип кооперации предполагает, что консультант при столкновении со сложной и многоаспектной проблемой консультируемого должен адекватно оценивать границы собственной компетентности и в случае необходимости использовать возможности более опытного консультанта-супервизора или консультационного консилиума, в котором может быть представлены специалисты различных профилей (педагоги, врачи, юристы, психологи и т.д.)

Универсалы и специалисты в процессе своей деятельности формируют фонды методов и методик, позволяющие быстро и качественнее решать проблемы клиентных организаций. К принципу кооперации примыкает принцип взаимодополнения внешних и внутренних консультантов. Внутренние консультанты являются сотрудниками клиентной организации и оказывают консультационную помощь своим коллегам. как правило, сочетая консультационную работу с осуществлением непосредственной педагогической или управленческой деятельности.

Внешние консультанты работают с клиентной организацией на основе контракта. Выбор внешнего или внутреннего консультанта является для педагогического коллектива и его администрации непростой задачей, поскольку и та, и другая категория консультантов имеют свои преимущества и слабые стороны.

Внутренние консультанты всегда доступны для клиента. Они приступают к работе по мере возникновения проблем, могут незамедлительное приступить к оказанию консультационных услуг, не тратя время на знакомство с организацией, сбор и обработку предварительной информации об объектах консультирования и характере возникающих у них затруднений, могут в большей степени рассчитывать на доверие персонала клиентной организации, ибо конфиденциальная информация, получаемая в процессе консультирования, не выходит за ее пределы, а они сами как сотрудники образовательного учреждения чувствуют большую степень ответственности за результаты своей деятельности

Немаловажным обстоятельством является меньшая затратность внутреннего консультирования.

Вместе с тем внутреннее консультирование имеет и ряд существенных недостатков. Прежде всего следует отметить определенную зависимость внутренних консультантов как от администрации школы, так и от различных неформальных микрогрупп внутри педагогического коллектива

 

. Над консультантами часто давлеют сложившиеся стереотипные представления о характере профессиональной деятельности своих коллег, их профессионально-личностных качествах, причинах возникающих в организации конфликтов. Статус консультантов, их позиции в иерархии управления ограничивают масштабность и глубину их профессиональной деятельности.

Профессиональный опыт консультантов во многом ограничен рамками клиентной организации, что обрекает их на определенный консерватизм, сужает спектр инновационных идей, которые могут быть использованы в консультационной работе

Внешние консультанты обладаю большей независимостью. Они свободны от давления администрации школы и отдельных сотрудников клиентной организации. Более обширный профессиональный опыт и имидж независимого эксперта помогают им глубже вникнуть в характер и причины возникающих профессиональных проблем и оказать квалифицированную помощь в их разрешении. Внешние консультанты привносят в организацию новые образцы поведенческого репертуара учителя, обучают сотрудников нетрадиционным способам решения профессиональных задач. Работа внешних консультантов помогает преодолевать застойные явления в деятельности школы, способствует процессу ее интенсивного развития. Внешние консультанты, как правило, осуществляют свою деятельность на профессиональной основе и в значительной мере освобождены от выполнения других обязанностей, что способствует повышению уровня их профессионального мастерства, позволяет специализироваться в различных областях консультационной деятельности.

внешние консультанты сталкиваются с такими неизбежными проблемами как необходимость длительного изучения объектов консультирования, значительные затраты времени на сбор и предварительную обработку информацию о характере проблем, возникающих у клиентов

В практической деятельности образовательных учреждений возникают ситуации, требующие одновременного привлечения как внутренних, так и внешних консультантов. К таким ситуациям относятся:

- осуществление крупного инновационного проекта, имеющего

разноплановые цели и охватывающего различные аспекты деятельности школы,

- проведение аккредитации или аттестации образовательного учреждения;

- разработка программы развития школы;

- проведение опытно-экспериментальной работы, охватывающей

деятельность большинства педагогов;

- возникновение кризисных явлений в развитии школы, требующих быстрого и квалифицированного реагирования

Использование принципа взаимодополнения внешних и внутренних консультантов позволяет повысить качество консультационных услуг за счет более быстрой адаптации внешних консультантов к клиентной организации, перераспределения ролей, повышения квалификации внутренних консультантов в процессе их взаимодействия с внешними специалистами

Инвидуализм-неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека. В самом общем плане индивидуальность в качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качественных отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их.

Поскольку учет индивидуальности клиента является важным условием обеспечения эффективности консультационного взаимодействия, консультанту необходимо знать основные подходы к этой категории, разработанные в современной науке.

Индивидуальность —это "человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей", она "проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида

принцип индивидуальности предполагает учет в консультационной практике типологических характеристик личности клиента, особенностей его коммуникационной культуры, уровня социальной компетентности, статусно-ролевых позиций в детском или

педагогическом коллективе, мотивационную готовность к получению консультационной или иной поддержки, способность самостоятельно преодолевать трудности.

Исходя из положения об индивидуализации, в рамках аксиологического и деятельностно-технологического подходов к консультационной культуре, можно назвать принципиально различающиеся модели консультационного взаимодействия:

- по ценностным основаниям выделяются лечебная (оберегающая) и барьерная (преодолевающая);

- по ролевой позиции консультанта – инструктирующая (консультант – автор готового рецепта) и побуждающая (консультант инициатор поиска самостоятельного решения);

- по форме взаимодействия - актуализирующий диалог и сценическое консультирование.

Раскрытие сущности консультационной культуры не ограничивается рассмотрением различных моделей консультационного взаимодействия, но и предполагает осмысление различий между подлинным

консультированием как видом сопровождения клиента и "квазиконсультированием", представляющим собой ситуативные советы и рекомендации лица, выступающего в роли "квазиконсультанта", сопровождаемые негативной оценкой деятельности "квазиконсультируемых". Причем в роли последних могут выступать как педагоги, получающие рекомендации со стороны руководителей школы и инспекторов ("Вам следует больше использовать методов активного обучения, стимулирующих познавательный интерес детей"), так и учащиеся, получающие директивные указания со стороны учителя

Квазиконсультированиеимеет отрицательный педагогический эффект, поскольку оно погружает консультируемого в психологически неблагоприятную ситуацию, сопровождаемую эмоциональным напряжением, связанным с негативной оценкой его поведения или деятельности. Это затрудняет поиск рациональных решений в создавшейся ситуации, поскольку рекомендация консультанта воспринимается либо пассивно, либо отчужденно.

Негативный эффект усиливается временным дефицитом, в условиях которого проходит квазиконсультирование. Консультируемому кажется, что над ним вершат "скорый суд", проводят с ним не личностно-ориентированную консультацию, а дают общие стандартные рекомендации, не имеющие особого смысла для реальной практики.

Квазиконсультирование воспринимается как акт формальной коммуникации, игнорирующий личностные особенности консультируемого, его позицию, мнение, отношение к происходящему

Квазиконсультирование может осуществляться и в форме коалиционного манипулирования, которое предполагает образование коалиции "заказчика" и "исполнителя"  с целью оказания целенаправленного воздействия на третье лицо – "клиента" . Коалиционное манипулирование достаточно часто встречается в практике работы с различными категориями консультируемых: с детьми, родителями, педагогами и т.д.

1. Заказчик заинтересован в изменении поведения, позиции, отношения некоего объекта его внимания.

2. Заказчик, осознавая свой субъективный интерес и четко представляя цель воздействия на интересующий его объект, уклоняется от прямого контакта с ним. Причинами такого уклонения могут быть: нежелание открыто демонстрировать свою позицию, психологическая несовместимость с объектом воздействия, коммуникативные барьеры,

отсутствие профессиональных навыков консультирования и др.

3. Заказчик дает поручение лицу (заключает своеобразный контракт), которое он выбирает в качестве консультанта, осуществить по отношению к третьему лицу акт целенаправленного воздействия (квазиконсультирование) в целях изменения его поведения в желаемом для заказчика направлении.

4. Квазиконсультант изучает особенности квазиклиента, подбирает адекватные формы работы с ним и информирует заказчика о результатах выполненного поручения.

Независимо от исхода акта коалиционного манипулирования коалиция "заказчик - исполнитель" распадается и при необходимости может быть вновь создана в том же или другом составе.

Коалиционное манипулирование не соответствует общим принципам консультационной культуры по следующим причинам: как консультант, так и консультируемый лишены самостоятельности в принятии решения, ибо консультант навязывает клиенту определенный образец поведения, который соответствует полученному заказу.

При этом игнорируются индивидуальные цели клиента, его понимание возникшей ситуации, возможность использования различных альтернатив.

Современные концепции консультационной культуры исходят из того, что консультирование – есть наука, которую можно постичь, искусство, которым можно овладеть. Эти наука и искусство подвластны не только психологам, но и другим специалистам



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.